Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология деятельности




 

Наиболее полно это понятие отражено в психологической те­ории деятельности, которая связана с именами Л.С. Выготского, СЛ. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперина и изложена в книге А.Н. Леонтьева «Деятельность. Сознание. Лич­ность».

Деятельность – это система действий, объединенных общей целью и направленных на удовлетворение потребностей.

Деятельность может быть внешней и внутренней. Внешняя деятельность-это предметная, материальная деятельность, а внутренняя - это де­ятельность памяти, мышления и т.п.

Исследования советских психологов Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной показали, что умственные действия формируются вначале как внешние, предметные и постепенно переносятся во внутренний план. Перевод внешнего действия во внутренний план называется интериоризацией. Рассмотрим это на примере.
Ребенок учится считать. Вначале он считает палочки, прикладывая их друг к другу. Затем наступает время, когда палочки становятся ненужными, так как счет превращается в умственное действие, отвлеченное от самих предметов и внеш­него действия с ними. Вместо палочек используются символы: слова и числа. Внешняя - внутренняя речь у ребенка.

Рассматривая деятельность как предмет исследования, А.Н. Ле­онтьев выделял ее структуру, которая включает:

1. Предметное содержание:

а) потребность- нужда, состояние напряженности, которая по­буждает к поисковой деятельности, в процессе которой находится (фиксируется) предмет потребности;

б) мотив - побудитель деятельности,т.е. "желание". С появлением мотива резко меняется все поведение, оно становится направленным;

в) цель - то, на что направлена деятельность. Цель всегда осозна­ется личностью до начала самой деятельности (антиципация);

г) условия - внешние (материальные, предметные) и внутренние (уровень развития познавательных процессов), от которых зависят результат и качество деятельности.

2. Операциональная часть:

а) действия - это относительно завершенные элементы деятель­ности, направленные на достижение определенной, промежуточ­ной, сознательной цели. Если цель действия не осознается, то такое действие называют импульсивным. Действия мо­гут быть внешними (например, двигательные, внешняя речь) или внутренними (например, мнемические, умственные, сенсорные, перцептивные и пр.). Внешние и внутренние действия взаимосвяза­ны и могут переходить друг в друга.

б) действия состоят из элементов, которые называют операциями - это способы выполнения действий. Цели операций не осоз­наются. Операции тоже могут быть внешними и внутренними (вне­шние - взять, переместить, опустить; внутренние - анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация).

 

 

 

 

Существует огромное многообразие человеческой деятельности. В психологии принято выделять основные виды деятельности:

• 1) игра;

• 2) учебная деятельность;

• 3) труд;

• 4) общение.

По другой классификации выделяют: индивидуальную, группо­вую деятельности и ведущую деятельность.

Деятельность индивидуальная - деятельность отдельного индивида.

Деятельность групповая - совместная деятельность группы людей

Деятельность ведущая - вид деятельности, в котором формируют­ся качественные изменения личности в данный период, например, игра в период дошкольного детства.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 745; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.