КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предмет и основные категории педагогики
Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками Развитие педагогики как науки. Предмет и основные категории педагогики. И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЕЕ ПРЕДМЕТ, ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА, Лекция 1
Итак, вы решили посвятить свою жизнь профессии преподавателя. Избрать путь преподавателя решается далеко не каждый. Ведь педагог - это признание, призыв, внутреннее осознание того, что этот путь твой. Выбрать путь преподавателя - значит выбрать путь поиска, постоянного беспокойства, путь упорного каждодневного труда. Вы приступаете к изучению сложнейшей из наук - педагогики. В своей жизни вы неоднократно сталкивались с деятельностью, в которой она применяется. За время учебы в школе вы были свидетелями учительского труда более чем на 10000 уроках. Дома вы, конечно, пытались воспитывать младших братьев и сестер, самих себя. Это и есть ваш первый педагогический опыт. Он порой противоречив, порой неудачен, но что-то в нем вызывает и приятные воспоминания. Этот опыт - ваш исходный капитал. Сформировать новый, более совершенный опыт педагогической деятельности и поможет педагогика. О чем эта наука? Педагогика - наука о том, как воспитывать человека, как помочь ему стать духовно богатым, творчески активным и вполне удовлетворенным жизнью. Педагогическое знание - обобщенное знание о путях и способах развития человека, многовековой опыт обучения и воспитания подрастающих поколений, результат многолетних исследований закономерностей формирования личности. Знание педагогической науки частично освобождает преподавателя от многолетних проб и ошибок в трудном деле обучения и воспитания человека, помогает в каждом конкретном случае найти оптимальные педагогические решения. В обществе идет давний спор о том, что такое педагогика - наука или искусство? Спор разрешается практикой. Испытание практикой подтверждает многократно: без глубокого знания педагогической науки не развивается искусство воспитывать. Знание закономерностей, форм, методов, средств, приемов обучения и воспитания - основа педагогического мастерства. К изучению педагогики нужно подходить как к научно-познавательной деятельности, на базе которой может и должно развиваться педагогическое искусство как одна из самых важных сторон педагогической деятельности. Учебный план вашей специальности предусматривает изучение ряда дисциплин, составляющих систему знаний и умений в области педагогики и психологии: “Введение в специальность”, “Основы психологии”, “Профессиональная педагогика”, “Методика преподавания специальных дисциплин”, “Технические средства обучения”, “Педагогика высшей школы”. Дисциплина “Теория и история педагогики” является одной из основополагающих, фундаментальных дисциплин вашей специальности. Задача дисциплины — помочь будущим преподавателям овладеть знаниями теоретических основ педагогики, заложить основы педагогического мышления. Что такое педагогика? Итак, вернемся к специфической особенности, состоящей в том, что педагогика выступает и как наука и как искусство. Еще великий русский педагог Н.И.Новиков подчеркивал, что педагогика, по его мнению, “есть особенная тонкая наука, предполагающая себе многие знания и в исполнении требующая много наблюдательского духа и просвещенного практического рассудка. Великий педагог К.Д.Ушинский усматривал особенность педагогики в том, что в теоретическом смысле она, с одной стороны, использует результаты и обобщение собственных исследований, а с другой стороны - опирается на теоретические идеи других наук о человеке. Эта специфика педагогики как науки и искусства и дает основание несведущим людям недооценивать ее значение как важной теоретической отрасли знания и сводить все дело к воспитательным умениям. Об этом предрассудке К.Д.Ушинский писал следующее: “Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом легким... Почти все признают, что воспитание требует терпения, некоторые думают, что для него нужны врожденные способности и умения, но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще и специальные знания”. Такой же точки зрения придерживался А.С.Макаренко. Он считал, что для осуществления действенного воспитания необходимо у каждого педагога сформировать педагогическое мастерство, в основе которого лежит глубокое овладение теоретическими знаниями. Примечательно, что на огромную роль теории в различных сферах человеческой практики указывали уже древние мыслители. Греческий философ Анаксагор говорил, что только из теоретического познания проистекает свобода и плодотворность практической деятельности. Сократ же замечал, что “каждый мудр в том, что хорошо знает”. Поэтому глубокое изучение педагогики и её основных теоретических идей имеет определяющее значение при подготовке к педагогической деятельности. В студенческой и даже педагогической среде бытует мнение, будто можно стать хорошим педагогом, не изучая теории педагогики. Делаются ссылки на положительный опыт некоторых родителей, учителей, не знающих этой науки и даже не имеющих специального образования. Действительно, такие примеры есть. Но ведь это случаи, а не массовое явление. Природным даром педагога обладают единицы. А как же быть остальным? Не работать же наощупь, методом проб и ошибок? Перед нами не станок, не металлическая заготовка, а человек. Конечно, у вас может возникнуть сомнение - стоит ли учить педагогику, где нет однозначно действующих законов и принципов. Некоторые даже обвиняют её в ненаучности из-за неточности суждений. Увы, каждый из нас вариативен, ситуативен, многолик и подчас не предсказуем. Знания о нас, нашем поведении философичны, образны и окрашены эмоциональными переживаниями. Древнеиндийская мудрость утверждает: “Истина не познаётся расчетами, лишь язык сердца знает, где лежит правда, которая не смотря ни на что ведет человека к восхождению”. Что такое педагогика? Чем она занимается? Что исследует? Эти вопросы встают перед каждым, кто приступает к её изучению. В работах по педагогике, учебниках, справочниках, энциклопедиях можно встретить несколько различающихся между собой определений педагогики и её предмета как науки. Наиболее часто встречаются следующие варианты определения педагогики: - педагогика - наука о воспитании; - педагогика - наука о воспитании подрастающих поколений; - педагогика - наука о воспитании человека. Предмет науки - область её научного исследования. Что касается определения предмета педагогики, то также имеется несколько заметно отличающихся суждений: Предмет педагогики - воспитание человека человеком; Предмет педагогики - воспитательная деятельность; Предмет педагогики - область специально организованного воспитания. Не отказываясь ни от одного из этих определений, остановимся на наиболее общем из них: Педагогика - наука о воспитании, образовании и обучении человека на всех возрастных этапах его развития. Предмет педагогики - воспитание как особая функция общества. Изучение педагогики начнём с усвоения её основных категорий. Но для начала разберемся, что такое категория. Категория обозначает суждение, определение. К категориям относятся наиболее ёмкие и общие понятия, отражающие сущность науки, её устоявшиеся и типичные свойства. В любой науке категории выполняют ведущую роль. Они пронизывают всё научное знание и как бы связывают его в целостную систему. Не зря определение слов “категорический”, “категоричный“ всегда связываются с представлением решительности и безусловности кого-либо или чего-либо. Педагогика как наука тоже имеет свои категории, отличающиеся от других наук. К числу основных понятий или категорий педагогики относятся: - развитие личности; - воспитание личности; - образование личности; - обучение личности. Рассмотрим таблицу 1. Таблица 1
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1435; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |