КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие объекта и предмета науки
Психология как наука. Основные этапы становления психологии. Само слово «психология» возникло в 16 веке, его создателем является немецкий учёный Христиан Вольф. Слово «психология» в переводе на русский язык буквально означает «наука о душе» (греческий PSYHE — «душа» + LOGOS — «понятие», «учение»). В наше время вместо понятия «душа» используется понятие"психика". С лингвистической точки зрения «душа» и «психика» — одно и то же. Психология – это наука о фактах, механизмах и закономерностях функционирования психики. Психология занимает срединное место в «треугольнике» наук, т.к. она возникла на стыке философских и естественнонаучных знаний, а на современном этапе включает в себя и гуманитарные знания. Принято выделять объект науки - это та область знаний, на изучение которой направлена наука. Например: объектом биологии является живая природа, а объектом геологии - неживая природа. Объект науки охватывает широкую область знаний. Например: кроме биологии живую природу изучают анатомия (человек-часть природы), зоология и др. В связи с этим объект науки конкретизируется в предмете науки. Предмет - это отдельные стороны объекта науки, то, что непосредственно изучает наука. Например: объектом геометрии являются математические закономерности, а предметом - пространственное соотношение. Объект психологии - это закономерности психики как особой формы жизнедеятельности человека и поведения животных. Эта форма жизнедеятельности в связи с ее многоплановостью может изучаться в самых разнообразных аспектах, которые исследуются различными отраслями психологической науки. Предмет психологии - это психика как высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем. Особенности психологии как науки: 1. Наука о самом сложном, что пока известно человечеству, т.е. о психике. 2. В этой науке сливаются субъект и объект познания. Субъект познания - это тот, кто познаёт. Например: ученый, изучающий какое-то явление; психолог, изучающий психику. Объект познания - это то, что изучается. Изучаться может живая природа, так и неживая. В психологии субъект и объект познания тесно взаимодействуют: *психолог как субъект изучает другого человека как объекта, но изучаемый человек (он называется испытуемым или оптантом) в свою очередь изучает психолога, следовательно, психолог становится объектом; * человек, изучающий психологию (психология - объект), по мере изучения науки начинает применять её знания по отношению к себе, следовательно, сам для себя становится объектом. 3. Психология имеет уникальные практические следствия. Психология как наука, изучающая человека, даёт возможность тем, кто занимается ею, познакомиться с такими фактами, которые позволят многое пересмотреть и изменить в себе. Например: изучая физику или химию, человек не может с помощью этих знаний улучшить свою память или внимание. А изучая психологию, где собраны факты о рациональных приёмах запоминания, человек может применить это к себе и добиться повышения собственной памяти. 4. Чрезвычайная перспективность психологии и ее исследований вытекает из постоянно возрастающей роли и значения людей в обществе (человеческий фактор). 5. Собственно единой психологии не существует, а есть различные направления, течения, научные школы (многообразие понимания предмета психологии). 6. Уникальность данной науки состоит в том, что она одновременно является естественной и гуманитарной 7. Психологический факт зависит от его интерпретации исследователем (как исследователь представляет свой опыт, так он и интерпретирует факты).
Отрасли психологии: В настоящее время каждая отрасль психологии представляет собой относительно самостоятельное развивающееся направление, имеющее свой предмет и использующее свои методы. Основной базисной отраслью психологии является общая психология. Если в основу классификации отраслей психологии положить ее принципы, то получим следующую классификацию отраслей: • По проявлению психики в конкретной деятельности (психология труда, психология игры, космическая психология, юридическая психология, психология управления, спортивная психология и др.) • Психологические аспекты развития (возрастная психология, зоопсихология, психогенетика, психология аномального развития и др.) • Психологические аспекты соц.отношений (социальная психология, психология семьи, психология масс, психология группы и др.) Психология социальная - наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп. Психология политическая - отрасль психологии, изучающая психологические компоненты политической жизни и деятельности людей, их настроения, мнения, чувства, ценностные ориентации и пр. Проявляется политическая психология в политическом сознании наций, классов, социальных групп, правительств, индивидов и реализуется в конкретных политических действиях. Особое направление - практическая психология. Оно связано с решением следующих задач: 1) в достижении некоторой более общей непсихологической цели (психолог на предприятии, психолог в образовательных, медицинских учреждениях и др.); 2) в достижении чисто психологических задач. Это - психотерапия, то есть лечение при помощи психологического воздействия; психологическое консультирование, цель которого - оказание помощи практически здоровым людям в разрешении их жизненных проблем; психодиагностика, основной задачей которой является психологическое обследование и составление психологического портрета, отражающего индивидуальность человека; психокоррекция - восстановление психических функций, а также устранение или компенсация психических аномалий развития с помощью восстановительного обучения.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 7640; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |