КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Творческое мышление
Психологами было затрачено много усилий и времени на выяснение того, как человек решает новые, необычные, творческие задачи. Ясного ответа на вопрос о психологической природе творчества нет. Одним из первых попытался сформулировать ответ на вопрос о творческом мышлении Дж. Гилфорд. Он считал, что “ творческость” мышлениясвязана с доминированием в нем 4-х особенностей: а) Оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне. б) Семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике. в) Образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны. г) Сематическая спонтанная гибкость, т.е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, которая не содержит ориентиров для этих идей. У творческих людей нередко удивительным образом соединяются зрелость мышления, глубокие знания, разнообразные способности, умения и навыки и своеобразные “детские” черты во взглядах на окружающую действительность, в поведении и поступках. Что же мешает человеку быть творческой личностью и проявлять оригинальность мышления? 1. Боязнь оказаться “белой вороной” среди людей, показаться глупым или смешным в своих суждениях. 2. Боязнь показаться слишком экстравагантным, даже агрессивным в своем неприятии и критике мнений других людей. 3. Боязнь возмездия со стороны человека, чью позицию мы критикуем. Опасение такой реакции нередко выступает в качестве препятствия на пути к развитию собственного творческого мышления. 4. Завышенная оценка значимости своих собственных идей. 5. Высокоразвитая тревожность, неуверенность в себе.
Рассмотрим наиболее известные теории, объясняющие процесс мышления. Их можно разделить на две большие группы: а) те, которые исходят из гипотезы о наличии у человека природных, не изменяющихся под влиянием жизненного опыта интеллектуальных способностей; б) те, в основу которых положено представление о том, что умственные способности человека в основном формируются и развиваются прижизненно. Теория существования у человека интеллектуальных способностей с рождения - характерна для многих работ в области мышления, выполненных в немецкой школе психологии. Способность формировать и преобразовывать структуры, видеть их в реальной действительности и есть основа интеллекта. В современной психологии влияние идей обсуждаемых теорией прослеживается в понятии схемы. Предполагается, что схема рождается на уровне внутренней речи, а затем руководит разверткой мысли, придавая ей внутреннюю стройность и последовательность, логичность. Если некоторая схема используется довольно часто без особых изменений, то она превращается в автоматизированный навык мышления, в умственную операцию. Другая теория предполагает признание неврожденности умственных способностей, возможность и необходимость их прижизненного развития. Объясняет мышление, исходя из воздействия внешней среды, из идеи внутреннего развития субъекта или взаимодействия того и другого. В психологии советского периода, основанной на учении о деятельностной природе психики человека, мышление получило новую трактовку. Его стали понимать как особый вид познавательной деятельности. Через введение в психологию мышления категории деятельности было преодолено противопоставление теоретического и практического интеллекта, субъекта и объекта познания. Деятельностная теория мышления способствовала решению многих практических задач, связанных с обучением и умственным развитием детей. В последнее время на базе успехов в разработке идей кибернетики, информатики, алгоритмических языков высокого уровня в математическом программировании появилась возможность построения новой, информационно-кибернетической теории мышления. В ее основе лежат понятия алгоритма, операции, цикла и информации. Мышление человека развивается, его интеллектуальные способности совершенствуются. В практическом аспекте развитие интеллекта традиционно рассматривается в трех направлениях: а) филогенетическом - предполагает изучение того, как мышление человека развивалось и совершенствовалось в истории человечества; б) онтогенетическом - включает исследование процесса и выделение этапов развития мышления на протяжении жизни одного человека, с рождения до старости; в) экспериментальном - ориентирован на анализ процесса развития мышления в особых, искусственно созданных (экспериментальных) условиях, рассчитанных на его совершенствование.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 286; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |