![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 3. Характеристика основных форм и методов воспитания личного состава
Принципы воспитания практически реализуются через организационные формы и систему методов воспитания. Раскрывая содержание воспитания, мы отвечаем на вопрос: что воспитывать в человеке? Но не менее важен и вопрос: как воспитывать? Ответить на него помогает ознакомление с формами и методами воспитания. За основу классификации форм воспитательного воздействия берется объект воспитания, в соответствии с которым они (формы) подразделяются на массовые, фронтальные, коллективные, микроколлективные (групповые), индивидуальные. Массовые (в некоторых источниках - массовидные) формы воспитания могут быть дистантными или контактными. Дистантные формы (литература, искусство, средства массовой информации) играют все возрастающую роль. В большом и сложном деле формирования человека, мощным инструментом являются средства массовой информации и пропаганды - газеты, журналы, телевидение, радио, информационные агенства. Контактные формы (фестивали, публичные лекции, открытые судебные заседания и т.п.) также несут определенную воспитывающую нагрузку. Непосредственность восприятия происходящего, так называемый "эффект присутствия", сопереживание оказывают большое воздействие на человека, главным образом на его эмоционально-чувственную и умственную сферы, и таким образом формируют определенное отношение к действительности. Естественно, что уровень воспитательного воздействия массовых мероприятий зависит от того, какие цели были поставлены их организаторами: просто развлечь, помочь выработать правильное отношение к моральным ценностям, оказать профилактическое воздействие и т.д. Не менее важна и сила эмоционального влияния того или иного мероприятия: если спектакль монотонен, лекция скучна и т.д. - чаще всего они не достигают воспитательной цели. Фронтальными называют формы воспитания, объектом которых является макроколлектив. Нередко они проводятся с целью мобилизации общественного мнения, информирования коллектива по конкретному вопросу и т.д. Конкретно этими формами являются общие собрания крупного коллектива (в системе МВД - общее собрание сотрудников горрайотдела). Люди, собирающиеся на эти собрания, объединены коллективными связями и переживаниями, но не имеют непосредственного рабочего контакта. По нашему мнению, эти мероприятия могут содействовать, главным образом, воспитанию у людей чувства гордости за свой коллектив, ответственности за порученное дело: например, высокая оценка деятельности отдела на общем собрании сотрудников, безусловно, оказывает воспитывающее влияние. Коллективные формы воспитания представляют собой систему воспитательных мероприятий, проводимых в контактном (учебном, воинском, милицейском и трудовом) коллективе. Контактным (первичным по терминологии А.С. Макаренко) коллективом обычно считают такую группу людей, члены которой находятся в непрерывном общении, связаны общими служебными интересами. Контактный коллектив может подразделяться на более мелкие коллективы, но психологически он остается единым целым. К коллективным формам воспитания относятся, например, совещания отделов, служебные занятия и т.д. Все эти мероприятия наряду с достижением конкретных целей должны нести и воспитательную нагрузку. Микроколлективные формы воспитания рассчитаны на микроколлектив, т.е. внутреннюю формализованную или неформализованную группу, находящуюся внутри первичного коллектива. От коллективных форм воспитания они отличаются большей и конкретной приближенностью к членам коллектива. К числу таких форм можно отнести беседы, оперативные совещания и т.п. Как правило, они посвящаются рассмотрению конкретных задач, стоящих перед каждым членом коллектива, разрешению возникших конфликтов и т.д. Сила воздействия микроколлективных форм воспитания пропорциональна авторитетности общественного мнения. Психологическая совместимость - как одно из важнейших свойств коллектива - проявляется чаще всего во взаимном воздействии внутри микроколлектива. Индивидуальные формы воспитания имеют своим объектом конкретную личность. Схему индивидуальной воспитательной работы, выражающую ее сущность, упрощенно можно представить следующим образом:
Схема индивидуальной воспитательной работы
Каковы же основные черты индивидуальной воспитательной работы (ИВР)? Во-первых, она обладает наибольшей целеустремленностью и конкретностью, т.к. проводится всегда с конкретным человеком и преследует конкретные актуальные для каждого момента цели. Во-вторых, она характеризуется оперативностью. Она может проводиться в любое время, в любой обстановке, наиболее доступна всем воспитателям, понимающим ее сущность и владеющим основами ее методики. В-третьих, ИВР присуща наиболее высокая действенность. Это обеспечивается применением самых разнообразных средств и методов личностного влияния на сотрудников с учетом их индивидуальных особенностей как в общем плане, так и с учетом реакции на эти воспитательные влияния в конкретной ситуации. К индивидуальным формам мы относим: индивидуальные беседы, обучение нового сотрудника, отчет сотрудника на собрании, поощрение или взыскание и т.д. Сила воздействия этих форм определяется, с одной стороны, непосредственной "нацеленностью" на конкретную личность и, с другой - опосредованной нацеленностью на микроколлектив в целом. Через индивидуальные формы воспитания наиболее полно осуществляется управление формированием личности. Основными формами воспитания личного состава являются: 1. Служебно-боевая подготовка. 2. Общественно-государственная подготовка. 3. Общие собрания коллектива. 4. Деятельность общественных формирований. 5. Наставничество. 6. Индивидуально-воспитательная работа. 7. Мероприятия культурно-массового и спортивно-оздоровительного характера. Теория и практика воспитательной работы знают большое количество методов воспитания. Методы воспитания - это совокупность средств и приемов однородного педагогического воздействия на сознание, чувства, волю и поведение воспитуемых с целью формирования у них необходимых качеств в соответствии с целями и задачами воспитания. Каждый метод воспитания представляет собой совокупность методических приемов и различных средств воспитательного воздействия, но вместе они составляют систему основных методов воспитания. В работе с сотрудниками ОВД используются следующие методы: метод убеждения, метод упражнения, метод воспитания на примере, метод поощрения, метод принуждения. Метод убеждения также является методом воспитания сотрудников ОВД. Основные условия действенности метода убеждения: - глубокая личная убежденность воспитателя в справедливости, истинности убеждаемых требований; - безупречная логика обоснования убеждаемых положений и принципов; - единство слова и дела, правильная организация повседневной жизни и деятельности личного состава; - индивидуальный подход в процессе убеждения и переубеждения воспитуемых, исключение различных форм морального давления; - авторитет воспитателя среди личного состава. Метод упражнения по своей сущности заключается в такой организации службы и всей жизни сотрудников, которая повседневно укрепляет их сознание, закаляет волю, развивает чувства, ведет к формированию положительного социального опыта, выработке необходимых морально-деловых качеств и привычек правильного поведения. Основные условия действенности метода упражнения в воспитании: - систематически раскрывать перед сотрудниками общественную значимость их службы, необходимость формирования у них высоких морально-деловых качеств, устойчивых положительных привычек и навыков поведения; - ориентировать сотрудников на лучшие образцы поведения и достойные для подражания примеры; - добиваться постоянного неукоснительного выполнения всеми сотрудниками требований уставов и норм морали; - создавать в коллективе атмосферу доброжелательной требовательности, нетерпимости к различным отклонениям от выполнения нравственно-правовых норм; - обеспечивать личный пример в проявлении воспитателями качеств и привычек, которые они хотят привить воспитуемым; - всемерно стимулировать у сотрудников служебную и общественную активность, их стремление к самовоспитанию, учить их соответствующей методике, создавать необходимые условия, поддерживать хорошее настроение и положительное отношение к процессу воспитания и самовоспитания: Метод примера в воспитании - это целеустремленное и систематическое воздействие воспитателей на воспитуемых силой личного примера, а также всеми видами положительного примера как образца для подражания, стимула в соревновании и основы для формирования высокого идеала поведения и жизни. Основные условия действенности метода примера в воспитании: - обеспечение высокого личного примера воспитателя при выполнении служебных задач, своих функциональных обязанностей, соблюдение уставов и норм морали; - широкая пропаганда опыта деятельности и принципов жизни передовых сотрудников подразделения, примеров жизни и подвигов выдающихся людей; - создание в коллективе атмосферы дружбы и товарищества; - сочетание метода примера с другими методами, учет требований принципов воспитания. Метод поощрения - это система средств и приемов морального и материального стимулирования сотрудников и их коллективов, проявивших высокий уровень сознательности, усердия, инициативы, настойчивости, мужества при выполнении служебного долга и добившихся высоких результатов по службе. Основные условия действенности метода поощрения в воспитании: - педагогическая целесообразность поощрений; - подчинение поощрений решению главных задач, стоящих перед подразделением; - соответствие поощрений степени заслуг сотрудника; - своевременность поощрений; - соблюдение меры в поощрении; - последовательность в применении поощрений; - разумное сочетание моральных и материальных видов поощрений; - сочетание поощрения отдельных сотрудников с поощрением коллектива; - непрерывное повышение требовательности к поощряемым сотрудникам; - гласность поощрений; - правильная формулировка мотивов поощрения. Принуждение как метод воспитания есть система дисциплинарнопедагогических воздействий на сотрудников, недобросовестно относящихся к выполнению служебных обязанностей, нарушающих дисциплину и допускающих аморальные проявления, с целью побуждения их к добросовестному выполнению своих служебных обязанностей и исправлению поведения. Но принуждение является только вспомогательным методом воспитания. Принуждение может быть выражено в следующих формах: - в категорическом требовании; - предупреждении о привлечении к дисциплинарной ответственности; - наложении взыскания; - осуждении провинившегося на собрании личного состава. Метод принуждения требует от воспитателя особой ответственности за педагогическую целесообразность и обоснованность его применения. Основные условия действенности метода принуждения: - применение принуждения лишь после того, как все другие методы и средства воздействия не дали никакого результата или когда обстоятельства требуют немедленно изменить поведение человека, пресечь социально вредные действия, заставить его действовать в соответствии с общественными интересами; - применение метода принуждения на основе убеждения и в соответствии с требованиями принципов воспитания; - индивидуальный подход в применении мер принуждения к воспитуемым с учетом уровня их подготовки, жизненного опыта, способностей, характера поступка и условий его решения; - неотвратимость в реагировании со стороны руководителей на нарушения сотрудниками требований уставов и норм морали; - обстоятельное выяснение причин проступков; - достижение глубокого осознания провинившимся своей вины; - своевременность применения мер принуждения, исключение со стороны воспитателей поспешности в применении мер принуждения, недопустимости проявления элементов предвзятости, грубости; - учет общественного мнения, широкое и активное участие в перевоспитании нарушителей общественных организаций; коллектива сотрудников; - усиление внимания к сотрудникам, к которым применены меры принуждения. - поощрение за первые успехи снятием ранее наложенного взыскания. Многообразие условий, в которых осуществляется формирование личности сотрудника и его качеств, требует умелого, творческого применения различных методов воспитания, не увлекаясь каким-либо одним, и учитывая педагогические принципы. Выводы по вопросу. Таким образом, формы и методы воспитания личного состава весьма многообразны. Знание и грамотное применение различных методов воспитания являются важнейшим условием эффективности всей профессиональной деятельности органов внутренних дел.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1239; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |