Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы становления навыка чтения у начинающего чтеца




В методической науке выделяют три этапа формирования на­выка чтения (по Т.Г.Егорову): аналитический, синтетический и этап автоматизации:

 

- аналитический этап характеризуется чтением по слогам: три ком­понента процесса чтения «разорваны» и тре­буют от ребенка отдельных усилий по совершению операций: увидеть гласную букву, соотнести ее со слогом-слиянием, подумать, куда надо причитать буквы вне слияния, озвучить каж­дый увиденный графический слог, т.е. произнести плавно, так, что­бы узнать слово и понять его;

 

- синтетический этап - этап чтения целыми словами. Обычно это происходит на второй год обучения в начальной школе. На этом этапе все три компонента чтения синтезируются, т.е. восприятие, произнесение и осмысление читаемого происходят одновременно.

Главным признаком перехода чтеца на этот этап является интонирование при чтении: важно, чтобы ребенок не просто осмысливал отдельные единицы текста, а соотносил их с целостным содержанием читаемого. Инто­нация при чтении появляется при условии, если чтец удерживает в сознании общий смысл читаемого;

 

- этап автоматизации - это этап, на котором тех­ника чтения доведена до автоматизма и не осознается чтецом, его интеллектуальные усилия направлены на осознание содер­жания читаемого и его формы: идеи произведения, его компози­ции, художественных средств и т.д. На этом этапе вырабатывается умение читать про себя.

Главным при­знаком этапа автоматического чтения является непосредственная эмоциональная реакция детей на само­стоятельно прочитанное произведение, желание поделиться первичными читательскими впечатлениями без дополнительных вопросов учителя.

 

Путь от аналитического этапа до этапа автоматизации может быть пройден ребенком в рамках начальной школы при условиях:

1) упражнения в чтении должны быть каждодневными;

2) отбор текстов для чтения не должен быть случайным, а дол­жен производиться с учетом психологических особенностей детей и литературных особенностей текстов;

3) учителем должна вестись систематическая работа по пред­упреждению ошибочного чтения;

4) учителем должна быть использована в работе целесообраз­ная система исправления допущенных при чтении ошибок;

5) специально должно быть организовано обучение чтению про себя: чтение шепотом, затем - беззвучное артикулирование читаемого, «тихое чтение» (в плане внутренней речи), собственно чтение про себя.

 

а) Работа над правильностью и беглостью чтения (начальные классы средней школы)

В выработке правильности и беглости чтения есть два направления:

- использование специальных упражнений, совершенствующих зрительное восприятие, развитие артикуляци­онного аппарата, регуляцию дыхания;

- применение прин­ципа многочтения при чтении художественных произведений (предложен М.И. Омороковой и описан­ В.Г. Горецким, Л.Ф. Климановой). Этот принцип состоит в том, чтобы при анализе текста постоянно возвращать ребенка к перечитыванию отрывков, важных в смысловом отношении, и тем самым не только обеспечивать проникновение в идею произведения, но и добиваться правильного и беглого чтения.

 

Типичные ошибки начинающих чтецов:

1. Искажение звукобуквенного состава:

- пропуски букв, слогов, слов и даже строчек;

- перестановка единиц чтения (букв, слогов, слов);

- вставка произвольных элементов в единицы чтения;

- замена одних единиц чтения другими.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3463; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.