Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Физиологические механизмы чувств




Тема 12. Эмоции и чувства. Их функции и роль в жизни человека.

Познавая действительность, человек по-разному отно­сится к окружающим его предметам, явлениям, событиям, другим людям, а также к самому себе. Одни явления дей­ствительности радуют его, другие — печалят, третьи вы­зывают восхищение, четвертые — возмущают.

Эмоции и чувства — это субъективное, личностное от­ношение человека к окружающей действительности и к са­мому себе. Следует обратить внимание на многозначность слов «эмоции» и «чувства» как в обыденном смысле, так и в терминологии, применяемой в научной и учебной литера­туре. Так, научным эквивалентом словосочетания «органы чувств» является термин «анализаторы».

Эмоции и чувства соотносятся по-разному. Иногда — как содержание (чувства) и форма (эмоции). Чаще же их различают по происхождению. Тогда эмоции рассматри­ваются как исходные, первичные, более простые психичес­кие явления, чувства же выступают как производные, вто­ричные, сложные, присущие только человеку структурные образования. В субъективном мире человека между ними складыва­ется обратное соотношение. «Выросшие» из эмоций чув­ства уже включают их в себя наряду с другими компонен­тами. Поэтому некоторые проявления чувств иногда называют по их ведущему компоненту — эмоциями. В за­висимости от акцента — либо на существовании, либо на происхождении субъективного мира — используют поня­тия «сфера чувств» или «эмоциональная сфера».

В узком смысле под эмоциями понимают переживания отношений, возникшие в данный момент. Эмоции обычно носят ситуативный характер и выражают оценку челове­ком определенной ситуации, связанной с удовлетворени­ем его потребностей в данный момент.

Эмоциональные состояния, возникшие в процессе дея­тельности, могут повышать или понижать жизнедеятель­ность человека. Первые называются стеническими, вто­рые — астеническими.

Состояния, характеризующиеся максимальной моби­лизацией всех сил, напряжением, называются стрессовы­ми. Стресс возникает под влиянием сильных воздействий и характеризуется целым рядом неспецифических физио­логических сдвигов, по которым нельзя судить о содержа­нии эмоций, а также рядом психических проявлений.

Исследование стресса проводится в рамках учения о гомеостазе (постоянстве внутренних условий функциони­рования организма) и учения Г. Селье об «адаптационном синдроме» (своеобразной защитной реакции организма, мобилизующего свои ресурсы в ответ на сильные и трав­мирующие внешние воздействия).

Рассматривая вопрос о физиологических механизмах эмоций, необходимо сослаться на работы И. П. Павлова, изучившего общую картину работы головного мозга, взаимодействия коры и подкорки. Возникновение и прояв­ление чувств связано также с установлением и поддержа­нием совместной работы центральных и периферических участков нервной системы, с наличием отдельных мозго­вых участков в подкорке — центров удовольствия и цент­ров страдания. Наконец, установлена роль функциональ­ной асимметрии больших полушарий мозга, в разной степени ответственных за положительные (левое полуша­рие) и отрицательные (правое полушарие) эмоции.

Высшая нервная деятельность является интегратором всех физиологических сдвигов в организме — и в вегетатив­ной нервной системе, и в работе желез внутренней секреции (гормональных систем), и в работе всех остальных подсис­тем организма (сердечно-сосудистой и прочих), причастных к возникновению и протеканию эмоциональных явлений.

Именно участием подкорки объясняется во многом тес­ная связь эмоций и чувств с деятельностью сердца, крове­носных сосудов, органов дыхания, а также с изменениями в деятельности скелетных, лицевых мышц и желез внешней и внутренней секреции. По этим изменениям можно судить, какую эмоцию переживает человек в данный момент.

На эмоции и чувства человека влияет вторая сигналь­ная система. Переживания возникают не только при не­посредственном воздействии явлений и предметов, они могут быть вызваны словами. Благодаря деятельности вто­рой сигнальной системы эмоции и чувства становятся осоз­нанными. Лишь при деятельности второй сигнальной си­стемы возможно формирование таких сложных чувств человека, как моральные, интеллектуальные, эстетические.

Человеческие эмоции, преобразованные социальными условиями существования, выполняют важнейшие функ­ции — сигнальную и регулирующую.

Сигнальная функция чувств выражается в том, что пе­реживания возникают и изменяются в связи с происходя­щими изменениями в окружающей среде или в организме человека.

Регулирующая функция чувств выражается в том, что стойкие переживания направляют поведение человека, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающи­еся на пути преграды.

Основные качества чувств — необходимый и своеобраз­ный признак эмоционального отношения личности к объек­ту. Положительное эмоциональное отношение человека к фактам его жизни вызывают те объекты и явления, кото­рые способны удовлетворить пробудившуюся потребность или дать надежду на ее удовлетворение. Отрицательное эмоциональное отношение вызывает те факторы, которые мешают, препятствуют удовлетворению потребности. Кро­ме того, по отношению к отдельному объекту может возник­нуть двойственная реакция, представляющая собой един­ство противоречивых чувств (например, мучимый жаждой человек пьет воду, пахнущую нефтью).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 463; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.