Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Качества навыка чтения




Методика работы над навыками чтения

 

Навык чтения - авто­матизированное умение озвучивать, воспринимать печатный текст, осознавать идейно-художественное содержание воспринимаемого произведе­ния и вырабатывать собственное отношение к читаемому.

 

Основными характеристиками навыка чтения являются четыре его качества: правильность, беглость, осознанность и выразительность:

- правильность - плавное чтение без иска­жений, влияющих на смысл читаемого;

- беглость - это скорость чтения, обусловливающая понима­ние прочитанного. Скорость измеряется количеством пе­чатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно коли­чеством слов в 1 минуту);

- осознанность чтения - понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному;

- выразительность - это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему.

 

Все качества навыка чтения взаимосвязаны и требуют одновременной работы по их формированию:

- без правильного озвучивания графических знаков невозможно понимание отдельных единиц текста,

- без уяснения значения каждой единицы нельзя уяснить их связь,

- без внутрен­ней связи отдельно взятых компонентов текста не произойдет осознания идеи произведения.

- понимание общего смысла произведения помогает правильности чтения отдельных его элементов,

- правильное чтение и понимание текста становят­ся основой для выразительности чтения.

 

В методике наряду с термином навык чтения употребляет­ся термин техника чтения. До недавнего времени этот термин подразумевал только техническую сторону процесса чтения, ныне они синонимичны.

 

Т.Г.Егоров в работе « Очерки психологии обучения детей чтению » (1953) рассматривал чтение как деятель­ность, состоящую из трех взаимосвязанных действий:

- восприятия буквенных знаков,

- озвучивания (произношения) того, что ими обозначено,

- осмысления прочитанного.

 

У начинающего читателя эти действия протекают последо­вательно, у опытного читателя они синтезируются и протекают одновременно (Т.Г.Егоров). Об этом же писал и С.П.Редозубов: «Еще и теперь можно встре­тить учителей, которые делят уроки чтения на две категории: уро­ки «техники» чтения и уроки сознательного и выразительного чтения. Такое деление уроков в самой основе своей порочно. Всякий урок чтения должен быть уроком сознательного чтения»[14] (1954).

Т.о., в 1950-е в методике закре­пляется мнение о том, что без понимания прочитанного вообще нельзя говорить о чтении. С этого времени термином техника чтения обозначаются все три компонента процесса чтения, описанные Т.Г. Егоровым: восприятие, произнесение, понимание. Усилия учителя на уроке чтения в первую очередь должны быть направлены на синтезирование этих компонентов у маленького чтеца и на их функционирование в процессе чтения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 9919; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.