Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологические особенности ранней юности. Старость




Внимание.

Память.

Восприятие.

Мышление.

Переход к логическому мышлению. При этом наглядно-образное мышление сохраняется и в некоторых ситуациях играет ведущую руль. В некоторых ситуациях чувство впечатления является сильнее, чем воздействие слов. Усложнение содержания учебных предметов способствует развитию:

  1. Теория мышления.
  2. Рефлективного мышления.

В подростковом возрасте особенностью теоретического мышления является то, что развивается способность рассуждать гипотетико-дедуктическим способом, т.е. на основе общих посылок, путем построения гипотез и их проверки.

Все мыслительные операции подросток выполняет во внутреннем плане. При анализе задачи он пытается выдвинуть связи, потом предложение и проверяет его. Подростки склонны к экспериментированию. При этом формируются сложные когнитивные структуры:

  1. Комбинаторный анализ.
  2. Более сложные формы суждения (обратимые).

Предметом анализа у подростка является собственные мыслительные операции – рефлексивное мышление. Развивается связанная речь.

 

Становится целенаправленным, систематическим, аналитико-синтетическим. Однако многое зависит от отношения подростка к воспринимаемому материалу. Если нет интереса – восприятие поверхностно.

 

Развивается, увеличивается объем, становится произвольным процесс запоминания, который сводится к мыслям, т.е. к установлению связей между отдельными элементами. Развивается логическая память и ухудшается двигательная память.

 

Увеличивается объем, концентрация, распределение и переключение. В развитии устойчивого внимания наблюдаются противоречия: с одной стороны устойчивость может быть высокой, с другой стороны незначительный факт вызывает отвлечение.

 

Т.о. в подростковом возрасте повышается продуктивность, произвольность познавательных процессов, они достигают высокого уровня развития.

 

 

  1. Развитие самосознания в ранней юности.
  2. Становление мировоззрения и самоопределения.
  3. Взаимоотношения старшеклассников с окружающими.
  4. Психологические особенности старости.

 

 

1. Ранняя юность (15 – 17) – стабильный период, ведущая деятельность: учебно-профессиональная деятельность.

Это третий мир, существующий между детством и взрослостью. Если подросток более чем на половину ребёнок, то юноша более чем на половину взрослый. Это время выбора профессии, стиля жизни, принципов, идеалов.

По мнению Шпрингера, для ранней юности характерны:

  1. Открытие своего внутреннего мира.
  2. Вхождение во многие сферы взрослой жизни.
  3. Построение жизненного плана.

В построении жизненного плана отмечается противоречия. То, что касается профессии и создания семьи планы реалистичны, а мастер положения и карьеры – завышены.

Основы новообразования ранней юности:

  1. Рост самосознания.
  2. Самоопределение.

В ранней юности самосознание приобретает качественно специфический характер. Свое познание юноша обращает вовнутрь и пытается понять себя как уникальную и неповторимую личность. У юноши возникает потребность проверить свое психологические качества с точки зрения конкретных жизненных планов. В развитии самосознания акцент переносится на оценку собственной личности (какой я?). Показателем развития самосознания является наличие умения сознательно ставить цели и находить средства для их достижения. Формируется самоуважение – степень принятия или непринятия человеческого себя.

В ранней юности самооценка становится более устойчивой и независимой от мнения окружающих. Важным психологическим приобретением является открытие своего внутреннего мира, познает себя с разных сторон. Все это – важные предпосылки для формирования у него собственного «Я». Юношеское «я» ещё не определено и расплывчато. Открытие внутреннего мира вызывает много противоречий, переживаний.

Положительные: собственная неопровержимость теории политики, любви, счастья, заново переживаются эмоции, внутреннее содержание волнует больше, чем внешнее.

С другой стороны есть и тревожные: внутреннее «я» не совпадает с внешним, что актуализирует проблему самоконтроля.

 

2. В ранней юности происходят изменения в мотивационной сфере, меняется структура мотивов. Ведущими являются мотивы, связывающие:

  1. С построением жизненного плана.
  2. С формированием мировоззрения.
  3. С самоопределением.

Мировоззрение – система взглядов на жизнь.

Ранняя юность – решающий этап становления мировоззрения. Мировоззрение установки в этот период отличается противоречивостью. Серьезные, глубокие рассуждения переплетаются с детскими, наивными. Юноша в течении одного разговора способен изменить позицию. Ищет готовую формулу, которая дала бы ответ на вопрос о смысле собственного бытия и всего человечества. К окончанию школы общество имеет дело с человеком, мировоззрение которого более или менее определяется.

Эти взгляды являются не всегда правильными и устойчивыми.

Самоопределение – этап формирования личности, когда юноша осуществляет жизненный выбор и сознательный выбор жизненного пути. В ранней юности нужно найти ответ на два вопроса, связывающие с самоопределнием:

  1. Кем быть (профессиональное самоопределение).
  2. Каким быть (личностное самоопределение).

Из них старшеклассникам важнее найти ответ на второй.

В ранней юности остро стоят вопросы, связанные с социально-нравственными проблемами. Главный вопрос: о смысле жизни.

Старшеклассников волнуют нравственные вопросы, связанные с понятием добра и зла, справедливости и беззакония. Для современных юношей характерен релятивистский взгляд на нравственные позиции. Правда должна приносить людям пользу. В ранней юности актуализируется проблема профессионального самоопределения. Главной социальной задачей является выбор профессии. Ранняя юность – этап формирования специализации специальностей.

По результатам исследований до 30% старшеклассников не знают, куда они попадут учиться или работать после школы. Трудности выбора профессии связаны:

  1. Человек не полностью знает свои психологические особенности.
  2. Не знает требований, которые предъявляет к работнику и качества, которые важны в этой профессии.

В современных условиях при выборе профессии старшеклассники ориентируются на высокую заработную плату.

 

Т.о. самоопределение – важный этап формирования личности в ранней юности, однако это только лишь предвосхищает самоопределение, т.е. оно еще не проверено практикой.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1047; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.