КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные этапы становления предмета психологии
Психология, с одной стороны, древняя наука (4 век до н.э.), а, с другой стороны, достаточно молодая (конец 19 в.). Первое упоминание о том, что у человека есть своя психология (или душа) встречается в трактате «О душе» древнегреческого философа Аристотеля (384-322 гг. до н.э.). Аристотеля считают родоначальником психологии, как и многих других наук, а его философские сочинения – первыми трудами по психологии в ее донаучном этапе развития – этапе сбора первичных данных. По времени возникновения психология является такой же древней наукой, как и медицина. Но медицина сразу стала самостоятельной наукой, а психология долгое время была отраслью философии. Основателем принципиально нового этапа развития психологии и выделения ее в самостоятельную науку принято считать Вильгельма Вундта (1832-1920). Этот немецкий ученый в 1879 г. В Лейпциге открыл первую в мире психологическую экспериментальную лабораторию (в 1985 г. подобная лаборатория была открыта в Москве В.М.Бехтеревым). Первые опыты Вундта по изучению свойств сознания проводились с помощью прибора — метронома (его прямое назначение — задавать ритм при игре на музыкальных инструментах). В лаборатории В. Вундта он стал практически первым психологическим прибором. В. Вундт предлагал вслушаться в серию монотонных щелчков метронома. Можно заметить, что звуковой ряд в нашем восприятии непроизвольно ритмизуется. Например, мы можем услышать его как серию парных щелчков с ударением на каждом втором звуке (“тик-так”, “тик-так”...). Второй щелчок звучит настолько громче и яснее, что мы можем приписать это объективному свойству метронома. Однако такое предположение легко опровергается тем, что, как оказывается, можно произвольно изменить ритмическую организацию звуков. Например, начать слышать акцент на первом звуке каждой пары (“так-так”, “так-так”...) или вообще организовать звуки в более сложный такт из четырех щелчков. Итак, заключает В. Вундт, сознание по своей природе ритмично, причем организация ритма может быть как произвольной, так и непроизвольной. Начиная с 4 в. до н.э. по сегодняшний день, психология в своем развитии прошла ряд этапов. Эти этапы выделяются в связи с пересмотром содержания предмета науки. Процесс его становления проходил в четыре этапа. 1-й этап (V в. до н.э.) - предметом изучения была душа. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. Представления о душе были как идеалистическими, так и материалистическими. Идеалист Платон, например, считал душу нематериальной, незримой, нетленной, а материалисты Гераклит и Демокрит - частицей природы, атомом огня, то есть материальной. В период уже 17в. душа стала рассматриваться как нечто независимое от тела, как особая сущность. Две субстанции - мыслящая и телесная, протяженная, совершенно отделенные друг от друга, так называемый дуализм (лат. dialia - двойственный) в наиболее развитой форме был представлен в учении Рене Декарта (1596-1650). 2-й этап (XVII в.) ознаменовался бурным развитием естественных наук и предметом психологии стало сознание. Оно понималось как способность чувствовать, желать, мыслить.Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов. Представителем этого направления стал английский ученый Джон Локк (1632-1704). В рамках интроспективной психологии в 1879 г. в Лейпциге Вильгельмом Вундтом (1832-1920) была создана первая экспериментальная психологическая лаборатория. 1879 год стал годом рождения научной психологии. 3-й этап (XIX в.) - в связи с успехами в медицине, экспериментами над животными и др. предметом психологии становится поведение (американский ученый Джон Уотсон (1878-1958) и др.). Появилось мощное научное направление в американской психологии, которое было названо бихевиоризмом. Поведение объяснялось характером стимула, который вызывает реакцию (поведение): (S - R) стимул - реакция. В это время появляются основные психологические концепции: - гештальтпсихология - Вольфганг Келер (1887-1967), Макс Верт-геймер (1880-1943) (предмет изучения - особенности восприятия), изучение психики происходит с точки зрения целостных структур — гештальтов, т.е. восприятие не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства частей; - психоанализ и неофрейдизм - Зигмунд Фрейд (1856-1939), Карл Густав Юнг (1875 -1961), Альфред Адлер (1870-1937) (предмет изучения - бессознательное) травматические события, аффективные переживания, неисполнившиеся желания и т.п. не исчезают из психики, а подвергаются вытеснению – активному удалению из сознания в сферу бессознательного, где продолжают активно воздействовать на психическую жизнь, проявляясь часто в замаскированной, “зашифрованной” форме в виде невротических симптомов.; - когнитивная психология - Ульрих Найсер, Джером Сеймон Брунер (предмет изучения - познавательные процессы). Когнитивная психология изучает то, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знания и как эти знания влияют на наше поведение; - генетическая психология - Жан Пиаже (1896-1980)(предмет - развитие мышления отрасль психологии, изучающая происхождение и развитие психики животных и человека. Она прослеживает изменение различных психических процессов в онтогенезе и филогенезе, исследует психику различных видов животных, развитие психики ребенка, условия возникновения сознания человека.). Основы отечественной научной психологии тоже закладываются в конце XIX - начале XX вв. Происходит становление «рефлексологии» - Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927), Борис Герасимович Ананьев (1829-1905). представители рефлексологии изучали все рефлексы, протекающие с участием головного мозга. 4-й этап (XX в.) знаменуется появлением в отечественной психологии наиболее важного направления, сформировавшегося в 20-30-х гг., стала «культурно-историческая теория», разработанная Львом Семеновичем Выготским (1896-1934), затем - психологическая теория деятельности, связанная с именем Алексея Николаевича Леонтьева (1903-1979) (предмет - психическая деятельность). На Западе появляется гуманистическая психология - Карл Роджерс (1902-1987), Абрахам Маслоу (1908-1970) (предмет - особенности личности). Гуманистическая психология - направление, в котором личность рассматривается как высшее существо, ставящее перед собой цель самосовершенствования и стремящееся к ее достижению. В 60-х годах XX в. приковывает к себе внимание новое направление - трансперсональная психология (Станислав Гроф, К. Уилбер, Ч. Тарт), изучающая предельные возможности психики человека. Трансперсональная психология (лат. trans - через, persona - личность («Я» - выход за пределы личности, себя изучает сознание в широком спектре его проявлений: духовный кризис, околосмертные переживания, развитие интуиции, творчества, парапсихологические феномены, описывает предельные возможности психики человека (космическое состояние), переживания человека, которые могут привести человека к смене фундаментальных ценностей, духовного перерождения. Это переживание момента рождения и смерти.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 17702; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |