Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характер




В обыденной жизни мы часто сталкиваемся с различного рода проявлениями характера. Люди говорят: «он слабохарактерный» или «человек с сильным характером». Что это значит?

Характер – совокупность индивидуальных психических свойств, проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения. Характер всегда проявляется в деятельности и общении. Черты характера определяют поведение человека.

Волевые черты характера: решительность, настойчивость, самообладание, самостоятельность, активность, организованность и дисциплинированность.

Эмоциональные черты характера: впечатлительность, безразличие, пассивность, горячность, порывистость, отзывчивость.

Интеллектуальные черты характера: любознательность, глубокомыслие, находчивость, сообразительность.

Изучая черты характера, психолог может определить тип личность, корректировать те черты, которые мешают раскрыть сильные стороны личности.

В нашей стране и за рубежом получили распространение парапсихологические дисциплины, такие как физиогномика (учение о связи внешнего облика с типом личности); хиромантия (предсказание характера по конфигурации ладони); астрология (предсказание характера по планетам и звездам, составление гороскопов в зависимости от даты рождения).

Чрезмерно увлекающимся данными явлениями заметим, что эти предсказания могут дать только частичный ответ на поставленный вопрос. Надо осторожно относиться к различного рода предсказателям судьбы, магам и чародеям, коих в последние годы развелось великое множество. В основной своей массе это – мошенники либо авантюристы, желающие заработать капиталы на невежестве или беде людей. Определенная часть из них связана с темными силами – бесами, нечистыми духами, оказывающими покровительство при выполнении колдовских и иных магических действий. Обращение за помощью, советом к магам и чародеям может привести к негативным последствиям, подорвать здоровье. Об этом следует помнить.

Эмоции представляют собой психические процессы в форме переживаний и отражают личную значимость и оценку ситуации для жизни человека.

Среди эмоций выделяется аффект – наиболее интенсивное, бурное выражение эмоций кратковременного характера (гнев, ярость, ужас, отчаяние, радость, глубокое горе). В данной ситуации человек теряет чувство реальности, испытывает состояние шока – потери речи, координации движений. Аффект может быть вызван глубокими личными переживаниями, а также природными катаклизмами, стихийными бедствиями.

В отличие от чувств эмоции проявляются более длительное время и могут носить форму возбуждения, успокоения, радости, удивления, гнева, страдания, отвращения, стыда, страха, презрения и т.п. В педагогическом процессе важно создать ситуацию эмоционального напряжения и сопереживания, когда ученик вместе с учителем участвует в образовательных и воспитательных мероприятиях. Эмоциональная окраска – неизбежный спутник процесса обучения.

Самым длительным эмоциональным состоянием человека, влияющим на его поведение, является настроение. Настроение влияет на эффективность и результаты деятельности.Настроение зависит от многих факторов – от погоды, состояния здоровья, возраста, общения, характера, силы воли и т.п. Нередко человек говорит: «у меня плохое настроение» и т.п. Необходимо стремиться к тому, чтобы как можно меньше негативных факторов влияли на настроения человека, учиться создавать личный позитивный эмоциональный тон, положительную эмоциональную окраску жизни.

Чувства носят более конкретный и предметный характер, чем эмоции, в большей степени сопряжены с социальными отношениями. Эмоции более связаны с бессознательными процессами, чувства – с сознательной сферой.

Чувства подразделяются на:

- нравственные чувства морального характера – долг, любовь, патриотизм, сочувствие, сострадание; аморальные чувства – жестокость, жадность, эгоизм и др.;

- интеллектуальные чувства – удивление, любопытство, любознательность, сомнение, уверенность;

- эстетические чувства – радость, восторг, страдание, грусть, отвращение, тоска и др.

Эмоции и чувства выражаются во внешних проявлениях – мимике, жестах, интонациях и тембре голоса. При определенных ситуациях человек размахивает руками, морщит лоб, губы, корчит гримасы, повышает голос и т.п. При состоянии радости человек улыбается открытой улыбкой. В состоянии печали, уныния морщит лоб, кривит губы. В данном случае мы имеем дело с проявлением категорий содержания (настроения и эмоции) и формы (мимика, жесты).

В последние годы, особенно в связи с переходом к рыночным отношениям и усилению в обществе стихийных, неконтролируемых сил, резко увеличилось число людей, подверженных стрессам. Стресс представляет собой негативное эмоциональное состояние длительного, глубокого характера с отрицательной эмоциональной окраской. Стресс связан также с состоянием повышенной напряженности. В научной литературе разработаны нормы снятия стресса: переключение внимания на иной объект; благоприятные воспоминания, контакты; выход из конфликтной ситуации; чувство юмора.

С помощью знаний психологии человек должен учиться управлять своей эмоциональной сферой, избегать конфликтных ситуаций, ведущих к стрессу, контролировать эмоции и чувства.

Мы предлагаем некоторые из апробированных нами правил поведения, которые позволят преодолеть негативные эмоции, стрессы, наладить и вести здоровый, психически полноценный образ жизни.

1. Ориентация на установку – в жизни нет безвыходных ситуаций, надо только проанализировать положение, в котором Вы оказались, и попытаться найти разумный выход из него. Надо разделить проблему на структурные составляющие, выявить причины, содержание, этапы, возможные последствия и результаты. Знание этих структурных составляющих облегчит принятие правильного решения, поможет найти выход из сложившейся ситуации.

2. Не спешить с принятием решений. Бывает, что неверное решение нередко принимается в состоянии эмоциональной возбудимости и может оказаться негативным по своим последствиям. Любое принятое в спешке, суете решение, будет неправильным. Лучше принимать решения не вечером, когда организм и психическая сфера находятся после рабочего дня в угнетенном состоянии, а утром. Недаром есть пословица - «утро вечера мудренее», а также – «семь раз отмерь, один раз отрежь».

3. При анализе жизненной ситуации целесообразно из возможных вариантов ориентироваться на худший вариант. В таком случае, если событие и произойдет, то оно не нанесет Вам существенного вреда, так как Вы к этому оказались заранее готовы. Если же событие завершится более благоприятно, то радость от его результата будет гораздо ценнее.

4. Человек не должен концентрироваться на беде, несчастье, горе и т.п. Установка такова: всё, что происходит, кроме болезни и смерти близких, - ничто и не должно сказываться на психическом состоянии, тем более – вести к унынию. Уныние – самый страшный грех, во время которого человека начинают атаковать нечистые силы, стремясь увести от Бога, сбить с праведного жизненного пути.

5. Научиться радоваться, создавать себе и окружающим хорошее, бодрое настроение. Важно создавать радостное настроение из мелочей. Надо сосредоточиваться на положительных воспоминаниях, которые вызывают позитивные эмоции и запечатлелись в памяти человека. Плохая погода вовсе не должна приводить к ухудшению настроения. Идет нудный осенний дождь – в этом тоже есть положительное. Можно взять красивый зонт, надеть новые непромокаемые сапоги и т.п. Да и сама возможность проснуться утром и ощутить снова прелести жизни многого стоит!

6. В неблагоприятную жизненную ситуацию надо посылать своего двойника. В каждом человеке, кроме собственного Я, есть еще двойники, которые проявляются в определенных жизненных ситуациях по принципу – думаю, говорю, делаю. Эту двойственность природы человека на художественном уровне описал Ф.М. Достоевский в повести «Двойник».

7. Рассматривать проблемы по мере их поступления, вызревания, не торопить события. Иногда человек начинает беспокоиться о событии до того, как оно проявило себя, переживает, нервничает. Это характерно для студентов в период сессии, когда до экзамена некоторые начинают накручивать себя по поводу получения плохой оценки.

8. Надо научиться не обижаться, особенно по пустякам в быту, в транспорте или на работе. Обида разъедает душу, вызывает душевные недуги, а они в свою очередь порождают серьезные физические заболевания. При анализе причин обиды зачастую обиженный человек не может их вспомнить: они настолько мелочны и ничтожны, что не заслуживают внимания. С другой стороны, надо стремиться не обижать своих близких, беречь и охранять их покой и здоровье.

Возможно, указанные правила поведения помогут найти правильное решение и не сделать ошибки там, где ее можно было бы избежать.

Полезно познакомится с интересным исследованием современных российских психологов «Стресс, выгорание, совладание в современном контексте» (под ред. А.Л. Журавлева и др.) (М.: Институт психологии РАН, 2011.- 511 с.).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 281; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.