Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Феноменология индивидуальных различий и психических свойств




 

К психическим свойствам психологическая наука относит темперамент, характер, способности, эмоции, чувства и волю человека. Эти явления изучает отрасль психологии, которая называется дифференциальной психологией.

Как и всякая наука, дифференциальная психология имеет свою историю и предысторию. Последняя, надо заметить, оказывается столь же древней, как и само человечество. В сообществах первобытных людей появление групповых различий, позволяющих провести границу между Мы и не–Мы, сыграло решающее значение. В идентификации со своим племенем, родовой общиной формировались первые проблески человеческого сознания именно как "совместного знания".

Следующим жизненно необходимым этапом стало выделение индивидуальных особенностей членов племени. Наблюдение за поведением соплеменников — у кого зорче глаз, кто быстрее всех бегает или точнее метает камень на охоте — послужило не только основой для распределения необходимых для выживания племени функций, но и привело к появлению первых имён — одного из важнейший признаков человеческого рода, выделяющих людей из мира животных. Фиксация индивидуальных различий закреплялась с помощью присвоения имени, в котором, зачастую, и отражалась наиболее характерная и устойчивая черта темперамента или характера, сенсорики или мышления. Имя способствовало формированию сущностной индивидуальности личности. Индивидуальность выкристаллизовывалась из Хаоса взаимоотношений, благодаря способности человеческого мышления осуществлять операцию различения и определения типичного. Отделение "Я" от "не–Я " стало важнейшим признаком зарождающейся первобытной личности с уникальным самосознанием.

В первобытных сообществах, древнейших цивилизациях и современном обществе феноменология человеческих различий — индивидуальных и групповых — продолжает оставаться главной частью субъективного жизненного опыта людей. Однако простых, несистематизированных наблюдений за поведением — своим собственным и окружающих — всегда было недостаточно для тех, кто стремился понять общие закономерности природы человека. Для того, чтобы упорядочить бесконечное многообразие индивидуальных и, тем более, групповых признаков требовалась некая система координат.

В качестве таковой мог приниматься любой набор признаков, отчётливо наблюдаемых, кажущихся "фундаментальными" либо осязаемыми. Разумеется, в первую очередь человек использовал для составления простейших классификаций своих собратьев внешние объекты или события. Так появились примитивные поведенческие типологии, в которых приводились описания индивидуально-групповых особенностей камней и деревьев (гороскопы друидов), расположения звезд или дат рождения (астрологические гороскопы). Отдавая должное наблюдательности и изобретательности наших предков, заметим, что во всех этих случаях речь идёт лишь об описании особенностей личности и человеческого поведения, а не объяснении причин, приводящих к появлению различий между людьми. Поиск решений этой задачи станет в последующем отправной точкой в развитии дифференциальной психологии.

Психические свойства теснейшим образом связаны с психической деятельностью. Обособление психических свойств от психической деятельности неизбежно ведет к порочной субстанциализации психического. Это обособление психических свойств от психической деятельности и вытекающая из него субстанциализация психических свойств снимается, как только раскрывается истинная рефлекторная природа психических свойств.

Рефлекторное понимание психического относится не только к психическим процессам; оно распространяется и на психические свойства. Психическое свойство — это способность индивида на определенные объективные воздействия закономерно отвечать определенными видами психической деятельности. Распространение рефлекторной концепции на трактовку психических свойств необходимо ведет к слиянию учения о психических свойствах с учением о психических процессах.

Психические процессы, как мы видели, связаны с психическими образованиями — с образами объектов, отражением которых они являются. Психические процессы вместе с тем связаны также с психическими свойствами субъекта, которые складываются в ходе деятельности человека и обусловливают ее. Так, например, ощущение и восприятие как процессы связаны с чувствительностью (взятой не количественно, лишь как величина, обратная порогам, но и в ее качественном выражении) как способностью индивида отвечать на определенные воздействия ощущениями и восприятиями'. Формирование чувствительности — это формирование человека как ощущающего и воспринимающего существа. Оно совершается в процессе деятельного, практического соприкосновения человека с различными предметными формами действительности и у человека всегда общественно опосредствовано. Так, вслед за элементарными чувственными деятельностями, связанными с восприятием вещей, у индивида начинают в процессе общения формироваться речевой слух, слух музыкальный и т. д.

Чувствительность как психическое свойство — в широком смысле — включает в себя не только способность иметь ощущения (чувствительность в обычном смысле), но и эффективность в широком понимании аффекта, включающем и эмоции и влечения или динамические тенденции.

Нейрологическим субстратом чувствительности является сплав безусловных и условных связей. При этом всякая сколько-нибудь сложная чувственная деятельность, — скажем, зрительное восприятие пространственных свойств и отношений предметов — функционирует как целое, включающее как врожденные безусловно-рефлекторные, так и прижизненно, в процессе данной деятельности формирующиеся условно-рефлекторные компоненты. Формирование соответствующей деятельности необходимо совершается вместе с формированием соответствующего «функционального органа» (Ухтомский) — функциональной системы, приспособленной к выполнению данной функции (в данном случае — зрительного восприятия пространственных свойств предметов). В процессе разрешения этой задачи, заключающейся в формировании образа предмета, формируются и соответствующая психическая деятельность, и «орган» для ее выполнения — функциональная система, избирательно включающая морфологически (в анализаторах) закрепленные функции и связи, образующиеся на их основе в процессе соответствующей деятельности. Такой «функциональный орган» и образует нейрологическую основу психического свойства; это и есть свойство или способность в ее физиологическом выражении.

Формирование чувственных психических деятельностей и соответствующих свойств представляют собой два выражения, по существу, единого процесса. Выступая физиологически как система нервных связей, психические свойства как таковые существуют в виде закономерно наступающей психической деятельности'. Фиксация психической деятельности в виде свойства человека совершается путем генерализации условий деятельности и стереотипизации этой последней.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.