Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Место транспорта Украины в мировой транспортной системе




Современное состояние и перспективы развития транспорта Украины

Железнодорожный транспорт является наиболее развитым в Украине, по общем длине путей он занимает четвертое место в мире (после США. России и Канады). По грузообороту он выполняет основные объемы перевозок - 40-50 % (даже в год наибольшего спада 1997 г. свыше 40 %), а по пассажирообороту является неоспоримым лидером — на него приходится 50-70% общего объема перевозок. При большой разветвленности путевой сети, большая половина которой — путевая сеть предприятий и организаций, значительный пооцент составляют электрифицированные участки (около 40 %), двух- и многопутевые участки (почти треть общей длины).

Наряду с этим, железнодорожный транспорт имеет высокую долю изношенности основных фондов (по некоторым их главным видам – 80-90 %), преобладающая часть путей смонтирована на деревянных шпалах, из которых 15-17 % непригодны для дальнейшего использования. Значительную часть инфраструктурных объектов железной дороги необходимо признать устаревшими и не отвечающими современным требованиям по выполнению своих основных функций. Прежде всего это касается железнодорожных вокзалов, станций, гостиниц, средств связи и управления движением поездов. Техннко- экономические и эксплуатационные характеристики железной дороги снижаются также из-за того, что ширина колеи отличается от западноевропейской, что особенно отрицательно отражается на заграничных и транзитных перевозках.

Это требует содержания на западных границах страны 14 специально оборудованных станций, 11 станций, где осуществляется перегрузка импортных грузов, и 8 пунктов перестановки загонов на тележки западноевропейской колеи.

Структура и производственные мощности связанных с данной отраслью предприятий, перешедших под юрисдикцию Украины после распада СССР, которые должны поддерживать эффективное функционирование железной дороги, не обеспечивают ее пропорционального и гармоничного развития е перспективе необходима их реконструкция н переоснащение, частичное перепрофилирование, постепенное свертывание избыточных и строительство новых мощностей.

Роль железнодорожного транспорта в системе транспортных коммуникаций

Украины усиливается и тем. что через территорию государства пролегают основные транспортные трансевропейскпе коридоры Восток-апад. Балтика-Черное море. В частности, грансевропенская железнодорожная магистраль Е-30, берущая начало в Берлине, пересекае, Украину по маршруту Мостиска-Львов-Киев и идет дальше до Москвы. Она же на территории Польши пересекается со скоростными магистралями Е-59 и Е-65 н создает возможность скоростного железнодорожного сообщения почти между всеми государствами Европы.

С вхождением Украины в европейское экономическое пространство, с увеличением в связи с этим объемов грузовых и пассажирских перевозок, значение железнодорожного транспорта возрастает

Автомобильный транспорт занимает значительное место в пассажирских и грузовых перевозках. Так, по объему перевозок грузов он стабильно превосходит железнодорожный транспорт в 4,5—5 раз, а по объему перевозок пассажиров - в 5—6 раз. Автобусным транспортом перевозится практически столько же пассажиров, сколько всеми другими видами транспорта (троллейбусным, трамвайным, железнодорожным, метрополитенным, таксомоторным легковым, морским, речным, авиационным) вместе взятыми. Общая длина дорог и улиц с твердым покрытием, включая длину улиц-набережных в городах и поселках городского типа, превышает четверть миллиона километров. Автомобильный транспорт доминирует в грузовых перевозках на короткие расстояния (среднее расстояние перевозки 1 т грузов - около 20 км), от двери - до двери, обеспечивая при этом практически полную гарантию сохранности груза, срочность н надежность перевозок. Многочисленные автотранспортные предприятия имеют довольно полно укомплектованную производственную базу и разветвленную сеть инфраструктурных объектов: автовокзалов, автостанции, гранспортно- экспедшионны.ч предприятий, терминалов и т.п.

Вместе с тем, автомобильные дороги Украины не отвечают европейским стандартам по многим показателям, в частности таким как: скорость передвижения, нагрузка на ось, обеспеченность современными дорожными знаками и разметкой, необходимым количеством пунктов технической и медицинской помощи, питания и отдыха, заправки топливом и смазочным маслом, телефонной связи и др. Практически отсутствуют дороги 1 категорий с многорядным движением на высоких скоростях. Значительного улучшения требует материально-техническая база организаций, осуществляющих развитие и обслуживание автомобильной транспортной сети.

Территория Украины, особенно в ее западной части, находится на перекрестке транспортных коридоров, соединяющих страны Юго-Восточной и

Северо-Западной Европы, поэтому с дальнейшим развитием рыночных отношений, со становлением многочисленных предпринимательских структур следует ожидать значительного повышения роли автотранспорта в оперативных, гарантированных и безопасных в отношении сохранности грузов перевозках.

Территория Украины покрыта густой сетью трубопроводов общей длиной 50 тысяч километров. Длина одних только газопроводов, магистральных и разделительных, составляет 35 тысяч километров. Эта система способная пропустить 250 миллиардов кубометров газа в год. 120 миллиардов кубометров приходится на транзит. Кроме того, нефтепроводом "Дружба" (около 4 тысяч километров) ежегодно в Европу экспортируется 25 миллионов тонн российской нефти.

Трубопроводный транспорт в течение последних 10 лет стабильно наращивает свою долю в общем объеме транспортных грузов, которая составляет в настоящее время более 23 %. По грузообороту он в 1997 г. вышел на первое место (47 % от общего объема), опередив постоянного лидера-железнодорожный транспорт. Трубопроводный транспорт владеет достаточными производственными мощностями для обеспечения Украины энергоносителями - нефтью и газом, атакже для выполнения функций транзита российской нефти и газа в страны Юго-Восточной Европы. Однако вся сеть трубопроводного транспорта в Украине ориентирована на снабжение нефтью и газом из одной страны - России (лишь 5 % общей потребности газа - из Туркменистана), что, в соответствии с общепринятыми стратегическими подходами к этому вопросу, нецелесообразно. Трудности, связанные с наличием единственного источника снабжения энергоресурсами, Украина ощущает уже теперь, поэтому объективной необходимостью является расширение экономических ориентиров.

Новые приоритеты относительно источников снабжения энергоносителями непосредственно сказываются на функционировании и перспективах развития трубопроводного транспорта. Наиболее существенное влияние при этом будут иметь следующие основные факторы: ориентация на нефть из стран Средней Азии, Закавказья, Ближнего Востока и Южного Средиземноморья: доставка нефти через балтийские порты Польши и Латвии; использование проходящей транзитом через Украину нефти для собственных нужд в настоящее время с соответствующей компенсацией странам Центральной и Юго-Восточной Европы и Закавказья за счет закупленных Украиной энергоносителей на Ближнем Востоке.

Есть необходимость осуществить на территории Украины строительство отдельных участков нефтепроводов (наиболее существенный из которых — соединительный нефтепровод от порта Южный возле Одессы до г. Броды а Западной Украине проектной стоимостью около 0,5 млрд. дол), реконструировать и переоснастить отдельные нефтеперерабатывающие заводы и нефтеперекачивающие станции и др.

В Украине есть необходимые технологии и мощности, чтобы изготавливать оборудование для транспортирования газа: трубы большого диаметра компреесоры турбины и тому подобное. Но нужны заинтересованные инвесторы, которые помогли бы средствами. Такими могут стать российский Газпром" и англо-голландский концерн "Шелл".

Морскому транспорту принадлежит третье место по грузообороту после трубопроводного и железнодорожного транспорта, однако по количеству отправленных грузов он занимает незначительное место (около I %), как и речной транспорт. Доминирующие объемы перевозок осуществляются в заграничном плавании причем доля таких перевозок за последние 1О лет стабильно возрастает и теперь составляет свыше 95 %. Основные грузы-минеральные строительные материалы (особенно в каботажном плавании)

Проблемы развития морского транспорта связаны, прежде всего, со значительным моральным и физическим износом судов и портового оборудования (особенно средств обработки грузов). Средний возраст судов торгового флота—более 15 лет, а некоторые порты западных стран запрещают вход судов с таким сроком эксплуатации. Портовая инфраструктура не рассчитана на новые технологии портовых работ, что существенно снижает производительность как портов (до 50 % от производительности портов западных стран), так и других видов транспорта (в особенности железнодорожного), связанных с обработкой грузов.

Подавляющая часть судов торгового флота — малотоннажные. Так, среднее водоизмещение украинских судов в 3—5 раз меньше аналогичного показателя а таких странах, как США, Япония, Греция, Либерия и др. Отметим, что структурные изменения флота в сторону увеличения среднего водоизмещения а перспективе обусловят необходимость решения ряда проблем, требующих значительных капиталовложений.

Речной транспорт хотя не играет определяющей роли в объемах грузовых и пассажирских перевозок, однако превосходит все другие виды транспорта по уровню аохояов от своей деятельности, в основном — за счет заграничных перевозок грузов. География функционирования речного транспорта установилась и в основном ограничивается бассейнами рек Днепра и Дуная, а также прибрежными водами Черного моря, что позволяет доставлять грузы и пассажиров в речные и морские порты ряда стран Центральной и Юго-Восточной Европы. В системе транспортных коммуникаций речной транспорт больше других видов подвержен влиянию природных сезонных изменений, поэтому его деятельность следует тесно согласовывать с работой автомобильного и железнодорожного транспорта.

В настоящее время основными сдерживающими факторами интенсивного использования речного транспорта в плане европейской интеграции являются устаревшая материально-техническая база, невысокий уровень механизации перегрузочных работ, значительный физический и моральный износ су доз, малая доля пакетированных грузов в общем их объеме, недостаточные объемы перевозок с использованием системы «буксир-толкач/баржа». Речной транспорт государства имеет вспомогательный характер, ориентированный на крупные партии грузов (в основном строительных материалов) и не может конкурировать по тарифам н услугам с железнодорожным транспортом. Эффективность функционирования речного транспорта Украины значительно ниже (около 20 %) по сравнению с развитыми странами, имеющими подобные ресурсы этого вида транспорта.

В программе развития водного транспорта предусмотрена реконструкция и техническое переоснашение объектов, имеющих непосредственное отношение к экспорту-импорту грузов Примером выживания в условиях кризиса и эффективной деятельности для предприятий водного и иных видов транспорта есть АСК Укрречфлот которая успешно решает и финансовые, и производственные лела. работает доходно и регулярно выплачивает акционерам дивиденды.

Воздушный транспорт не играет существенной роли в общем объеме грузовых и пассажирских перевозок, хотя он вне конкуренции среди других видов транспорта а отношении скорости доставки пассажиров и срочных грузов на большие расстояния (среднее расстояние доставки 1 пассажира воздушным транспортом в 10 - 15раз больше аналогичного показателя у ближайшего конкурента - железнодорожного транспорта и имеет тенденцию к росту). Именно этот показатель является доминантным в определении перспектив развития авиационного транспорта.

Проблемы, ожидающие своего решения в отношении этого вида транспорта, касаются прежде всего комплектации парка самолетов их конкурентоспособными типами (АН-70, АН-140, АН-228, ЯК-42, В-737/400, В-757 и др.), строительства и реконструкции ряда объектов авнационно-производственной инфраструктуры (в первую очередь взлетно-посадочных полос), структурной реорганизации управления авиационным транспортом в направлении создания конкурентной среды внутри данной отрасли, налаживания системы снабжения, согласования земельных тарифов и т. д.

Вместе с тем авиатранспорт переживает тяжелые времена.

Эксплуатационная его деятельность в 1997 году была убыточной, возросла задолженность перед бюджетом, средняя выработка ресурсов самолетов превысила 70 процентов. Имеющийся в государстве парк самолетов устарело морально и физически и фактически не обновляется, положение аэродромной сети постоянно ухудшается. К тому же вместо создания и освоение в государстве серийного производства современных самолетов большинство авиакомпаний используют получены в лизинг самолеты иностранного производства. В условиях интенсивной эксплуатации почти невозможно обеспечить их надлежащий ремонт и правила технической безопасности.

К такому положению в гражданской авиации привели определенные причины.

Во-первых, большое количество непродуманных и поспешно принятых решений о реорганизации отрасли, в результате чего она стала почти неуправляемой (авиационные тарифы на перевозки грузов н пассажиров на всех видах сообщения не подлежат государственному регулированию). Во-вторых, в отрасли авиатранспорта функционирует громоздкая административно-управленческая система, обеспечивающая выполнение возложенных на нее функций. По оценкам экспертов, число компаний, допущенных к выполнение полетов на международных линиях, может уменьшиться до 45. Часть из них не будет допущена из-за низкого уровня безопасности.

Как известно, свыше 70 % международных перевозок Аэрофлота (единственной авиакомпании СССР) было сосредоточено в России. Поэтому для Украины, которая объективно все более целенаправленно интегрируется в европейскую и мировую экономику, базовые проблемы развития воздушного транспорта Связаны с расширением международных авиационных перевозок, где имеет место жесткая конкуренция мощных авиалиний мира (Американских авиалиний Дельта. Объединенных авиалиний, Ю. С. Эйр, Авиакомпании «Северозападная». Ниппон авиалинии и др.). Такая конкурентная среда ставит высокие требования к техническим характеристикам самолетов, аэродромов, системы управления воздушным движением, сервисному обслуживанию, к системе обработки грузов, развитию инфраструктурных объектов и т.п.

Одним из "младших", но очень дорогих видов транспорта является ракетно-космический. В Украине два больших космических центра- в Днепропетровске КБ "Южное" - производитель известных МКБР СС-18 и СС-24 с раздельными главными частями, участник создания носителя "Энергия" и разработчик отечественных носителей «Зенит», и комплекс предприятий в Харькове, занимающих ведущие позиции в космической промышленности СНГ в произволе ее бортовой электроники и систем управления

В сегодняшнее время на мировом рынке запуска спутников доминирует западноевропейский консорциум "Arianes pase" На него приходная 60% всех запусков. Остальные 40 % осуществляют США. Китай. Россия и Украина. Перед Национальным космическим агентством Украины стоит проблема уменьшении запусков.

 

6.2. Перспективы развития транспортного комплекса Украины

 

Транспортний комплекс є важливою складовою у структурі економіки України, а також фактором реалізації геостратегчного потенціалу крани, фактором зростання її ролі у міжнародному поділі праці та торговельно-економічній інтеграції. Стабільне та ефективне функціонування транспорту є необхідною умовою для забезпечення обороноздатності, национальної безпеки і цілосності держави, підвищення рівня житгя населения. Динаміка основних показників роботи транспортної системи України в цілому відповідає загальним економічним тенденціям. Темпи зростання ВВП на рівні 4- 12% за 2002-2007 р. відбились на темпах зростання показників перевезень й намітилась загальна тенденція їх зростання за всіма видами транспорту. Протягом 2002-2007 рр. загальні обсяги перевезень вантажів пасажирів на транспорті України починають зростати, окрім перевезень трубопровідним транспортом. При збереженні позитивних тенденцій зростання показників перевезень можливе відновлення основних засобів транспортної галузі за рахунок інвестування частини прибутків транспортних компаній в модернізацію та технічне оснащения основних засобів.

Характеристика структури рухомого складу за видами транспорту дозволяє зробити висновок про те, що жоден із видів транспорту не відповідає сучасним вимогам. Так незадовільним залишається стан рухомого складу залізничного транспорту. Рівень спрацювання рухомого складу становить 79,9%. Ступінь спрацювання електровозів сягнув 86,9%, тепловозов - 90,3%, електропотяпв - 70%, пасажирських вагонів - 88,5%,

За офіційними статистичними даними оновлення основного капіталу галузі транспорт відбувається на рівні 4,5-8 млрд. грн. щорічно за період 2000-2008 р. Це третя за обсягами інвестицій в основний капітал галузь господарства, після промисловості та діяльності з нерухомістю, яка останніми роками випереджає галузь транспорт за обсягами вкладених інвестицій. Зокрема, не існує системи автоматичної ідентифікації рухомого складу, щэ виключає можливість отримання оперативної інформації про місце знаходження вантажу, чому в умовах ринку вантажовласники надають особливї уваги (дані системи впроваджуються приватними фірмами). Вкрай актуальною залишається проблема впровадження електронного документообігу.

Необхідні обсяги фінансування на розвиток транспортного комплексу України на період до 2010 р. оцінюються у 19,3 млрд. дол. США у тому числі у транспортну інфраструктуру - 11.56 млрд. дол. та в рухомий склад - 7,74 млрд. дол. США

Для України раціоналізація транспортної системи при будь-якій її стратегічній орієнтації пов'язана не з обмеженістю транспортних потужностей, а обумовлена їхньою невідповідністю тим змінам структури й обсягів вантажопотоків, що відбулися в останні роки. При цьому пасивна інвестиційна діяльність не дозволяє не тільки підвищити техніко-економічний рівень транспортної системи, але і унеможливлює просте відновлення транспортних засобів і підтримки їх у безпечному стані.

На сучасному етапі необхідним є підвищення інвестиційної привабливості та залучення інвестиційних коштів не лише до міжнародних, але й внутрішніх регіональних транспортних проектов, які потребують невідкладного будівництва в контексті розвитку конкурентоспроможності транспортної інфраструктури України та її регіонів на зовнішньому ринку.

У сучасних умовах одним з основних напрямів входження України в систему світового господарства залишаеться використання геостратегічних переваг транспортної системи країни. Важливими є концептуальні підходи до управління розвитком транспортного комплексу країни на період повної інтеграції в регіональні економічні об'єднання. Ці підходи як головні фактори визначають поточні і стратегічні завдання України в проблемі інтеграції національної транспортної системи в систему глобальних економічних відносин.

В Україні починає формуватись транспортно-логістична інфраструктура, складовими частинами якої є національна мережа міжнародних транспортних коридорів на базі існуючих та нових шляхзів сполучення, що визначено перш за все у нормативно-правовому полі, та мережа транспортно-логістичних центрів на базі транспортних вузлів у межах вільних економічних зон.

Створення транслортних коридорів та їх включення в міжнародні транспортно-логістичні системи визнані стратегічним пріоритетним державним напрямком розвитку транспортно-дорожнього комплексу України, який е важливою складовою в структурі економіки України.

Розвиток інфраструктури транспортує необхідною, але недостатньою умовою для забезпечення ефективносп руху міжнародного транспорту. Не менш важливе значення має запровадження необхідних заходів сприяння, до яких відносяться: офіційне оформлення статусу міжнародної мережі наземного транспорту в регіоні; забезпечення руху транспорту в місцях перетину кордонів, портів і по внутрішніх водних ресурсах міжнародного значення; запровадження і подальше вдосконалення системи матеріально-технічного забезпечення транспорту.

Таким чином, стратегія розвитку транспортного комплексу має бути орієнтована на використання геополітичних переваг України в європейському та світовому транспортному просторі, розвиток мережі міжнародних транспортних коридорів, транспортно-лопстичних термміналів, інтермодальних сполучень та швидкісних перевезень. Важливим стратегічним напрямом є оновлення основних засобів вітчизняного транспортного комплексу, що необхідно для зміцнення позицій транспортного комплексу на світовому ринку.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1480; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.