Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология личности




Вопросы для повторения

1. Какие свойства человека можно отнести к психическим свойствам? Что общее объединяет психические свойства человека?

2. Что имеется в виду, когда говорят о том, что данный человек имеет способности? Можно в современных условиях ли иметь способности сразу в нескольких видах деятельности?

3. Что такое темперамент? Какую роль играет темперамент в жизни человека?

4. Определите собственный тип темперамента или тип темперамента Ваших близких, друзей?

5. Каково содержание категорий «эмоция», «чувство», «настроение»?

6. Приходилось ли Вам сталкиваться со стрессами? Какими приемами Вы стремитесь преодолеть стрессовые ситуации?

7. Считаете ли Вы, что стрессы являются необходимой составляющей повседневной жизни человека?

 

 

Личность – одно из основных понятий психологии и других гуманитарных наук, которые в той или иной степени изучают личность. В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с понятиями «человек», «индивид», «личность», нередко по-своему и не всегда точно трактуя их содержание. Что же такое «личность»? Каждый ли человек является «личностью» или ею могут быть только те, кто обладает определенными, значимыми чертами свойствами?

Существует обширная философская, социологическая и психологическая литература по проблематике личности, множество подходов и оценок. Список научных трудов по проблеме личности приведена в завершающем разделе настоящего пособия.

Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных путем социализации качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие социальные свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.

Итак, что такое личность, если иметь в виду указанные ограничения?

Личность – это конкретный человек, взятый в системе таких его социально-психологических характеристик, которые проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Большинство специалистов исходит из того, что каждый взрослый, психически нормальный человек является личностью, т.е. обладает набором таких социальных качеств, которые позволяют ему в полной мере выполнять возложенные на него социумом социальные роли.

В научной литературе встречаются и иные категории, связанные с теорией личности: индивиду, индивидуальность, направленность личности.

Индивид – это человеческая особь в единстве биологических и социальных характеристик и проявлений.

Индивидуальность – своеобразие качеств человека, отличающее его от других людей.

Направленность личности – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности.

Мотивами личности, определяющими ее поведение, являются влечения, желания, интересы, установки, идеалы, ценности, склонности, мировоззрение, убеждения, взгляды, оценки.

Среди ведущих мотивов личности, определяющих поведение, психологи выделяют мотив власти, мотив аффилиации (стремление к общению) и мотив успеха (карьеры). При этом мотив власти является доминирующим в поведении личности.

Американский психолог А. Маслоу разработал структуру потребностей личности, которая представляет собой пирамиду от физиологических потребностей, составляющих ее основание, до вершины пирамиды, где сосредоточены высшие, присущие только человеку социальные и духовные потребности. Эта структура состоит из физиологических потребностей (голод, жажда, сон, половое влечение); потребности в безопасности (защита индивидом себя и своей семьи); потребности в принадлежности и любви (признание обществом, общение); потребности уважения (авторитет, достижение успеха); познавательных потребностей; эстетических потребностей (красота, гармония, порядок); потребности в самореализации (реализации целей, способностей).

Мы выяснили, что личностью становятся, приобретая социальные качества. Процесс формирования личности за счет усвоения социальных качеств принято называть социализацией. Выделяются три группы факторов социализации: макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство); мезофакторы (этнос, регион, село, город, СМИ, кино, церковь); микрофакторы (семья, друзья, коллектив).

На каждого человека в процессе его становления воздействуют самые разнообразные факторы. Среди агентов (факторов) социализации выделяются такие, как семья, детские дошкольные учреждения, школа, трудовой коллектив, церковь, СМИ, общественные организации, друзья, книги и др. Наибольшее влияние на формирование личности, вне всяких сомнений, оказывает семья, в которой ребенок проводит большую часть жизни. В государственной политике образования и воспитания важно усилить роль позитивных агентов социализации и, наоборот, ослабить влияние негативных.

Изучающие теорию личности могут задать вопрос: является ли личностью годовалый или двухлетний (трехлетний) ребенок? Ответ может быть положительный: ребенок является формирующейся личностью. Общество признает человека личностью с момента достижения им социальной зрелости, совпадающей в большинстве стран с достижением человеком совершеннолетия.

Психологическая наука разработала несколько наиболее значимых теорий личности. Ряд теорий личности, характерных для возрастной и педагогической психологии, построен на рассмотрении ограниченного возрастного периода в развитии личности – от рождения до окончания средней школы. Есть теории, авторы которых поставили перед собой задачу проследить развитие личности в течение всей жизни человека. Есть теории, которые свое внимание концентрируют на изучении внутренних свойств, черт и качествах личности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 201; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.