КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Концепции личности в зарубежной психологии
Тема 15. Понятие личности в психологии. Структура личности. Направленность личности. Человек, развивающийся в обществе, осуществляющий совместную деятельность с другими людьми и общающийся с ними, постепенно становится личностью — субъектом познания и активного преобразования мира, общества и самого себя. В психологии существует множество определений личности. • «Личность — субъект и объект общественных отношений» (цит. по: А. Г. Ковалев). • «Личность — субъект деятельности» (цит. по: А.Н.Леонтьев). • «Личность — дееспособный член общества, сознающий свою роль в нем» (цит. по: К. К. Платонов). • «Личность — совокупность внутренних условий, ' через которые преломляются внешние воздействия» (цит. по: С. Л. Рубинштейн). В отечественной психологии традиционно разделяют понятия индивид, личность и индивидуальность. Индивид — отдельное живое существо, представитель биологического вида. Появляясь на свет как индивид, человек обретает особое социальное качество, становится личностью. Индивидуальность — сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, качествах познавательных процессов, способностях и т. д.
В зарубежной психологии распространены различные подходы к изучению личности. Биогенетический подход ставит в основу развития личности биологические процессы созревания организма. Сам процесс развития трактуется главным образом как созревание. Так, американский психолог С. Холл главным законом развития считал биогенетический «закон рекапитуляции», согласно которому индивидуальное развитие, онтогенез, повторяет главные стадии филогенеза. Представитель «конституционной психологии» Э. Кречмер, разрабатывавший проблемы типологии личности на основе типа телосложения, считал, что между типом человека и особенностями его развития должна существовать какая-то однозначная связь. Согласно учению Э. Фрейда, поведение личности обусловлено бессознательными биологическими влечениями, или инстинктами, и в первую очередь — сексуальными влечениями. Социологические теории объясняют особенности личности исходя из структуры общества, способов социализации, взаимодействий с окружающими людьми. Согласно теории Э. Торндайке, Б. Скиннера и других авторов, отношения личности есть результат подкрепляемого научения, усвоения суммы знаний и навыков. Теория ролей исходит из того, что общество предлагает каждому человеку набор устойчивых способов поведения (ролей), определяемых его статусом. Эти роли накладывают отпечаток на характер поведения личности, ее отношения с другими людьми. Психогенетический подход не отрицает значения ни биологии, ни среды, но на первый план выдвигает развитие собственно психологических процессов. Концепции, объясняющие поведение личности главным образом через эмоции, влечения и другие внерациональные компоненты психики, называют психодинамическими. Концепции, отдающие предпочтение развитию познавательных сторон интеллекта, называются когнитивными. Концепции, в центре внимания которых стоит развитие личности в целом, называют персонологическими.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 551; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |