Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концепции личности в зарубежной психологии




Тема 15. Понятие личности в психологии. Структура личности. Направленность личности.

Человек, развивающийся в обществе, осуществляющий совместную деятельность с другими людьми и общающий­ся с ними, постепенно становится личностью — субъектом познания и активного преобразования мира, общества и самого себя.

В психологии существует множество определений лич­ности.

• «Личность — субъект и объект общественных отно­шений» (цит. по: А. Г. Ковалев).

• «Личность — субъект деятельности» (цит. по: А.Н.Леонтьев).

• «Личность — дееспособный член общества, созна­ющий свою роль в нем» (цит. по: К. К. Платонов).

• «Личность — совокупность внутренних условий, ' через которые преломляются внешние воздействия» (цит. по: С. Л. Рубинштейн).

В отечественной психологии традиционно разделяют понятия индивид, личность и индивидуальность.

Индивид — отдельное живое существо, представитель биологического вида.

Появляясь на свет как индивид, человек обретает осо­бое социальное качество, становится личностью.

Индивидуальность — сочетание психологических осо­бенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей.

Индивидуальность проявляется в чертах темперамен­та, характера, привычках, преобладающих интересах, ка­чествах познавательных процессов, способностях и т. д.

 

В зарубежной психологии распространены различные подходы к изучению личности.

Биогенетический подход ставит в основу развития лич­ности биологические процессы созревания организма. Сам процесс развития трактуется главным образом как созре­вание. Так, американский психолог С. Холл главным за­коном развития считал биогенетический «закон рекапи­туляции», согласно которому индивидуальное развитие, онтогенез, повторяет главные стадии филогенеза.

Представитель «конституционной психологии» Э. Кречмер, разрабатывавший проблемы типологии лич­ности на основе типа телосложения, считал, что между ти­пом человека и особенностями его развития должна суще­ствовать какая-то однозначная связь. Согласно учению Э. Фрейда, поведение личности обусловлено бессознатель­ными биологическими влечениями, или инстинктами, и в первую очередь — сексуальными влечениями.

Социологические теории объясняют особенности лич­ности исходя из структуры общества, способов социализа­ции, взаимодействий с окружающими людьми. Согласно теории Э. Торндайке, Б. Скиннера и других авторов, отно­шения личности есть результат подкрепляемого научения, усвоения суммы знаний и навыков.

Теория ролей исходит из того, что общество предлага­ет каждому человеку набор устойчивых способов поведе­ния (ролей), определяемых его статусом. Эти роли накла­дывают отпечаток на характер поведения личности, ее отношения с другими людьми. Психогенетический подход не отрицает значения ни биологии, ни среды, но на пер­вый план выдвигает развитие собственно психологических процессов.

Концепции, объясняющие поведение личности главным образом через эмоции, влечения и другие внерациональные компоненты психики, называют психодинамическими.

Концепции, отдающие предпочтение развитию по­знавательных сторон интеллекта, называются когнитив­ными.

Концепции, в центре внимания которых стоит разви­тие личности в целом, называют персонологическими.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 463; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.