КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение
План лекции. Педагогические основы воспитания и обучения По теме № 2 По учебной дисциплине ЛЕКЦИЯ «ПЕДАГОГИКА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОВД» сотрудников ОВД» по специальности 030501.65 Юриспруденция
Время – 2 часа Лекция подготовлена доцентом кафедры криминологии и психологии, полковником милиции, к.филол.н. Л.В. Сафроновой
Обсуждена и одобрена на заседании кафедры «06» ноября 2009 г., протокол № 6
УФА 2009
Цель лекции: рассмотреть категории воспитание и обучение сотрудников как о важнейший фактор формирования личности, рассмотреть сущность и содержание процесса воспитания личного состава в ОВД и содержание и особенностей процесса обучения сотрудников ОВД, а также характеристику основных форм и методов воспитания личного состава, принципы, формы и методы обучения личного состава ОВД и правовое воспитание в процессе обучения.
Дидактические материалы к лекции: Компьютерная графика, схемы, слайды.
Литература Основная: 1. Левитан К.М. Юридическая педагогика: учебник / К. М. Левитан. – М.: Норма, 2008. 2. Мухаметшин Ф.Б., Сафронова Л.В. Введение в педагогику: Учебное пособие для адъюнктов. – Уфа: УЮИ МВД России, 2006. 3. Юридическая педагогика: Учебник для вузов / Под ред. В.Я. Кикотя и др. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004.
Дополнительная: 1. Исхаков Э.Р., Багишаев З.А. Профессиональная педагогика: Учебное пособие. – Уфа: УЮИ МВД РФ, 2006. 2. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. учеб. заведений // Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М., 2003. 3. Реформирование системы воспитательной работы в образовательных учреждениях МВД России: Сборник материалов учебно-методического сбора руководителей аппаратов по работе см личным составом образовательных учреждений МВД России (г. Краснодар, 31 марта – 1 апреля 2008 г.) / Под общ. ред. В.Л. Кубышко. – М., ЦОКР МВД России, 2008. 4. Сафронова Л.В. Личность: проблема определения // Вестник УЮИ МВД РФ 2006. № 4. С. 65-72. 5. Сафронова Л.В., Рахматуллин Р.Ю. Культурный образец как элемент культуры: педагогический аспект // Вестник УЮИ МВД РФ. – 2007. – № 3 – С. 56-62.
1. Общее понятие о воспитании как о важнейшем факторе формирования личности. Сущность и содержание процесса воспитания личного состава в ОВД. 2. Содержание и особенности процесса обучения сотрудников ОВД. 3. Характеристика основных форм и методов воспитания личного состава. 4. Принципы, формы и методы обучения личного состава ОВД. 5. Правовое воспитание в процессе обучения.
В сфере деятельности правоохранительных органов педагогика обладает своими особенностями, содержанием, присущим ее в этой отрасли человеческой деятельности и специфическими задачами в области воспитания и особенностей процесса обучения сотрудников ОВД. Хорошо если в правоохранительных органах работают безукоризненные сотрудники, воспитанные, любящие свое дело, преданные долгу, ответственные, усердные, культурные и пр. но человек со временем меняется под влиянием очень многих факторов. Жизнь правоохранительных органов это убедительно подтверждает. Поэтому на воспитание и обучение личного состава необходимо смотреть как на важный позитивный фактор. Актуальность заключается в том, что успех воспитательной работы определяется зачастую умением создать творческую атмосферу в коллективе сотрудников ОВД: добиться того, чтобы каждый сотрудник работал с охотой, повышал свою квалификацию, совершенствовал культуру межличностных отношений. Решение этих задач возможно только при грамотной организации воспитательной работы и желании сотрудников работать над своим совершенствованием, обучением и развитием. Теоретическая и практическая значимость лекции состоит в том, что профессиональная деятельность сотрудников ОВД зачастую связана и с воспитательными функциями, кроме того работа с сотрудниками правоохранительного органа это тоже процесс, формирования и совершенствования их социальных качеств, профессионального совершенствования, порой формирования новых профессионально важных качеств.
Вопрос 1. Общее понятие о воспитании как о важнейшем факторе формирования личности. Сущность и содержание процесса воспитания личного состава в ОВД. Еще в 16 веке известный французский мыслитель М.Монтень (1533-1592) писал: «С наибольшими и наиважнейшими трудностями человеческое познание встречается именно в том разделе науки, который толкует о воспитании и обучении». В современной науке понятие «воспитание» имеет несколько значений. Оно рассматривается как: Во-первых, как функция человеческого общества передавать новым поколениям ранее накопленные ценности: знания, мораль, трудовой опыт, Во-вторых, этим термином именуют социальное формирование личности. В данном случае имеется в виду все формирующее личность пространство, т.е. школа, семейная педагогика, средовое влияние на личность, воздействие дружеского окружения, социальные институты, средства массовой информации, как в организованных, так и в педагогически неорганизованных формах, их влияния на развитие подрастающих поколений, формирование их социального опыта. В-третьих, существует и третье толкование понятия «воспитание». Оно выводит прямо на профессиональную деятельность специалистов-педагогов и определяется как управление процессом развития личности обучаемого. Отсюда образуется и ряд производных: «воспитательный процесс», «воспитательная работа», «методы воспитания», «средства и формы воспитания». В деятельности сотрудников ОВД под воспитанием понимают целенаправленный процесс формирования и совершенствования важнейших социальных и профессионально важных качеств личности как гражданина общества и носителя общечеловеческих ценностей: духовных, мировоззренческих, патриотических, гуманных, поведенческих, моральных, правовых, культурных, трудовых и т.п. Работа с сотрудниками правоохранительного органа это тоже процесс, формирования и совершенствования их социальных качеств, профессионального совершенствования, порой формирования новых профессионально важных качеств. Воспитание в ОВД – это продолжение формирования граждан общества, которое, говоря по большому счету, призвано сопровождать всю жизнь каждого и осуществляться всегда и везде. Отмечая его, педагогика говорит о воспитании человека всеми обстоятельствами жизни. Применительно к ОВД, перед воспитанием стоят следующие задачи: - создание системы воздействий на сознание и поведение сотрудников. В эту систему входят: гражданское, нравственное, правовое, профессиональное, эстетическое, экономическое и др. воспитание. Реализация этой системы предполагает овладение сотрудниками ОВД системой соответствующих знаний по общественным наукам и формирование на этой основе научного мировоззрения, моральных убеждений, сознательности; - организация служебной и внеслужебной общественно-полезной деятельности сотрудников; - обеспечение правильных служебных и внеслужебных отношений между руководителями (начальниками) и подчиненными, между членами коллектива сотрудников; - забота о здоровье сотрудников, развитие их физических сил, удовлетворение их разумных материальных и духовных потребностей, укрепление их быта, семейной жизни; - формирование у сотрудников потребности, желания и умения в самовоспитании, всестороннем развитии своей личности, в профессиональном усовершенствовании, в укреплении коллектива; - педагогизация среды, т.е. такая организация среды ее формирования,чтобыона оказывала воспитывающее воздействие на сотрудников. К особенностям процесса воспитания сотрудников ОВД относятся: - специфическая направленность воспитания; - осуществление в ходе воспитания моральной и психологической подготовки к действиям в условиях службы; - объектом воспитания являются взрослые люди, у которых есть уже сложившиеся взгляды и привычки; - воспитание сотрудников ОВД осуществляют непосредственные начальники, наделенные большими правами и полномочиями; - воспитание протекает постоянно в коллективе, имеющем особую организацию, уставные взаимоотношения, своеобразный быт. Воспитание сотрудников проходит успешно в условиях, когда достигается разумное взаимодействие объективных и субъективных факторов. Субъектом воспитания в ОВД выступают руководители всех категорий, а также коллективы подразделений и служб, различные общественные формирования. Специфическим в деятельности руководителя органа внутренних дел является то, что задачи воспитания личного состава он должен решать в тесной связи с решением задач правоохранительной деятельности, протекающей часто в сложной оперативной обстановке при дефиците времени. Воспитательная деятельность возможна только при наличии взаимодействия между воспитателями и воспитуемыми, установления взаимопонимания между ними, согласующегося с целями воспитания. Одним из важных условий правильных воспитательных отношений между воспитателем и воспитуемым является учет особенностей объекта воспитательного воздействия. Специфичным для объекта воспитания является то, что он одновременно является и субъектом (при условии активной работы над своим совершенствованием). Особенности организации системы воспитания в правоохранительном органе. Система воспитания в правоохранительном органе включает в себя пять основных направлений воспитательной работы: – создание воспитывающей среды, – обеспечение воспитывающего характера правоохранительной деятельности и руководства ею, – обеспечение воспитывающего характера профессиональной подготовки в правоохранительном органе, – применение специальных общих форм воспитательной работы, – стимулирование самовоспитания. Создание воспитывающей среды осуществляется с помощью правильного построения управления органом, поддержания порядка, надлежащего обеспечения, создания в коллективе деловой атмосферы ответственности за состояние законности и правопорядка, чувства сотрудничества и товарищества, здорового общественного мнения, морально-психологического климата, формированием здоровых традиций и обычаев. Обеспечение воспитывающего характере правоохранительной деятельности и руководства ею осуществляется индивидуальной работой каждого по ее самосовершенствованию, примером и помощью со стороны коллег по работе, старших, наставников, начальников, применением педагогических технологий руководителями в процессе управления, приданием воспитывающего характера всем формам группового обсуждения путей улучшения деятельности (совещания, обсуждения в группах, разборы, подведение итогов, применения стимулов, повышающих добросовестность в работе, поощрений и наказаний и др.). Пути обеспечения воспитывающего характера профессиональной подготовки в правоохранительном органе применение доказательства, словесного убеждения, внушения, эмоционального воздействия, требования, оценок, одобрения, осуждения, мотивирования, убеждения на примере и личном опыте, побуждения к самооценке и самоанализу, сравнения, коллективной работы, соревновательных отношений, организации оказания товарищеской помощи отстающим, побуждения к взаимной поддержке и выручке; проявления руководителем справедливости, доброжелательности, демократизма, личной примерности в увлеченности занятием; дифференцированного и индивидуального подхода, заданий на самоподготовку с последующей проверкой их, индивидуальной помощи; имитации ситуаций неудачи первой попытки решения задачи, поддержки тех, кто испытывает трудности, авансирование доверия и многие другие; Применение специальных общих форм воспитательной работы призвано усилить эффект других направлений ее, дополнить воспитательными воздействиями, которые бывают слабы или применимы в них. Это направление реализуется проведением собраний, дискуссий, лекций, встреч с населением, ветеранами, участниками служебно-боевых действий, организацией работой с семьями, и пр. Стимулирование самовоспитания. Самовоспитание – непременный элемент системы воспитания взрослых людей. Никто не может сделать человека таким, каким он упорно не хочет быть. Самовоспитание- осмысленная целенаправленная работа сотрудника ОВД по формированию у себя положительных черт характера, профессионально-деловых качеств и норм поведения, обусловленные личными и профессиональными интересами сотрудника и потребностями общества. Единство и взаимосвязь воспитания и развития личности - закономерность процесса воспитания. От качественного воспитания зависит его результат - развитие личности. В свою очередь, содержание, формы и методы воспитания зависят от уровня общего развития воспитуемых. Основой воспитательного процесса, источником формирования общественно ценных качеств личности является деятельность и общение. Чем целесообразнее организована полезная обществу деятельность воспитуемых, чем разумнее строится их общение, тем эффективнее протекает воспитательный процесс - такова его закономерность. Изучение людей, фактов и закономерностей воспитания, как специфических отношений, позволяет рассматривать целостный процесс воспитания как совокупность всех воспитательных отношений, определяемых целями воспитания и соответствующей деятельностью его участников. Педагогическое воздействие воспитателей на воспитуемых предполагает целеустремленную организацию деятельности, общения, систематического и планомерного развития интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер. В качестве основных функций взаимодействия воспитателей и воспитуемых выделяют три: 1. Развивающая функция состоит в развитии личности воспитуемого в процессе взаимодействия с воспитателем. 2. Воспитательная - в осуществлении целей воспитания относительно личности и коллектива, в который включена личность. 3. Организаторская сводится к целесообразному построению деятельности и общения воспитуемых, благодаря чему эти процессы становятся средствами целенаправленного формирования коллективов и их членов. Процесс воспитания осуществляется путем прямого (непосредственного) и опосредованного воздействия, на основе принципов, определенными методами, приемами и средствами, в соответствующих формах. Можно утверждать, что педагогически грамотная организованная система воспитания при всей ее специфичности в напряженно работающем практическом органе способствует решению задач, стоящих перед ОВД. Создание ее реально, не требует каких-то сверхъестественных' усилий и в основном зависит от ответственности, деловитости и педагогического профессионализма ее основных субъектов. Выводы по первому вопросу. Воспитание в ОВД – это продолжение формирования граждан общества, которое, говоря по большому счету, призвано сопровождать всю жизнь каждого и осуществляться всегда и везде. Отмечая его, педагогика говорит о воспитании человека всеми обстоятельствами жизни. Задачи педагогики связаны с педагогизацией среды т.е. такой организацией среды ее формирования,чтобыона оказывала воспитывающее воздействие на сотрудников. Сюда входят: создание системы воздействий на сознание и поведение сотрудников; организация служебной и внеслужебной общественно-полезной деятельности сотрудников; обеспечение правильных служебных и внеслужебных отношений между руководителями (начальниками) и подчиненными, между членами коллектива сотрудников и др. Воспитание сотрудников ОВД осуществляют непосредственные начальники, наделенные большими правами и полномочиями. Специфическим в деятельности руководителя органа внутренних дел является то, что задачи воспитания личного состава он должен решать в тесной связи с решением задач правоохранительной деятельности, протекающей часто в сложной оперативной обстановке при дефиците времени.
Вопрос 2. Содержание и особенности процесса обучения сотрудников ОВД.
Теоретические основы обучения разрабатывает особая отрасль педагогики, называемая дидактикой. Основателем научной дидактики считают великого чешского педагога Яна Амоса Коменского. В его книге «Великая дидактика» (1632) эта отрасль педагогики определяется как «всеобщее искусство всех учить всему». Этот термин происходит от греческого слова «дидактикос», что означает обучающий. Дидактика, как общая теория образования и обучения, рассматривает общие положения и закономерности. Они обнаруживаются в любом процессе обучения, но в то же время обучение каждому предмету, виду действий, профессии имеет свою специфику. Эта специфика находит отражение в частных дидактиках, представляющих адаптацию общих положений в частной методике. Развитие такой дидактики и ее приложений К практике профессиональной подготовки личного состава правоохранительных органов и есть научный путь подъема ее на качественно новый уровень. Как мы помним, обучение – обучения в ОВД - это целенаправленный, организованный процесс формирования у сотрудников специальных знаний, навыков и умений служебной деятельности с учетом требований профессиональной деятельности в современных условиях. Результат его – обученность сотрудника ОВД. Особое обучение, ориентированное на фундаментальность, кругозор, общую цивилизованность обучающихся, – образовательное обучение, – делает его составной частью образования. Обучение в ОВД – социально-педагогический процесс, обусловленный потребностями государства в хорошо подготовленных сотрудниках ОВД, способных успешно выполнять служебные задачи. Обучение призвано вносить свой вклад в воспитание и развитие личности и групп граждан, быть воспитывающим и развивающим. Образовательные учреждения закладывают надежные основы профессионализма специалистов правоохранительных органов. Но переход на практическую работу требует адаптации к конкретной должности, на которую назначается выпускник, что обычно обнаруживает пробелы в подготовке, нуждающиеся в устранении, доучивании. Но жизнь и условия непрерывно меняются, возникают новые проблемы и задачи, новые условия и возможности, происходят изменения в законодательстве, появляются новые подзаконные акты, появляются новые виды преступлений, способы их совершения и маскировки, обнаруживаются недостатки и отставания и т.п. Короче говоря, окончив образовательное учреждение, нужно продолжать непрерывно учиться, чтобы поспевать за стремительно уходящей вперед жизнью, постоянно совершенствоваться, обогащаться профессиональной мудростью, обновлять свой профессионализм, поддерживать его на высшем уровне. Эту же необходимость подтверждает система непрерывного образования, предусмотренная новыми Федеральными Законами России об образовании. Непрерывному и оперативному удовлетворению этих требований непосредственно в практике деятельности правоохранительных органов, каждого сотрудника служит система профессиональной подготовки'51. В качестве основных задач, решаемых в процессе обучения сотрудников ОВД, можно выделить: - обучение их умелому выполнению служебных обязанностей в строгом соответствии с требованиями законности; - формирование у сотрудников необходимых нравственных качеств, профессионального долга, чувства личной ответственности за выполнение служебных задач, бдительность и т.д.; - обеспечение их высокой готовности как к выполнению повседневных оперативно-служебных задач, так и к действиям в условиях сложной оперативной обстановки, в экстремальных ситуациях; - достижение необходимого уровня технической, огневой, строевой, физической и психологической подготовки обучаемых. Успешное решение этих задач зависит от владения начальствующим составом основами педагогической теории, понимания им основных закономерностей процесса обучения, от приобретения умений и навыков реализации требований этих закономерностей в ходе обучения сотрудников. Эти задачи решаются как в целом в процессе обучения, так и при изучении каждого учебного предмета и на каждом занятии. В обучении личного состава реализуются все основные функции педагогического процесса: образовательная, воспитательная, развивающая и психологическая подготовка. Основные психолого-педагогические условия воспитания и развития сотрудников ОВД в ходе обучения: - действенная положительная мотивация учебной деятельности; - обучение на высоком уровне интеллектуальных, волевых и физических трудностей; - высокая степень активности обучаемых, их самостоятельность; - насыщенность всех форм занятий и учений положительными эмоциональными переживаниями; - осознание обучаемыми значения и сути учебного труда и необходимости учиться самим для своего профессионального самосовершенствования. Нужно также учитывать, что обучение - это двухсторонний активный процесс деятельности обучающего и обучаемых, состоящий из 2-х процессов преподавания и учения. Организующая и руководящая роль в обучении принадлежит обучающему. Большое значение при этом имеет уровень самостоятельности и активности обучаемых. В органах внутренних дел существует целая система подготовки кадров. Она включает: - первоначальное обучение всех сотрудников, вновь принимаемых в органы МВД; - служебную подготовку личного состава; - переподготовку кадров. Практика свидетельствует, что результаты ее решения зависят от должной организации процесса профессионального обучения личного состава, формирования у него знаний, навыков, умений, необходимых для успешного выполнения служебных задач. Содержание обучения во всех этих видах подготовки личного состава определяется программами по предметам обучения и тематическими планами. Организация служебной подготовки является прямым долгом начальников органов, подразделений. Они несут полную ответственность за подготовку, качество проводимых занятий и лично сами принимают непосредственное участие в обучении личного состава. Обучение личного состава ОВД по своим целям, содержанию и методам специфично, т.е. оно имеет свои особенности по сравнению с обучением в ВУЗах и средних специальных учебных заведениях. Каковы эти особенности? - обучение подчинено основной задаче - обеспечению высокого качества выполнения задач соответствующей службы; - все виды обучения проводятся при сохранении полной готовности к выполнению оперативно-служебных задач; - обучение носит практический характер, т.е. многие знания, которые усваиваются на занятиях по служебной подготовке, сразу же применяются на практике в процессе повседневной службы; обучение проводится по соответствующим службам. Специфика и общие педагогические задачи подготовки. Профессиональная подготовка, Проводимая непосредственно в правоохранительных органах, представляет собой специально организованную педагогическую систему непрерывного повышения и поддержания профессиональной подготовленности персонала к эффективному решению стоящих, меняющихся, Конкретных задач. Она, как и система воспитания, входит важным элементом организации управления и обеспечения деятельности правоохранительного органа. Профессиональная подготовка строится как особое направление работы с кадрами непосредственно в правоохранительных органах ив атом ее существенное своеобразие и отличие от происходящего в образовательных учреждениях. Общая организация ее осуществляется кадровыми аппаратами, специальными службами и непосредственными руководителями занятий. Но основное своеобразие — в педагогической системе как всей подготовки, так и проводимых занятий. Под подготовкой нередко подразумевается обучение персонала. Но профессионализм, как уже отмечалось, не сводится к обученности. Профессионализм нечто большее, чем обученность. Чтобы добиться высоких профессиональных результатов, надо быть еще профессионально воспитанным (быть добросовестным, ответственным, преданным профессиональному долгу, целеустремленным, настойчивым, упорным, честным, человечным и др.); профессионально развитым (иметь развитые профессиональные способности). Поэтому профессионалом может считаться только тот, кто не только знает, но и. -+ может + хочет + способен.. Поэтому и профессиональная подготовка — весьма специфичная педагогическая система. Имея в своей основе обучение, она обязана решать триединую педагогическую задачу (ТПЗ): обучение + воспитание + развитие. Это особое обучение: обучающе-воспитывающе-развивающее. Его содержание, формы и методы эффективны, если направлены на решение этих задач в комплексе и строятся соответственно. Это основополагающие положения частной дидактики профессиональной подготовки в правоохранительных органах. Сведение подготовки к обучению ущербно и антипедагогично в своих корнях, не дает желаемых результатов в достижении высот профессионального мастерства и порождает горькие плоды нарушений законности, формализма, бездушия, потери уважения у граждан и др. Частные педагогические задачи. Частные задачи обучения связаны с формированием, совершенствованием, обогащением, закреплением и поддержанием на должном уровне профессиональных знаний, навыков и умений сотрудников. Частные задачи профессионального развития сотрудников в ходе профессиональной подготовки обусловлены необходимостью и возможностями развития профессиональных способностей — особых качеств и их компонентов, сказывающихся на успехах овладения профессией, решений профессиональных задач и профессиональном росте. К таким способностям, подлежащим целенаправленному развитию, относятся: — профессиональное мышление (юридическое, тактическое, оперативное, криминалистическое, техническое, психолого-педагогическое и др.); —профессиональная наблюдательность; —профессиональная память; —способность к перевоплощению и ролевому поведению; —профессиональная бдительность; —скорость реакции; —профессионально-психологическая устойчивость и др. Для разных категорий сотрудников, в зависимости от особенностей их деятельности, нужны и своеобразные способности, нередко уникальные. Выводы по второму вопросу. Обучение в ОВД – социально-педагогический процесс, обусловленный потребностями государства в хорошо подготовленных сотрудниках ОВД, способных успешно выполнять служебные задачи. Обучение призвано вносить свой вклад в воспитание и развитие личности и групп граждан, быть воспитывающим и развивающим. Образовательные учреждения закладывают надежные основы профессионализма специалистов правоохранительных органов. Но переход на практическую работу требует адаптации к конкретной должности, на которую назначается выпускник, что обычно обнаруживает пробелы в подготовке, нуждающиеся в устранении, доучивании. Профессиональная подготовка, проводимая непосредственно в правоохранительных органах, представляет собой специально организованную педагогическую систему непрерывного повышения и поддержания профессиональной подготовленности персонала к эффективному решению стоящих, меняющихся, конкретных задач. Она, как и система воспитания, входит важным элементом организации управления и обеспечения деятельности правоохранительного органа.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1034; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |