КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура характера
Характер — индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данной личности способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. Тема 16. Характер. Его структура. Связь с темпераментом. Характер представляет собой сложное психическое образование, состоящее из многочисленных свойств личности, которые выражают отношение человека к различным сторонам действительности. В структуре характера выделяют четыре группы черт, выражающих такие отношения (по В. Н. Мясищеву): • к первой группе относят черты, проявляющиеся в деятельности: инициативность, трудолюбие, работоспособность и др.; • вторую группу составляют черты, которые проявляются по отношению к другим людям: тактичность, вежливость, чуткость и др.; • третья группа — это система отношений человека к самому себе: самокритичность, скромность, гордость и т. д.; • четвертая группа включает в себя черты, характеризующие отношение личности к вещам: аккуратность, бережливость, щедрость, скупость и т. д. Эти отношения закреплены в привычных для человека формах поведения, общения и деятельности. Они становятся типичными для конкретного человека и проявляются в различных условиях. Так, настойчивость, решительность, чуткость, смелость, вежливость можно считать чертами характера, если они стали устойчивыми свойствами, типичными для данной личности. Однако типичное не исключает индивидуально-своеобразного проявления этих свойств, так как жизненные условия, воспитание, самовоспитание каждого человека неповторимы, а значит, неповторима и сама личность. Характер неразрывно связан с избирательным отношением к окружающему. Он представляет собой конкретное сочетание отношений к природе, обществу, самому себе. Как и вся психическая жизнь людей, отношение к окружающему глубоко динамично, зависит от изменений, происходящих в жизни и деятельности человека: одно отношение сменяется другим — иного уровня. Физиологической основой характера является, с одной стороны, тип нервной системы, с другой, — система временных связей, возникающих под влиянием внешних воздействий. Темперамент определяет внешнюю форму выражения характера, накладывая своеобразный отпечаток на те или иные его проявления. Тесная взаимосвязь характера и темперамента выражается также в том, что проявления темперамента могут качественно меняться под влиянием характера. Темперамент по-своему окрашивает черты характера, придает им своеобразные формы; характер может глубоко воздействовать на темперамент, подчиняя эмоциональную возбудимость содержательной стороне личности, ее направленности воле. Характер возникает и формируется в обществе. Типичные черты общества проявляются в характере каждого человека по-разному, в зависимости от его интересов, чувств, мотивов, то есть «внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия, что и создает индивидуальность личности. Индивидуальное и общее в характере образуют единство. Характер одновременно является «устойчивыми и «изменяющимся». С одной стороны, индивидуальное своеобразие жизненного пути каждого отдельного человека формируется благодаря разнообразию индивидуальных черт и проявлений характера. С другой стороны, общие обстоятельства жизни людей, живущих в одинаковых общественных условиях, формируют общие черты характера. Изучая характер, нельзя ограничиваться выявлением его отдельных свойств или черт, поскольку характер не является их случайным набором, простой совокупностью. Различные стороны характера взаимосвязаны, образуют целостное структурное образование. Закономерные связи и взаимосвязи между отдельными чертами характера выражают его структурность. Благодаря этой структурности мы можем, зная ту или иную черту характера человека, предполагать у него наличие ряда других черт, связанных с той, которая нам известна. Кроме того, структурность характера выражается в определенной иерархичности его черт. Это значит, что среди черт характера некоторые являются основными, определяющими, ведущими, а другие — второстепенными. Ведущие черты в той или иной степени определяют, подчиняют себе второстепенные, обусловливая их проявление или непроявление, или различную степень проявления в тех или иных обстоятельствах. В зависимости от преобладающего влияния тех или иных сторон психики на отношения и деятельность можно выделить интеллектуальные, эмоциональные и волевые черты характера. Эти черты, безусловно, значимы в его целостной структуре, однако анализ характера будет неполным, если не учтена направленность личности. Направленность как важнейшая сторона характера представляет собой своеобразно переживаемое избирательное отношение к действительности, имеющее определенное содержание и те или иные психологические формы, к которым относятся внимание, интерес, идеалы человека, чувства. Структура рассматривается также с учетом устойчивости, силы, определенности, полноты характера. При этом важно подчеркнуть, что пластичность структуры характера позволяет человеку быть гибким в изменяющихся условиях и перевоспитании собственного характера.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 355; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |