Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 2. Сущность стратегического менеджмента




Общая характеристика стратегического управления. Сущность и понятие стратегического управления. Интегративное определение стратегии. Этапы становления стратегического управления. Содержание и структура стратегического управления. Субъекты стратегического управления организацией. Роль и значение стратегического управления в функционировании и развитии организации.

 

Прежде чем приступить к рассмотрению процесса стратегического менеджмента, целесообразно дать ему определение. Что же такое стратегический менеджмент? Рассмотрим определения стратегии, стратегического управления и менеджмента, выделим их существенные характеристики:

· «Стратегия – это генеральная программа действий, выявляющая приоритеты проблем и ресурсы для достижения основной цели. Она формулирует главные цели и основные пути их достижения таким образом, что предприятие получает единое направление движения» (Г. Кунц)[1].

· «Стратегическое управление – это процесс принятия и осуществления стратегиче­ских решений, центральным звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала предприятия с возможностями и угрозами внешнего окружения, в котором оно действует. Страте­гию можно рассматривать как основное связующее звено между тем, что организа­ция хочет достичь – ее целями, и линией поведения, выбранной для достижения этих целей»

· «Стратегический менеджмент - серия целенаправленных решений и действий, призванных соотнести возможности и ресурсы организации с возможностями и угрозами возникающими в ее внешней среде» (М. Каултер)

· «Стратегический менеджмент – деятельность по обеспечению реализации целей организации в условиях динамичной, изменчивой и неопределенной среды, позволяющая оптимально использовать существующий потенциал и оставаться восприимчивой к внешним требованиям»[2].

· «Стратегия – это обязательство действовать определенным ( таким, а не

другим ) образом» (Ш.М. Остер).

· «Стратегическое управление – это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспек­тиве, достигая при этом своих целей»[3]

· Основное внимание в стратегическом менеджменте «уделяется повышению обоснованности, качества и эффективности стратегического управленческого решения». «Стратегия – программа, план, генеральный курс субъекта управления по достижению им стратегических целей в любой области деятельности)».

· «Стратегическое мышление означает анализ долгосрочных перспектив, видение картины бизнеса в целом, включая организацию, конкурентную среду и взаимодействие между ними. Овладение стратегическим мышлением предполагает осознание концепции стратегии, уровней стратегии, принципов ее формулирования и внедрения. Стратегический менеджмент – это набор решений и действий по формулировке и внедрению стратегии, призванной обеспечить компании наилучшее конкурентное положение во внешней среде и достижение поставленных целей. Предполагается, что это облегчит менеджерам поиск ответов на такие стратегические вопросы, как: «Где сейчас находится организация? Какие перемены и тенденции происходят в конкурентной среде? Как нам следует действовать, чтобы достичь целей»[4].

· «Основная задача стратегического рыночного планирования – адаптация компании к изменениям внешних условий. Успеха добиваются те, кто более эффективно в сравнении с конкурентами удовлетворяет потребности потребителей. Залог успеха компании – разработка такой стратегии менеджмента, при которой действия и внутренняя структура организации оптимально соответствуют внешним условиям. При этом компания должна предложить потребителям товары и услуги, удовлетворяющие их потребности лучше, чем продукция конкурентов»[5]

· Область, которой адресован стратегический менеджмент, - это «управленческие процессы и решения, определяющие долгосрочную структуру и характер деятельности организации». В это определение включены пять ключевых понятий: управленческий процесс, управленческие решения, временной масштаб, структура организации, ее деятельность [6].

· Нужно разграничивать постановку задач (касающуюся целей) и стратегию (касающуюся средств). Стратегический менеджмент – это процесс, систематический подход к управлению стратегическими переменами, включающий позиционирование компании посредством стратегии и планирование ее возможностей, стратегическое реагирование в режиме реального времени посредством управления проблемами и систематический контроль сопротивления персонала в процессе реализации стратегий [7].

· Стратегический менеджмент не ограничивается принятием решений по основным проблемам, с которыми сталкивается организация, но и обеспечивает реализацию выработанной стратегии. Можно выделить три основных элемента стратегического менеджмента: стратегический анализ, стратегический выбор и реализацию стратегии [8].

· Стратегический менеджмент представляет собой набор таких управленческих решений и действий, которые определяют долгосрочное функционирование корпорации. Он включает в себя «сканирование» среды деятельности (как внутренней, так и внешней), формирование стратегии (стратегическое, или долгосрочное, планирование), реализацию стратегии, ее оценку и контроль. Изучение стратегического менеджмента делает особый упор на мониторинг и оценку внешних возможностей и угроз в свете достоинств и недостатков корпорации [9].

· «Долгосрочная стратегия – всеобъемлющая ориента­ция планов и действий которая устанавливает кри­тическое направление и управляет распределением ресурсов всей организа­ции» (Х. Маккей).

· Стратегия компании – это комплексный план управления, который должен укрепить положение компании на рынке и обеспечить координацию усилий, привлечение и удовлетворение потребителей, успешную конкуренцию и достижение глобальных целей. Процесс выработки стратегии основывается на тщательном изучении всех возможных направлений развития и деятельности и заключается в выборе общего направления, осваиваемых рынков, обслуживаемых потребностей, методов конкуренции, привлекаемых ресурсов и моделей бизнеса. Другими словами, стратегия означает выбор компанией пути развития, рынков, методов конкуренции и ведения бизнеса [10].

· Стратегическое управление – «процесс определения и установления связи организации с ее окружением, состоящий в реализации выбран­ных целей и в попытках достичь желаемого состояния взаимо­отношений с окружением посредством распределения ресур­сов, позволяющего эффективно и результативно действовать организации и ее подразделениям»[11].

· «Стратегическое управление – процесс управления с целью осуществле­ния миссии организации посредством управления взаимодейст­вием организации с ее окружением» (Г. Хиггенс).

· Стратегическое управление – «набор решений и действий по формулированию и выполнению стратегий, разработанных для того, чтобы достичь цели организации»[12].

· Стратегия - это модель поведения, которой следует организация для достижения своих долгосрочных целей[13].

· «Стратегия корпорации – это деловая концепция организации на заданную

стратегическую перспективу, представленная в виде долгосрочной программы конкретных действий, которые способны реализовать данную концепцию и обеспечить организации конкурентные преимущества в достижении целей»[14].

На основе обобщения концептов выделенных понятия «стратегический

менеджмент» можно дать его интегратив­ное определение:

 


СУР ВЫБОР

 

 

ПРОБЛЕМЫ

 

 

СМ = ЦЕЛЬ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 670; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.