КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Этапы становления навыка чтения у начинающего чтеца
В методической науке выделяют три этапа формирования навыка чтения (по Т.Г.Егорову): аналитический, синтетический и этап автоматизации:
- аналитический этап характеризуется чтением по слогам: три компонента процесса чтения «разорваны» и требуют от ребенка отдельных усилий по совершению операций: увидеть гласную букву, соотнести ее со слогом-слиянием, подумать, куда надо причитать буквы вне слияния, озвучить каждый увиденный графический слог, т.е. произнести плавно, так, чтобы узнать слово и понять его;
- синтетический этап - этап чтения целыми словами. Обычно это происходит на второй год обучения в начальной школе. На этом этапе все три компонента чтения синтезируются, т.е. восприятие, произнесение и осмысление читаемого происходят одновременно. Главным признаком перехода чтеца на этот этап является интонирование при чтении: важно, чтобы ребенок не просто осмысливал отдельные единицы текста, а соотносил их с целостным содержанием читаемого. Интонация при чтении появляется при условии, если чтец удерживает в сознании общий смысл читаемого;
- этап автоматизации - это этап, на котором техника чтения доведена до автоматизма и не осознается чтецом, его интеллектуальные усилия направлены на осознание содержания читаемого и его формы: идеи произведения, его композиции, художественных средств и т.д. На этом этапе вырабатывается умение читать про себя. Главным признаком этапа автоматического чтения является непосредственная эмоциональная реакция детей на самостоятельно прочитанное произведение, желание поделиться первичными читательскими впечатлениями без дополнительных вопросов учителя.
Путь от аналитического этапа до этапа автоматизации может быть пройден ребенком в рамках начальной школы при условиях: 1) упражнения в чтении должны быть каждодневными; 2) отбор текстов для чтения не должен быть случайным, а должен производиться с учетом психологических особенностей детей и литературных особенностей текстов; 3) учителем должна вестись систематическая работа по предупреждению ошибочного чтения; 4) учителем должна быть использована в работе целесообразная система исправления допущенных при чтении ошибок; 5) специально должно быть организовано обучение чтению про себя: чтение шепотом, затем - беззвучное артикулирование читаемого, «тихое чтение» (в плане внутренней речи), собственно чтение про себя.
а) Работа над правильностью и беглостью чтения (начальные классы средней школы) В выработке правильности и беглости чтения есть два направления: - использование специальных упражнений, совершенствующих зрительное восприятие, развитие артикуляционного аппарата, регуляцию дыхания; - применение принципа многочтения при чтении художественных произведений (предложен М.И. Омороковой и описан В.Г. Горецким, Л.Ф. Климановой). Этот принцип состоит в том, чтобы при анализе текста постоянно возвращать ребенка к перечитыванию отрывков, важных в смысловом отношении, и тем самым не только обеспечивать проникновение в идею произведения, но и добиваться правильного и беглого чтения.
Типичные ошибки начинающих чтецов: 1. Искажение звукобуквенного состава: - пропуски букв, слогов, слов и даже строчек; - перестановка единиц чтения (букв, слогов, слов); - вставка произвольных элементов в единицы чтения; - замена одних единиц чтения другими.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3463; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |