Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные группы периодизаций психического развития




Стадиальность психического развития

Тема № 3. Периодизация психического развития.

Цель: знакомство с основными критериями периодизации психического развития, сравнительный анализ периодизаций психического развития разных авторов.

Основные определения и персоналии: психологический возраст, критерии периодизации, стабильные и критический периоды, ведущий вид деятельности, новообразования, социальная ситуация развития; Р. Заззо, П.П. Блонский, З. Фрейд, Ж. Пиаже, Л. Колберг, Э. Эриксон, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.И. Слободчиков.

План:

1. Стадиальность психического развития.

2. Основные группы периодизаций психического развития.

3. Периодизации отечественных психологов.

 

Детское развитие – это сложный процесс, приводящий к изменению всей личности человека на каждом возрастном этапе. Развитие приводит к возникновению чего-то нового.Стадии развития характеризуются возрастными новообразованиями, т.е. качествами или свойствами, которых не было раньше в готовом виде.

Появление новообразования подготовлено всем ходом предшествующего развития.

Понятие возраста включает в себя ряд аспектов:

1) Хронологический возраст, определяется продолжительностью жизни человека;

2) Биологический возраст – совокупность биологических показателей функционирования организма в целом; это средняя вероятная продолжительность жизни человека. Биологическая «взрослость» определяется способностью к деторождению

3) Психологический возраст – определенный уровень развития психики, в который включается: уровень интеллекта, способность к научению, мотивы, чувства, способность самостоятельно принимать решения, твердость характера, благоразумие, надежность и честность, умение сострадать и др.

Психологическая «взрослость» определяется зрелой личностной идентичностью.

В разных культурах и в разные исторические периоды от зрелого человека требуется выполнение различных обязанностей.

 

Хронологический возраст человека сам по себе малоинформативен. В возрастной психологии принято рассматривать три отдельных и независимых понятия возраста – биологический, психологический и социальный.

Социальный возраст оценивается по степени соответствия положения человека существующим в данной культуре нормам. Социальная «взрослость» определяется экономической независимостью.

 

В реальной жизни отдельные составляющие возраста не всегда совпадают.

Самое первое деление жизни человека на периоды предложил Пифагор - он выделял четыре периода, которые соответствуют временам года:

Весна (рождение - 20 лет) - развитие.

Лето (20 - 40 лет) - молодость.

Осень (40 - 60 лет) - расцвет.

Зима (60 - 80 лет) - угасание.

В современной психологии существуют разные возрастные периодизации развития.

Л.С. Выготский выделял 3 группы периодизаций:

I. Для первой группы характерно построение периодизации на основе внешнего, (но связанного с самим процессом развития)критерия. Примером могут служить периодизации, созданные по биогенетическому принципу- теория рекапитуляции С.Холла и В.Штерна,согласно которой онтогенез в кратком и сжатом виде повторяет филогенез, а процесс индивидуального развития ребенка выстраивается в соответствии с основными периодами биологической эволюции и исторического развития человечества.

Периодизация Рене Заззо (системы воспитания и обучения совпадают с этапами детства):

0-3 года раннее детство

3-5 лет дошкольный возраст

6-12 лет начальное школьное образование

12-16 лет обучение в средней школе

17 и старше – высшее или университетское образование

2. П.П. Блонский выбрал объективный, легко доступный наблюдению, связанный с существенными особенностями конституции растущего организма признак – появление и смену зубов.

0-8 мес. - 2,5 года - беззубое детство

2,5 - 6,5. лет - детство молочных зубов

6,5 и старше - детство постоянных зубов (до появления зуба мудрости).

II. Для второй группы характерно построены на основе одного, произвольно выбранного автором, внутреннего критерия.

1) Зигмунд Фрейд считал главным источником, двигателем человеческого поведения бессознательное и сексуальное начало в ребенке. Детская сексуальность понимается 3. Фрейдом широко, как все, приносящее телесное удовольствие, — поглаживания, сосание, освобождение кишечника и т.д.

0 - 1год оральная стадия (эрогенная зона — слизистая рта и губ). Ребенок получает удовольствие, когда сосет молоко, а в отсутствие пиши – собственный палец или какой-нибудь предмет.

1 - 3 года анальная стадия (эрогенная зона смещается в сли­зистую оболочку кишечника).

3 - 5 лет фаллическая стадия (высшая стадия детской сексуальности). Ведущей эрогенной зоной становятся гениталии.

5 - 12 лет латентная стадия как бы временно прерывает сексу­альное развитие ребенка.

12 - 18 лет генитальная стадия соответствует собственно поло­вому развитию ребенка.

2) Э. Эриксон, последователь З.Фрейда, предложил 8 стадий полного жизненного пути личности.

0-1 год - раннее младенчество, соц. качество - надежда;

1-3 года - позднее младенчество (ранний возраст), соц. качество - воля;

3-5 лет - возраст игры, соц. качество - целеустремленность;

5-11 лет - среднее детство, соц. качество - компетентность;

11-20 лет - половая зрелость, подростничество, юность, соц. качество - верность;

20-40(45) лет - ранняя взрослость, соц. качество - любовь;

40(45) - 60 лет - средняя взрослость, соц. качество - забота;

свыше 60 лет - поздняя взрослость, соц. качество - мудрость

3) Периодизация Ж. Пиаже.

Основной критерий периодизации Ж.Пиаже – интеллект.

– от 0 до 1,5-2 лет сенсомоторная стадия.

– от 2 до 7 лет дооперациональная стадия – мышление с помощью представлений.

– от 7 до 12 лет стадия конкретных операций – возникновение элементарного логического рассуждения.

– от 12 лет – стадия формальных операций – формирование способности мыслить логически, пользоваться абстрактными понятиями, выполнять операции в уме.

3) Периодизация Л. Колберга, основанная на изучении уровня морального развития человека (3 уровня и 6 ступеней нравственного развития).

I уровень: Страх наказания (до 7 лет).

1. Страх перед правом силы.
2. Страх быть обманутым и недополучить благ.

II уровень: Стыд перед окружающими людьми (13 лет).
3. Стыд перед товарищами, ближайшим окружением.
4. Стыд общественного осуждения, негативной оценки больших социальных групп.

III уровень: Совесть (после 16 лет).
5. Желание соответствовать своим нравственным принципам.
6. Желание соответствовать своей системе нравственных ценностей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3088; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.