Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы и этапы реализации волевых действий




Тема 13. Волевая регуляция поведения. Развитие воли у человека.

 

Человек не только познает мир, отражая его в ощуще­ниях, восприятии, памяти, воображении, мышлении, но и изменяет его, приспосабливает к своим нуждам, потребно­стям. С помощью разума он определяет, когда, где и какое приложить усилие, как организовать свою деятельность, чтобы получить необходимый результат. В большинстве случаев результат достигается сложным поведением, в ходе которого необходимо преодолевать объективные и субъек­тивные трудности.

Воля — форма психического отражения, проявляюще­гося в способности к выбору действий, связанных с пре­одолением внешних и внутренних препятствий.

Воля есть сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности. Благодаря воле человек по собственной инициативе, исходя из осознанной необходимости, может выполнять движения, действия в заранее спланированном направлении и с заранее предусмотренной силой.

Более того, человек может соответствующим образом организовать свою психическую деятельность и направить ее, например: воспринять нужный в данный момент предмет (преднамеренное восприятие), запомнить материал (предна­меренное запоминание), создать образ, идею (преднамерен­ное воображение) и т. д. Усилием воли человек может сдер­жать внешнее проявление своего эмоционального состояния, а порой даже показать совершенно противоположное.

Таким образом, воля, с одной стороны, направляет дей­ствия человека или сдерживает их, с другой, — организует психическую деятельность, исходя из имеющихся задач, требований (что выражается в преднамеренных видах пси­хических процессов).

Для возникновения волевой регуляции необходимы определенные условия — наличие препятствий, преград. Воля именно тогда и проявляется, когда человек встреча­ется с трудностями на пути к цели.

Преграды могут быть внешними и внутренними. Вне­шние препятствия — время, пространство, противодей­ствия людей, физические свойства вещей и т. д. Внутрен­ние препятствия — установки человека, болезненное состояние, усталость и т. д. Внешние и внутренние препятствия, отражаясь в сознании, вызывают волевое усилие, которое создает необходимый тонус, мобилизационную готовность для преодоления трудностей.

Волевое усилие — это форма эмоционального стресса, который мобилизует внутренние ресурсы человека и со­здает дополнительные мотивы к действию.

Волевая активность имеет сложную психологическую структуру и включает в себя отношение к внешним воз­действиям, мотивацию, сознательную саморегуляцию.

Волевое действие может быть реализовано как в про­стых, так и в сложных формах. В простом волевом акте побуждение к действию переходит в само действие почти автоматически. Для сложного волевого акта существенно то, что действию предшествует сознательный учет его по­следствий, осознание мотивов, принятие решения, возник­новение намерения его осуществить, составление плана для его осуществления.

Нервные центры управления произвольными движе­ниями сосредоточены в двигательном участке коры боль­ших полушарий, расположенном в области передней цен­тральной извилины головного мозга.

В сложном волевом действии можно выделить несколь­ко основных этапов:

• цель и стремление к ее достижению;

• осознание ряда возможностей достижения цели;

• появление мотивов, подкрепляющих или опровер­гающих эти возможности;

• борьба мотивов и выбор;

• принятие одной из возможностей в качестве версии;

• осуществление принятого решения.

Волевые качества личности

В ходе жизненной практики из проявления воли в от­дельных поступках и действиях складывается волевая организация личности. Волевые свойства становятся неотъемлемым признаком личности.

В психологии закрепившиеся у человека волевые свой­ства обозначают специальными терминами:

целеустремленность — умение человека подчинять свои действия поставленным целям;

настойчивость — умение человека мобилизовать свои возможности для длительной борьбы с трудностями;

выдержка — умение затормозить действия, чувства и мысли, мешающие осуществлению принятого решения;

решительность — умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения;

инициативность — умение работать творчески, предпринимая действия и поступки по собственному по­чину;

самостоятельность — умение не поддаваться вли­янию различных факторов, отвлекающих от достижения цели, критически оценивать советы и предложения дру­гих, действовать на основе собственных взглядов и убеж­дений;

организованность — разумное планирование и упо­рядоченная организация своей деятельности;

дисциплинированность — сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленно­му порядку;

смелость — умение побороть страх и идти на оправ­данный риск ради достижения цели;

исполнительность — старательность, своевременное выполнение поручений и обязанностей.

Обыденное сознание фиксирует огромный спектр ин­дивидуальных особенностей воли, различающихся по ин­тенсивности своих проявлений, характеризуемых на одном полюсе как сила воли, а на другом — как ее слабость.

Однако оценка волевого качества не может быть выра­жена одной лишь шкалой «сила-слабость». Существенное значение имеют моральная воспитанность воли, положи­тельная или отрицательная направленность волевой актив­ности, ее устойчивость и широта.

Следует отметить, что далеко не при всех обстоятель­ствах может сформироваться и проявиться нужное воле­вое свойство. Большую роль в формировании волевых ка­честв личности играет процесс самовоспитания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1544; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.