Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Включаемся в профессиональную деятельность 1 страница




1. На основе анализа специальной социально-педагогической литературы по изучаемой теме, практики социализирующего влияния города охарактеризуйте особенности социализации молодежи в условиях города.

2.Обоснуйте значимость изучения социальным педагогом характеристик микро и мезофакторов для организации своей профессиональной деятельности.

3. Охарактеризуйте каналы и условия социализации молодежи в том типе поселения, в котором вы работаете. Подготовьте рекомендации по их оптимальному использованию в своей социально-педагогической деятельности.

4. Разработайте и подготовьте к защите модель педагогической организации социума на селе.

5. Определите педагогический потенциал села, города, поселка, которые вы хотели бы использовать в вашей профессиональной деятельности.

 

Литература:

1. Гурьянова М.П. Сельская школа и социальная педагогика /Пособие для педагогов. – Мн.: Амалфея, 2000.

2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш, и сред. пед. учеб. заведений. – Издательский центр «Академия», 2003.

3. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании. – 2-е изд., перераб., –М.; Н.Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2002.

4. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику: Учебное пособие для студентов, - М.: Институт практической психологии, 1997.

5. Терентьев А.В. Социализация молодежи в современной России и система образования. - Н.Новгород, ННГУ, 2008.

 

ЛЕКЦИЯ 6. Макрофакторы социализации

 

1.Страна

2.Общество

3.Государство

4.Этнокультурные условия

 

  «Положительная обязанность государства относительно народа есть защита и охранение жизни народа, есть внешнее его обеспечение, доставление ему всех способов и средств, да процветает его благосостояние, да выразит оно все свое значение и исполнит свое нравственное призвание на земле» К.Аксаков

 

Страна – территория, имеющая определенные границы, выделяемая по географическому положению, природным и социально-культурным условиям, т.е. это феномен не только географический, но и социо-культурный.

Страна, как отдельная территория, – «существенный макрофактор социализации, которая протекает в контексте культуры конкретной страны, складывающейся веками под влиянием, наряду с другими обстоятельствами, и природно-географических условий» (4; с. 140).

Природно-климатические условия той или иной страны также оказывают влияние (прямое или опосредованное) на жизнедеятельность людей, а значит на их социализацию. По описаниям Ключевского В.О. природно-климатические условия Верхнего Поволжья, как центральной области Великороссии, повлияли на хозяйственный быт и на характер его жителей: «Великороссия ХШ – ХУ вв. со своими лесами, топями и болотами на каждом шагу представляла поселенцу тысячи мелких опасностей, непредвиденных затруднений и неприятностей, среди которых надобно было найтись, с которыми приходилось поминутно бороться. Это приучало великоросса зорко следить за природой, смотреть в оба.., ходить, оглядываясь и ощупывая почву, не соваться в воду, не поискав броду, развивало в нем изворотливость в мелких затруднениях и опасностях, привычку к терпеливой борьбе с невзгодами и лишениями».

Природно-климатические условия страны в совокупности с другими факторами определяют некоторые особенности социализации населения. Как писал М.Налбандян, «природа – это книга, которую надо прочитать и правильно понять, ошибочное понимание приносит большой вред. Явления природы своим величием зачастую приводят человека в ужас; он чувствует себя ничтожным, когда перед его глазами выступает такая сила, такая мощь, такое зрелище, перед которыми бледнеет сила не только одного человека, но и всего человечества». Наряду с природными особенностями на человека существенное влияние оказывают социально-экономические, культурные особенности страны, которые необходимо учитывать социальному педагогу в своей профессиональной деятельности, так как на основе их воздействия складывается менталитет, традиции, обычаи народа, в ней живущего.

По данным современной медицинской географии, исследующей, в том числе, проблемы, адаптации человека к окружающей среде, природные и социально-экономические условия той или иной страны оказывают положительное или негативное влияние на здоровье населения, способствуют распространению отдельных болезней человека.

К макрофактам социализации также относятся общество и государство, этнические условия той или иной страны.

Общество, как политико-социологическое понятие,– исторически конкретный тип социальной системы, включающей семью, сословия, профессиональные, возрастные и иные номинальные и реальные группы, а также государство (по А.В.Мудрику); определенная форма социальных отношений, сложившихся в той или иной стране (Большой энциклопедический словарь); целостный организм со своей экономической, половозрастной и социальной структурами, идеологией и культурой, который обладает определенными способами социальной регуляции жизнедеятельности людей (по А.В.Мудрику). Следовательно, семья, социальные, профессиональные и поло-возрастные группы, как ячейки, слои общества; его экономическое благосостояние, идеология и культура; государство и его политика в совокупности определяют специфические условия социализации человека. В связи с тем, что семья и образовательные учреждения в современных условиях недостаточно полно выполняют свою роль по подготовке разных категорий детей к жизни и деятельности в обществе, возникает необходимость общественного обеспечения их социализации.

Половая структура общества характеризуется количественными (соотношением мужчин и женщин) и качественными (уровень образования мужчин и женщин, их занятость в домашнем и внедомашнем труде, профессиональная деятельность, мобильность, каналы времяпровождения и т.д.) показателями, которые отражают специфику социализации и социализированности мужской и женской половины населения. В настоящее время наблюдается тенденция «отхода» женщин от семейных проблем, прежде всего связанных с воспитанием, развитием детей. Если раньше женщины были ориентированы на дом, семью, детей; мужчины – на создание материального благополучия семьи, то в настоящее время значительная часть женщин и мужчин ориентированы на материальное обеспечение семьи.

Качественным показателем возрастной стратификации, отражающей специфику социализации в обществе, являются также межпоколенные отношения. В своих исследованиях М.Мид отразила зависимость межпоколенных отношений от темпа, уровня развития общества. По ее мнению в обществе постфигуративного типа старшее поколение для молодых служит моделью поведения, а традиции предков сохраняются и передаются из поколения в поколение; в обществах кофигуративного типа для каждого поколения моделью является поведение их сверстников, т.е. в межпоколенной трансмиссии культуры возрастает роль настоящего времени; в обществах префигуративного типа имеют место предыдущие типы межпоколенных отношений, а также характер отношений, когда старшее поколение учится у младших. Третий тип отношений также значим, так как прошлый опыт порой мешает поискам современных подходов к решению жизненно важных проблем, возникающих в процессе социализации.

В любом обществе социализация человека зависит также от специфики его социальной структуры. «Социальная структура общества более или менее устойчивое соотношение социальных слоев и групп, имеющих специфические интересы и мотивацию экономического и социального поведения» (4;с.158). Сегодня в Российском обществе наблюдаются социальные слои, обусловленные имущественной дифференциацией, профессиональной принадлежностью, отношением к личной и общественной собственности, образованию, труду, культуре и т.д. Социальные слои и отдельные социально-профессиональные группы вырабатывают определенные субкультуры, оказывающие влияние на процесс социализации разных категорий населения. Чем более дифференцировано общество, тем более дифференцированы условия социализации различных социальных и профессиональных групп населения. Эффективность влияния этих условий, как отмечает А.В. Мудрик, зависит от уровня развития у членов общества вертикальной (возможности для перехода из одного социально-профессионального слоя в другие, более высокие по социальному статусу) и горизонтальной (готовность и возможность менять роли в рамках своей страты) мобильности. В числе таких возможностей следует назвать повышение образовательного, профессионального и культурного уровня; проявление, развитие инициативы, активности и творчества в реализации личностных ресурсов и использовании возможностей социальной среды и т.д.

От уровня экономического развития общества зависит уровень и качество жизни его членов. Чем выше уровень развития экономики общества, тем благоприятнее условия, возможности для удовлетворения разнообразных интересов и потребностей населения в процессе его социализации, а значит тем выше уровень и качество жизни, что в свою очередь отражается на образе его жизни. «Уровень экономического развития общества определяет не только реальные условия и возможности социализации, но и атмосферу, в которой она протекает, влияя на ожидания и настроения людей» (4; с.161). Низкий уровень заработной платы, невысокий уровень жизни населения, ухудшение экономического положения семьи и другие обстоятельства, характерные для современного российского общества, влияют на его социально-психологическую атмосферу, что в свою очередь порождает в нем явления массовой фрустрации, апатии, неуверенности в завтрашнем дне и соответствующее социальное поведение (агрессию, асоциальное и антисоциальное поведение).

В СМК все чаще сегодня прослеживается мысль о глобализации духовности в обществе. Воплощение ее в реальную жизнь зависит, прежде всего, от финансового обеспечения этого процесса, направленного на создание условий для формирования духовно развитой, жизнеспособной личности, проявляющей творческую инициативу и активность не только на прагматической (коммерческой основе), но и во благо общества. Однако, по мнению социологов (Магун В.С., Здравомыслов А.Г.), в сегодняшней России происходит навязывание населению ценностей («ценностный реванш»): реванш материальных потребностей против духовных, реванш следования частному интересу против следования общественному, социальная реабилитация денег и личностного богатства, благодаря чему наблюдается недовольство широких слоев населения. Ф.М.Достоевский писал, что утрата имеющихся ценностей и неспособность сделать выбор новых ведут к тому, что, потеряв ориентиры, личность теряет цель, надежду и нередко «обращается в чудовище». Как отмечал Г.Кершенштейнер, для того, чтобы у человека пробудить интерес за пределами профессионального круга его мыслей, важно «слить его дальнейшее духовное воспитание с его профессиональными интересами..,заставить его познать собственные цели как существенные составные части целей общества, в соответственном случае – государства» (7; с. 234).

В любом обществе характер социализации определяется также политико-идеологическими и социально-политическими процессами, происходящими в нем. В соответствии c точкой зрения ряда авторов в России наблюдаются следующие идеологические ориентации, существенно влияющие на социализацию населения: либерально-прозападная, прокоммунистическая, ориентация на «Великую Россию», ксенофобический, ущемленно-агрессивный популизм, идеологический плюрализм. Сегодня особую опасность для социализации людей, особенно молодежи, представляет идеологический плюрализм, который предполагает свободный выбор человеком своих нравственных и идеологических ориентиров, часто за счет ограничения свободы окружающих. (4; с.161-163).

Государство, как звено политической системы общества, регулирующий процесс социализации населения, в социальной педагогике рассматривается как важнейший макрофактор социализации населения. Государство – понятие политико-юридическое и характеризует совокупность учреждений и организаций, осуществляющих управление обществом на разных уровнях (федеральном, региональном, местном). Мудрик А.В. считает, что государство можно рассматривать как макрофактор в следующих аспектах:

- проводимая им идеология, экономическая и социальная политика создают условия для жизнедеятельности, развития и самореализации граждан;

- государство осуществляет относительно направляемую социализацию разных (поло-возрастных, социально-профессиональных, национально-культурных) групп населения путем реализации своих функциональных задач. Например, в сфере социальной политики государство создает правовые, организационные и материальные условия, необходимые для образовательно-культурного развития людей разных категорий, укрепления их здоровья, социальной защиты и т.д.;

- государство осуществляет более или менее эффективную целенаправленную социализацию граждан, создавая определенные организации, учреждения (инфраструктуру) и обеспечивая условия для их оптимального функционирования (4; 164-166).

В современном обществе семья, материнство и детство находятся под защитой государства, в том числе правовой. В России провозглашено, что дети пользуются равной правовой и социальной защитой вне зависимости от происхождения и социального статуса родителей. В соответствии с Законом РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государство признает детство важным этапом жизни человека. В законе провозглашен принцип приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них творческой активности, воспитания нравственных качеств, патриотизма и гражданственности, реализация которого является важнейшей задачей социально-педагогических учреждений разных типов и специалистов, работающих в них.

В целях усиления защиты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в 2000 г. были приняты «Примерное положение о социально-реабилитационном центре», «Примерное положение о социальном приюте для детей», «Примерное положение о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей».

В 2007 г. в целях оказания методической помощи органам исполнительской власти субъектов РФ Министерство образования и науки России направило «Рекомендации по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в субъекте Российской Федерации». Для целей осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, профилактики социального сиротства, содействия устройству детей, оставшихся без попечения родителей «Рекомендации» предусматривают возможность поручения органами опеки и попечительства отдельных видов работ:

- учреждениям системы образования (образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и т.д.);

-учреждениям социального обслуживания (специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в реабилитации, территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и т.д.);

- учреждениям системы здравоохранения (дома ребенка и т.д.) и др.

Одной из важнейших задач данных учреждений согласно «Рекомендациям» является организация информационно-просветительской работы с родителями (иными законными представителями) детей, направленной на повышение их сознательности, компетентности, оказание им соответствующей психологической, педагогической, социальной, медицинской, правовой помощи.

В современных условиях основными направлениями усилий государственных структур стала разработка и реализация социальных проектов, направленных на совершенствование деятельности учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты; создание ресурсов, нацеленных на социально-культурное и экономические развитие села и т.д.

В исследованиях ученых (Волкова Г.Н., Ханбикова Я.И, Измайлова и др) этнокультура разных народов рассматривалась как важнейший средство формирования личности ребенка, подростка, юноши.

Этнокультурные условия как фактор социализации. Сегодня значимость исследования проблем социализации подрастающего поколения в различных этнокультурных условиях диктуется происходящим в обществе рядом негативных социальных явлений межнационального характера (межнациональные конфликты, войны, национализм, ксенофибия и др.).

«Изучение особенностей, присущих тому или иному этносу, эффективно лишь на стыке различных научных дисциплин» (4;с.142), таких, как этнография, исследующая образ жизни, нравы, межпоколенные отношения, особенности воспитания детей в различных этносах; история и культурология, анализирующие различные формы этнической культуры, произведения народного творчества, отражающие обычаи, традиции, ритуалы, некоторые особенности воспитания подрастающего поколения и т.д.; социология, выявляющая типичные для данного народа формы деятельности, ценностные ориентации; этнопедагогика, раскрывающая источники народной педагогики и характер их влияния на социальное становления подрастающего поколения и т.д.

Согласно данным наук каждый этнос имеет специфические черты, которые сформировались под влиянием природно-климатических, социально-экономических, исторических, религиозно-этнических и других условий. Поэтому этнокультурные условия, как фактор социализации населения, как средство формирования особенностей национального характера, нельзя ни игнорировать, ни абсолютизировать. В процессе социализации человек усваивает и воспроизводит в своей жизнедеятельности, отношениях менталитет (устойчивую настроенность внутреннего мира людей, совокупность установок и предрасположенностей людей к определенному типу мышления и действия и др.) своего этноса. С одной стороны менталитет выступает как результат влияния этнической культуры, с другой – сам является глубинным источником развития культуры народа и его представителей.

В настоящее время, к сожалению, начинают терять первоначальный смысл этнические установки, касающиеся семейной, половой, профессиональной, гражданской социализации, межличностных и межпоколенных отношений. Раньше согласие родителей на брак считался обязательным, развод недопустимым; поощрялась высокая рождаемость; формирование девушек и юношей осуществлялось в соответствии с народными эталонами «женственности», «мужественности»; межличностные отношения строились на основе почитания старших, любви к младшим и заботы о них и т.д. Менталитет этноса «во многом определяет: отношение его представителей к труду и специфическим традиции, связанные с трудовой деятельностью; представления об удобствах быта и домашнем уюте; идеалы красивиго и некрасивого; каноны семейного счастья и взаимоотношений членов семьи; нормы поло-ролевого поведения, в частности понятия о приличиях в проявлении чувств и эмоций; понимание доброты, вежливости, такта, сдержанности и т.д.» (4; с. 153)

Ценным для педагогической науки является то, что, как отмечает А.В.Мудрик, в этническом менталитете представлены имплицитные (подразумеваемые, но не сформулированные) концепции личности и воспитания. Это совокупность представлений народа относительно природы и возможностей человека, его качеств, свойств, отношений и неких способов их формирования.

Источниками формирования этнического менталитета являются язык; история; национальные традиции, обычаи, обряды, праздники, элементы народного творчества и др., которые нуждаются в сохранении, возрождении и развитии. Исторические примеры показывают, что попытка их игнорирования приводила к психологическим кризисам в этнических группах, отклонениям в их поведении. Усваивая язык, а через него и культуру, духовные ценности народа, человек с детства приобщается к этническому менталитету, у него формируется национальное самосознание, позволяющее осознать свою причастность к родному этносу (национальная идентификация, интеграция) и межэтнические связи, на этой основе строить свои отношения к своему народу и представителям других национальностей. Примеры из жизни показывают, что субъективная оценка возможностей своего этноса как исключительных, превосходных, более важных в полиэтническом сообществе, приводит к эгоцентризму – склонности воспринимать окружающую действительность в соответствии с позицией, установками своей этнической группы, а в дальнейшем и к агрессивному поведению по отношению к представителям других рас и национальностей.

В социально-педагогической литературе в связи с глобализацией социально-экономических, политических, экологических и других процессов и явлений, связанных с жизнедеятельностью населения мира, актуализируется изучение мегафакторов социализации. Значимость описания в социальной педагогике мегафакторов объясняется тем, что оно позволяет:

-выявить и прогнозировать зависимость социализации человека от совокупности глобальных мировых условий, тенденций и проблем;

-актуализировать задачи социального воспитания, связанных с воспитанием человека как гражданина мира, культивированием общечеловеческих ценностей, развитием планетарного мышления и толерантности;

-осознать императив современности, сформулированный французским социологом Эдгаром Морином: «В Х!Х веке гражданин Вселенной был человеком без корней. Сегодня корни - это сама Земля, на которой мы рождены. Помимо долгов сообществу, в котором рождается человек, население мира объединено общей судьбой. Мы разделяем между собой вопросы жизни и смерти – демографические, проблемы будущего демократии, защиты биосферы, наркотиков, опасности ядерного заражения» (4; с. 175)

Задания для самоподготовки:

1.Обоснуйте социализирующую роль страны, общества, государства, этнокультурных условий в современных условиях

2.Охарактеризуйте этнические стереотипы, распространенные в регионе, стране, определите тенденции их влияния на социализацию молодежи.

3.Дайте анализ современных проблем, связанных с социализацией разных категорий населения, и путей их решения на общественном, государственном и этнокультурном уровнях.

4.Охарактеризуйте основные нормативно-правовые документы, регулирующие социально-педагогическую защиту и поддержку разных категорий детей в российском обществе.

Задания для обсуждения:

1.Подготовьте теоретический и практический материал к дискуссии по теме «Этнический менталитет и характер его влияния на социализацию современной молодежи».

2.Сформулируйте научные утверждения, характеризующие тенденции социализации молодежи в современном обществе. Приведите аргументы и контраргументы, доказывающие или опровергающие их состоятельность.

3.Дайте сравнительный анализ взглядов отечественных и западных ученых относительно влияния каналов, институтов общества на социализацию детей и молодежи.

Включаемся в профессиональную деятельность:

1.На основе изучения научной литературы определите условия, основные направления деятельности социального педагога по формированию межэтнической толерантности у молодежи в условиях полиэтнического общества.

2.Определите и предложите возможные пути совершенствования деятельности социально-педагогических учреждений по регулированию межпоколенных отношений в современном обществе.

3.Начните работу по созданию «портфолио» документов, определяющих нормативно-правовую основу деятельности социального педагога в разных типах социально-педагогических учреждений.

 

Литература:

1.Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. СПб.: Речь, 2004.

2.Козлова О.Н. Введение в теорию воспитания. Пособие для преподавателей. М.: Интерпракс, 1994.

3.Кон И.С. Ребенок и общество. – М., 1988.

4.Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику: Учебное пособие для студентов, - М.: Институт практической психологии, 1997.

5.Православие и гуманитарное знание: ХY Рождественские православно-философские чтения. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2006.
6. Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими /Пер. с англ.; Общ. Ред. и предисловие М.С.Мацковского. – М., 1993.

7.Хрестоматия по истории социальной педагогики и воспитания. Т.1. Зарубежная история /Сост. А.А.Фролов, Ю.Х.Трушина. – М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2007.

8.Хрестоматия по истории социальной педагогики и воспитания. Т. 2. Отечественная история /Сост. А.А.Фролов, Ю.Х.Трушина, Г.Н.Козлова, А.М.Кушнир; под общ. Ред. А.М.Кушнира. М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2007.

 

 

ЛЕКЦИЯ 7. Семья как микрофактор социализации, естественная среда

формирования ребёнка.

 

  «Семейная жизнь требует обуздания характера, сознания своей ответственности, взаимной терпимости к ошибкам другого (потому что без ошибок не обойтись), умения приспособиться к новым условиям жизни и дружного желания обращать все в хорошую строну» С. Смайлс

 

1.Признаки семьи как естественной среды формирования ребенка.

2.Социализация детей в разных типах семей.

 

Сегодня существует множество явных проблем, связанных с социализацией, формированием ребёнка в семье. Часто родителями называются такие проблемы, как отсутствие у детей интереса к чтению литературы; отчуждённость от домашних видов труда; проявление жестокости, агрессии, неуважительного отношения к старшим; «пустое времяпровождение» и т.д. Как показывают исследования ученых и практика, причиной нежелательной модели поведения ребёнка является семейная ситуация его развития. Через систему отношений в семье ребёнок познаёт мир. В общении с родителями и с другими членами семьи у ребёнка формируются ценностные ориентации, установки. Семья для него является моделью, отражающей отношения с внешним миром в сферах «человек – человек», «человек - природа», «человек - общество», «человек - культура», «человек - семья» и т.д. Значение семьи, как ячейки общества, для каждого человека заключается в том, что в ней начинается интеграция детей в общество.

Я. Корчак писал, что ребёнок, отважный, смелый в своих поступках и действиях, «слушает и впитывает то, что слышит вокруг, с интересом ожидая завтра новых удивлений и необычайностей, познаний, заблуждений, сомнений, мнений и суждений др. людей. Если догматическая сфера формирует пассивного ребёнка, то идейная сфера способствует развитию активных детей» (6; с. 253).

В современной семье, как естественной среде формирования детей, возросло число разводов; участились случаи жестокого обращения с детьми; эмоциональное общение родителей с детьми, основанное на любви, часто заменяется техническими средствами «общения», в результате чего усилилось влияние на детскую психику со стороны героев кино, чуждой жизни, идеологии, морали, власти силы. В отношениях членов семьи повысился уровень взаимной психологической «эксплуатации», которая проявляется в стремлении кого­-либо ставить выше свой социальный статус, проявить свой характер, что и является конфликтогенным фактором в семейных взаимоотношениях.

Современная семья отличается от семьи прошлых лет коренным изменением её эмоциональной функции. Одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на социальных притязаниях человека, помогают или мешают искать выходы в сложных жизненных ситуациях, адаптироваться к изменяющимся условиям жизни в обществе.

На основе своих наблюдений за эмоциональным состоянием детей Г.Гмайнер пришёл к выводу, что для того, чтобы дети росли нормально, они должны чувствовать заботливые руки родителей. Многое может быть в их жизни скромным: еда, одежда, жилище. Но нельзя испытывать недостатка в чувстве защищённости. Ребёнок без этого чувства гибнет. У него в таком случае развиваются качества, которые делают трудным, а иногда совсем невозможным найти своё место в обществе.

Практика показывает, что эмоциональный настрой, складывающийся «как результат настроений членов семьи, их душевных переживаний, отношений друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим людям» (17;С.173) является одним из показателей, определяющих морально-психологический климат семьи.

В качестве показателей социально-психологического состояния семьи М.А. Галагузова выделяет: степень эмоционального комфорта; уровень тревожности; степень взаимного понимания, уважения, поддержки, помощи, сопереживания и взаимовлияния; место проведения досуга (в семье или вне её); открытость семьи во взаимоотношениях с ближайшим окружением. По её мнению, благоприятными считаются отношения, построенные на принципах равноправия и сотрудничества, уважения прав личности ребенка, и характеризующиеся взаимной привязанностью, эмоциональной близостью; удовлетворённостью каждого из членов семьи качеством этих отношений. В этом случае социально-психологический статус семьи оценивается как высокий. Неблагоприятным психологический климат в семье является тогда, когда в сферах семейных взаимоотношений существуют трудности и конфликты, когда члены семьи испытывают постоянную тревожность, эмоциональный дискомфорт, а в отношениях наблюдается отчуждение. В этой ситуации социально-психологический климат низкий (17;с.173-174)

В большинстве современных семей ролевая модель поведения родителей, как показатель социально-психологического состояния семьи, строится по типу «обязан - не обязан», «старший - подчинённый», «равнодушная мать - дерзкий сын» и т.д. Родители в такой семье - главные. Они повелевают, приказывают, требуют, оценивают поступки, намерения детей, всё решают за них. «Мы хотим всё знать заранее, хотим предвидеть будущее своего ребёнка, хотим уже сейчас предостеречь от неправильного шага в его взрослой жизни, с пренебрежением относясь к той, в которой он живет сейчас» (7; с. 254).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 465; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.