Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профессионально обусловленные требования к личности педагога




 

Лаконичная и емкая характеристика педагога (учителя) может быть представлена следующими качествами (по В.А. Сластенину):

- высокая гражданская ответственность и социальная активность;

- гуманистическая направленность, любовь к детям;

- духовная культура, интеллигентность;

- инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений, высокий профессионализм;

- физическое, психическое здоровье, профессиональная работоспособность;

- потребность и готовность к постоянному самообразованию.

Совокупность профессионально обусловленных требований к личности педагога отражены в его профессиограмме. Профессиограмма педагогаидеальная модель педагога (учителя, воспитателя, классного руководителя и т.д.), образец, эталон, в котором представлены основные качества личности, которыми должен обладать учитель, а также знания, умения и навыки, необходимые для выполнения функций педагога. Это документ, в котором дана полная квалификационная характеристика учителя с позиций требований, предъявляемых к его знаниям, умениям и навыкам, к его личности, способностям, психофизиологическим возможностям и уровню подготовки. Профессиограмма (модель) учителя описывает требования к его педагогической компетентности.

Компетентность – личные возможности должностного лица, его квалификация (знания, опыт), позволяющие ему принимать участие в разработке определенного круга решений или решать вопросы самому благодаря наличию у него определенных знаний и навыков (А.С. Роботова и др.). Важнейшими составляющими профессиональной компетентности являются технологическая грамотность, профессиональная мобильность, способность к самовыражению и самосозиданию, высокая степень адаптации к изменяющимся условиям трудовой деятельности.

Под педагогической компетентностью понимают единство теоретической и практической готовности педагога к осуществлению своей профессиональной деятельности. Содержание теоретической готовности составляют, во-первых, знания (общенаучные, психолого-педагогические, специальные); во-вторых, аналитические, прогностические, проективные и рефлексивные умения. Содержание практической готовности педагога включает две группы умений: организаторские и коммуникативные (см. схему 6).

Схема 6

 

В профессиограмме учителя ведущее место занимает направленность его личности: социально-нравственная, познавательная и профессионально-педагогическая (см. схему 7).

Схема 7

Профессионально-педагогическая направленность личности учителя как ярко выраженное мотивированное отношение к педагогической деятельности включает интерес к профессии, профессионально-педагогические склонности и намерения, педагогическое призвание и другие компоненты. Интерес к профессии учителя выражается в положительном эмоциональном отношении к детям, к родителям, педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам, в стремлении овладеть педагогическими знаниями и умениями.

Педагогическое призвание – означает склонность к педагогическому делу, основанную на осознании способности к нему. Педагогическое призвание формируется в процессе накопления будущим учителем педагогического опыта и самооценки своих педагогических способностей. Основу педагогического призвания составляет любовь к детям. Профессионально-значимыми качествами являются также педагогический долг и ответственность.

Данные качества позволяют учителю оказывать помощь всем тем, кто в ней нуждается, в пределах своих прав и компетенции, и быть требовательным к себе, следуя кодексу педагогической морали. Во взаимоотношениях с учащимися, их родителями, коллегами учитель проявляет педагогический такт. Педагогический такт заключается, в частности, в способности учителя выбрать соответствующие стиль и тон, время и место педагогического действия, провести своевременную их корректировку.

Основой познавательной направленности личности являются духовные потребности и познавательные интересы. Важной, наиболее общей характеристикой познавательной направленности является культура научно-педагогического мышления, проявляющаяся, например, в способности в каждом педагогическом явлении обнаруживать противоречия, проблемы и своевременно решать их.

Познавательная направленность личности имеет своим предметом профессиональные знания педагога. Педагогическая эрудиция учителя предполагает его глубокие познания и осведомленность во многих науках (по тем или иным специальным научным дисциплинам, в области антропологических, гуманитарных, социальных наук), а также непрерывную систематическую работу по накоплению все новых и новых знаний.

Вместе с тем чтобы быть профессиональным педагогом, недостаточно быть энциклопедически образованным человеком. Психологи включают в профессиограмму педагога педагогические способности. Под педагогическими способностями понимают определенные индивидуально-психологические особенности и свойства личности, позволяющие ей достигнуть высоких результатов в педагогической деятельности. Назовем основные (базовые) педагогические способности.

· Гностические способности – способности к изучению, исследованию (диагностированию) педагогических объектов, явлений и т.п.

· Академические способности – способности к профессиональному росту и самосовершенствованию. Они связаны с усвоением знаний, формированием умений и навыков в соответствующей области науки.

· Дидактические способности – способности адаптировать учебный материал с целью успешного его понимания учащимися. Эти способности позволяют учителю успешно осуществлять отбор содержания и методов обучения, доступно излагать учебный материал, вызывая познавательную активность у самих учащихся.

· Коммуникативные способности - способности к эффективному общению с разными возрастными группами людей. Эти способности способствуют установлению взаимопонимания, благоприятной атмосферы совместной деятельности.

· Речевые способности – способности адекватно своим желаниям выражать чувства и мысли; они взаимосвязаны с экспрессивными способностями, позволяющими учителю найти наилучшую эмоционально-выразительную форму изложения материала.

· Перцептивные способности – способности, позволяющие понимать другого субъекта без вербальной информации. Выражаются в психологической наблюдательности педагога по отношению к учащимся, проникновении в их внутреннее душевное состояние, понимании возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Например, эмпатия – способность к сопереживанию, разделению интересов, забот, радостей и огорчений воспитанника.

· Суггестивные способности – способности эмоционально-волевого влияния на личность, способности к внушению.

· Конструктивные способности – способности планировать педагогическую деятельность в соответствии с целями и задачами (например, конструировать урок, занятие и т.д.).

· Организаторские способности - способности организовать собственную деятельность и деятельность учащихся.

· Творческие способности – способности выдвигать новые идеи, принимать нестандартные решения, использовать оригинальные методы и технологии.

· Педагогическая интуиция - это способность предугадывать ход педагогического процесса, его возможные результаты и осложнения.

· Способности к саморегуляции – дают возможность проявлять эмоциональную устойчивость, самообладание, владеть собой в ситуации и этой ситуацией.

Педагогические способности проявляются интегрировано, дополняя или даже компенсируя друг друга. Вместе с тем, педагогические способности являются лишь предпосылкой к успеху. На основе знаний и способностей формируются необходимые педагогические умения, которые и составляют основу компетентности педагога.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Каковы объективные причины возникновения и становления педагогической профессии?

2. Определите понятия: «педагогическая профессия», «педагогическая специальность», «педагогическая квалификация», «педагог», учитель». Установите взаимосвязь между ними.

3. Дайте общую характеристику педагогической профессии как профессии типа «человек - человек». В чем заключается ее своеобразие?

4. Раскройте социальные и профессиональные функции педагога.

5. Охарактеризуйте профессиональные и личностные качества, представленные в профессиограмме педагога. Изобразите схематически структуру профессиональной компетентности педагога.

6. Назовите основные педагогические способности, коротко их охарактеризуйте.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 11118; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.