Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и структура педагогической деятельности




 

Деятельность, которой занимаются представители педагогической профессии (педагоги), называется педагогической деятельностью. Педагогическая деятельность это особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим культурно-исторического опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Педагогическая деятельность может быть непрофессиональной и профессиональной. Каждый человек независимо от своей профессиональной принадлежности постоянно или эпизодически занимается педагогической деятельностью, в жизнедеятельности людей почти всегда присутствует педагогический аспект. Например, непрофессиональную педагогическую деятельность выполняют родители, общественные организации, руководители предприятий и учреждений, учебные, производственные и другие группы, в известной степени средства массовой информации.

Педагогическая деятельность как профессиональная имеет место в специально организованных обществом образовательных учреждениях. Профессиональная педагогическая деятельностьэто вид профессиональной деятельности, содержанием которой является воспитание, обучение, развитие обучающихся.

Для проникновения в сущность педагогической деятельности обратимся к ее строению (структуре). С учетом понимания деятельности в философии и психологии структуру педагогической деятельности можно представить как единство субъекта и объекта педагогической деятельности, их потребностей, целей, мотивов, методов и средств педагогической деятельности, педагогических действий (операций), предмета и результата (продукта) педагогической деятельности, оценки результата и корректирующих педагогических действий.

Проанализируем эти структурные компоненты педагогической деятельности.

Субъектами педагогической деятельности являются педагоги, родители, группа (коллектив) учащихся. Объект – тот, кого воспитывают, формируют как личность. При самовоспитании, самообразовании объект и субъект совпадают. Объект педагогической деятельности сам является субъектом. Потребность субъектов педагогической деятельности выступает как потребность в устранении чего-либо мешающего развитию, или как необходимость удовлетворения чего-либо жизненно важного, значимого. Потребности подталкивают субъектов педагогической деятельности к определению цели и формированию мотивов педагогической деятельности.

Цель определяет содержание деятельности (что делать?), мотив – её причину (почему или для чего делать?). Общая цель педагогической деятельности – это приобщение человека к ценностям культуры, формирование разносторонне развитой личности. Реализация общей цели педагогической деятельности связана с решением таких социально-педагогических задач, как формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности.

К средствам педагогической деятельности относятся содержание педагогического процесса, всевозможные носители информации (литература, СМИ, технические средства) и другие. Основной функциональной единицей педагогической деятельности является педагогическое действие (действия, по А.Н. Леонтьеву, состоят из операций, операции из приемов и процедур). Педагогическое действие имеет подготовительную и исполнительную фазу и направлено на достижение результата и получение продукта. Подготовительная фаза сама состоит из разнопорядковых действий: по накоплению новой информации; по логическому структурированию материала; по изучению объекта, диагностике условий деятельности; по формулированию педагогических целей, по методической обработке накопленного структурированного материала, по выбору содержания, методов учебно-воспитательного процесса, по проектированию своих действий и действий учеников и т.д.

Подготовительная работа проводится ради исполнительной фазы, которая завершает все действия и подводит к результату. На исполнительной фазе педагог: устанавливает рабочую обстановку на занятиях, стимулирует деятельность учеников, организует свою деятельность и поведение, деятельность учащихся, организует контроль результатов деятельности учащихся, ее корректировку. На этой фазе педагог использует все доступные ему и подходящие к случаю различные средства.

Предметом педагогической деятельности является разностороннее развитие индивида: физическое, психическое, духовное, интеллектуальное и т.п. На конкретном этапе педагогической деятельности предметом становятся отдельные направления развития.

Результат педагогической деятельности соотносится с её целью, а предмет – с продуктом. Результат – это реально достигнутый итог педагогической деятельности. Продуктом педагогической деятельности могут быть новообразования в развитии личности. К ним можно отнести: физическое здоровье индивида, его знания, умения, навыки, черты характера. Конечным продутом педагогической деятельности можно считать, например, воспитанность (по И.И. Прокопьеву).

Оценка продукта (результата) педагогической деятельности - это сравнение качества полученного продукта (результата) с целью педагогической деятельности и соответствующая его оценка. Корректирующие педагогические действия необходимы тогда, когда полученный результат (продукт) деятельности расходится (не совпадает) с изначально поставленной целью.

Наряду с вышеизложенным философским и психологическим подходами к разработке проблемы структуры деятельности в педагогике в структуре педагогической деятельности выделяют следующие взаимосвязанные компоненты: гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский, коммуникативный. Так, гностическая деятельность – это деятельность по изучению, исследованию (диагностированию) педагогических объектов и явлений. Предметом и результатом гностической деятельности является знание педагогом содержания педагогического процесса, педагогических средств, технологий; знание о структуре, видах и способах организации деятельности в процессе воспитания и обучения и т.д.

Проектировочная деятельность включает постановку целей обучения и воспитания, определение стратегии и способов их достижения. Конструктивная деятельность предполагает отбор учебного материала, планирование и построение педагогического процесса; планирование своих действий и действий учащихся; проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса в соответствии с задачами обучения и воспитания.

Организаторская деятельность предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, формирование коллектива, а также на организацию собственной деятельности. Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений учителя с воспитанниками, другими педагогами школы, родителями и т.д. Для успешного выполнения этих видов деятельности педагогу необходимы соответствующие способности и умения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2779; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.