КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Рыночное обеспечение
Сущность рыночного влияния на ЭСХД в основном заключается в первоначальной продаже (первоначальном распределении) государственными органами прав на определенное нарушение природной среды или на установленный объем использования природных ресурсов с последующей свободной продажей, покупкой, арендой этих прав на рынке (по рыночно устанавливающимся ценам). Государственные или местные органы, занимающиеся вопросами сохранения природной среды, выпускают на рынок определенное количество разрешений в пределах установленных объемов, концентраций, времени. Например, разрешение на загрязнение окружающей среды – которое дает право осуществлять выброс (сброс) в пределах купленного лимита. Виды таких рыночных отношений разрешаются в пределах определенных зон или между группами участников ХД одного типа, независимо от их местоположения. Общий принцип этих рыночных сделок можно рассмотреть на следующем примере: в случае введения в строй нового предприятия в регионе, в котором объем выбросов уже установлен, необходимо сократить выбросы работающих предприятий на величину предполагаемого выброса нового предприятия. Это невозможно сделать при командно – административном подходе, а при рыночном, предприятие добившееся этого снижения могут продать новому предприятию часть сэкономленных «прав на загрязнения» и таким образом обеспечить ввод его в эксплуатацию. Эти права могут купить и другие нуждающиеся в дополнительном выбросе предприятия и обеспечить тем самым свою ХД. Такая деятельность позволяет достичь установленных стандартов качества природной среды с меньшими индивидуальными затратами, поскольку предприятия нашедшие эффективные методы снижения нарушения природной среды или использования природных ресурсов могут продать излишки своих прав и вернуть часть часть своих средств, затраченных на разработку новых технологий. Выгодна такая сделка и предприятиям которые покупают эти права, так как для них разработка и внедрение своих природоохранных мероприятий в ХД обойдется дороже чем покупка этих прав. При этом государственные службы не несут расходы на осуществление природосберегающих мероприятий. Рыночный механизм защиты атмосферного воздуха демонстрирует«бабл – принцип) (принцип купола, пузыря) при котором многочисленные источники загрязнения атмосферного воздуха над определенной промышленной территорией считаются единой регулируемой системой. Этой системе устанавливают общий допустимый уровень загрязнения. В дальнейшем источники выбросов в результате купли – продажи прав находят наиболее экономически выгодный для всех способов обеспечения заданного объема выбросов. Например, если на одной территории расположена крупная электростанция и ряд мелких котельных, то снижение выбросов окиси серы и азота относительно дешевле проводить на крупном источнике, а его сэкономленные резервы загрязнения покупать мелким источникам (котельным). При осуществлении «Бабл – принципа» соблюдаются три следующие требования: - суммарный выброс для каждого вида загрязняющего вещества не должен возрастать; - суммарная нагрузка на воздушную среду не должна увеличиваться; - запрещаются сделки токсичным, опасным и некоторым предварительно (специально) оговоренным веществам. Экологические банки, созданные для улучшения рыночных отношений в области ЭСХД, осуществляющих прием – выдачу вкладов в виде сокращенных выбросов. Эти операции могут осуществлять как сам вкладчик, так и другие участники ЭСХД. Банки осуществляют не только прием – выдачу прав, они, а не государственные органы, выполняю учет и погашение прав на нарушение природной среды. Эти Банки могут также представлять предприятиям – загрязнителям более дешевые временные права на выбросы, но они обязаны после купленного кратковременного загрязнения не увеличивать свои выбросы выше установленных норм. Работа банков также предусматривает и свои требования природной среды следующие ограничения для банков: - помещение выбросов в банк ограничивается временным интервалом; - сокращение выбросов (сбросов), требуемых природоохранными государственными правилами не подлежат помещению в банк. Работа банков прав на загрязнение вызвала необходимость создания посреднических организаций типа бирж, где осуществляются сделки по купле – продаже. Экобанки по сути являются лишь торговыми посредниками на рынке нового вида «ценных бумаг» - разрешений на загрязнение окружающей среды и не выполняют банковских функций, таких как предоставление денежного кредита, и привлечения денежных вкладов и т. д. Вероятно, что при создании таких экологических банков необходимо накапливать не только средства определенных вкладчиков, но и платежи за нормативный и сверхнормативный сброс, вносы на развитие региональных систем охраны природы суммы амортизаций очистных сооружений, займы на природоохранные цели и др. В этом случае банк будет иметь возможность выдавать кредиты или беспроцентные ссуды на ЭСХД и определять приоритетные направления сохранения природной среды. Рыночный подход к управлению отходами демонстрируется работой бирж отходов которые занимаются сбором, обработкой и распространением информации об образующихся в регионе отходах (об их объеме, составе, физических свойствах). Биржи становятся посредниками между производителями отходов и их потенциальными потребителями, увеличивают возможности утилизации отходов. Например, если необходимо сортировать, разделять или иным способом обработать отходы, то у двух, трёх и более предприятий (потребителей отходов и их производителей) больше возможностей сделать это дешевле, чем у одного. К тому же обмен отходами, как правило не требует создания дополнительных звеньев в сложившейся производственной структуре региона. Развитие рыночных отношений в этой области выработало и свои цены на отходы. Известно два вида таких цен: позитивные и негативные. Позитивные - это цены, по которым происходит купля-продажа отходов пригодных для производственного потребления без предварительной подготовки. Негативные цены - плата производителей отходов предприятию, забирающему отходы, которые можно употребить лишь после их переработки и требующих дополнительных затрат. Подобный рыночный подход оправдывает себя, так как за размещение отходов на свалках и вызванное при этом загрязнение среды необходимо платить гораздо большие суммы. Например, в США стоимость размещения 1 тонны твёрдых отходов на свалках достигает 100 долларов, а особо опасных 2500 долларов. Основными результатами внедрения экономических методов воздействия на ЭСХД стали: - внедрение новых экономичных, малоотходных технологий; - сокращение расходов государственного и местных бюджетов за счёт переложения тяжести экологической ответственности на предприятия; - экономное расходование ресурсов вследствие изменения принципов ЭСХД; - выгодность переориентация инвестирования ЭСХД; --снижение государственных расходов.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 512; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |