КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структурно-функциональная модель деятельности
Социально-педагогическая деятельность направлена на обеспечение успешной социализации подрастающего поколения: создание благоприятных условий в социуме; оказание помощи и поддержки детям; защиту их прав; раскрытие, мобилизация, использование социально-педагогического потенциала окружающей среды. Поэтому системообразующей является социализирующая функция социального педагога. В соответствии со структурно-функциональным подходом все другие обозначенные функции социально-педагогической деятельности выступают как средства достижения глобальной цели (обеспечение успешной социализации) и в этом смысле подчинены ей. Каждая функция в соответствии с данным подходом имеет свое содержание, назначение, находится в тесной связи с системообразующей и другими функциями. В целях структурирования функций педагогического процесса ученые выделяют общепедагогические и специфические функции. К общепедагогическим следует отнести: образовательно-воспитательную, диагностическую, прогностическую, экспертную, организационно-коммуникативную, исследовательскую (эвристическую), координирующую, управленческую, коррекционно-развивающую, консультационную, проектировочную функции социального педагога. К специфическим - охранно-защитную, социально-компенсаторную, посредническую, социально-экономическую, социального контроля, предупредительно-профилактическую, социально-терапевтическую и другие. Такое деление носит условный характер, так как все функции направлены на эффективное решение общих задач социализации в процессе социально-педагогической деятельности. Как отмечает И.А.Липский, для настоящего этапа развития социально-педагогической профессии характерна специализация кадров, которые все чаще будут готовиться как специалисты узкого профиля. В 90-х годах в России сложились следующие специализации: социальный педагог – организатор социально-педагогической работы с детьми и подростками, социальный педагог образовательного учреждения, социальный педагог специального образовательного учреждения, социальный педагог – консультант семьи, подростков, социальный педагог дополнительного образования, социальный педагог социальной сферы, социальный педагог учреждения коррекционного (реабилитационного) учреждения, социальный педагог-воспитатель, социальный педагог – организатор культурно-досуговой деятельности (менеджер досуговой сферы), социальный педагог – организатор физкультурно-оздоровительной деятельности (менеджер физкультурно-оздоровительной работы), социальный педагог – организатор социально-педагогической деятельности с детьми девиантного поведения, социальный педагог исправительного учреждения (11; с.286 -288). Многообразие выполняемых функций, их специфика предъявляют высокие требования к уровню его профессиональной подготовки социального педагога, результатом которой является профессиональная культура. Культурологический подход в сфере профессиональной подготовки социального педагога предполагает отказ от узкого толкования профессиональной культуры как стиля и методов профессиональной деятельности. В настоящее время необходим более глубокий анализ понятия, изучение не одной стороны или элементов профессиональной культуры, а явления в целом. В соответствии с культурологическим подходом профессиональная культура социального педагога включает следующие компоненты: - профессиональная направленность социального педагога, как интегративная характеристика, отражает его предрасположенность к социально-педагогической деятельности с детьми разных категорий и стремление достигать в ней необходимых результатов; - широкий кругозор, профессиональная эрудиция, компетентность, как сформированность системы знаний, умений и навыков, предусмотренных ГОСом и позволяющих ему достаточно результативно выполнять профессиональные функции на высоком творческом уровне. «Компетентность (профессионализм) является ценностью социальной работы и социально-педагогической деятельности, которая обеспечивает качественное решение социальных проблем обратившегося за помощью человека, его социума, социальной среды в целом и: - обеспечивает принадлежность социального педагога и социального работника к их профессиональной группе; - определяет возможность их быстрого профессионального роста и привлечения для решения более сложных задач клиента; - побуждает к постоянному повышению уровня профессионализма, освоению новых знаний, развитию навыков и умений практической деятельности, глубокого понимания ценностей социальной работы и освоению методов научного исследования процессов социальной среды» (5; с.3). В структуре данного компонента следует выделить не только социально-психолого-педагогическую составляющую, но и правовую, социально-политическую, собственно управленческую и социально-нравственную культуру. Совокупность профессионально необходимых личностных качеств социального педагога предусмотрены Кодексом этики социального педагога и социального работника. В нем выделены: - стандарты этического поведения по отношению к профессии, разным категориям населения, коллегам, организациям; - принципы профессиональной деятельности (принятие человека таким, каков он есть; уважение права клиента на принятие самостоятельного решения на любом этапе совместных действий; ответственность социального педагога за результаты своей деятельности; порядочность, целеустремленность, принципиальность, доброжелательность социального педагога во взаимодействии с клиентом). Социально-педагогическая деятельность детерминирована множеством постоянно меняющихся факторов: состоянием социально-технологических процессов в обществе, особенностями социализации молодежи, изменениями в характере воспитания в семье, уровнем воспитанности подрастающего поколения и т.д. В этих условиях организация социально-педагогической деятельности требует творческого подхода к ней, постоянного поиска путей ее совершенствования. Все компоненты профессиональной культуры социального педагога тесно связаны между собой и в совокупности определяют его активную жизненную позицию – устойчивую форму проявления идейно-нравственных, гражданских установок и отношений, мировоззрения и профессиональной активности на основе высокой профессиональной компетентности. Задания для самоподготовки: 1.На основе анализа Государственного образовательного стандарта по специальности «Социальная педагогика», изучения литературы определите цель, специфику, структуру и основные функции профессиональной деятельности социального педагога. 2.Пользуясь учебными пособиями, словарями, педагогической энциклопедией раскройте сущность понятий «профессиональная компетентность», «профессиональная культура», «методологическая культура» социального педагога. Выявите их взаимосвязь. Задания для обсуждения: 1.Докажите значимость подготовки социального педагога и его специализации в современном обществе. 2. Изучите и дайте анализ Кодекса этики социального педагога и социального работника, разработанного Союзом социальных работников и социальных педагогов, по следующим параметрам: значимость, его полнота, целостность в контексте специфики профессиональной деятельности. Что бы вы дополнительно хотели включить в его содержание? Включаемся в профессиональную деятельность: 1. Определите исходный уровень своей профессиональной готовности к социально-педагогической деятельности с детьми разных категорий (личностной, теоретической и практической готовности) и разработайте примерную программу своего профессионального развития. 2. Как вы относитесь к положению Кодекса о том, что «согласие с кодексом этики и его профессиональное и личностное принятие является своеобразным допуском к профессиям социальной сферы»? Аргументируйте свой ответ. Темы рефератов: 1. «Социальный педагог – профессия ХХ1 века». 2.«Специфика профессиональной деятельности социального педагога». 3. «Творчество в деятельности социального педагога». 4.«Пути совершенствования профессионального мастерства социального педагога». Литература: 1.Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 031300 (050771) - «Социальная педагогика». – М. 2005г. 2.Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю.В.Василькова, Т.А.Василькова.- 5-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2006. 3.Гурьянова М.П. Сельская школа и социальная педагогика: Пособие для педагогов, - Мн., 2000. 4.Загвязинский В.И., Зайцев М.Л., Кудашов Г.Н., Селиванова О. А., Строков Ю.П. Основы социальной педагогики: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / Под ред. П.И.Пидкасистого.- М.: Педагогическое общество России, 2002. 5.Кодекс этики социального педагога и социального работника // Социальная работа, № 1, 2006, С. 29-36. 6.Липский И.А. Социальная педагогика. Методологический анализ: Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004. 7.Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник.- М.: Гардарики, 2005. 8.Медведев Г.П. Этика социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. 9.Нагавкина Л.С., Крокинская О.К. Социальный педагог: Введение в должность: Сб. материалов.- СПб.: КАРО, 2002. 10.Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога.- М.: ТЦ Сфера, 2004. 11.Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Авт.-сост. Л.В.Мардахаев. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. 12.Социальная педагогика: Курс лекций /Под общей ред. М.А.Галагузовой.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 13. Cоциальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Под ред. В.А.Никитина.- м.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
Раздел II. Теория социальной педагогики Лекция 2. Социальная педагогика в системе наук о человеке.
1. Социальная педагогика как научная дисциплина и сфера практической деятельности. Объект, предмет исследования социальной педагогики. 3. Категории социальной педагогики. 2. Задачи, функции социальной педагогики 4.Социальная педагогика как отрасль интегративного знания и учебный предмет.
В настоящее время сложились все необходимые предпосылки, чтобы из системы педагогического знания выделилась самостоятельная область педагогической теории и практики – социальная педагогика. Cоциальная педагогика – наука динамичная. Социально-педагогическая теория и практика постоянно обновляются, поэтому понятие «социальная педагогика», ее предмет, задачи и функции трактуются учеными по-разному. Очевидно, что социальная педагогика выделилась из педагогики, так как в поле ее зрения находятся те же процессы и явления, которые изучаются педагогикой, но рассматриваются они в специфическом аспекте, связанном с включением ребенка в совместную жизнь в обществе, «вхождением» ребенка в общество, приобретением им определенного социального опыта (4, 53 -54). По мнению В.А Никитина в словосочетании «социальная педагогика», слово «социальное» является определяющим, подчеркивающим специфику содержания данного направления в педагогической деятельности. Данная специфика обнаруживается в следующих определениях, раскрывающих сущность социальной педагогики как науки, отрасли педагогического знания и практической деятельности: - социальная педагогика – отрасль знания, предметом которой является социальная помощь обездоленным детям и профилактика правонарушений несовершеннолетних (Г.Ноль, Г.Боймер), помощь молодежи в быстрой адаптации к социальной системе, противостоянии негативным отклонениям от норм поведения (Е.Молленхауер); - социальная педагогика исследует проблемы интеграции воспитательных сил общества с целью повышения культурного уровня населения (П.Наторп); - социальная педагогика – научная дисциплина, раскрывающая социальную функцию общей педагогики и исследующая воспитательный процесс во всех возрастных группах (Х.Мискес); - социальная педагогика – наука о воспитательном влиянии социальной среды как одной из системообразующих функций общей педагогики (В.Д.Семенов); - социальная педагогика – теория и практика обучения и воспитания личности и группы людей, иногда объединенных социальной бедой и нуждающихся в реабилитации или лечении, их социализация (Ю.В.Василькова); - социальная педагогика – отрасль педагогической науки, исследующая социальное воспитание человека, которое осуществляется на протяжении всей его жизни (А.В.Мудрик), раскрывающая значение и влияние конкретных социально-культурных условий среды на педагогический процесс (В.Г.Бочарова). В одних определениях социальная педагогика (в широком смысле) трактуется как синоним общей педагогики, но с особым социальным акцентом, в других (в узком смысле) – как отрасль научного знания, имеющую особые задачи (социальная помощь обездоленным детям, профилактика правонарушений несовершеннолетних). В определении Никитина В.А. как бы интегрированы оба подхода к пониманию социальной педагогики. Им социальная педагогика понимается как теория и практика познания, регулирования и реализации образовательно-воспитательными средствами процесса социализации или ресоциализации человека, результатом которого являются приобретение индивидом ориентации и эталона поведения (4,31). Она изучает влияние социальной действительности на цели и задачи общества в целом и отдельного человека, поэтому во все времена является наукой, сферой практической деятельности и научной дисциплиной, востребованной жизнью. В соответствии с подходами к определению педагогики как науки, отрасли знания и сферы практической деятельности выделяются ее объект, предмет и категориальный аппарат: - объектом изучения социальной педагогики является ребенок, а предметом – закономерности социализации человека (М.АГалагузова); - объектом социально-педагогической теории и практики является человек, как член социума, в единстве с его индивидуальными и общественными характеристиками, а предметом – педагогические аспекты его социального становления и развития, социального функционирования, приобретения им социального статуса, а также поддержание достигнутых и восстановление утраченных социальных характеристик (В.А.Никитин); процесс педагогического влияния на социальные взаимодействия человека в течение всех возрастных периодов жизни в различных сферах микросреды (В.Г.Бочарова); - объектом научного познания социальной педагогики выступают личность, среда, социум, межличностные, межнациональные, межинституциональные взаимодействия в процессе социальной адаптации человека. Понимание предмета социальной педагогики как изучение закономерностей развития социально-педагогической теории и практики ориентирует социальных педагогов (практиков и исследователей) на изучение и осмысление развития личности в системе средовых взаимодействий, постижение тех глубинных связей и зависимостей, которые существуют между этим развитием и социально-педагогическим процессом. Из вышесказанного следует, что социальная педагогика как наука, сфера практической деятельности выполняет следующие функции (2; с.15-16): - теоретико-познавательная (накапливает социально-педагогические знания, синтезирует их; изучает, описывает и объясняет происходящие процессы и явления в современном обществе, вскрывает их глубинные основания); - прикладная (способствует поиску путей и способов совершенствования социально-педагогического процесса, выявлению организационно-педагогических и психолого-педагогических условий эффективной социализации подрастающего поколения с учетом факторов социальной среды); - гуманистическая (разработка целей совершенствования социально-педагогического процесса, создание благоприятных условий для развития и самореализации личности, для предотвращения «сбоев» в процессе ее социализации). Сегодняшние социально- экономические, политические реалии (межнациональные конфликты, кризисные симптомы в духовной жизни общества, девальвация духовных ценностей, ослабление воспитательной роли семьи, снижение истинной ценности знаний, добросовестного труда, изменение ценностных ориентаций молодежи и др.) определили круг задач, стоящих перед социальной педагогикой как фундаментальной наукой о человеке и обществе, социальными институтами: - восстановление деформированных отношений между личностью и обществом; - сохранение исторической преемственности поколений; - создание эффективных моделей социализации разных категорий населения, прежде всего молодежи, адекватных условиям изменившегося общества и с учетом возможностей и характера влияния всех факторов социализации; - предотвращение, минимизация социальной, личностной и нравственной деградации человека; - оказание помощи человеку в самореализации, самосовершенствовании; - оказание помощи отдельным людям и группам населения, имеющим особые социальные нужды, в реабилитации имеющегося или потерянного социального статуса, социальной роли; - формирование социально ориентированного и активного человека, гражданина; - содействие формированию благоприятного социума, позволяющего раскрыть и развить потенциальные возможности каждой личности, строить свое поведение в соответствии с требованиями общества и др. Следовательно, сегодня социальная педагогика является практикоориентированной наукой, исследующей процесс гармонизации отношений личности и общества, человека и социальной среды, процесс духовного развития человечества, самопознания и самосовершенствования человека. Цели и задачи, содержание и средства социальной педагогики как науки и сферы практической деятельности конкретизируются в зависимости от возраста человека, специфики и обстоятельств его жизнедеятельности, социально-экономических условий в обществе, в котором он живет. Именно поэтому правомерно выделять социетальный, социально-средовой и индивидуальный уровни социальной педагогики /4, 32/. Объектом социальной педагогики на социетальном уровне является общество, а организатором и проводником педагогических действий выступает государство, различные общественно-политические организации и движения. Это проявление социально-педагогической теории и практики в масштабах общества. Объектом социальной педагогики на социально-средовом уровне выступают социальная сфера общества, микросреда, коллективы людей и т.д. На данном уровне типичными средствами социально- педагогического процесса выступают такие виды деятельности как культурно-просветительская, физкультурно-оздоровительная, социально-педагогическая и т.д. Объектом социальной педагогики на индивидуальном уровне является отдельный человек на различных стадиях социализации, на развитие которого направлены формы, методы и средства социально-педагогической деятельности. Социальная педагогика, отделившаяся от педагогики, имеет свои специфические особенности, которые находят отражение в системе ее категорий и понятий, формировавшихся на основе понятийно-категориальной системы педагогики и во взаимосвязи с ней. По мнению М.А Галагузовой «образование», «обучение», «воспитание», «педагогическая деятельность» (собственные понятия педагогики) в социальной педагогике в качестве собственных понятий представлены как «социальное обучение», «социальное воспитание», «социально-педагогическая деятельность». Социальное воспитание – целенаправленно управляемый процесс социального развития, социального формирования личности; помощь человеку в усвоении и принятии нравственных отношений, которые сложились в ближайшем окружении и обществе; правовых, экономических, гражданских и бытовых отношений; направленное воспитание человека с учетом его социально-личностных проблем и в соответствии с социальными потребностями среды его жизнедеятельности (5, 279). Социальное образование – процесс и результат «усвоения человеком социального опыта общества, социальной группы, необходимого ему для самореализации как гражданина, члена семьи, специалиста в профессиональной деятельности»; процесс и результат подготовки человека как специалиста социальной сферы /5, 279-280/. Социально-педагогическая деятельность - разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе /6, 105/. В социальной педагогике заимствованными также являются понятия: дети (ребенок), личность, развитие, деятельность, общество, социализация, социум, социальный институт, социальная адаптация, социальная реабилитация, профилактика и коррекция. Следовательно, сегодня социальная педагогика становится отраслью интегративного научного знания. Социальная педагогика, как интегративная наука, в целях эффективного решения своих специфических задач опирается на данные таких наук о человеке и обществе, как: психология, социальная психология, этнология, философия, социология, право, медицина, экономика и др., что способствует активному развитию в структуре социальной педагогики таких разделов, как социология социального воспитания, философия социального воспитания, теория социального воспитания, методика социального воспитания, экономика и менеджмент социального воспитания, психология социального воспитания, социально-педагогическая виктимология (2;с.13-15). Социология социального воспитания исследует процесс социализации разных категорий населения; характер влияния факторов социализации, их воспитательные возможности; условия педагогизации социума; воспитание как социальный институт. Философия социального воспитания (методологический раздел социальной педагогики) определяет роль воспитания в обществе, соотношение, связь между воспитанием и социализацией; цель, задачи воспитания, их обусловленность характером, условиями социально-экономического развития общества; раскрывает принципы воспитания, этапы их формирования. Социально-педагогическая виктимология исследует категории людей, которые стали или могут стать жертвами неблагоприятных условий социализации, и определяет возможности, направления социально-педагогической помощи им, их поддержки и защиты. Теория социального воспитания определяет сущность, задачи, концепции, принципы, методы социального воспитания как социального института; рассматривает индивидуальные, групповые, социальные субъекты социального воспитания, характер и условия их взаимодействия. Психология социального воспитания выявляет и объясняет психологические механизмы и условия эффективности взаимодействия субъектов социального воспитания (симпатия, эмпатия, антипатия и т.д.). Методика социального воспитания изучает условия, направления, формы и методы взаимодействия субъектов и объектов социального воспитания, пути их совершенствования. Экономика и менеджмент социального воспитания изучает потребности общества в зависимости от уровня его социально-экономического развития, экономические ресурсы общества, которые могут быть использованы для организации социального воспитания разных категорий населения, их социальной защиты и поддержки; проблемы управления социальной защитой и социальным воспитанием на локальном, муниципальном, региональном и федеральном уровнях. Социальная педагогика является одной из базовых дисциплин подготовки специалистов педагогического профиля. Значимость данной учебной дисциплины в профессиональной подготовке социальных педагогов определяется следующими ее целями: 1. формирование системы знаний: · о социальной педагогике как востребованной в современных условиях науке, сфере практической деятельности и учебной дисциплине; · о специфике и направлениях функциональной деятельности социального педагога; · о факторах, закономерностях, механизмах социализации детей и молодежи; расширение объема и содержания знаний, позволяющих будущему социальному педагогу объяснять, прогнозировать, моделировать и развивать социально-педагогические системы в конкретных социумах; 2. создание условий для творческой самореализации, самоактуализации и личностного роста студентов в будущей профессиональной деятельности; 3. формирование у них умений и навыков: · кавлифицированно осуществлять диагностику личности ребенка, подростка, среды; · адекватно использовать формы, методы, средства, методики, технологии организации социально-педагогической деятельности с разными категориями населения в социуме; · осуществлять их обучение социально ценным видам общественной, трудовой и досуговой деятельности; · организовать анализ и самоанализ своей профессиональной деятельности; · программировать собственную работу в социуме; · переводить теоретические знания на уровень своих социально-педагогических действий и т.д. Задания для самоподготовки: 1. Дайте определение социальной педагогики как теории и как практики. Назовите уровни социально-педагогической теории и практики. 2. Охарактеризуйте связь педагогики и социальной педагогики, проведите сравнительный анализ их заимствованных и собственных категорий. 3. Определите роль, задачи, функции социальной педагогики в современных условиях. 4. Раскройте сущность понятий «социальное воспитание», «социальное образование», «социально-педагогическая деятельность». Задания для обсуждения: 1. Охарактеризуйте подходы к определению сущности социальной педагогики как науки, отрасли интегративного знания. Какой подход, на Ваш взгляд, является наиболее удачным, значимым? Обоснуйте свой ответ. 2. Определите объект и предмет исследования социальной педагогики в соответствии с подходами к пониманию сути социальной педагогики как науки. 7. На основе изучения литературы выделите основные этапы и тенденции развития социально-педагогической теории и практики за рубежом и в России. Включаемся в профессиональную деятельность: 1. Раскройте значение социальной педагогики как учебной дисциплины в профессиональной подготовке специалистов педагогического профиля. 2. На основе изучения Государственного образовательного стандарта по специальности «Социальная педагогика», программы по курсу «Социальная педагогика» определите цель, задачи социальной педагогики как учебной дисциплины и требования к ее освоению, оформите материал в виде следующей таблицы:
Литература: 1. Гурьянова М.П. Сельская школа и социальная педагогика / Пособие для педагогов. – Мн.: Амалфея,2000. 2. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику: Учебное пособие для студентов. М.: Институт практической психологии, 1997. 3. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. – М,: Гардарики, 2005. 4. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Под ред. В.А.Никитина.- М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. 5. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студентов высш. учеб.заведений /Авт. Сост. Л.В.Мардахаев.- М.: Издательский центр «Академия»,2002. 6. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А.Галагузовой.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 7. Хрестоматия по истории социальной педагогики и воспитания. Т.1. Зарубежная история /Сост. А.А.Фролов, Ю.Х.Трушина. М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2007. 8. Хрестоматия по истории социальной педагогики и воспитания. Т. 2. Отечественная история /Сост. А.А.Фролов, Ю.Х.Трушина, Г.Н.Козлова, А.М.Кушнир; под общ.ред. А.М.Кушнира. М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2007.
ЛЕКЦИЯ 3. Социализация как приобщение человека к жизни в обществе.
1. Сущность процесса социализации. Место понятия «социализация» в современной педагогике. 2. Особенности социализации молодежи в современных условиях. 2. Цель, задачи социализации. 3. Объект, субъект, жертвы социализации. 4. Механизмы, этапы социализации. 5. Институты социализации.
Система понятий любой науки, в том числе и социальной педагогики, находится во взаимосвязи с понятиями других наук, таких как социология, педагогика, психология, философия и др. Л.Е.Никитина отмечает, что социализация, как категория социальной педагогики, является заимствованной. Еще в 60-70 гг. проблемы социализации личности рассматривались в отечественной философии, социологии, социальной психологии (Ананьев Б.Г., Андреева Г.М., Батенин С.С., Кон И.С., Парыгин Б.Ф. и др). С конца 80-х гг. проблемы, связанные с социализацией, активно начинают рассматриваться в педагогике, социальной педагогике (Мудрик А.В., Галагузова М.А., Сластенин В.А, Никитина Л.Е., Мардахаев Л.В., Липский И.А., Загвязинский В.И. и др. Анализ современных научно-педагогических работ показывает, что существуют разногласия как относительно самого термина «социализация», так и ее соотношения с другими базовыми категориями педагогики – воспитанием и образованием. Социальная педагогика изучает социализацию человека как социально-педагогического явления, тесно связанного с образованием и воспитанием. Социализация – это процесс усвоения и активного воспроизведения человеком социального опыта; овладения им навыками практической и теоретической деятельности, преобразования реально существующих отношений в качества личности (4; с.139); процесс аккумулирования им опыта социального развития и поведения, накопленного человечеством, передаваемого с помощью образования (воспитания и обучения), ролевого освоения окружающего мира и общества (6;с.263). Следовательно, социализация включает в себя как целенаправленное воздействие (воспитание и обучение), так и спонтанные влияния социума. В современной научной литературе выделяются четыре составляющие процесса социализации: 1. Стихийная социализация человека под влиянием обстоятельств жизни общества, содержание, характер и результаты которой определяются социально-экономическими и социокультурными реалиями. Социальная готовность человека генетически обусловлена, но эта готовность выступает как задатки, потенциальные возможности, для реализации которых необходимы определенные условия, которые необходимо создать на общественно-государственном, региональном, поселенческом, локальном, школьном, семейном и т.д. уровнях. 2. Относительно направляемая социализация, обеспечиваемая государством путем принятия определенных экономических, законодательных, организационных мер по решению актуальных задач, направленных на создание условий для эффективной социализации разных категорий населения. 3. Относительно социально-контролируемая социализация – планомерное создание государством и обществом правовых, финансовых, организационных и духовных условий, способствующих успешному воспитанию, развитию человека. 4. Более или менее сознательное самоизменение человека в соответствии с личностными возможностями и объективными условиями социальной среды. По мнению западных социологов, цель, задачи социализации детерминированы особенностями развития общества, его потребностями: любое общество стремиться сформировать человека в соответствии с имеющимися у него некими универсальными моральными, интеллектуальными и даже физическими идеалами (Э.Дюркгейм); общество заинтересовано в том, чтобы его члены успешно овладели ролями мужчины и женщины (поло-ролевая социализация), могли и были готовы участвовать в экономической жизни страны (профессиональная социализация), создали семью (семейная социализация), были законопослушными гражданами (гражданская социализация) и т.д. (Т.Парсонс). Возглавляемое американскими социологами Т.Парсонсом и Р. Мертоном структурно-функциональное направление в качестве главной задачи (функции) социализации определяют адаптацию индивидов к социальной среде. По мнению Т.Парсонса, школа при этом должна помочь рассортировать людей по их будущим социальным ролям, для чего предлагалась «Программа приспособления молодежи к жизни». Как отмечает А.В.Мудрик, на протяжении всей жизни перед каждым человеком встают следующие социально обусловленные задачи, которые трансформируются в его личные цели (9; с. 30-32): - естественно-культурные задачи (достижение определенного уровня физического и сексуального развития, эталонов мужественности и женственности); - социально-культурные задачи (познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые), которые определяются обществом, государством, региональным и ближайшим окружением человека. Они характерны, но специфичны для каждого возрастного этапа, в конкретном социуме и в определенный период социально-экономического развития общества. Данные задачи, по мнению А.В.Мудрика, имеют как бы два уровня, часто противоречащие друг другу: задачи, предъявляемые человеку институтами общества (например, учреждениями системы образования, культуры, социальной защиты и т.д.) и задачи, воспринимаемые им из общественной практики, непосредственного окружения, его нравов, обычаев, ценностных ориентаций, психологических стереотипов; - социально-психологические задачи (становление самосознания личности, ее самоопределение в актуальной жизни и на перспективу, самореализация и самоутверждение. Человек не пассивен в определении и решении задач (естественно-культурных, социально-культурных, социально-психологических) своего личностного развития. Однако, самостоятельно установленные задачи не всегда имеют личностно смысловую позитивную и социально значимую направленность. На всех этапах (особенно ранних) социализации особую актуальность приобретает совместное с педагогами, психологами, социальными работниками целеполагание, имеющее такие составляющие, как «социумность» и «самость», по соотношению которых определяется результат социализации – социализированность - сформированность черт, задаваемых статусом конкретной личности и требуемых обществом (9; с. 41). При нарушении баланса между интеграцией (идентификацией) - включением в жизнь общества в соответствии с его требованиями и индивидуализацией (обособлением) на основе сохранения и развития личностных особенностей, возможностей человек превращается в жертву социализации. К числу жертв социализации можно отнести, например, дезадаптированную личность; конформиста; детей с признаками одаренности; творческих людей, активность которых не признается социальным окружением; категории населения с отклонениями в развитии; мигрантов; детей из неблагополучных семей и т.д.). «Внутри процесса социализации необходимо выделить два этапа воздействия, специфические по механизму восприятия информации, энергии объектом – человеком: от субъекта – от среды. Первый этап характеризует воздействие на формирующуюся личность, второй влияние среды, ведущее к корреляции действий уже устоявшейся, зрелой личности. Очевидно, что обе личности, как формирующаяся, так и сформированная, воспринимают воздействие среды, но делают это не одинаково. По мере накопления собственного опыта, знаний человек вырабатывает способность критически, аналитически относиться к вновь поступающей информации, к новым эстетическим, нравственным, интеллектуальным формам. Это, разумеется, не ведет к упразднению влияния среды на личность. Но важно учитывать, что на втором этапе серьезно меняется соотношение значимости для личности чужого и собственного опыта. Именно на втором этапе выясняется, насколько сбалансированным, ненавязчивым было социализирующее воздействие среды: выясняется по реакции личности. Личность либо максимально полно использует первую же возможность не согласиться с общепринятым или официально принятым, либо самостоятельно продолжает развивать чувство солидарности с окружающими, воспринимает стиль общения или отторгает его и таким образом включается в общество или противопоставляет себя обществу» (5;с.109-110). Социализация человека происходит с помощью множества механизмов. Механизм социализации – это прогрессивная аккомодация (прспособляемость) между человеком и изменяющимися социальными реалиями (У.Бронфенбреннер). В социальной психологии рассматриваются такие механизмы социализации, как подражание (воспроизведение человеком модели поведения и опыта деятельности других людей); внушение (неосознанное воспроизведение человеком внутреннего опыта, мыслей, чувств, психического состояния людей, взаимодействующих с ним); конформность (податливость влиянию социальных групп, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с мнением, позицией большинства); социальная фасилитация – стимулирующее влияние поведения одних людей на жизнедеятельность других, в результате чего она активизируется, интенсифицируется (протекает интенсивнее). В социальной педагогике целостно представлены механизмы социализации, в которых имеют место и подражание, и внушение, и конформность, и социальная фасилитация. Это: - традиционный механизм – усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, отношений, ценностных ориентаций, господствующих стереотипов, которые характерны для его семьи, ближайшего социального окружения. В процессе личностного развития роль данного механизма, особенно в условиях городского образа жизни, снижается. В сельской местности влияние на подрастающее поколение народных обычаев, традиций, имеющих место в большинстве семей, значительно, что отражается на характере социализации сельской молодежи; - стилизованный механизм – социализация в рамках субкультуры (комплекса ценностей, норм, поведенческих проявлений, способов деятельности, организации досуга и т.д., которые типичны для определенной возрастной, профессиональной, социально-культурной группы; - межличностный механизм – социализация в процессе взаимодействия человека со значимыми для него лицами – агентами социализации (родителями, товарищами, соседями, учителями и т.д.), в результате чего происходит перенос ценностей на основе эмпатии, симпатии, идентификации; - рефлексивный механизм, основанный на способности сознания личности сосредоточиться на самом себе. Это - внутренний диалог, в процессе чего человек дает себе и своим поступкам объективную оценку; анализирует свое отношение к другим людям и отношения других к себе; осознает, воспринимает или не воспринимает окружающую себя социальную реальность и свое место в ней; - институциональный механизм – социализация в процессе взаимодействия человека с институтами общества (учреждениями, организациями, СМИ), способствующего накоплению у него знаний, умений и навыков, опыта социально одобряемого поведения (9; с. 38-41). Социализация личности происходит с помощью всех вышеназванных механизмов социализации, роль которых в этом процессе различно и существенно в зависимости от половозрастных, социально-культурных и профессиональных особенностей членов общества. В целях эффективного обеспечения педагогического сопровождения процесса социализации учеными ведется работа по определению ее этапов. В процессе социализации С.И.Гессен выделял три ступени: Первая ступень (дошкольный период) – период подражания, приспособления к окружающей среде в ходе общения, организации игр, вовлечения в посильные виды трудовой и познавательной деятельности. Вторая ступень – школьный период активного познания ребенком окружающей действительности. Полученные в школе знания вводят детей в мир культуры. Третья ступень – этап завершения формирования личности, ее самообразования, внешкольного и профессионального образования, совершенствования своего собственного «Я» (1; с. 214). Человек социализируется в течение всей своей жизни, поэтому в этом процессе А.В.Мудрик выделяет такие этапы, как: - первичная социализация или стадия адаптации (от рождения до подросткового возраста). Данный период характеризуется некритическим усвоением социального опыта; - стадия индивидуализации (подростковый и ранний юношеский возраст). В этот период у человека появляется желание определить собственное «Я». Внутренний мир подростка в сфере «Я и Мир» неустойчив. Часто у него проявляется критическое отношение к общественным нормам поведения, общечеловеческим ценностям, тем более, если они навязываются взрослыми; - стадия интеграции – период поиска собственного места в окружающем его социуме, вхождения в общество. Как отмечает А.В.Мудрик, интеграция происходит благополучно, если свойства человека принимаются обществом, группой. В противном случае возможны следующие исходные варианты: 1) человек сохраняет свою индивидуальность, непохожесть; сопротивляется, проявляя агрессивность во взаимодействии с социумом; 2) изменяет себя, чтобы стать «как все», пассивно приспосабливается; 3) внешне соглашается (конформизм), адаптируется; - трудовая стадия (весь период зрелости человека) – период профессионально-трудовой деятельности; - послетрудовая стадия (пожилой возраст) характеризуется передачей социального опыта, особенно опыта воспитания подрастающего поколения (9; с.27). Процесс социализации людей данного возраста также нуждается в социально-педагогическом сопровождении. Неслучайно сегодня в системе педагогических наук появилась герогогика - наука о воспитании пожилых и престарелых людей. В соответствии с жизненными циклами развития личности в социальной педагогике рассматривается и другая периодизация социализации, которая включает: - этап первичной социализации – детство (0-12 лет); - второй этап – юность (13-19 лет). Трудности социализации в этот период связаны с противоречиями между высоким уровнем личностных притязаний и возможностями, заданными возрастом, усилившейся ориентацией человека на самостоятельность и зависимостью его мнения, поведения, ценностных ориентаций от родителей, учителей, сверстников; - третий этап – зрелость (до55 - 60 лет) – характеризуется активной трудовой и общественно-политической деятельностью, расцветом человеческой личности, освоением социальный ролей, уравниванием объема прав и обязанностей, объективной оценкой своих потребностей и средств, способов их удовлетворения. Этот период охватывает несколько циклов жизнедеятельности: овладение профессией, армейская служба, начало трудовой деятельности, создание семьи, рождение и воспитание детей; - четвертый этап – старость. В этот период социализации изменяется трудовой статус, содержание работы, отношение к жизни, круг общения и самооценка, поэтому социально-педагогическое сопровождение социализации должно предусматривать раскрытие перед пожилыми людьми новых социальных возможностей, перспектив, повышающих их статус. На процесс социализации разных категорий населения активное влияние оказывают институты социализации – исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей, направленной на воспитание, развитие, подготовку детей и молодежи к самостоятельной жизнедеятельности, к их адаптации в изменяющемся социуме и интеграции в общество (3; с.47). К институтам социализации относят семью, учреждения образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты различного типа и вида, общественные формирования, в том числе детские, подростковые и молодежные объединения, средства массовой информации, государство, религиозные организации и др. Задания для самоподготовки: 1. К какой составляющей социализации относится влияние семьи, школы, детско-юношеских общественных объединений, религиозных организаций? 2. Охарактеризуйте взаимосвязь воспитания, образования и социализации. Составьте структурно-логическую схему, отражающую их связь. 3.Охарактеризуйте характер социализации современной молодежи с точки зрения реализации ее задач (естественно-культурных, социально-психологических и социально-культурных). 4. Какие задачи социализации и почему актуализируются в современном обществе? Задания для обсуждения: 1. Почему ученые считают необходимым связать периодизацию процесса социализации с жизненными циклами развития личности? Обоснуйте свой ответ. 2. Прочитайте книгу Д.С.Лихачева «Заветное» и ответьте на вопрос: «Какие составляющие социализации определили характер личностного развития автора?». Обоснуйте свой ответ. 3. Пользуясь словарями, учебниками, выпишите определения понятий «самосознание», «самореализация», «самоопределение», «самоутверждение», выявите их взаимосвязь. Включаемся в профессиональную деятельность: 1.На конкретных примерах охарактеризуйте человека как объекта, субъекта и жертвы социализации. Определите социально-педагогические условия активизации субъектной позиции личности в процессе ее социализации. 2.Определите социально-психолого-педагогические доминанты развития личности на разных этапах социализации. Каким образом социальный педагог должен их учитывать в своей профессиональной деятельности? 3.Охарактеризуйте педагогические аспекты социализации человека. Какое отношение они имеют к профессиональной деятельности социального педагога? Обоснуйте свой ответ. 4.Изучите работу А.В.Мудрика «Социализация человека» и определите ее значимость для совершенствования деятельности социального педагога». 5.Определите основные направления социально-педагогического сопровождения человека на различных этапах его социализации. Литература: 1.Гессен С.И. Основы педагогики.- Берлин, 1923.- С.214 2.Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, - СПб.: Речь, 2004. 3.Загвязинский В.И., Зайцев М.П., Кудашов Г.Н., Селиванова О.А., Строков Ю.П. Основы социальной педагогики: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / Под ред. П.И.Пидкасистого.- М.: Педагогическое общество России, 2002.- 160 с. 4.Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 176 5.Козлова О.Н. Введение в теорию воспитания. Пособие для преподавателей. М.: Интерпракс, 1994, 208 с. 6.Крысько В.Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии.- М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.- 368 с. 7.Лихачев Д.С. Заветное. /Д.С.Лихачев. – М.: Издательский, образовательный и культурный центр «Детство. Отрочество. Юность», 2006. 8.Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. – М.: Гардарики, 2005. 9.Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику: Учебное пособие для студентов. – М: Институт практической психологии, 1997. 10.Мудрик А.В. Социализация человека: Учебное пособие. – М.: Издат. Центр «Академия», 2004.
Лекция 4. Микрофакторы социализации. Характер их влияния на социализацию подрастающего поколения.
1. Семья и домашний очаг. 2. Соседство и микросоциум. 3. Группы сверстников. 5.Государственные, общественные, частные организации. 6. Религиозные организации.
Семья в научной литературе рассматривается как ячейка общества, институт, фактор социализации, первичная среда, территория социализации, домашний очаг и естественная среда формирования ребенка. Значимость современной семьи в социализации подрастающего поколения обусловлена прежде всего выполняемыми ею следующими функциями: репродуктивная, образовательная (воспитательная и обучающая), хозяйственно-бытовая (экономическая), социально-ситуативная, досуговая, физического и эмоционального развития ребенка, формирования психологического пола ребенка, овладения человеком социальными нормами, формирования у него фундаментальных ценностных ориентаций в сферах социальных и межэтнических отношений, определяющих его образ жизни, уровень притязаний, жизненные потребности, планы, способы их достижения; социально-психологической поддержки члена семьи, от чего в значительной степени зависят уровень его самооценки, самоуважения, самопринятия, характер самореализации. В современных условиях наблюдаются следующие кризисные тенденции семейной социализации: несовпадение представлений об эталонах поведения у взрослых и детей; обесценивание социального опыта старшего поколения; отсутствие или размытость идеалов в семье и обществе; непонимание роли, функций семьи в социальном становлении подрастающего поколения. Как отмечает А.В.Мудрик, «по некоторым данным до 25% семей вообще не в состоянии правильно воспитывать детей, а до 15% - формируют правонарушителей. Часть таких семей обладает наследственной дегенерацией, которая проявляется не только в психических заболеваниях или дебильности, но и в полной эмоциональной выхолощенности (эмоциональной тупости), приводящей к социальной дезадаптации» (5; 64). Данные тенденции трудно поддаются социально-педагогической коррекции, так как детерминируются прежде всего социально – экономическими условиями жизни в обществе. Однако, опыт работы социальных педагогов показывает, что систематическая социально-педагогическая деятельность с детьми и их родителями позволяет в некоторой степени минимизировать или «нейтрализовать» данные тенденции. Вторичная социальная среда – ближайшее соседское окружение и микросоциум – характеризуются межличными связями различной степени интенсивности. В городах соседское окружение и микросоциум различаются территориально, по количеству жителей и другим показателям, а в сельских поселениях их границы практически совпадают. В зависимости от возраста их роль в социализации подрастающего поколения различна: для детей дошкольного и начального школьного возраста ближайшее соседское окружение – это важная ступень адаптации к социуму, так как является ближайшей средой общения и досуговой деятельности, в процессе чего они приобретают новый (позитивный или негативный) жизненный опыт, получают представления о жизненных ценностях, нормах поведения, приобщаются к определенному пласту культуры, ценностям детской субкультуры. «Отсутствие сверстников-соседей или сложности во взаимоотношениях с ними могут отрицательно сказаться на социализации человека и дать отсроченный отрицательный эффект» (5; 71). У детей старшего возраста и взрослых соседские связи и отношения носят более выборочный характер и зависят от многих факторов (от демографического состава семей, их социального статуса, уровня экономического благополучия, ценностных ориентаций, жизненных позиций и т.д.). Микросоциум – это двор, квартал, микрорайон, характерные особенности которых (благоустроенность, культурно-рекреационные возможности, этнический, социально-профессиональный состав населения, соотношение количества жителей с просоциальным, асоциальным и антисоциальным образом жизни, наличие системы «сетевой» социально-педагогической деятельности и др.) влияют на социализацию подрастающего поколения. Так, например, в микросоциумах городов, отличающихся по статусу, сел, поселков и других поселений социализация имеет свою специфику. Поэтому в социально-педагогической литературе они рассматриваются как различные модели социализации, имеющие определенные каналы и условия, обуславливающие специфику их влияния на социализацию молодежи и других категорий населения. По мнению А.В.Мудрика, мера благоприятности микросоциума для социализации различных категорий населения определяется рядом обстоятельств: - уровнем стресса, зависящим от шума, загрязненности, перенаселенности среды, перенасыщенности среды различными импульсами; - эстетического уровня импульсов, которые создают (или не создают) возможности для удовлетворения духовных потребностей населения; - от возможностей для решения естественно-культурных, социально-культурных и социально-психологических задач социализации различных возрастных групп населения; - от возможностей самих жителей, их активности в преобразовании микросоциума не только как среды обитания, но, прежде всего, как фактора формирования социально зрелой личности (5; 74-76). Улица, как микросоциум, как воспитательная среда со своим «педагогическим механизмом», пока еще остается обделенной педагогическим вниманием. Именно поэтому в регионах России ведется работа по расширению и использованию педагогических возможностей улицы, как фактора, создающего большие возможности для социализации разных категорий детей, подростков и молодежи. В них разработан, реализуется и демонстрирует положительные результаты проект «Дворовая практика», направленный на создание новой системы организации досуга детей и молодежи по месту жительства в летний период (2). Цели проекта: - организация содержательного и позитивного досуга детей и молодежи по месту жительства в каникулярное время силами студенческой молодежи; - профилактика асоциального поведения детей, подростков, молодежи путем их вовлечения в общественную, культурную и спортивную жизнь района, города, микрорайона, двора; - совершенствование форм и методов организации досуга по месту жительства с учетом особенностей молодежной субкультуры; - содействие временной занятости студентов, развитию их профессиональной компетентности (2; 7). Группы сверстников – это объединения людей, функционирующих в социуме и характеризующихся общими ценностями, направлениями деятельности и специфической системой отношений. Значимость группы сверстников с социально одобряемым образом жизни в социализации подрастающего поколения определяется следующими ее функциями: - приобщение подрастающего поколения к культуре общества; - подготовка к выполнению социальных ролей; -формирование навыков поведения, соответствующих требованиям общества; - помощь в достижении социальной автономии; - создание условий для самоопределения, самореализации, самоутверждения подрастающего поколения; -развитие лидерских качеств, самостоятельности, инициативы и творчества; - подготовка к самостоятельному решению жизненных проблем и др. В психолого-педагогической литературе по ряду признаков выделяются следующие группы: - официальные (признанные обществом); - неофициальные (существующие сами по себе); - группы принадлежности (класс, группы по интересам, секции, клубы и др.); - референтные группы, на которые человек мысленно ориентируется, с мнением которых соотносятся его поведенческие проявления, самооценка; - постоянные, временные, ситуативные, дворовые, квартальные, рассеянные, демократические, авторитарные, просоциальные, асоциальные, антисоциальные и др. Дети одновременно входят в несколько групп. Эффективность их социализации зависит от характера сложившихся отношений (личность подчиняет группу, группа подчиняет личность, гармония отношений в них), содержания жизнедеятельности в группах, их значимости в личностном развитии каждого. В формальных группах социализация подрастающего поколения поддается контролю и коррекции, так как осуществляется преимущественно под влиянием институционального и межличностного механизмов. В неформальных же группах социализация происходит под влиянием стилизованного и межличностного механизмов, поэтому – данный процесс и его результаты неконтролируемы и непредсказуемы. В связи с этим изучение, анализ характера влияния неформальных групп на социализацию молодежи, информирование подрастающего поколения о характере их влияния сегодня является одним из важнейших направлений деятельности социальных педагогов. Государственные организации, создающие условия для социализации подрастающего поколения, - это сеть учреждений образования, здравоохранения, социально-правовой защиты, культуры и т.д., различных по организационно-правовым формам, типам и видам; органы государственного управления и подведомственные им учреждения, предприятия и организации, выполняющие такие функции, как: нормативно-регулятивная, смыслообразующая (направленная на создание условий для личностного развития, социализации детей с учетом их возможностей и потребностей, для их самореализации и самоутверждения) компенсирующая, коммуникативная, адаптационная; профессиональной, гражданской социализации. К сети учреждений образования относятся прежде всего общеобразовательные школы, учреждения профессионального и дополнительного образования. В них деятельность социального педагога организовывается на нормативно-правовой основе, установленной государством. Как отмечает А.А.Терентьев, деструктивные процессы в современной российской школе, как важнейшем институте социализации, микросоциуме, «ведут к самым негативным общественным последствиям, к социальным аномалиям, деморализации молодежи и общества, к разрушению механизма саморегуляции и социокультурного самовоспроизводства. У учащихся снижается интерес к учебе, падает дисциплина, авторитет школы. Приоритетной ценностной ориентацией у многих учащихся становятся не успехи и достижения в труде, учебе, науке, культуре, а – деньги, развлечения, удовольствия и т.д. Отечественная школа все менее эффективно осуществляет нормативное регулирование и социальный контроль за поведением учащихся. Наблюдается широкий перенос многих элементов чужеродной культуры на российскую почву, слепое копирование зарубежных порядков и образцов без учета особенностей российского менталитета, без всякой критической адаптации их к российским условиям, без должного уважения и внимания к собственному культурному наследию. При ослаблении культурно-воспитательной роли школы и социализирующей роли семьи возникает вполне реальная опасность разрыва социокультурной преемственности поколений, опасность для духовных традиций нашего общества. Российская молодежь, учащиеся из-за ослабления социокультурного влияния школы оказываюся во многих случаях не защищены духовным иммунитетом родной культуры, отечественной духовной традиции от пропаганды низкопробных вкусов и сомнительных в нравственном отношении норм поведения» (3;120-121). В связи с этим в настоящее время школа, как микросоциум и социально-педагогическая система, наряду с образовательной (воспитательной и обучающей) функцией должна выполнять такие функции, как: -социально-адаптивная и социально-стабилизирующая, создающая детям возможность включения в реальные социальные отношения, формирующая и поддерживающая их социальную мобильность, открывающая жизненные перспективы для каждого выпускника, смягчающая социальную напряженность и социальные конфликты в окружающем социуме; - социально-преобразующая, направленная на подготовку детей к сознательной жизни в условиях современного общества, быстро меняющихся жизненных ситуаций; - социально-защитная обеспечивающая заботу о детях, их защиту и поддержку в процессе социализации; - здоровьесберегающая и реабилитационная, связанная с ухудшением здоровья детей; - культуропреемственная и культуротворческая (4; 69). Общественные организации (объединения) - добровольные организации граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей населения (Гражданский кодекс РФ, ст. 117). Они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей в соответствии с направлениями деятельности. В современных условиях такая форма общественной благотворительности, как общественное призрение, трансформировалась в комплексную систему общественных объединений, фондов, ассоциаций, союзов, оказывающих социально-психологическую помощь населению (10;255-257). Так, например, в Москве осуществляют свою деятельность такие организации, как «Дом милосердия», реализующий программы «Доброта без границ», «Территориальные агентства». Агентства строят свою работу на основе гражданской инициативы и социальной активности жителей округов. Фонды «Сопричастность» и «Душа человека» оказывают необходимую помощь душевнобольным и их родственникам, а фонд «Метрополь», задуманный Саввой Морозовым как культурный центр, осуществляет помощь талантливым деятелям культуры и детям, наиболее нуждающимся в поддержке. Однако их деятельность в основном направлена на улучшение уровня и качества жизни (обеспечение жильем, питанием, оказание услуг медико-психологического характера и др.) определенных категорий населения («групп риска», «слабых» слоев общества). В число этих категорий, к сожалению, не относятся дети с признаками одаренности и др., которые нуждаются в социально-педагогической поддержке, развитии своих талантов. Более комплексный характер носит деятельность таких общественных фондов, как «Белый журавлик», педагогическая ассоциация «Китеж», направленная на социально-педагогическую защиту и помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения, воспитанникам детских домов, ассоциация исследователей бездомности и безработицы (8; 31-32). Целью фонда «Содействие», созданного в Санкт-Петербурге, является поддержка детей-сирот и семей из опекунов и попечителей. Фондом реализуются программы «Правовая защита», «Поддержка», «Ночлежка», «Здоровье», «Помощь», «Солнце для всех», «Завтра в школу», «Праздник в каждой семье», «Соучастие», «День рождения – Праздник детства», направленные на: - содействие детям-сиротам в получении образования; - организация отдыха детей в летних оздоровительных лагерях; - организацию их отдыха, поездок для отдыха и лечения за пределами России, предоставление услуг по лечению; - оказание моральной, материальной, правовой и других видов помощи детям-сиротам, воспитанникам детских домов и детям, находящимся на попечении; - привлечение внимания общественности, средств массовой информации к проблемам детей группы риска, добровольных пожертвований; установление и развитие связей с аналогичными организациями в России; - профилактику безнадзорности, беспризорности и правонарушений, создание приютов для данной категории детей, оказание помощи существующим приютам; - помощь опекунским и многодетным семьям, в том числе в подготовке детей к новому учебному году; - содействие в проведении праздников для детей группы риска; - помощь в приобретении специальности и трудоустройстве и т.д. Современное молодое поколение «в большинстве своем оказалось без надежных социальных ориентиров. Разрушение традиционных форм социализации, основанной на социальной предопределенности жизненного пути, с одной стороны, повысило личную ответственность молодых людей за свою судьбу, поставив их перед необходимостью выбора, с другой обнаружило неготовность большинства из них включиться в новые общественные отношения» (9;191). Все это актуализирует расширения деятельности детских и юношеских общественных объединений, организаций, функционирующих в микросоциумах. Религиозные организации. Развитие личности, ее интеллектуальной, духовно-нравственной и мотивационно-потребностной сфер происходит в процессе усвоения социального опыта. Сегодня усиление роли религиозных организаций в социализации молодежи объясняется тем, что этот процесс осуществляется в условиях резкой смены образа жизни, взаимоисключения ценностей, отторжения некоторых традиционных мировоззренческих представлений, невостребованности привычных моделей поведения, определяющих его характер и результаты. В настоящее время у молодежи наблюдается стремление к религии, как к духовно-нравственному источнику, и к религиозным организациям, как к социальным институтам, которые оказывает своевременную помощь, поддержку людям в соответствии с выполняемыми ими функциями. В процессе социализации религиозные организации выполняют следующие функции (5; с. 90- 91): - ценностно-ориентационная функция (формирование позитивного отношения к религии, как к духовно-нравственному источнику, религиозным ценностям и нормам; - регулятивная функция (культивирование у населения поведения, соответствующего религиозным нормам); - коммуникативная функция (создание условий для духовного общения разных категорий населения); - милосердная функция (организация разных форм милосердия и благотворительности); - компенсаторная (утешительная) функция, направленная на гармонизацию внутреннего мира человека, оказание помощи и поддержки населению в решении жизненных проблем); - воспитательная (религиозно-нравственное воспитание человека на основе освоения религиозных учений). Религиозное учение – это не только религиозные знания, но и отношения, деятельность, поведение. В мировых религиях четко определены роль и значение человека в природе и обществе, принципы и нормы морали, обуславливающие жизнь и деятельность, типы поведения подрастающего поколения, среди которых особое место занимают миролюбие, жизнелюбие, трудолюбие, скромность, сочувствие, сопереживание, почтительность, уважительное отношение к старшим и помощь младшим и т.д. Религиозная культура выступает в качестве ориентира в подготовке молодежи к семейной жизни, так как в ней четко представлены идеалы семьи, женщины-матери, хранительницы домашнего очага, и мужчины – отца, проявляющего заботу обо всех членах семьи. Религиозные нормы и правила являются регуляторами поведения, образа жизни подрастающего поколения. Религиозная культура, как составляющая культуры народа, является важнейшим средством формирования этнического самосознания личности, позволяющего ей оценивать себя как представителя того или иного народа; определить свое место, назначение в системе межнациональных отношений, отношение своего этноса к представителям других национальностей, роль этноса в развитии системы культурных ценностей страны. В Концепции государственной этнонациональной образовательной политики в РФ подчеркивается, что религиозная культура, как часть народной культуры, должна содействовать: - сплочению этнически разнохарактерного социума в устойчивое согражданство, объединяемое и цементируемое общими ценностями гражданского общества; - обеспечению разностороннего развития личности с учетом воспитательного потенциала этнической, в том числе религиозной; - социализации молодежи разных национальностей в условиях поликультурной социальной среды. В ней также отмечается, что школа как транслятор культуры, должна широко использовать этнокультурный потенциал в системе педагогического процесса, тесно взаимодействуя с семьей, религиозными и общественными организациям. Творческое сотрудничество школ с семьей и религиозными организациями позволяет также активизировать все механизмы социализации, а значит, обеспечить ее эффективность. Задания для самоподготовки: 1. На основе анализа социологической и психолого-педагогической литературы дайте определение понятия «кризисная семья», выявите признаки кризисной семьи в современных условиях и характер социализации детей в ней. 2. Охарактеризуйте, как понятие «семейный очаг» интерпретируется людьми разных поколений, сформулируйте выводы, имеющие социально-педагогическое значение. 3. Дайте сравнительный анализ функций семьи, воспитательных, религиозных организаций, общественных объединений, фондов, групп сверстников, как микрофакторов социализации. Задания для обсуждения: 1.На конкретных примерах дайте анализ влияния соседского окружения на социализацию подрастающего поколения, определите возможности его коррекции социальным педагогом. 2. Выясните, какие общественные организации, оказывающие социально-педагогическую помощь разным категориям населения, функционируют в вашем регионе. 3. Изучите опыт работы общественных объединений, фондов социальной защиты и поддержки разных категорий населения, созданных в вашем регионе. Охарактеризуйте основные направления их деятельности, возможности, каналы, условия сотрудничества социального педагога с ними. 4. На примере конкретного микросоциума выявите каналы, условия и характер социализации молодежи в нем. Подготовьтесь к защите разработанной вами модели педагогической организации данного микросоциума. 5. Раскройте функции религиозных организаций и обоснуйте их значимость в социализации разных категорий населения в современных условиях. Готовьтесь к обсуждению возможностей сотрудничества образовательных учреждений, социального педагога с религиозными организациями. Включаемся в профессиональную деятельность: 1.Охарактеризуйте функции государственных, общественных и частных учреждений и организаций. Какие функции, на ваш взгляд, недостаточно полно реализуются государственными, общественными и частными организациями в современных условиях? Определите возможные пути совершенствования своей профессиональной деятельности в рамках социально-педагогических учреждений конкретного микросоциума. 2. Дайте сравнительный анализ социализации детей в группах, характеризующихся следующими типами отношений (личность подчиняет группу, группа подчиняет личность, гармония отношений), определите специфику и основные направления деятельности социального педагога в них. 3. Проанализируйте нормативно-правовую документацию федерального, регионального уровней, определяющую содержательную составляющую информационно-правовой компетентности социального педагога, работающего в социально-педагогических учреждениях. 4. Определите пути реализации комплексного подхода в деятельности социального педагога в разных типах учреждений, организаций. 5. Внимательно изучите и проанализируйте педагогический потенциал проекта «Дворовая практика», определите готовность и возможности своего участия в его реализации.
Литература: 1.Актуальные проблемы социального воспитания: Сборник научных статей и материалов Всероссийской научно-практической конференции, г. Ульяновск, 16-17 мая 2006 г. /Под ред. Н.Н.Никитиной. – Ульяновск: УлГПУ, 2006. 2. Дворовая практика - 2007: Нижегородский областной проект /Мин-во образования Нижегородской области. – Н.Новгород: ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования», 2008. 3. Духовный мир личности: Становление и развитие. Межвузовский сборник научных трудов. Н.Новгород: НГПУ,1998. 4. Загвязинский В.И., Зайцев М.П., Кудашов Г.Н., Селиванова О.А., Строков Ю.П. Основы социальной педагогики: учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / Под ред. П.И.Пидкасистого.- М.: Педагогическое общество России, 2002. 5.Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику: Учебное пособие для студентов. – М.: Институт практической психологии, 1997. 6. Православие и гуманитарное знание: ХУ Рождественские православно-философские чтения. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2006. 7.Семья в современном мире: Материалы межвузовской студенческой научно-практической конференции. – Н.Новгород: НГПУ, 2008. 8.Словарь – справочник по социальной работе /Под ред. Е.И.Холостовой.- М.: Юристъ, 1997. 9. Социальная работа: Введение в профессиональную деятельность: Учебное пособие /Отв. Ред. А.А.Козлов.- М.: КНОРУС, 2005. 10.Теория социальной работы: Учебник / Под ред. Е.И.Холостовой. – М.: Юристъ, 1998. 11. Школьное образование и социальное взросление растущего человека: поиски и перспективы: Материалы международной научно-практической конференции, Н.Новгород, 1-4 ноября 2006 г. – Н.Новгород: НГПУ, 2006.
Лекция 5. Мезофакторы социализации
1. Типы поселения, каналы, условия их влияния на социализацию молодежи. 2. Социализирующая роль средств массовой информации. 3. Субкультура, характер ее влияния на социальное становление подрастающего поколения. 4. Региональные условия, обеспечивающие эффективность процесса социализации.
В специальной литературе по количеству жителей выделяются такие типы поселений, как сельские поселения, поселки, малые, средние и крупные города, типичные характеристики которых оказывают позитивное или негативное влияние на социализацию разных категорий населения. Сельские поселения характеризуются рядом позитивно влияющих обстоятельств, к числу которых относятся: - небольшое количество жителей; малая плотность населения; -открытость общения; публичность жизнедеятельности населения, ее доступность для окружающих, «все знают обо всех»; - наличие социального контроля, одобрения или осуждения поведенческих проявлений каждого со стороны социума, что в некоторой степени ограничивает развитие таких асоциальных поведенческих проявлений, как социальное сиротство, бродяжничество, наркомания, алкоголизм и т.д. в молодежной среде, усиливает ответственность родителей за воспитание детей, регулирует детско-родительские отношения; - ритм сельской жизни достаточно размерен, нетороплив, благодаря чему население более устойчиво к стрессам, менее агрессивно, чем горожане; - значительность сельской семьи в жизнедеятельности и социализации детей (в ней сосредоточен труд и отдых, сохранены традиции и обычаи народа, как источники духовно-нравственного формирования подрастающего поколения). В сельской местности семья является естественной средой формирования у детей достойного поведения, трудолюбия, мастерства, ответственного отношения к близким, семье, работе, развития жизненной мудрости, доброты, милосердия, сострадания, уважения к историческому прошлому народа, его духовным ценностям, традициям, обычаям, самостоятельности в быту и т.д. Неблагоприятное влияние на социализацию населения, прежде всего молодежи, оказывают такие обстоятельства сельских поселений, как: - цикличность, неравномерность и однородность, тяжелые условия сельскохозяйственного труда в течение года, незначительные его возможности для профессиональной мобильности, низкий уровень заработной платы, что нередко приводит к миграции сельской молодежи в города; - недостаточность, ограниченность возможностей для досуговой деятельности молодежи, недостаточная развитость или отсутствие учреждений культуры, дополнительного образования. Данное обстоятельство ограничивает выбор занятий в свободное время и, следовательно, развитие творческих, специальных (художественных, музыкальных, хореографических, лидерских и других) способностей сельской молодежи. В условиях села компенсирующую миссию в этом направлении выполняет школа. Она в сельской местности является единственным социокультурным центром, в котором сосредоточена учебная, внеучебная и внешкольная (досуговая) деятельность молодежи. По данным исследований ученых (Гурьяновой М.П., Мудрика А.В., Трушиной Ю.Х.) сельская молодежь несет отпечаток той среды, в которой социализируется, и характеризуется следующими особенностями: - повышенный уровень монотомии (психологического пресыщения), связанный с ограниченностью круга общения; - более медленный, по сравнению с городскими сверстниками, темп образовательно-культурного развития; - недостаточно высокий уровень развития коммуникативных навыков, речевой культуры, общей образованности; - недостаточно глубокое знание окружающего социального мира; -закомплексованность в общении; - узость сферы интересов, в том числе профессиональных; - слабая расположенность к восприятию нового, непривычного (консерватизм); - слабая социальная активность, мобильность; - нечеткость видения своего образа «Я», путей самореализации, самоутверждения и т.д. Названные характеристики сельского социума определяют содержательный аспект социальной зрелости молодежи, в котором достаточно полно представлен ее аксиологический (духовно-ценностный) аспект, а информационный и социально-творческий аспекты выражены слабо, что мешает проявлению гибкости и активности в условиях нестабильного общества и снижает ее адаптивные возможности. Поэтому важной задачей социально-педагогической деятельности на селе является создание следующих оптимальных условий для социального становления молодежи с учетом возможностей всех каналов социализации (влияния школы, семьи, учреждений культуры, здравоохранения, досуговых центров, групп сверстников, производственных коллективов, религиозных организаций, природного окружения, ученических общественных и производственных объединений и др.): - коррекция ограниченных возможностей сельских поселений в социализации подрастающего поколения: - расширение информационного составляющего сельской школы, как социокультурной среды, обеспечивающей образование и самообразование не только учащейся, но и работающей молодежи (совершенствование деятельности школьной библиотеки и предметных кабинетов путем пополнения их базы учебной, методической, художественной, научно-популярной литературой, в том числе на электронных носителях, справочниками, пособиями для самоподготовки и т.д.; - сетевое взаимодействие школы с другими институтами (каналами) социализации по организации досуговой деятельности сельской молодежи; - социально-педагогическое сопровождение деятельности детских и молодежных общественных объединений, усиление ее направленности на решение проблем подрастающего поколения, сельского социума; - активизация внутренних ресурсов сельской учащихся и работающей молодежи в самореализации, самоутверждении через их включение в разнообразные личностно-смысловые виды деятельности; - организация творческих вечеров, круглых столов, деловых игр, спортивно-оздоровительных и культурно-массовых мероприятий; - использование социализирующих возможностей народной педагогики в социально-педагогическом процессе и др. Город. В отличие от сельского поселения город имеет: - высокую плотность населения; - разнообразие видов деятельности, в том числе профессиональной; -большие возможности для организации досуга разных категорий населения, выбора сфер жизнедеятельности, что создает условия для развития человека с учетом его потенций, для его самореализации, проявления высокой профессиональной и социальной мобильности; - неразвитость соседских, территориальных связей; - многообразие социокультурных стереотипов, ценностных ориентаций и стилей жизни и др. В нем межличностное общение преимущественно характеризуется анонимностью, высокой степенью избирательности; незначительно влияние традиций, обычаев в регулировании поведения человека; значительна роль самоконтроля поведения; ослаблен социальный контроль; современных городских условиях наблюдается снижение роли семьи в воспитании детей и т.д. Город позволяет человеку одновременно находиться в различных социальных сферах (группах), которые имеют свою субкультуру, имеющую просоциальную или асоциальную направленность. Если сельская местность считается источником добра, то город, как символ прогресса, - средоточением зла, виктимогенным средой с достаточно высоким криминогенным потенциалом. Характер влияния города, его образа жизни на социализацию жителей отличается в зависимости от размера, статуса города, его административно-политической и экономической роли. Каналы и условия социализации подрастающего поколения в городе – промышленном или научно - культурном центре (Новосибирск), портовом, курортном или столичном городе различны, и поэтому социализация молодежи в них имеет свою специфику. Средства массовой информации и коммуникаций. В современных условиях негативное влияние средств массовой информации и коммуникаций очевидно. «Современное развитие средств массовой информации и коммуникаций, введение конституционного запрета на цензуру резко расширили и приобрели информационное поле, в котором происходит воспитательный процесс. В условиях высокой доступности информации и материалов, распространяемых через прессу, телевидение и радио, Интернет и др., на детей и молодежь обрушивается поток низкопробной продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, насилие, преступность, проституцию, наркоманию, секс» (Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 гг.). О сохранении и усугублении данной тенденции влияния средств массовой информации на социализацию современной молодежи показывают следующие результаты исследований ученых – авторов учебника «Социология семьи» /Под редакцией Антонова А.И./: среди людей- идеалов, которые нравятся молодежи, на первом месте стоят артисты, поп- и рок- музыканты. Хотя в числе профессий, связанных с нравственным поведением, она называет профессии учителя (1 место), врача (2 место), священнослужителя (3 место). Из 20 представленных профессий артисты оказались только на 14 месте. Какую модель поведения предлагают молодым людям их идеалы - звезды шоу-бизнеса? По мнению авторов учебника, эти идеалы пропагандируют сожительство, развод, многократные, «серийные» браки, праздный образ жизни (по материалам журналов «7Дней», «Антенна», «ТВ-парк). Воздействие негативных факторов социальной среды, успешно пропагандируемых средствами массовой информации, настолько сильно, что современные молодые люди, отмечая значимость таких традиционных ценностей, как порядочность, доброта, честность, чаще предпочитают ценности прагматического характера: материальное и личное благополучие, возможность выжить любыми способами, выгодно трудоустроиться, найти обеспеченного спутника жизни, иметь богатых друзей и т.д. В этих условиях прежде всего государство, как макрофактор социализации, должно принять необходимые меры, чтобы защитить детей от информации, наносящей вред их здоровью и сознанию. А.В.Мудрик отмечает, что вопрос о том, к какой группе факторов социализации относятся СМК, однозначного ответа не имеет. Телекомпании, передающие свои программы на весь мир, следует рассматривать как мегафактор, теле-, радиопередачи, центральные газеты, чьей информацией интересуется население всей страны – как макрофактор. По его мнению, в связи с расширением сети местных теле-, радиопередач, появлением газет областного и местного значения, массовым использованием видео в семье, ростом интереса населения региона к ним СМК следует отнести к микрофакторам социализации. Значимость СМК в социализации, воспитании разных категорий населения определяется тем, что они выполняют: - информационную и просветительскую роль, благодаря которым приобретается неформальное образование (разнообразные, противоречивые, несистематизированные знания о типах поведения, отношениях людей, образе жизни различных социальных слоев населения). У каждой возрастной и социальной группы, каждого человека свой информационный мир, пополняемый различными источниками, в том числе СМК, который может носить как позитивно, так и негативно направленный характер. Изучение педагогами, психологами, родителями информационного составляющего подрастающего поколения, его источников позволяет корректировать этот мир, формировать выборочное отношение к СМК; - рекреативную роль, позволяющую пополнять информационным содержимым досуговое времяпровождение; - релаксационная роль, позволяющая на время абстрагироваться от дискомфортного состояния, жизненных проблем, конфликтов. В настоящее время с расширением возможностей Интернет возрастает роль СМК в самореализации личности. Субкультуры. Субкультура (от лат. под и культура) детская (подростковая, юношеская): - культурное пространство и круг общения подростковых и юношеских сообществ, помогающих им адаптироваться в обществе и создать свои, автономные формы культурной активности; - все, что создано человеческим обществом для детей и самими детьми (2; с.144); - совокупность специфических социально-психологических признаков (норм, ценностей, стереотипов, вкусов и т.п.), влияющих на стиль жизни и мышления определенных номинальных и реальных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они» (остальных представителей социума) Она включает в себя ряд более или менее ярко выраженных признаков: специфический набор ценностных ориентаций, норм поведения, взаимодействия и взаимоотношений, а также статусная структура; набор предпочитаемых источников информации; своеобразные увлечения, вкусы и способы свободного времяпровождения; жаргон, фольклор (4;с. 121). В зависимости от социокультурных условий в обществе каждый их этих признаков содержательно меняется. В качестве социальной базы формирования той или иной субкультуры могут быть возрастные, социальные и профессиональные группы населения, религиозные секты, массовые неформальные объединения, преступные группы и организации, любители определенных занятий (филателисты, любители животных и т.д.). Региональные условия. Регион – территория, обладающая определенным историческим прошлым, настоящим и будущим, социально-экономическим, природным и культурным своеобразием. Каждая страна состоит и ряда регионов. В России 83 региона. Влияние каждого региона на социализацию населения значительно и обусловлено следующими их характеристиками: - географическое положение; -природно-климатические особенности (климат оказывает непосредственное влияние на здоровье, психическое состояние, работоспособность человека, продолжительность его жизни; -экономическое состояние, которое определяет степень урбанизированности региона, занятость, мобильность, материальное благополучие населения, что в свою очередь влияет на создание условий для социального и культурного развития населения, его самореализации; - поло-возрастной, социальный, этнический состав населения региона, его стабильность, наличие криминальных групп. «Названные характеристики населения, типичные для того или иного региона, существенно влияют на особенности ценностных ориентаций и стиля жизни его жителей, на установки в сфере межличностных отношений в целом, межвозрастных, межполовых и межэтнических отношений» (Мудрик, с.133) и поэтому их необходимо знать и учитывать при проектировании и организации социально-педагогической деятельности; -культурно-рекреационные возможности; -обычаи, традиции, праздники, игры регионального значения, архитектура и интерьер жилищ и др. В рамках региона происходит взаимодействие населения со всеми микро и мезофакторами, поэтому регион выступает как целостная среда, во взаимодействии с которой у человека в процессе социализации поэтапно формируются следующие уровни реакции на нее (по У.Иттельсону): -аффект, будучи результатом эмоционального воздействия среды, определяет ее дальнейшее восприятие человеком; -ориентация в среде как накопление вариантов взаимодействия с ней и поисков выхода из проблемных ситуаций; - категоризация, т.е. образование понятий об окружающей среде; -системный образ среды, возникающий, когда причинные связи установлены и проверены, случайные или уникальные явления выявлены и либо отсеяны, либо «встроены» в представление о среде, а картина среды оформлена как сложная сеть взаимоотношений (Мудрик. С 135). Знание социальным педагогом данных уровней и их учет при организации педагогического сопровождения процесса социализации позволяет обеспечить успешную интеграцию подрастающего поколения в социум. Задания для самоподготовки: 1. Охарактеризуйте молодежные субкультуры конкретной местности (села, города, поселка, района) по следующим признакам: ценностные ориентации, нормы поведения, взаимодействия и взаимоотношения, статусная структура, источники информации, увлечения, вкусы, способы свободного времяпровождения, следование моде, жаргоны, фольклор и др. 2.Определите источники возникновения молодежных субкультур и характер их влияния на социализацию подрастающего поколения. Разработайте рекомендации для социальных педагогов по оптимизации социально-педагогической деятельности с ними. 3. Составьте таблицу, отражающую характер влияния конкретных типов поселений (села, поселка, большого, среднего и малого города) на социализацию подрастающего поколения, определите каналы и условия социализации в них. 4.Разработайте модель сетевого взаимодействия социальных институтов сельской местности, поселка, районов города, деятельность которых в той или иной степени связана с воспитанием подрастающего поколения. 5.На основе изучения литературы, анализа материалов периодической печати, телевизионных передач определите тенденцию влияния средств массовой информации на социализацию подрастающего поколения. 6.Дайте характеристику основных тенденций социализации городской и сельской молодежи в вашем регионе. 7.На основе изучения региональных нормативно-правовых документов определите условия, направленные на обеспечение успешной социализации разных категорий населения. Задания для обсуждения: 1.Подготовьтесь к дискуссии по следующим проблемам: «Пути, условия формирования у молодежи системного образа среды», «Подготовка подрастающего поколения к поиску возможностей среды для личностной самореализации на основе сформированного у него системного образа среды».
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 6679; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |