Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Включаемся в профессиональную деятельность 3 страница




1.Стихийная социализация – процесс непреднамеренных взаимодействий и взаимовлияний членов социума, а в основе воспитания лежит социальное действие, т.е. действие, направленное на разрешение проблем; специально ориентированное на ответное поведение партнеров, предполагающее субъективное осмысление возможных вариантов поведения людей, с которыми человек вступает во взаимодействие (М.Вебер).

2.Стихийная социализация – процесс научения, т.е. бессистемное овладение человеком (во взаимодействии с многочисленными социальными факторами, опасностями и обстоятельствами жизни) благодаря языку, обычаям, традициям, обыденной морали и т.д. Воспитание, наряду с элементами научения, включает в себя обучение, задачами которого являются формирование знаний, умений и навыков, приобщение к нормам и ценностям.

3.Стихийная социализация – процесс инкретный (непрерывный), в ходе которого человек постоянно взаимодействует с социумом, а воспитание – процесс дискретный (прерывный), ограниченный местом и временем его организации.

4.Стихийная социализация имеет целостный характер, ибо человек, как ее объект, испытывает влияние социума (позитивное или негативное) на все аспекты своего развития, а как субъект в той или иной мере осознанно приспосабливается и обособляется в социуме во взаимодействии комплексом обстоятельств жизни. Воспитание – процесс парциальный (частичный). Это объясняется тем, что все воспитывающие организации, в том числе религиозные, семья имеют несовпадающие цели, задачи, содержание, методы воспитания. Несмотря на это воспитание в различных видах организаций дает человеку более или менее систематизированный опыт позитивного (иногда и негативного) взаимодействия с людьми, создает условия для приобретения опыта приспособления и обособления в социуме.

Таким образом, социальное воспитание осуществляется в процессе взаимодействия подрастающего поколения в различных сферах жизнедеятельности и создает более или менее благоприятные условия и возможности для овладения им значимыми для общества социальными, духовными и эмоционально-волевыми ценностями, для его самосознания, cамоопределения, самореализации и самоутверждения. Как отмечает

В.Р. Ясницкая, социальное воспитание по своей сущности близко к понятию «воспитание в широком педагогическом смысле», и при этом необходимость использования слова «социальное» объясняется тем, что:

-оно раскрывает сущность взаимосвязи «воспитание–общество»: влияние общества на воспитание происходит через постоянно меняющийся социальный заказ воспитательным организациям; нынешние воспитанники – будущее общества, именно поэтому связь «воспитание – общество» является определяющей в понимании воспитания как общественного явления;

-оно является относительно контролируемой, осмысленной и прогнозируемой составляющей процесса социализации человека;

-оно формирует у подрастающего поколения позитивный социальный опыт (коммуникативный, организаторский, рефлексивный, творческий, опыт исполнения различных ролей и различных социально значимых видов деятельности и т.д.).

Социальное воспитание – процесс многоуровневый, предполагающий ряд уровней целеполагания и определения системы деятельности по реализации целей и задач: общественно-государственный, регионально-муниципальный, уровень типов учреждений, локальный (конкретная организация), групповой и индивидуальный.

На федеральном уровне государство определяет его цель, задачи (социальный заказ), примерное содержание; создает инфраструктуру (сеть социально-педагогических учреждений, управленческих структур). На всех остальных уровнях задачи, содержание социального воспитания конкретизируются с учетом региональных условий.

Важная ступень – деятельность конкретных социально-педагогических учреждений, в которых социальное воспитание реализуется в рамках федеральных и регионально-муниципальных требований. В виду того, что в них социальное воспитание осуществляется определенными социальными, групповыми и индивидуальными субъектами, в его целевые установки и содержание вносятся коррективы в соответствии с их ценностными ориентациями, стереотипами и предрассудками. Как отмечает А.В.Мудрик, цели, к которым они стремятся, часто черпаются из имеющихся имплицитных концепций воспитания, собственных взглядов на задачи, методы воспитания, на отношения с воспитуемыми, не всегда совпадающих с официальными установками, а иногда и противоречащих им.

В настоящее время остро проявляется противоречие между интересами общества в целом и молодежи. Общество заинтересовано в сохранении и развитии уровня образования и здоровья, духовных ценностей, социальной адаптивности подрастающего поколения, а молодежь, как особая социально-возрастная группа, в настоящее время имеет иную систему ценностей, определяемую обстоятельствами жизни. В этих условиях личность, как субъект социального воспитания, вырабатывает свое отношение к социальному заказу и внесенным изменениям, определяет свой путь развития, в результате чего в рамках одной системы социального воспитания формируются различные типы личностей. Согласованность задач социального воспитания на всех уровнях, принятие их личностью являются важными условиями его оптимизации.

Специалисты констатируют снижение жизненного уровня и социального самочувствия молодежи, прогнозируют дальнейшее ухудшение показателей ее благополучия или неблагополучия. По мнению Л.Е. Никитиной, когда на первый план выходят проблемы достижения экономической независимости, решение которых требует принесения в жертву других, традиционных для старшего поколения ценностей, происходит неосознаваемый в полной мере обществом разрыв поколений на мотивационно-личностно-социальном уровне, негативные последствия которого непредсказуемы. Автор утверждает, что данное противоречие «по сути и генезису носит социально-педагогический характер и должно рассматриваться в контексте социального воспитания» (Никитина Л.Е. О парадигме социального воспитания (7. с.12).

На современном этапе развития российского общества социальное воспитание должно быть направлено на реализацию двух взаимосвязанных целей:

-обеспечение успешности социализации подрастающего поколения, результатом которой должно стать формирование жизнеспособной личности;

-стимулирование саморазвития человека как субъекта жизнедеятельности, как личности и как индивидуальности.

Исходя из международных норм и стандартов, условий российской действительности, а также вышеназванных целей актуальными для современной эпохи являются следующие задачи социального воспитания:

-повышение социального статуса воспитания в системе образования в российском обществе;

-укрепление и развитие воспитательных функций образовательных учреждений, расширение состава субъектов воспитания, координация их усилий, укрепление взаимодействия семьи и образовательных учреждений;

-развитие демократического стиля руководства воспитательным процессом;

-повышение культуры межнациональных и межэтнических отношений;

-формирование региональных, муниципальных и других систем воспитания на основе учета территориальных, социокультурных и национальных особенностей;

-использование отечественных традиций и современного опыта в области воспитания;

-активное внедрение в педагогическую практику новейших достижений в области воспитания;

-развитие гуманистических принципов, содержания и механизмов нравственного, гражданского воспитания;

-содействие осуществлению прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением и в организации воспитательного процесса;

-оказание помощи семье в решении проблем воспитания детей, развитие психолого-педагогического просвещения родителей;

-формирование уважительного отношения к правам ребенка в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка;

-создание системы психолого-педагогической и медико-социальной реабилитации детей;

-повышение уровня работы со средствами массовой информации и печати по вопросам воспитания детей и молодежи;

-повышение профессионального уровня управления процессом воспитания; обеспечение взаимодействия системы образования со всеми социальными институтами;

-сохранение и рост сети учреждений дополнительного образования детей, отвечающих интересам и запросам обучающихся, их родителей, социальным потребностям;

-развитие досуговой, клубной деятельности как особой сферы жизнедеятельности учащейся молодежи и функционирования молодежной субкультуры (Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 гг.);

-создание в образовательных учреждениях всех типов и видов эффективных гуманистических воспитательных систем;

-гармонизация социального поля ребенка, формирование единого образовательного пространства в социуме, освоение педагогическими средствами части социальной среды в радиусе действия образовательного учреждения;

-поддержка имеющихся и стимулирование инициативных детских и молодежных общественных объединений и др. (7; с.13).

-ориентация подрастающего поколения на вечные ценности – Бог, Человек, Семья, отечество, Труд, Знания, Культура, Мир, Земля, Природа, Совесть;

-усиление социально-защитной функции образовательного учреждения, повышение мер охраны жизни, физического, умственного и психического здоровья детей средствами образования и в процессе воспитательной работы и др.

Как отмечает А.В.Мудрик, особенности социализации молодежи в современных (нестабильных) условиях актуализируют решение таких задач, как развитие у подрастающего поколения гибкости и устойчивости, стимулирование его рефлексивной деятельности, формирование у него межнациональной, межличностной толерантности. Гибкость позволяет человеку жить и эффективно функционировать в обществе; познавать, перерабатывать и избирательно усваивать информацию; адаптироваться к меняющимся социально-экономическим и психолого-педагогическим реалиям общества, государства, ближайшего социального окружения и ответственно относиться к своей судьбе. По мнению автора, гибкость должна проявляться на духовно-нравственной основе, для этого человеку необходимо иметь определенный духовный стержень, устойчивое ядро личности, мировоззренческие, социальные и нравственные убеждения, что в совокупности позволяет избежать таких негативных последствий, как дезинтеграция, дезадаптация, распад личности.

Рефлексивная деятельность, наличие навыков саморегуляции, толерантность позволяют человеку быть субъектом социализации и социального воспитания. Толерантность человека, баланс между его гибкостью и устойчивостью зависит от характера семейного, религиозного и социального воспитания, его личностных особенностей, позиции как объекта или субъекта социализации (6).

Данные задачи реализуются субъектами (институтами) социального воспитания двух видов: воспитательными организациями (социально-педагогическими учреждениями) и органами управления социальным воспитанием.

Органы управления в пределах своей компетенции разрабатывают стратегию социального воспитания на федеральном, региональном и муниципальном уровнях; создают необходимую для ее реализации инфраструктуру, включающую разные типы и виды социально-педагогических учреждений- институтов; осуществляют нормативно-правовое, материальное, кадровое, организационное обеспечение их деятельности; определяют состояние учреждений системы социального воспитания, разрабатывают и реализовывают способы стимулирования и поощрения их работы; выявляют и интегрируют возможности общественных, иных государственных и частных организаций в целях совершенствования социального воспитания.

Задания для самоподготовки:

1.Ознакомьтесь с точками зрения ученых относительно сущности понятия «социальное воспитание». Чем они отличаются и что их объединяет?

2.Охарактеризуйте проблемы социального воспитания, которые пока остаются недостаточно полно решенными.

3.Определите пути обеспечения внутренней целостности (единства целей и задач на всех этапах целеполагания) социального воспитания.

Задания для обсуждения:

1.На основе анализа задач социального воспитания определите критерии эффективности деятельности социально-педагогического учреждения, как института социального воспитания.

2.Подготовьте к обсуждению позитивный опыт организации социального воспитания в учреждении, регионе, стране.

3.«Следует ли в ходе воспитания предоставить человеку право быть собой или вменить ему в обязанность во всем следовать установленной норме? Может быть, правильнее постараться обрести себя в норме, задав себе тем самым соответствующую меру? (1; с. 138) Как бы вы ответили на эти вопросы? Обоснуйте свои ответы.

Включаемся в профессиональную деятельность:

1.Определите, в каком направлении вам необходимо совершенствоваться, чтобы гармонично «вписаться» в инфраструктуру социального воспитания.

2.Какой вклад может внести социальный педагог в теорию и практику социального воспитания?

3.Определите систему процедур, позволяющих социальному педагогу активно включиться в деятельность по воспитанию разных категорий детей.

Литература:

1.Воспитательная деятельность педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /{И.А. Колесникова, Н.Б.Борытко, С.Д.Поляков, Н.Л.Селиванова}; под общ. Ред. В.А.Сластенина и И.А.Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия»,2007.

2.Загвязинский В.И., Зайцев М.П., Кудашов Г.Н., Селиванова О.А., Строков Ю.П. Основы социвальной педагогики: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей /Под ред. П.И.Пидкасистого. –М.: Педагогическое общество России, 2002.

3.Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. учеб. заведений, - М.: Издательский центр «Академия», 2003.

4.Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник.- М.: Гардарики, 2005.

5.Мудрик А.В. Воспитание как контекст социального воспитания / Актуальные проблемы социального воспитания: Сборник научных статей и материалов Всероссийской научно-практической конференции /Под ред. Н.Н.Никитиной.- Ульяновск: УлГПУ, 2006.- С.3 – 6.

6.Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику: Учебное пособие для студентов. – М.: Институт практической психологии, 1997.

7.Никитин Л.Е. К вопросу о современной парадигме социального воспитания //Дидакт, №5, 1999. С. 11-15.

8.Школьное образование и социальное взросление растущего человека: поиски и перспективы: Материалы международной научно-практической конференции, Н.Новгород, 1-4 ноября 2006 г. – Н.Новгород: НГПУ,2006.

 

 

Лекция 9. Современные концепции социального воспитания

  «Благодаря истинному знанию ты будешь гораздо смелее и совершеннее в каждой работе, нежели без него» А.Дюрер

1.Современные концепции социального воспитания как методологическая основа деятельности социального педагога.

2. Сущность понятия «концепция», ее структура.

3. Характеристика концепций социального воспитания:

- системное построение процесса социального воспитания;

- системно-ролевая теория формирования личности ребенка;

- воспитание как педагогический компонент социализации ребенка;

- формирование образа жизни, достойной человека;

- воспитание ребенка как человека культуры;

- педагогическая поддержка ребенка в процессе его развития.

 

Перемены, происходящие в современном обществе, способствовали изменениям во взглядах и жизнедеятельности людей. Это в свою очередь актуализирует необходимость совершенствования социального воспитания как института социализации подрастающего поколения. В современной педагогической науке разработано множество подходов и концепций воспитания, которые выступают как методологические ориентиры совершенствования социального воспитания детей разных категорий. В их числе особо актуальны следующие концепции:

В философском энциклопедическом словаре и толковом словаре русского языка под концепцией понимается система взглядов на что-нибудь, основная идея, ведущий замысел, руководящая идея. Следовательно, концепция социального воспитания (от латинского conceptio - понимание, восприятие, система) – это система взглядов, руководящих идей, определяющих характер и эффективность деятельности социально-педагогических учреждений и специалистов, работающих в них. В концепциях социального воспитания представлены: понимание воспитания как фактора формирования личности, его цель, принципы, содержание, механизмы, критерии и показатели эффективности.

Системное построение процесса воспитания (Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л.). В данной концепции воспитание рассматривается как целенаправленное управление не личностью, а процессом ее развития, как фактор социализации, протекающее под определенным социальным и педагогическим контролем. Главное в нем - целенаправленное создание условий для развития человека как субъекта деятельности, как личности и индивидуальности.

Основные идеи концепции:

- совершенствование человека не только благополучие общества, но, прежде всего цель общественной жизни;

- индивид не объект, а субъект управления, творец самого себя и своих обстоятельств;

- выявление и совершенствование сущностных сил человека как важнейшее условие социально и личностно ориентированного педагогического процесса.

Цель социального воспитания – всестороннее гармоническое развитие личности (цель-идеал), которая должна конкретизироваться в соответствии с конкретными условиями обстоятельствами и возможностями. В современных условиях, по мнению авторов концепции, усилия педагогов должны быть направлены на решение следующих воспитательных задач:

-формирование у подрастающего поколения целостной, научно обоснованной картины мира;

-формирование у молодежи гражданского самосознания, ответственности за судьбу своей Родины;

-приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование у них поведения, адекватного этим ценностям;

-развитие у молодежи креативности, «творческости» как черты личности;

-формирование самосознания, осознания собственного «Я», помощь детям в самоопределении и самореализации.

Основополагающие принципы педагогического процесса:

-личностный подход в воспитании (признание личности высшей социально ценностью; уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка; признание социальных прав и свобод детей; ориентация на воспитуемого как на цель, объект, субъект, результат и показатель эффективности воспитания; отношение к ребенку как к субъекту собственного развития; опора в воспитательной деятельности на всю совокупность знаний о человеке, на естественный процесс саморазвития личности, на знание его закономерностей;

-гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе (уважительное отношение между участниками педагогического процесса, терпимость к мнению детей, доброе и внимательное отношение к ним);

-средовой подход в воспитательной деятельности (использование возможностей окружающей социальной среды);

-дифференцированный подход в воспитании подрастающего поколения (отбор содержания, форм и методов работы в соответствии с этническими и региональными культурно-историческими, социально-экономическими и социально-психологическими условиями бытия, характером влияния социальных групп, спецификой деятельности институтов воспитания и т.д.);

-природосообразность воспитания (учет половозрастных особенностей развития детей, их интересов и потребностей, индивидуально-личностных свойств в педагогическом процессе; помощь детям в преодолении противоречий, свойственных для данного пола и возраста и проявляющихся в социальной ситуации их развития; обеспечение единства психолого-педагогической диагностики, консультации, коррекции;

-культуросообразность воспитания (опора в педагогическом процессе на национальные традиции, культуру народа);

-эстетизация среды жизнедеятельности и развития ребенка.

Основу содержания воспитания составляют следующие фундаментальные общечеловеческие ценности: Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир.

Пути приобщения к данным ценностям:

- построение комплексной программы воспитания в учреждении, построенной на вышеперечисленных ценностях;

- формирование отдельных целевых программ («Духовная история России», «Наша малая Родина», «Интеллектуальная культура личности», «Семья – нравственная ценность человека», «Молодые граждане России» и др.;

- разработка совместно с детьми своеобразных общественных договоров, фиксирующих принятые в конкретном коллективе нормы общения и отношений, основанные на общечеловеческих ценностях;

- конкретизация целевых программ в планах работы педагогов, предусматривающих индивидуальные, групповые и фронтальные формы деятельности с детьми.

По данной концепции главный механизм воспитания – это функционирование воспитательной системы учреждения в режиме развития, в рамках которой проектируются и создаются оптимальные условия для всестороннего развития подрастающего поколения с учетом воспитательного потенциала конкретного социума и возможностей влияния учреждения (школы) на социум. По мнению ее авторов, воспитательная система конкретного учреждения (школы) должна выполнять следующие функции:

- развивающую (поддержка и стимулирование положительных изменений в личности детей, их родителей, в профессиональном росте педагогов, создание условий для развития коллектива и всего социально-педагогического учреждения;

- интегрирующую (объединение в единое целое разрозненных и несогласованных воспитательных мероприятий, выделение в широком спектре деятельности какой-то один вид в качестве системообразующего, играющего первостепенную роль в построении воспитательной системы и выражающую коллективную потребность педагогов и воспитуемых;

- регулирующую (упорядочение педагогических процессов);

- защитную (социальная защита педагогов и воспитуемых, нейтрализация влияния негативных факторов окружающей среды на социализацию подрастающего поколения);

- компенсирующую (создание условий для компенсации недостаточного или негативного влияния семьи и социума на жизнедеятельность детей);

- корректирующая (коррекция поведения и общения детей, минимизация негативного влияния социума на их формирование).

Авторы выделяют две группы критериев и показателей эффективности воспитания. Первая группа – критерии факта. К ним относятся:

- упорядоченность жизнедеятельности социально-педагогического учреждения (соответствие содержания, объема и характера воспитательной деятельности возможностям и условиям учреждения; размещение во времени и пространстве всех мероприятий, воздействий; скоординированность всех воспитательных видов деятельности, их педагогическая целесообразность, необходимость и достаточность; согласованность комплексных и целевых программ, планов и действий участников педагогического процесса; четкий ритм и разумная организация жизни социально-педагогического учреждения);

- наличие сложившегося единого коллектива воспитателей и воспитуемых, способных к реальному самоанализу и постоянному творчеству; сплоченность учреждения «по вертикали»; устойчивые межвозрастные связи и общение;

- интегрированность воспитательных воздействий в комплексы, концентрация педагогических усилий вокруг крупных организационных форм (центров, клубов, ключевых дел, тематических программ);

Вторая группа – критерии качества:

- степень приближенности результатов деятельности воспитательной системы к поставленным целям;

- общий психологический климат учреждения, стиль отношений в нем, социальная защищенность ребенка;

- уровень воспитанности, социализированности подрастающего поколения;

Системно-ролевая теория формирования ребенка (Таланчук Н.М.). Автор концепции при определении сущности воспитания исходит из того, что формирование личности происходит благодаря социальному механизму наследования и приумножения социальных ценностей: знаний, идеалов, норм поведения и отношений между людьми, жизнедеятельности человека и т.д. Человек наследует их в процессе выполнения определенных ролей в каких-либо сообществах людей, т.е. в социумах. Эффективность наследования социальных ценностей, по его мнению, зависит от собственной активности человека и педагогического обеспечения этого процесса. Следовательно, воспитание им рассматривается как процесс человековедения, протекающий как целенаправленное регулирование освоения личностью системы социальных ролей (супружеских, отцовско-материнских, сыновне-дочерних, организаторских, профессиональных патриотических, правовых, гражданских и т.д.).

Цель воспитания – формирование гармонически развитой личности, готовой и способной полноценно выполнять систему социальных ролей. Задачи воспитания в интегрированном виде сводятся к формированию у подрастающего поколения готовности и способности выполнять социальные роли в конкретных условиях жизнедеятельности с учетом этапов развития личности. Например, в процессе подготовки детей в условиях семьи к выполнению таких ролей, как супружеская, отцовско-материнская, сыновне-дочерняя должны решаться следующие задачи: формирование супружеской культуры, развитие чувства долга и ответственности перед родителями и родными, успешная реализация которых зависит от качества педагогического обеспечения усвоения растущим человеком знаний, идеалов, норм поведения и отношений в семейной сфере, педагогической культуры родителей.

По данной концепции основу содержания воспитания составляет совокупность социальных ролей и соответствующих им социальных ценностей, которые необходимо освоить подрастающему поколению в том или ином возрасте.

Н.М.Таланчук считает, что составной частью воспитания должно стать интерсоциальное воспитание – формирование личности в духе общечеловеческих ценностей и интересов, так как:

-формирование личности в духе интерсоциальных (интернациональных) ценностей способствует единению человечества;

-дополнение задач общественного воспитания задачами интерсоциального характера – условие его дальнейшего совершенствования в современных условиях.

Механизм воспитания заключается в оказании педагогической помощи учащимся в освоении и выполнении социальных ролей. Осваивая и выполняя эти роли, дети сначала интериоризируют существующие в обществе социальные ценности, а затем в процессе активной деятельности их приумножают. Действие данного механизма возможно при выполнении педагогом следующих функций: диагностической (изучение учащихся, условий, среды их формирования), целевой ориентации; планирования (структурирование, персонификация, моделирование, отбор форм воспитания) организаторской, мобилизационно-побудительной (актуализация значимых целей, социального субъектного опыта, мотивация деятельности и поведения, психологическое подкрепление, внушение), коммуникативной, формирующей (перевод целей воспитания в цели деятельности детей), контрольно-аналитической и оценочной, координации и коррекции, совершенствования.

Критерии и показатели эффективности воспитания – показатели готовности и способности личности выполнять систему социальных ролей: супружеская культура, выполнение сыновне-дочернего долга, патриотизм, здоровые материальные потребности, активность и успешность самосовершенствования, национально-интернациональная культура и т.д.

Воспитание как педагогический компонент социализации ребенка (Рожков М.И., Байбородова Л.В., Гребенюк О.С., Паладьев С.Л. и др.) В концепции воспитание рассматривается как педагогический компонент процесса социализации, который предполагает целенаправленное создание условий для развития человека. По мнению ее авторов процесс воспитания не может охватить все возможные влияния социальной среды на личность, оно может лишь способствовать социализации подрастающего поколения. Его успешность зависит от следующих условий:

-обеспечение включенности детей в реальные социальные отношения;

-самореализация детей в процессе социального взаимодействия (предоставление им возможности более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими, определить собственное «Я», перспективы личностного роста, осознать цель и значение видов деятельности для личностного саморазвития).

В концепции выделены две взаимообусловленные группы целей: идеальные (всестороннее гармоническое развитие личности) и реальные, конкретизированные в актуальных задачах с учетом особенностей воспитанников и специфики условий их развития:

-формирование у ребенка гуманистического мировоззрения;

-развитие потребностей и мотивов нравственного поведения;

-создание условий для реализации этих мотивов, стимулирование нравственных поступков детей.

Принципы воспитания:

1. Принцип гуманистической ориентации воспитания (ребенок- главная ценность в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность). Условия его реализации: добровольность включения детей в разнообразные виды деятельности, доверие ребенку в выборе средств достижения личностно-смысловых целей, учет интересов, предпочтений детей, побуждение и развитие новых интересов, формирование у них готовности к социальной самозащите своих интересов.

2. Принцип социальной адекватности воспитания (соответствие содержания, средств воспитания социальной ситуации, в которой оно протекает; адекватность задач воспитания социальному заказу, соответствующему уровню социально-экономического развития страны).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 613; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.182 сек.