Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Транзитный потенциал Украины




Современные тенденции развития мировой экономики характеризуются расширение хозяйственных связей и международной кооперации. Это способствует постоянному росту транснациональных грузопотоков, в том числе между странами Западной Европы и Азии, Северной Европы и Ближнего Востока. К 2005 году они могу вырасти на 15—20. Географическое положение Украины, развитая транспортная сеть, наличие незамерзающих портов должны способствовать тому, чтобы объемы транзитных грузопотоков через ее территорию увеличивались.

Каждая тонна транзитного груза в среднем приносит сегодня 50—55 гривен дохода. Для Украины развитие транзитных перевозок означает существенное увеличение поступлений в бюджет, является одним из реальных источников финансирования транспорта. Это неоднократно отмечалось в выступлениях Президента Украины Леонида Даниловича Кучмы, решениях правительства.

Общие объемы перевозок транзитных грузов по Украине составляют около 190 млн тонн в год, а с учетом переработки транзитных грузов в портах более 223 млн тонн. Трубопроводным транспортируется более 80 % (154 млн тонн), «железной дорогой – 12,7 % (33,4 млн тонн), автотранспортом — 0,7 % (1,4 млн тонн).

Технологические мощности национальной транспортной инфраструктуры разрешают ежегодно перевозить железными дорогами, внутренним водным и автомобильным транспортом и перерабатывать в портах свыше 60-70 млн. т и доставлять трубопроводами до 200 млн.т товаров. Однако фактические объемы транзита составляют лишь 200 млн.т, то есть имеющийся транзитный потенциал Украины используется на 70 % а транспорт общего пользования (без трубопроводов) - только на 50.

За последние годы наблюдаются тенденции к определенному росту транзитных перевозок. Но на отдельных видах транспорта, по ряду направлений и групп грузов допущены снижения объемов перевозок.

Товарная структура и основные направления грузопотоков международного транзита через территорию Украины

Основные транзитные грузопотоки через территорию Украины - это транспортировка газа (105 млн. т), нефти и нефтепродуктов (54 млн. т) магистральными газо- и нефтепроводами из России, на которую приходится около 80 % объемов всего транзита, в европейские страны.

На транспорте общего пользования главные, направления транзитных потоков проходят:

между пунктами на северо-восточных и западных границах в прямом железнодорожном и автомобильном сообщениях - 19 млн. т, или 54,3 %

между пунктами на северных, восточных и частично, на западных границах и морскими портами Украины - 17 млн. т, -или 45,7 %.

Почти 95 транзитных потоков входит а Украину через жлезнодорожные переходы. В основном, это экспортные грузы: из. России,.- Беларуси, Казахстана (железная руда - 36 %, каменный уголь – 16 %, нефтепродукты - 10 %), которые направляются в Словакию, Венгрию, Австрию, Чехию, Румынию, а также через порты в другие страны мира.

Автомобильные транзитные перевозки, в основном, осуществляются по автомагистралям, которые проходят по направлениям: Северо-Восточная Европа - запад Украины - Россия, Беларусь; морские порты Украины – Россия, Беларусь, Кавказ, Молдова и другие страны. В номенклатуру грузов, которые перевозятся, входят продукты питания, одежда, обувь, мебель, фармацевтическая продукция, контейнерные грузы, в том числе те, которые прибыли через морские порты.

В последнее время соответствующими министерствами и ведомствами приняты меры, направленные на стабилизацию и увеличение объемов перевозок транзитных грузов. Так, приняты законы Украины - «О транзите грузов», «О введении единого сбора, который применяется в пунктах - пропуска через государственную границу Украины», другие, необходимые для организации транзитных перевозок, постановления правительства, Украина присоединилась к ряду европейских конвенций и соглашений.

В течение 1998—1999 годов подписало более 100 двусторонних соглашений в области транспорта, многосторонние соглашения, касающиеся развития транспортного коридора Европа - Кавказ - Азия, эксплуатации железнодорожной паромной переправы между портами Варна, Поти (Батуми), Ильичевск.

Широкое применение получила практика предоставления скидок. По льготным ставкам в морских портах обрабатывается 70-80 % грузов, железной дорогой перевозится до 90 % грузов. На ряде направлений введены «сквозные» тарифы. Курсируют прямые, контейнерные поезда Одесса-Москва, Будапешт-Москва. Проведены эксперементальные контрейлерные перезозки.

Продолжается работа по развитию инфраструктуры, в первую, очередь на направлениях международных транспортных коридоров. За прошедший- год в их создание вложено 614 млн грн., в том числе в дорожное хозяйство - 249 млн грн., железнодорожный транспорт - 235 млн. грн., морской транспорт - 40 млн. грн. Отремнтировано более трех, тысяч километров атомобильных дорог и железнодорожных путей. После ввода электротяги на участках Красное-Жмеренка (коридор № З) завершена электрификация на правления от восточной до западной границы Украины. Электрифицирован ряд площадок коридора № 9. Вступили в строй новые контейнерные терминалы в Ильичевском и Одесском морских портах, перегрузочный комплекс в Ильичевском порту.

Эти и другие меры способствовали тому, что в 1999 году, по сравнению с 1996 годом, объемы тра:нзитных перевозок железнодорожным транспортом выросли на 8,5 %, а. переработка транзитных грузов в морских портах – на 25,6 %.

По полученным данным, от перевозки транзитных грузов в 1999 году получен доход 8 млрд.,грн., а с учетом переработки грузов в морских портах — 8,4 млрд. грн.

Но следует признать, что за последние годы объемы транзитных перевозок через Украину возрастают медленными- темпами, а иногда продолжают уменьшаться. Так, на автомобильном транспорте за последние три года они уменьшились в 2,6 раза. При этом на долю украинских автоперевозчиков в транзитных перевозках приходится лишь 20 %.

На железнодорожном транспорте транзитные перевозки до сих пор не достигли уровня 1995 года, почти в три раза -уменьшился транзит подакцизных товаров, которые приносят наиболее весомый доход.

импорт, который поступает а эти страны через украинские порты, почти млн. т транзитных нефтепродуктов, которые перерабатываются в портах, направляются трубопроводами.

Распределение объемов, переработки транзитных грузов по товарной номенклатуре и по странам отправления приведено на рис. 3.2. и рис.3.3. [

Рисунок 3.2. Структура транзитных грузов, переработанных морскими портами Украины в 1999 г.

Рисунок 3.3. Транзит грузов по странам отправления в 1999 г.

Приведенные данные свидетельствуют, что основой транзита грузов территорией Украины являются сырьевые материалы и товары первичной переработки. Удельный вес высокотарифных, в частности контейнерных, грузов остается низким. Транзитные потоки главным образом формируются в странах СНГ.

Наши ближайшие соседи: Российская Федерация, Беларусь, страны Прибалтики - проводят скоординированную транзитную политику, направленную на увеличение грузопотоков через собственную территорию. По сравнению с 1990 годом российский экспорт через украинские порты уменьшился почти в 5 раз. Значительное количество транзитных грузов, которые проходили по Украине, пошли в обход через Беларусь на Прибалтику, Новороссийский морской порт.

Анализ внешнеторговых связей между государствами, расположенными на направлении "Запад - Восток", которые примыкают к зоне международных транспортных коридоров (далее - НТК) а проходят по территории Украины, свидетельствует о возможностях роста объемов транзитных перевозок грузов в этом направлении.

В перспективе до 2010 г. возможный товарный поток в зоне МТК в Украине в связях стран СНГ со странами Западной к Центральной Европы оценивается в 158 млрд. USD, а в направлении "страны Западной Европы - страны Азии" и а обратном направлении - в перспективе до 2010 г. в зоне МФК в Украине могут достигать 44,5 % объемов, прогнозирующиеся в направлении "Западная Европа страны СНГ".

На среднесрочную перспективу в основном сохранится существующая структура транзитных потоков с приоритетом в западном направлении, то есть это будут потоки, зарождающиеся в России и других странах СНГ- и направляющиеся в Европу через пограничные железнодорожные станции и морские порты и газ.©- и нефтепроводами.

Эти потоки, которые уже сейчас составляют свыше 90 % всего транзита через Украину, при благоприятных условиях могут увеличиться. Однако тенденции, складывающиеся на рынках транзитных услуг в период до 2010 года на этом направлении, очень противоречивые. С одной стороны, прогнозируемый рост экономики стран СНГ, разработка месторождений нефти Каспия способствуют росту перевозок, с другой - строительство Россией.нового газопровода через Беларусь, сооружение и реконструкция российских морских портс-в в Черном и Азовском морях могут существенно уменьшить транзит через Украину.

Общие экономические интересы стран СНГ- требуют согласованной транзитной политики, по которой их транспортные системы развивались бы не как конкурирующие, а взаимодополняющие. Если такая политика будет реализозываться на практике, то до 2010 года можно ожидать роста транзитного потока на 25-35 если нет - то не более чем на 15 %.

Обратные потоки транзитных грузов на этом направлении при завершении строительства и ввода з действие нефтепровода Одесса - Броды и терминала могут вырасти на 50-60 %.

Исходя из э.того, основной перспективой развития международного транзита а Украине является его увеличение а направлении Европа - Азия (в направлении МТ'К "ТRАСЕКА"), Север Юг (коридор Балтийское море - Черное море), а. также увеличение молдавского и белорусского транзита.

Существуют реальные потоки грузов для транзитных автомобильных перевозок между странами Южной и Юго-3осточной Европы и России, а также для развития транзита внутренним водным транспортом (р. Днепр, воднотранспортная

система Водга – Дон), транзитных перевозок в комбинированном сообщении с участием различных видов транспорта.

Возникают вопросы: в чем мы не дорабатываем, и какие, первоочередные меры необходимы для стабилизации обстановки, обеспечения дальнейшего, роста- транзитных грузопотоков?

Прежде всего, необходимо повысить качество обслуживания грузовладельцев, улучшить состояние подвижного состава и транспортной инфра-структуры. В последние годы на всех видах транспорта подвижной состав практически не обновлялся, уровень его износа составляет 60—70 %.

Мы живем за счет материальной базы, созданной в предыдущие годы, но уже сегодня ощущается острый дефицит полувагонов, цистерн, окатышевозов. Не хзатает современных морских судов, автомобилей международного сообщения, контейнеров и подвижного состава для интермодальных перевозок.

Попытки решить эти вопросы за счет собственной производственной деятельности приводят только к «латанию дыр». Тем более, что финансовая ситуация транспортных предприятий осложняется необходимостью покрывать убытки от перевозок пассажиров, пользующихся льготами. Убытки эти составляют более чем миллиард гривен, и они не компенсируются из бюджета.

Разработан ряд правительственных программ пополнения и обновления подвижного состава, но они финансово не обеспечены, и в ближайшее время тяжело рассчитывать на существенное улучшение дел.

Поэтому руководителям подотраслей транспорта, и в первую очередь железнодорожникам следует искать другие возможности решения проблемы. Это, прежде всего, создание лизинговых компаний, привлечение иностранных кредитов, продление срока эксплуатации подвижного состава за счет восстановительного ремонта на отечественных заводах, более широкое использование подвижного состава грузовладельцев.

Хотелось бы найти понимание со стороны Министерства финансов и Министерства экономики, а части выполнения решения совещания при премьер-министре Украины, касающегося обновления подвижного состава путем использования возможностей лизинговых компаний,

Что касается инфроструктуры, то руководству подотраслей и Укравтодору следует обозначить наиболее «узкие места», ограничивающие пропускную трансфертных путей, и сконцентрировать инвестиции для их ликвидации.

Прежде всего, это касается участков международных транспортных коридоров. Существует железнодорожный участок Одесса - Измаил, где скорость движения составов - 20км в час. Он ограничивает деятельность нескольких.

К сожаления, на протяжении нескольких лёт Укрморечфлот не сумели решить этот вопрос.

Состояние большинства автомобильных дорог не позволяет реализовать технические зозможности автотранспорта. Не организован сервис для экипажей, нет достаточного количества пунктов техпомощи, слабо используется возможности привлечения средств предприятий и предпринимателей.

Высокая степень износа портовых сооружений и технического оборудования существенно уменьшает скорость и качество переработки грузов. Зачастую из- за этого грузовладелец меняет порт переработки.

Но проблема не только в этом. Из-за несогласованных действий железнодорожников и портовиков массовыми стали задержки грузов на подходах к морским портам. В прошлом году на железных дорогах в длительном простое находилось около 53 тысяч поездов. Железная дорога обвиняет в этом порты, порты - железную дорогу...

В стране изменяется общественный строй, а организация производства остается без изменений десяток лет. Службы и специалисты, призванные решать эти вопросы, вместо поиска конструктивных решений передает их в арбитражные суды.

Недостаточен уровень транспортно-экспедиционного обслуживания транзитных перевозок, что особенно проявилось после отказа от лицензирования такой деятельности. Рынок экспедиторских услуг формируется стихийно - сегодня в Украине существует около 3 тысяч экспедиторских фирм.

Только в регионе одесского транспортного узла функционирует около тысячи в основном мелких экспедиторских фирм. Мнение из них даже не зарегистрированы, не способны квалифицированно обслуживать потребителей, предлагают на всегда легальные схемы услуг, уклоняется от налогов.

По данным СБУ, на территории Украины работает большое число иностранных фирм, которые, используя отечественные трудовые и материальные ресурсы, заботятся, прежде всего, о собственных интересах. При этом используются такие схемы деятельности, когда значительные валютные средства находятся и обращаются в банках иностранных государств, прибыль не облагается налогами. Из-за этого они конкурентоспособнее украинских экспедиторов.

В последние годы много сделано для обеспечения выверенной, гибкой тарифной политики. Это дает результаты. Но тут еще большое поле для дальнейшей работы. Необходимо дифференцированно подходить к снижению тарифов к цен. Снижать их там, где это нужно для того, чтобы занять достойное место на рынке транспортных услуг.

Ставки портовых сборов у нас более высокие, чем з Новороссийске, а портах Турции и Израиля, практически составляющих нам конкуренцию.

за су доза ход контейнеровоза з порты Одесса и Ильичеве в 2 -3 раза большинстве европейских портов.

Сегодня, чтобы привлечь иностранных грузовладельцев, мы должны учитывать их интересы на всей технологической цепочка перевозок.

Рентабельность услуг, которые регулируются железнодорожными тарифами, составляет 3—5%, а рентабельность услуг на других составляющих транспортного процесса от 50 до 100%. У нас самые низкие железнодорожные тарифы в странах СНГ, а затраты грузовладельцев на перевозку тонны груза выше, чем у соседей.

Тот, кто за счет повышения стоимости услуг имеет позитивный, результат, должен понимать, что это временная ситуация, не отображающая негативных последствий.

Успешное решение задач улучшения организации -транзитных перевозок без соответствующего нормативно-правового обеспечения невозможно. Здесь следует отметить отставание главных управлений Минтранса в первую очередь, правового обеспечения внешних связей.

Так, на завершена работа над рядом основополагающих документов: проектом законов «О морских портах, нет кодексов автомобильного транспорта, внутреннего водного транспорта, части правил перевозок грузов железной дорогой.

Украина не присоединялась к ряду важных международных конвенций и европейских соглашений, которые непосредственно касаются проблем международного транспорта. Это прежде всего: европейское соглашение «О важнейших линиях комбинированных перевозок и соответствующих объектах»; международная конвенция «О согласовании условий контроля грузов на границах». Особенно остро это проявляется в области автотранспорта: из 16 важнейших конвенций и соглашений Украина присоединилась только к 6, что уже сегодня тормозит развитие транзитных автоперевозок.

Нужно констатировать, что указ Президента Украины «О упорядочении взимания, сборов в пунктах пропуска через государственную границу Украины» и соответствующее постановление Кабмина, возлагающее координацию деятельности государственных контрольных органов по взиманию сборов а пунктах пропуска на Государственную таможенную службу, выполняются не в полной мере.

Неупорядоченными и длительными остаются процедура контрольно- проверочных операций и механизм оформления документов на транзитные грузы. В особенности это относится к автомобильным и контейнерным перевозкам.

Так, в Ильичевском морском порту при оформлении транзитного груза некоторые контрольные службы необходимо посетить два - три раза. Оплата з банке производится как по единому документу, так и отдельно по разным сборам и налогам.

Контрольными службами, действующими а большинстве морских портов, не выполнено требование снизить на 30% ставки сборов за проведение контроля грузов. Кое-где эти сборы даже возросли на 7—16%.

Стоимость обработки контейнера в Ильичевском порту составляет в среднем 204 доллара США. При этом стоимость перегрурки - 88,5, а стоимость контрольных процедур - 111, 5 доллара США. (55,8%).

Нередко функции контроля и оформления документов на транзитные грузы переданы негосударственным коммерческим структурам, которые самостоятельно устанавливают более высокие тарифы. На приграничных пунктах Чоп, Ягодин, Шег-иаи, Краковец созданы так называемые грузовые терминалы, принадлежащие разным коммерческим структурам. Плата за въезд автомобиля на такой терминал составляет от 30 до 120 грн. даже в том случае, когда водитель не пользуется никакими услугами. Это в 2-3 раза больше, чем на аналогичных терминалах Венгрии, Словении, Италии. И таких примеров много. Необходимо выполнять законы Украины «О транзите грузов», «О введении единого сбора, который взымается в пунктах пропуска через государственную границу Украины», навести, наконец надлежащий порядок на границе.

В Украине нет ни одной специализированной организации, систематически занимающейся прогнозированием транзитных перевозок, изучением тяготеющих к Украине грузопотоков, разработкой обоснованных, тарифных, экономических, организационно-технических мероприятий для их привлечения. Есть отраслевые институты, которым под силу подобная работа, но для нее необходимо найти источники финансирования.

В министерстве, в государственных администрациях, на предприятиях должны быть специалисты, отвечающие за создание благоприятных условий для развития транзита. Должны быть созданы отделы, которые бы квалифицированно выполняли функции заказчика. Что касается оплаты: любая работа по организации подготовки производства должна финансироваться за счет собственной хозяйственной деятельности предприятия. Соответствующие главные управления Минтранса должны обеспечить координацию деятельности всех видов транспорта при транзитных перевозках, придерживаясь приоритетов развития транспортной инфраструктуры, проведения единой тарифной политики.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 622; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.