КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принципы психологии
От научных. Отличие житейских психологических знаний У каждого человека существуют свои житейские, так называемые «психологические» знания. Каждый человек: лучше или хуже умеет понять другого человека, повлиять на его поведение или чувства, может в той или иной степени предугадать его поступки. Эти ЗУНы с одной стороны являются житейским багажом, но в то же время это могут быть профессионально-важными качествами специалиста (педагога, психолога и др). Различие житейских знаний и научных (по Гиппенрейтер)
Отмеченные различияне обозначают того, что надо отрицать житейский психологический опыт. Но вместе с тем нельзя смешивать житейские знания с научными. Взаимодействие науки с житейскими знаниями можно охарактеризовать следующим образом: (пример – психологическая диагностика при профотборе на «сложные» профессии)
Современная отечественная психология опирается на выработанные в процессе ее становления и развития следующие принципы. • Принцип детерминизма (причинной обусловленности, а психика и ее высшая форма – сознание развиваются под воздействием внешней среды, прежде всего социальной) • Принцип единства сознания и деятельности (сознание образует внутренний план деятельности человека, т.е. сознание человека определяет его поступки и поведение) • Принцип развития (психика человека рассматривается в непрерывном развитии, как результат деятельности). Задачи психологии: • Изучение фактов психической деятельности • Изучение механизмов психических явлений • Установление закономерностей функционирования психики Методы психологии: В психологии известны различные классификации методов. Наиболее полной является классификация, предложенная Б.Г. Ананьевым. В этой классификации все методы делятся на четыре класса. I. Методы сбора данных (эмпирические): а) основные (наблюдения и эксперимент); Наблюдение - метод психологии; заключается в фиксации проявлений поведения и получении суждений о субъективных психических явлениях. б) вспомогательные (тестирование, изучение продуктов деятельности, биографический, беседа, анкетирование, моделирование, социометрический, близнецовый). Изучение продуктов деятельности - это изучение продуктов труда человека: изобретений, книг, писем и т.п. Социометрия - метод психологического исследования межличностных отношений в группе, коллективе с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимости. Метод близнецовый - способ научного исследования, основанный на сравнении психологии и поведения двух типов близнецов. II. Организационные методы: а) сравнительный- изучение одной и той же функции у разных групп испытуемых, б) лонгитюдный- изучение психических явлений у одних и тех же испытуемых на протяжении длительного времени (иногда в продолжение ряда лет), в) комплексный- исследования разными средствами, разными науками. III. Методы обработки результатов: а) количественный (статистический - классификация и анализ данных), б) качественный (дифференциация материала по уровням и типам). IV. Методы интерпретации результатов: а) генетический (анализ результатов в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий и т.п.); б) структурный (установление структурных связей между всеми характеристиками личности)
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1053; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |