Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет, объект и категории вузовской педагогики




Семинарское занятие №2 Круглый стол на тему: «Научно-теоретический вклад Н.Ф. Максютина в теорию педагогики досуга».

 

Семинарское занятие №3 Тестовые задания по теме «Педагогика досуга в теории и практике культурного развития личности».

Список основной литературы:

1. Максютин Н.Ф. Очерки истории досуга. – 2-е стер. изд. – Казань: Медицина, 2003. – 128 с.

2. Жарков

3. Стрельцов Ю.А., Стрельцова Е.Ю. Педагогика досуга: учебное пособие [Текст]. – М.: МГУКИ, 2008. – 272с.

 

Список дополнительной литературы:

1. Ариарский М.А. Педагогическая культурология. Том 2. Социально-культурная деятельность и технологии ее организации. – СПб.: Концерт, 2012. – 448 с.

2. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. – М.: МГУКИ, 2004. – 539 с.

Педагогика как наука – наука о закономерностях педагогических процессов:

1) обучения – процесс овладения знаниями, умениями, навыками; это двусторонний процесс;

2) учение – процесс освоения закономерностей; это односторонний процесс;

3) преподавание – процесс передачи знаний, умений, навыков.

Результат этих процессов – образование. Образование можно понимать как

А) предварительное – совокупность знаний, умений, навыков, это содержится в учебных планах, программах, пособиях;

Б) образование как результат – это личность, получившая эту совокупность знаний, умений, навыков, плюс готовность к самореализации с помощью этой совокупности знаний, умений, навыков.

4) Воспитание – это воздействие на личность (как давление); другое - это приобщение (требует стимулирование интереса); это взаимодействие.

В зависимости от тактики педагогической деятельности меняются и категории, но это зависит и от политической ситуации.

Обучающая деятельность, образовательная, воспитание, развивающая деятельность (памяти, внимания, мышления).

Т.о., Наука педагогика – содержание педагогической деятельности.

Если предметом педагогики являются закономерности, то объектом П являются педагогические системы. Они бывают разных уровней (большие, малые, средние: студенческая группа, факультет, вуз, министерство образования – общее – единая структура всех систем):

1. Цель – любая система создаются для реализации какой-либо цели.

2. Содержание, которое требует инструмента –

3. Средства.

4. Все это направляется на студента.

5. Преподаватель, который заставляет функционировать эту систему.

(Эти элементы по кругу).

Пример семьи как педагогической системы – по этой же схеме.

Любая структура, требующая взаимодействия и в центре которой стоит человек – педагогическая. Это метадеятельность, то есть педагогическая деятельность – в основе любой деятельности!

Педагогичекая система очень специфична, потому что специфична сама педагогическая деятельность.

1) специфичен предмет труда. Это личность. Причем определенного возраста, статуса, менталитета.

Закон импринтинга, или первого запечатления.

2) специфика в том, что педагогическая деятельность многофункциональная.

Отбор содержания под цель (см.схему выше) – проектировочная функция. Хорошо проектирует преподаватель после 10 лет работы в вузе.

Конструктивная функция – из отобранного стоим конструкцию (содержание), с помощью которой взаимодействуем с аудиторией.

Нужно 3-е – это инструменты – методы – организаторская функция+коммуникативная функция.

Т.о. «круг» замыкается.

Гностическая функция. Анализ и самоанализ. Умение познавать, анализировать. Важно, т.к. анализ толкает к развитию и корректировке. Предпосылка для рефлексии.

4) специфичны «орудия труда» преподавателя – духовные. Больше всего преподаватель воздействует своей личностью.

5) это творческий труд – созидательный, создание нового, «изюминки». Творчество – когда есть педагогическая направленность, не зависит от опыта, стажа и т.д.

6) ненормированный рабочий день и большое нервное напряжение.

 

17 ноября 2011

 

1) организационные методы – в с помощью них орг-ся пед.исследование

а) сравнительный способ, всегда важно то новое, что ты внедряешь в свою практике по сравнению с тем, где этот метод не применяется. Применяется чаще всего.

б) комплексный метод – сложный, требует подключения специалистов различных отраслей знания.

в) лонгитюдный метод (метод во времени) – преподаватель выявляет факторы, которые влияют на обучение, и, организуя процесс с разными студентами, старается влиять на эти факторы, сравнивая показатели в разных группах.

Педагогический эксперимент сложен тем, что он влечет социальные изменение, появление новой соц.группы. Педагогика формирует типологию людей.

2) эмпирические методы:

а) пед.наблюдение;

б) изучение опыта – ты начинаешь примерять на себя методы других, вырабатывая тем самым свой собственный.

в) контент-анализ – анализ текста. Читая спец.литературу, ориентируешься на то, где и как это можно использовать в своей пед.деят-ти.

г) констатирующий (показывает наличное) и формирующий (показывает приобретенное) эксперименты

формирующий эксперимент – должен показать, какое новое качество появилось в личности в результате процесса обучения.

А какие качества должны появляться?

 

Вопрос № 2. Тенденции развития вузовского образования.

На сегодняшний день вузовская система подчиняется общеевропейской тенденции. Но в любом случае следовать следующим направлениям:

1) интернационализация – образование становится таким, что выходит за рамки нашей страны.

Сложности:

- должны быть единые средства подготовки студента (тот же инструмент)

пример: информатизация;

дистанционное обучение;

следовательно, надо формировать новые формы обучения.

Эта тенденция увеличивает долю методическую часть нагрузки.

- не готовность преподавателя к реализации этой тенденции.

2) модернизация образовательного процесса

- проектирование учебных курсов (на основе Госстандарта – очень схематичного), которое требует соответствующего умения (раньше не надо было)

- применение только активных средств обучения студентов

Пример: обучать эффективно можно только погружая человека в определенную ситуацию (контекстный подход Вербицкого)

Использовать различные виды лекций и семинаров

Соловова. (про активные методы обучения)

Но это не значит, что нужно использовать все (если не походит под темперамент), но хотя бы 3 должны быть. Потому что время аудиторной нагрузки сокращается, мотивировать нужно быстрее.

- руководство самостоятельной работой студентов

3) квалимитричность (измеряемость)

- измерение компетенций, тесты

в т.ч. промежуточное (как идет процесс обучения) – на выявление знаний, способностей…

- оценка методического сопровождения учебного процесса (учебная программа, примерные темы рефератов, курсовых, дипломных, методические рекомендации студентам…)

- оценка научной работы преподавателей

- оценка воспитательной работы

воспитанный=духовный и наоборот – «сопричастность ценностям». Какие ценности? Главная – человек. Т.е. относиться к другому как к человеку и требовать к себе такого же отношения. Труд – это ценность. Природа – это ценность. Искусство, … т.е. речь идет примерно о 10 общечеловеческих ценностях.

 

Вопрос № 3. Модель выпускника вуза.

Фундаментальной отечественной системы образования и «клочковость» образования западного (добирают сами в силу высокой мотивации, у нас нет такой установки).

У современного выпускника должна быть профессиональная фундаментальность – дать такую основу, чтобы реализоваться в проф.сфере, не забывая, что нужно постоянно самообразовываться. Это:

1. возможности человека – получает в вузе – это и есть академическая готовность

1.1. квалификация (то, что указано в дипломе) - знания

1.2. склонности человека – ум, способности

2. желание человека – это психологическая готовность

2.1. мотивы (направленность – хочу/не хочу)

2.2 поведение (проявляется в отношениях, качества)

Все вместе – выпускник должен соответствовать общей профессиограмме – совокупность знаний, умений, навыков и т.д. и с такой профессиограмоой должен выйти студент из вуза, общей, остальное – в зависимости от того, куда дальше пойдет.

 

Вопрос №4. Уровни деятельности преподавателя.

Стаж педагогической деятельности не коррелирует прямо уровню мастерства. В школе к мастерству учитель приходит через 15 лет. Самой большой уход из школы – через 3 года (время адаптации). В вузе – 20 лет.

Со стажем тяжелее: больше готовишься к занятиям, больше переживаешь за студентов. Срабатывает механизм оценки значимости свой профессиональной деятельности. Чем больше ты можешь сделать, тем больше ты хочешь сделать. В вузе ответственность больше, поэтому и становление дольше.

Настоящими мастерами становятся те преподаватели, которые умеют сочетать учебную и научную деят-ть. Таких около 20%. А остальные? Поэтому говорят об уровнях мастерства.

Педагогическое мастерство – это совокупность знаний и умений, позволяющих решать педагогические задачи.

1. Репродуктивный уровень – преподаватель осуществляет решение пед.задач по образцу, который сложился в его памяти, сознании. Есть уже в момент окончания вуза. Но: нельзя другого повторить, каждый уникален. Беря другие образцы, можно получить низкие результаты. Характерен для начинающих преподавателей. Для поднятия на 2-й уровень нужно хорошо знать студента.

2. Адаптивный уровень пед.мастерства – преподаватель учитывает особенности студенческой аудитории и предвидит возможные затруднения студента. Учит не предмету, а логике предмета, логике знания, науки.

3. локально-моделирующий уровень – преподаватель выстраивает свою концепцию, структуру предмета (концептуальный способ). Есть еще один подход – изучение, анализ проблем (проблемный метод). Задача – заставить работать интеллект. Наука: отражение (знания) и отношения (эмоции). Если использовать только отражение, то происходит блокирование интеллекта (много знаний – больше не хочется), если только отношения – эмоционально комфортно, но знаний нет. Задача педагогики – соединить два процесса (отражение и отношения). В психологии выведен принцип пленительности.

4. системно-моделирующий уровень – преподаватель, работая с научным знанием, формирует условия для развития у студента профессионально-значимых компетенций (думает не только о научном знании, а как он использует это знание в своей профессиональной деятельности). Т.е. нацеленность на то, чтобы студент уже в вузе приобретал опыт работы.

Педагогическое творчество. Творчество – качественная характеристика, творческая деятельность – практическая характеристика. Каждый пытается заниматься творческой деятельностью. Творческая деятельность – это всегда поиск нового (!). Я могу рисовать в стиле какого-то художника, но пока я не проявляю себя, это не творческая деятельность. Смысл педагогической деятельности – постоянный поиск.

Модель успешной педагогической деятельности:

1) педагогическая целеустремленность;

2) педагогическое воображение;

3) педагогическая интуиция;

4) педагогический такт;

5) педагогическая культура.

Как достичь этого уровня? Овладение:

А) Овладение педагогической техникой - способность использовать, применять самого себя, человека как личности для решения педагогических задач:

1) речь (четкость, ясность, ритмика, тембр голоса)

2) мимика и пантомимика – создают определенный мотивационный фон; в меньшей степени характерно для человека инертного, ему надо развивать;

Этот элемент не очень важен, но зато одно может компенсировать другое (у учителя литературы нет ноги, но он знает много стихов наизусть…)

Б) педагогические технологии – совокупность инструмента для решения педагогических задач самого разнообразного класса

1) работа с содержанием обучения человека (учебные материалы)

технология блочная (отбирается базовый материал, компануется блоками, между ними показывается взаимосвязь) – тогда обучаемый запоминает логику

проблемные

концептуальные – от зарождения до современного…

2) работа с инструментом, с помощью которого обучаемый начинает осваивать материал (методы конкретной науки)

3) мотивационные технологии

человек живет инстинктами, поэтому эта технология очень важна. Активизируют мыслительную деятельность. Знание становится интересным.

Самая значимая мотивация – интеллектуальная (когда есть желание учиться).

Больше всего у студентов развита сиюминутная, а не перспективная мотивация.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.