Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура характера




Характер — индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данной личности способ поведения в опре­деленных жизненных условиях и обстоятельствах.

Тема 16. Характер. Его структура. Связь с темпераментом.

Характер представляет собой сложное психическое образование, состоящее из многочисленных свойств лич­ности, которые выражают отношение человека к различ­ным сторонам действительности. В структуре характера выделяют четыре группы черт, выражающих такие отно­шения (по В. Н. Мясищеву):

• к первой группе относят черты, проявляющиеся в деятельности: инициативность, трудолюбие, работоспособ­ность и др.;

вторую группу составляют черты, которые прояв­ляются по отношению к другим людям: тактичность, веж­ливость, чуткость и др.;

третья группа — это система отношений человека к самому себе: самокритичность, скромность, гордость и т. д.;

четвертая группа включает в себя черты, характе­ризующие отношение личности к вещам: аккуратность, бережливость, щедрость, скупость и т. д.

Эти отношения закреплены в привычных для человека формах поведения, общения и деятельности. Они становят­ся типичными для конкретного человека и проявляются в различных условиях. Так, настойчивость, решительность, чуткость, смелость, вежливость можно считать чертами ха­рактера, если они стали устойчивыми свойствами, типич­ными для данной личности. Однако типичное не исключа­ет индивидуально-своеобразного проявления этих свойств, так как жизненные условия, воспитание, самовоспитание каждого человека неповторимы, а значит, неповторима и сама личность.

Характер неразрывно связан с избирательным отноше­нием к окружающему. Он представляет собой конкретное сочетание отношений к природе, обществу, самому себе. Как и вся психическая жизнь людей, отношение к окру­жающему глубоко динамично, зависит от изменений, про­исходящих в жизни и деятельности человека: одно отно­шение сменяется другим — иного уровня.

Физиологической основой характера является, с одной стороны, тип нервной системы, с другой, — система вре­менных связей, возникающих под влиянием внешних воз­действий. Темперамент определяет внешнюю форму вы­ражения характера, накладывая своеобразный отпечаток на те или иные его проявления.

Тесная взаимосвязь характера и темперамента выража­ется также в том, что проявления темперамента могут ка­чественно меняться под влиянием характера. Темперамент по-своему окрашивает черты характера, придает им свое­образные формы; характер может глубоко воздействовать на темперамент, подчиняя эмоциональную возбудимость содержательной стороне личности, ее направленности воле.

Характер возникает и формируется в обществе. Типич­ные черты общества проявляются в характере каждого че­ловека по-разному, в зависимости от его интересов, чувств, мотивов, то есть «внутренних условий, через которые пре­ломляются все внешние воздействия, что и создает инди­видуальность личности. Индивидуальное и общее в харак­тере образуют единство. Характер одновременно является «устойчивыми и «изменяющимся».

С одной стороны, индивидуальное своеобразие жизнен­ного пути каждого отдельного человека формируется бла­годаря разнообразию индивидуальных черт и проявлений характера. С другой стороны, общие обстоятельства жиз­ни людей, живущих в одинаковых общественных услови­ях, формируют общие черты характера.

Изучая характер, нельзя ограничиваться выявлением его отдельных свойств или черт, поскольку характер не является их случайным набором, простой совокупностью. Различные стороны характера взаимосвязаны, образуют целостное структурное образование. Закономерные связи и взаимосвязи между отдельными чертами характера вы­ражают его структурность. Благодаря этой структурности мы можем, зная ту или иную черту характера человека, предполагать у него наличие ряда других черт, связанных с той, которая нам известна.

Кроме того, структурность характера выражается в оп­ределенной иерархичности его черт. Это значит, что среди черт характера некоторые являются основными, опреде­ляющими, ведущими, а другие — второстепенными. Веду­щие черты в той или иной степени определяют, подчиня­ют себе второстепенные, обусловливая их проявление или непроявление, или различную степень проявления в тех или иных обстоятельствах.

В зависимости от преобладающего влияния тех или иных сторон психики на отношения и деятельность мож­но выделить интеллектуальные, эмоциональные и волевые черты характера. Эти черты, безусловно, значимы в его целостной структуре, однако анализ характера будет не­полным, если не учтена направленность личности.

Направленность как важнейшая сторона характера представляет собой своеобразно переживаемое избира­тельное отношение к действительности, имеющее опреде­ленное содержание и те или иные психологические фор­мы, к которым относятся внимание, интерес, идеалы человека, чувства.

Структура рассматривается также с учетом устойчиво­сти, силы, определенности, полноты характера. При этом важно подчеркнуть, что пластичность структуры характе­ра позволяет человеку быть гибким в изменяющихся ус­ловиях и перевоспитании собственного характера.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 325; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.