КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психологические особенности ранней юности. СтаростьВнимание. Память. Восприятие. Мышление. Переход к логическому мышлению. При этом наглядно-образное мышление сохраняется и в некоторых ситуациях играет ведущую руль. В некоторых ситуациях чувство впечатления является сильнее, чем воздействие слов. Усложнение содержания учебных предметов способствует развитию:
В подростковом возрасте особенностью теоретического мышления является то, что развивается способность рассуждать гипотетико-дедуктическим способом, т.е. на основе общих посылок, путем построения гипотез и их проверки. Все мыслительные операции подросток выполняет во внутреннем плане. При анализе задачи он пытается выдвинуть связи, потом предложение и проверяет его. Подростки склонны к экспериментированию. При этом формируются сложные когнитивные структуры:
Предметом анализа у подростка является собственные мыслительные операции – рефлексивное мышление. Развивается связанная речь.
Становится целенаправленным, систематическим, аналитико-синтетическим. Однако многое зависит от отношения подростка к воспринимаемому материалу. Если нет интереса – восприятие поверхностно.
Развивается, увеличивается объем, становится произвольным процесс запоминания, который сводится к мыслям, т.е. к установлению связей между отдельными элементами. Развивается логическая память и ухудшается двигательная память.
Увеличивается объем, концентрация, распределение и переключение. В развитии устойчивого внимания наблюдаются противоречия: с одной стороны устойчивость может быть высокой, с другой стороны незначительный факт вызывает отвлечение.
Т.о. в подростковом возрасте повышается продуктивность, произвольность познавательных процессов, они достигают высокого уровня развития.
1. Ранняя юность (15 – 17) – стабильный период, ведущая деятельность: учебно-профессиональная деятельность. Это третий мир, существующий между детством и взрослостью. Если подросток более чем на половину ребёнок, то юноша более чем на половину взрослый. Это время выбора профессии, стиля жизни, принципов, идеалов. По мнению Шпрингера, для ранней юности характерны:
В построении жизненного плана отмечается противоречия. То, что касается профессии и создания семьи планы реалистичны, а мастер положения и карьеры – завышены. Основы новообразования ранней юности:
В ранней юности самосознание приобретает качественно специфический характер. Свое познание юноша обращает вовнутрь и пытается понять себя как уникальную и неповторимую личность. У юноши возникает потребность проверить свое психологические качества с точки зрения конкретных жизненных планов. В развитии самосознания акцент переносится на оценку собственной личности (какой я?). Показателем развития самосознания является наличие умения сознательно ставить цели и находить средства для их достижения. Формируется самоуважение – степень принятия или непринятия человеческого себя. В ранней юности самооценка становится более устойчивой и независимой от мнения окружающих. Важным психологическим приобретением является открытие своего внутреннего мира, познает себя с разных сторон. Все это – важные предпосылки для формирования у него собственного «Я». Юношеское «я» ещё не определено и расплывчато. Открытие внутреннего мира вызывает много противоречий, переживаний. Положительные: собственная неопровержимость теории политики, любви, счастья, заново переживаются эмоции, внутреннее содержание волнует больше, чем внешнее. С другой стороны есть и тревожные: внутреннее «я» не совпадает с внешним, что актуализирует проблему самоконтроля.
2. В ранней юности происходят изменения в мотивационной сфере, меняется структура мотивов. Ведущими являются мотивы, связывающие:
Мировоззрение – система взглядов на жизнь. Ранняя юность – решающий этап становления мировоззрения. Мировоззрение установки в этот период отличается противоречивостью. Серьезные, глубокие рассуждения переплетаются с детскими, наивными. Юноша в течении одного разговора способен изменить позицию. Ищет готовую формулу, которая дала бы ответ на вопрос о смысле собственного бытия и всего человечества. К окончанию школы общество имеет дело с человеком, мировоззрение которого более или менее определяется. Эти взгляды являются не всегда правильными и устойчивыми. Самоопределение – этап формирования личности, когда юноша осуществляет жизненный выбор и сознательный выбор жизненного пути. В ранней юности нужно найти ответ на два вопроса, связывающие с самоопределнием:
Из них старшеклассникам важнее найти ответ на второй. В ранней юности остро стоят вопросы, связанные с социально-нравственными проблемами. Главный вопрос: о смысле жизни. Старшеклассников волнуют нравственные вопросы, связанные с понятием добра и зла, справедливости и беззакония. Для современных юношей характерен релятивистский взгляд на нравственные позиции. Правда должна приносить людям пользу. В ранней юности актуализируется проблема профессионального самоопределения. Главной социальной задачей является выбор профессии. Ранняя юность – этап формирования специализации специальностей. По результатам исследований до 30% старшеклассников не знают, куда они попадут учиться или работать после школы. Трудности выбора профессии связаны:
В современных условиях при выборе профессии старшеклассники ориентируются на высокую заработную плату.
Т.о. самоопределение – важный этап формирования личности в ранней юности, однако это только лишь предвосхищает самоопределение, т.е. оно еще не проверено практикой.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1098; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |