Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Музыка для органа




IV.3. Инструментальная музыка XVII-начала XVIII вв.

 

В XVII в. инструментальная музыка Западной Европы становится самостоятельной областью творчества сопоставимой с музыкально-театральными и вокально-инструментальными жанрами эпохи. В это время сформировались собственно инструментальные жанры полифонического, гомофонного и смешанного типа: фуга, сюита, старинная соната и концерт.

На развитие инструментальной музыки существенно влияли условия ее концертного существования, среды ее исполнения от начала к концу XVII века. Исполнительское назначение произведения было конкретным, и этим во многом определялись творческие поиски композиторов.

В каждой из западноевропейских стран развивались собственные инструментальные школы. Так, во Франции композиторы преимущественно сочиняли для клавесина, в Англии для вёрджинела, в Германии для органа, а в Италии сложились условия для развития музыки для смычковых инструментов.

Круг образов, воплощенных в инструментальной музыке XVII столетия, гораздо более широк, чем в предыдущие периоды. Музыкальный образ становится более рельефным, растет стремление к воплощению контраста.

Образное содержание новой инструментальной музыки побуждает к поискам нового тематизма, к единству его развертывания в пределах части цикла и к созданию цикла из контрастных частей. В поисках образной характерности инструментальная музыка опирается на танец, оперную монодию, изобразительное начало и программные замыслы.

В эту эпоху развиваются определенные инструменты со своими особенностями звучания – и соответственно со своим репертуаром: клавесин, скрипка, новый камерный ансамбль (две скрипки и basso continuo), концертный оркестр. Расширяется сфера воздействия органа, и обогащается его репертуар.

 

 

В музыкальной жизни XVII в. орган занимал важное место На протяжении всего столетия с органной музыкой связаны имена крупных мастеров и развитие многих жанров. К XVII в. орган обладал широкими художественными возможностями. Его регистрово-динамические контрасты и большой диапазон соответствовали эстетическим канонам эпохи барокко: Наиболее совершенные инструменты находились в соборах. Однако орган использовался и вне литургической практики. Так концерты выдающихся органистов в крупных соборах собирали большую аудиторию. Небольшие органы участвовали в ансамблях, в сопровождении вокальной музыки, в ранних оперных спектаклях, а также имелись и в частных домах музыкантов.

В начале XVII в. нидерландский композитор Ян Свелинк (1562-1621) [123] открыл новые пути в органной музыке, которые предопределили её развитие в барочную эпоху.

Он унаследовал богатые полифонические традиции нидерландской школы, был знаком с образцами искусства итальянской, французской и английской школ. Свелинк оказал большое творческое воздействие на целое поколение северонемецких органистов. Его учениками были: Самюэль Шайдт, Я. Преториус, X. Шнейдерман, П. Зайферт.

Его произведения были тесно связаны с исполнительской деятельностью. Для исполнения в церкви он сочинял органные фантазии, ричеркары, каприччио

В фантазиях, каприччо и ричеркарах для органа Свелинка крупная (иногда до 200 тт.) форма строится на единстве имитационного, фугированного изложения и слитно-вариационного развития. Свелинк – родоначальник традиции больших полифонических форм и хоральных вариаций.

Глава итальянской органной школы Джироламо Фрескобальди (1583-1643) [124] разрабатывал различные виды ричеркара. Его творческие поиски способствовали формированию фуги. Также в сфере его интересов были композиции импровизационного происхождения (токкаты).

Фрескобальди – современник К. Монтеверди. Претворенный в операх Монтеверди «stile concitato» с его экспрессией повлиял на инструментальные сочинения Фрескобальди. Итальянский мастер смело экспериментировал в стилистике и композиции, нарушал давно сложившиеся нормы[125]. Круг жанров инструментального творчества Фрескобальди включает в себя: танцы и вариации на вокальные мелодии, партиты для клавира, чаконы, пассакалии, канцон, ричеркаров, токкат для органа (некоторые произведения допускают исполнение и на органе, и на клавире).

Темы в произведениях Фрескобальди разнообразны. Некоторые из них плавные ритмически уравновешенные в узком диапазоне и ассоциируются с мелодикой полифонии строгого стиля, другие – ритмически напряженные, включают в себя ходы на широкие интервалы, хроматику. В особых случаях Фрескобальди применяет необычные гармонические сочетания. Одну из в токкат он обозначил как «con durezze e ligature» («с жесткостями и лигатурами»). В ней вся композиция основана на идее подготовленных диссонансов (гармоний с задержаниями). Эффект усиливается благодаря мощной органной звучности.

Также для Фрескобальди типичны смены фактуры в рамках одного сочинения. Так импровизационные пассажи чередуются со строгим хоральным складом.

В своих ричеркарах Фрескобальди большое внимание уделяет полифонической разработке тем. Он варьирует тему, вводит новый тематический материал, соединяет в одной пьесе две или четыре темы в сложных сочетаниях.

Немецкая органная школа

«Золотой век» органного искусства связан творчеством немецких органистов – предшественников И. Баха. Наиболее значительными представителями этой школы были: Самюэль Шайдт (1587-1654), Иоганн Якоб Фробергер (1616-1667), Иоганн Пахельбель (1653-1706), Дитрих Букстехуде (1637–1707).

Необходимо отметить, что органная музыка занимала была значительным явлением в художественной культуре немецких центров XVII в. Это было связано с наследием Реформации и Тридцатилетней войны. Духовная песня, хорал, игра органиста в церкви, исполнение пассионов составляли основные музыкальные впечатления немецкого горожанина. Итальянская опера, итальянская кантата или ария были известны в основном в аристократических кругах, тогда как церковный органист был, как правило, признанным музыкальным авторитетом, главой и руководителем местных музыкантов.

Самюэль Шайдт – первый из значительных представителей немецкой органной школы был автором многих произведений для органа, духовных хоровых сочинений, «Симфоний в концертном стиле», обработок псалмов, песен и танцев. В сборнике его сочинений под названием «Tabulatura nova» изданном в трех томах в 1624 г., объединены вариации на хоралы, песни и танцы, фантазии, фуги, токкаты, псалмы и другие духовные сочинения

В полифонических произведениях Шайдта, которые он именует то фугами или фантазиями объединено фугированное изложение и вариационность. В тематизме фантазий и фуг есть различие: первые чаще написаны в старых полифонических традициях на заимствованные первоисточники (из духовных песен или других источников), вторые – на темы собственного сочинения. Шайдт, придавал большое значение звуковому, колористическому фактору в музыке для органа. Об этом свидетельствуют его указания о регистровке сочинений: он стремился разнообразить красочные и динамические средства, доступные органу, свободнее чем его современники, применял педаль. Шайдт открывает традицию обработок протестантского хорала. В хоральных вариациях он применяет полифонические приёмы (cantus firmus, каноны, двойной контрапункт).

Иоганн Якоб Фробергер – ученик Фрескобальди. Также он испытал влияние французской клавесинной музыки. Фробергер сближает стилистику органных произведений с музыкой для клавира. Его органные (и клавирные) ричеркары более строги и традиционны по общему интонационному складу и характеру многоголосия, а канцоны более подвижны и «инструментальны» по фактуре. Вместе с тем и ричеркары и канцоны у Фробергера по форме приближаются к фуге, благодаря ясности структуры и намеченным интермедиям между проведениями тем. Его токкаты отличаются виртуозностью и импровизационным характером изложения материала. Его музыка очень экспрессивна. В клавирных сюитах Фробергера отчетливо проявляется тенденция к отбору группы танцев для цикла; преобладает последовательность: аллеманда, куранта, сарабанда, жига. В состав сюит он нередко включает программные части, например «Жалоба, сочиненная в Лондоне, чтобы прогнать меланхолию». Это авторское признание вносит сугубо личный оттенок в понимание пьесы.

Для непосредственных предшественников Баха Иоганна Пахельбеля и Дитриха Букстехуде характерно дальнейшее образное обновление органной музыки. В их произведениях можно отметить две тенденции: развитие фуги (независимо от того, что композиция может быть названа ричеркаром или фантазией) и развитие токкаты (прелюдии, каприччио) как более свободного по форме произведения. Крупные и оригинальные художники, они представляют как бы разные стороны предбаховского органного искусства: Пахельбель – более «классичную» его линию, Букстехуде – «барочную».

Среди органистов XVII в. Пахельбеля выделяет «проясненность» музыкальной мысли. Для его музыки характерны цельность, завершенность формы, ясность ладогармонического склада. Основная часть его творческого наследия – сочинения для органа и клавира. Он сочинял ричеркары и фуги, токкаты, прелюдии, делал обработки протестантского хорала. Его ричеркары уже не отличались от фуг. Фуги же Пахельбеля во многих отношениях могут быть названы «предбаховскими». Их темы чаще всего характерны и разнообразны. Импровизационные форм у Пахельбеля близки прелюдиям и отличаются небольшими масштабами.

Пахельбель много внимания уделял обработкам протестантского хорала. От техники последовательных рядов вариаций на хорал Пахельбель переходил к более сложным и свободным приемам обработки хоральных мелодий. Так, прославленный хорал «Ein'feste Burg» он обработал в малом цикле из двух частей: фугированной и прелюдийной. Первая часть имитирует одну за другой строфы хорала, словно в экспозициях фуг, во второй же – хорал положен в основу прелюдии как ее гармонический бас.

В творчестве Букстехуде на первый план выступают иные стороны органного искусства: масштабность замыслов, богатство и свобода фантазии, склонность к патетикеи драматизму. В отличие от Пахельбеля его орагнные композиции широко развернуты и внутренне контрастны.

Букстехуде создавал циклы прелюдии и фуг. При этом внутри фуги, между экспозициями ее тем, или в конце фуги часто возникает тематический материал прелюдии. Все части его композиций свободно и плавно переходят одна в другую: происходит естественная смена образов или образных штрихов почти театральной яркости.

Широко применял Букстехуде вариационные принципы как в сочетаниях с другими принципами формообразования, так и в остинатных формах (пассакалия, чакона). С удивительной свободой он создавал обработки хорала, изменяя характер хоральной мелодии.

Значимую часть органной музыки Букстехуде составляют вариации на basso ostinato (пассакалия, чакона). Он стал одним из первых композиторов, трактовавших эти жанры как крупномасштабную композицию драматического содержания.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 612; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.