Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Железнодорожный транспорт




Транспортный комплекс Одесской области

 

Транспортный комплекс Одесской области занимает ведущее место в экономике региона и транспортной отрасли Украины. Его доля в валовом региональном продукте области з 2005г. составила 24,9%, а в транспортной отрасли страны - 11,1% (для сравнения: доля области в ВВП страны - 4,9%). На предприятиях транспортного комплекса сосредоточено 20% стоимости основных фондов области, задействовано почти 12% трудоспособного населения.

Транспортный комплекс Одесской области представлен всеми силами транспорта и включает в себя самые большие морские торговые порты, судоходные компании и заводы, развитое железно- и автодорожное хозяйство, множество автотранспортных и экспедиторских предприятий, аэропорты, авиакомпании. В области в широких масштабах обеспечивается передача грузов между различными видами транспорта, действуют муждународные железнодорожно-морские и автомобильно-морские переправы. В регионе сконцентрирован высокопрофессиональный кадровый ресурс отрасли, научно-исследовательские, проектно-конструкторские и учебные заведения.

Транспортный комплекс области включает:

+ Одесскую железную дорогу (24% грузооборота железнодорожного транспорта страны);

+ 7 торговых портов и рыбный морской торговый порт (объем грузопереработки портов области составляет 75% от всех портов Украины);

+ 5 судоремонтных заводов (2/3 общего объема работ по судоремонтным предприятиям Украины);

+ крупнейшие государственные и негосударственные судоходные компании;

+ Одесский и Измаильский международные аэропорты;

+ около 180 крюинговых и более 200 экспедиторских и агентских компаний;

+ гидротехнические, дноуглубительные и специализированные транспортно-строительные предприятия и организации;

+ научно-исследовательские и проэктно-конструкторские институты, широкий спектр научных учреждений морского профиля.

В области сконцентрировано более трех четвертей материальной и технической базы морского и речного транспорта Украины и абсолютное большинство его интеллектуальных и профессиональных людских ресурсов.

 

Эксплуатационная длина магистрального железнодорожного пути в границах Одесской области составляет 4013,5 тыс. км, из которых 5202,3 км - электрифицирован. К железной дороге примыкает 1038 подъездных колей промышленных поедприятий длиной 2131,9 км. Действует 17 Единых технологических процессов работы железной дороги и подъездных путей. На Одесской железной дороге, в границах Одесской области, находится 74 железнодорожные станции, 9 основных локомотивных депо, 6 вагонных депо, 2 моторо-вагонных депо, 3 пассажирских депо; 20 дистанций путей, 12 дистанций сигнализации и сзязи, 7 дистанции электроснабжения, 3 дистанций строительно-грузовых эксплуатационных управлений, 9 пожарных поездов, 4 стооительно-монтажные поезде, 2 завода, 1 рельсосварочный поезд, 774 железнодорожных переезда, 804 моста, 5 дистанций защитных лесонасаждений. Железная дорога обслуживает больше 7,5 тыс. клиентов, в том числе химические, станкостроительные, судоремонтные и энергетические предприятия, порты, переправу, предприятия легкой, швейной, пищевой промышленности, предприятия из производства стройматериалов и др. Длина Одесской железной дороги составляет 18% от длины железных дорог Украины. Около 43% эксплуатационной длины Одесской магистрали - электрифицированные линии, 73% эксплуатационной длины железной дороги оборудованные автоблокировкой, близко 73% станций оборудованные электрической централизацией, на всем полигоне железной дороги действует поездная радиосвязь.

Автомобильный транспорт

Перевозка пассажиров и грузоа автомобильным транспортом в Одесской области осуществляют 202 субъекта предпринимательской деятельности разных форм собственности, а том числе 34 автотранспортных предприятия, 96 частных предприятий, 70 частных предпринимателей. Количество и протяжность маршрутов является одними из показателей, характеризирующих состояние обеспечения населения пассажирскими перевозками. В Одесской области функционирует 941 маршрут общего пользования (кроме межобластных и международных) общей длиной 70661 км.: в т.ч.: - 98 городских маршрутов общей длиной 4960 км, - 361 пригородных внутренне районных маршрутов общей длиной 9120 км, - 20 пригородных межрайонных маршруты общей длиной 850 км, - 393 междугородных маршрутов общей длиной 55731 км. Автобусным соединением в Одесской области охвачено 941 сельский населенний пункт (80% от всех сельских населённых пунктов). Регулярные пассажиоские перевозки з Одесской области осуществляются 148 перевозчиками. В их состав входят 72 предприятия, а также 76 частных предпринимателей. Перевозчики осуществляют свою деятельность согласно договорам, заключенных с организаторами перевозок (заказчиками), на основании решений соответствующих конкурсных комитетов. В Одесской области функционирует 2 автовокзала и 32 автостанции. Перевозка пассажиров в городе Одессе осуществляются автомобильным и электротранспортом. Для обеспечения спроса население в перевозках в городе функционирует 126 маршрутов общего пользования, в том числе - 98 автобусных (из них - 13 летом), 17 трамвайных, 11 троллейбусных маршрутов. На городских пассажирских автобусных маршрутах общего пользования перевозки пассажиров осуществляют свыше 2,6 тыс. подвижного состава, в том числе 2,1 тыс. автобусов и 500 трамваев и троллейбусов.

Морские перевозки

Морехозяйственный комплекс области представленный морскими торговыми портами: Одесский, Ильичевский, Измаильский, Южный, Белгород-Днестровский, Ренийський, Усть-Дунайский; а также частным Ильичевским морским рыбным портом. В Одесской области работают Ильичевский судоремонтный, Измаильский и Килийський судостроительно-судоремонтные заводы. Морской и речной транспорт представляют судоходные компании: «Черноморское морское пароходство», ОАО «Украинское Дунайское пароходство», ЗАО «Судоходная компания «Укрферри». Порты имеют соответствующую инфраструктуру для осуществления грузовых операций из переработки сухих и наливных грузов, перевозка пассажиров и выполнения вспомогательных функций: бункеровка, отстой транспортных, специализированных и служебно-вспомогательных судов. Мощность портов Одесской области в 2008 году составляла 65% от общей мощности портов государства. Наибольшие порты Одесской области - Одесский, Ильичевский, Южный. Наибольшим достижением 2008 года на морском и речном транспорте Украины признано строительство нового угольно-рудного терминала компании "Трансинвестсервис" в акватории морского торгового порта "Южный". Мощности Ильичевского морского торгового порта разрешают перерабатывать больше 32 млн. тонн грузов на год, который обеспечивается работой 5 погрузочно-разгрузочных терминалов. Порт имеет 28 причалов общей длиной причального фронта 5,5 км и принимает судна с осадкой до 13,5 метров. В последнее время быстрыми темпами возрастают контейнерные перевозки через Ильичевский порт, мощность из обработки которых составляет 1,5 млн. ТЕУ на год. Одесский морской торговый порт имеет глубины причалов от 9,8 до 13,5 метров. Общая длина 45 причалов порта составляет 9 км, что разрешает обрабатывать одновременно до 30 судов. Грузовые работы осуществляются на 7 перегрузочных комплексах, нефтяном и контейнерном терминалах. Парк технологического оснащения включает в себя близко 30 портальных кранов грузоподъемностью от 5 до 40 тонн, больше 300 автопогрузчиков и прочее. Крытая складская площадь составляет 34 тыс. м2, а открытые площади - 414 тыс. м2. Элеватор вмещает 300 тыс. тонн зерна. С 23 марта 2000 года на территории порта действует свободная экономическая зона «Порто-франко». 3 апреле 2007 года к Одесскому морскому торговому порту присоединен Одесский судоремонтный завод «Украина», что осуществляет свою деятельность в качестве отдельного структурного подраздела «Судоверфь Украина». Государственное предприятие «Морской торговый порт «Южный» расположен в акватории Аджзликского лимана в северо-западной части Чёрного моря. Порт имеет 11 причалов общей длиной 2357 метров и принимает судна с осадкой до 14 метров. Площадь составов открытого хранения - 145 тыс. м2, площаль составов закрытого хранения - 2,3 тыс. м2. Количество портальных кранов - 35, эвтопогрузчикоз - 65 единиц. Белгород-Днестровский морской торговый порт имеет 9 грузовых причалов длиной 1,1 км. Производственная мощность предприятия - 2,7 млн. тонн на год. Дунайские порты: Измаильский, Ренийський и Усть-Дунайский вместе имеют 63 причалы длиной почти 14 км и могут принимать судна с осадкой до 5 метров. Перспективы дунайских портов связанные с доведением к проектным глубинам судового хода г. Дунай - Чёрное море Запроектированный глубоководный судовой ход г. Дунай - Чёрное море по своим параметрам належит к путям международного значения; по классу водного пути это надмагистраль VII класса, в соответстветствии с Европейской классификацией водных путей.

 

Европейская экономическая комиссия ООН

Европейская экономическая комиссия

Комитет по внутреннему транспорту

Рабочая группа по внутреннему водному транспорту

(Специальная сессия, 15-16 марта 2006 г.)

 

Развитие рынка внутреннего водного транспорта

в общеевропейском контексте

Развитие различных рынков

Вся европейская сеть содержит почти 28000 км водных путей, пригодных для внутреннего судоходства. При этом роль внутреннего водного транспорта в различных странах и регионах весьма различна. В 25 странах ЕС внутренний водный транспорт выполняет более 210000 миллионов тонно-километров грузооборота при численности флота около 12000 судов. Присоединение к ЕС Болгарии и Румынии увеличит эти цифры на 5%. Центр тяжести при этом, несомненно, лежит в районе Рейна, на который приходятся 80% объема всех перевозок, тогда как перевозки по Дунаю и соединению Рейн-Майн-Дунай приходиться только 9%. Кроме того, имеется довольно большая сеть внутренних водных путей в Российской Федерации и Украине, хотя большая их часть не соединена с остальной общеевропейской сетью из-за наличия узких мест и отсутствия многих звеньев. Российская Федерация имеет хорошо развитую сеть внутренних водных путей протяженностью более 101700 км, из которых 6500 км, входят в так называемую Единую глубоководную систему, находящуюся в европейской части Российской Федерации.

Развитие европейских рынков внутреннего водного транспорта за последние годы было довольно умеренным. Их рост в значительной мере зависел от роста общего объёма перевозок. При этом, несмотря на большое увеличение спроса на перевозки за последние десятилетия, почти весь прирост объёма перевозок пришелся на автомобильный транспорт. В результате недостаточного развития рынка, внутренний водный транспорт хота и не теряет свои традиционные грузы, но и не в состоянии привлечь новые грузопотоки. Доля внутреннего водного транспорта во всем европейском транспортном рынке в 2001г. была небольшой и составляла не более 6,5% от общего грузооборота во всех странах-членах Европейской конференции министров транспорта (ЕКМТ). Однако надо подчеркнуть, что роль внутреннего водного транспорта в разных странах далеко не одинаковая, В трёх странах, где она наибольшая (Германия, Нидерланды и Франция), доля перевозок этим видом транспорта превышает 14%. На некоторых специфических участках сети, внутреннему водному транспорту удается контролировать почти 50% перевозок определенных грузов, но в то же время в Российской Федерации этот вид транспорта занимает лишь 3-4% общего транспортного рынка, несмотря на неплохо развитую сеть внутренних водных путей. Доля внутреннего водного транспорта в общем объеме перевозок в некоторых других европейских странах, особенно в тех, где внутренние водные пути изолированы от общеевропейских, ещё меньше.

Несмотря на умеренное общее развитие рынка внутреннего водного транспорта, есть сегменты рынка и регионы, где внутренний водный транспорт, как представляется, занимает более прочную позицию. Так, в Германии за период с 1995 до 2003 гг. объём перевозок внутренним водным транспортом удвоился, хотя часть этого роста следует отнести за счёт воссоединения с ГДР. За последние годы значительно увеличились перевозки этим видом транспорта также между Францией и странами Бенилюкса. Особенно быстро растут контейнерные перевозки. В 2004 г. объём контейнерных перевозок в Германии увеличился на 17%. Сектор внутреннего судоходства на рейнском рынке развит значительно больше, чем на других рынках. Работающие здесь перевозчики внутреннего водного транспорта предлагают более комплексные транспортные услуги с включением различных интермодальных схем и поэтому лучше готовы к освоению новых сегментов рынка. Было отмечено, что для дальнейшего развития контейнерных перевозок нужно создать новые сменные кузова штабелируемого типа, что снизит затраты на их хранение на терминалах и позволит уменьшить потребность в складских площадях. Производительность внутреннего водного транспорта и его структура в разных странах Европы сильно отличаются. Если в Западной Европе интенсивность внутреннего судоходства поддерживается на высоком уровне, особенно в регионе Рейна, то в других регионах Европы транспортное использование водных путей значительно меньшее. Дунай явился жертвой политических потрясений на Балканах в 1990-е годы. Кроме того, перевозки по Дунаю сдерживаются большим числом узких мест и плохо развитой или разрушенной инфраструктурой. В противоположность этому, пропускная способность российских и украинских сетей значительно больше, чем действительные объёмыперевозок. Например, в 2004 г. объём грузоперевозок в Российской Федерации составил 136 миллионов тонн, что значительно меньше уровня 1988 г., когда он достигал 580 миллионов тонн. Однако, в последнее время оба эти рынка проявляют признаки оживления. Дунайский рынок в 2004 г. продемонстрировал значительный рост. В то же время, даже в пределах отдельных рынков распределение перевозок является неоднозначным. Так, на российском рынке перевозки сосредоточены главным образом в портах устьевых участков рек Санкт-Петербура и Ростов-на-Дону, через которые проходят, соответственно, 17,5 и 19 миллионов тонн. Поэтому водные пути Волга - Балтика и Волга - Дон страдают от очень большой плотности движения, и дальнейшее его увеличение на этих направлениях без значительных капиталовложений невозможно.

В противоположность рынкам Западной Европы, дунайский рынок привлекает главным образом традиционные массовые грузы, и сектор внутреннего водного транспорта не может конкурировать на нем с железнодорожными и автомобильными перевозчиками. То же самое относится и к остальным восточно-европейским рынкам. Речные перевозчики не способны конкурировать на них с другими видами транспорта и из-за отсутствия надлежащих интермодальных логистических решений не могут привлекать новые виды грузов, такие как контейнеры. Однако даже и на этих рынках есть положительные примеры компаний, которые успешно работают в новых сегментах рынка.

Самым перспективным сегментом рынка в ближайшие годы считают перевозки река-море. Эта система перевозок обладает большим потенциалом как в отношении контейнерных перевозок, так и в традиционных сегментах рынка перевозок массовых грузов. В результате продолжающейся глобализации торговли, структура транспортного рынка изменяется, интермодальность становится нормой, и комбинация перевозок внутренним водным транспортом с другими видами транспорта становится всё более и более популярной. Одновременно с этим, транспортные процессы становятся более продолжительными и комплексными. Интеграция морского транспорта в единую логистическую цепь посредством включения речных перевозок позволяет перевозчикам удовлетворять растущий спрос на свои услуги. Для дальнейшего развития внутреннего водного транспорта и изменения существующего распределения перевозок между различными видами транспорта необходим заинтересованный подход с индивидуальным рассмотрением различных видов перевозок. Перевозки река-море становятся необходимыми также из-за суровых климатических условий на северном и восточно-европейском рынках. В Российской Федерации внутренние водные пути в зимнее время замерзают на 3-8 месяцев, тогда как суда река-море могут работать круглогодично. Кроме того, российские водные пути изолированы от других основных европейских водных сетей. Единственными возможными соединениями являются только системы с использованием морского каботажа. В 2004 г. в Российской Федерации судами река-море было перевезено более 30 миллионов тонн грузов. Врезультате, почти все крупные судоходные компании с нетерпением ждут строительства новых судов для системы река-море. Кроме того, из-за растущей значимости межбассейновых соединений, перевозки река-море станут ещё более важными. Новые маршруты включают водное соединение между бассейнами Черного и Каспийского морей по волго-донскому пути, а также перевозки на/из Великобритании, Скандинавии и Иберийского полуострова для связи с рынком Рейна.

Развитие эффективных перевозок река-море значительно облегчилось бы, если бы портовые сборы с судов река-море были более низкими. Эти суда значительно меньше обычных морских судов и поэтому требуют от морского порта меньшего объема услуг. Слишком большие сборы ставят перевозки река-море в невыгодное положение по отношению к другим видам перевозок.

Создание единого общеевропейского рынка внутреннего водного транспорта все еще далеко от реальности. Вместо этого существует много рынков внутреннего водного транспорта, которые между собой удовлетворительно не соединены. При этом ни существующие транспортные тенденции, ни функционирование внутреннего водного транспорта на этих рынках, не проявляют никаких признаков объединения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 564; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.