Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Включаемся в профессиональную деятельность 8 страница




К субъективным факторам относятся индивидуальные особенности личности (темперамент, предрасположенность к саморазрушительному или отклоняющемуся поведению, степень устойчивости и гибкости, развитость рефлексивной деятельности, мировоззрение, ценностные ориентации, жизненные установки и т.д.). «Особо следует назвать такую личностную характеристику, как экстернальность-интернальность, т.е. склонность человека приписывать причины происходящего с ним к внешним обстоятельствам или принимать ответственность за события своей жизни на себя самого» (5;с. 203-204). По мнению А.В.Мудрика, важным обстоятельством, позволяющим человеку считать себя жертвой социализации, является его предрасположенность реагировать на возможность реализации своих личностно-смысловых потребностей, на изменение идеалов и ценностей. В силу проявления у человека названных выше личностных особенностей, определяющих степень его виктимности (предрасположенности человека стать жертвой жизненных ситуаций, обстоятельств), он может воспринимать или не воспринимать себя жертвой социализации. Одни не считают себя жертвами, другие считают себя жертвами объективных обстоятельств, что определяет характер их жизнедеятельности в социуме, самоотношение и отношение к другим.

В результате влияния объективных и субъективных виктимогенных факторов на людей в обществе наблюдается такое явление, как виктимизация – процесс и результат превращения человека или групп отдельных категорий населения в тот или иной тип жертв неблагоприятных обстоятельств социализации. По мнению ученых, виктимизация имеет объективный и субъективный аспекты и определяется, с одной стороны, как процесс влияния на человека совокупности негативных внешних (объективных) условий, с другой – процесс социально-психологических изменений личности человека (субъективный аспект) под их влиянием, формирующих в нем «психологию жертвы».

Наряду с такими понятиями как «виктимность», «виктимизация», «виктимогенность» в социально-педагогической виктимологии рассматриваются понятия «жертва» и «посягатель». Жертва – человек, испытывающий или испытавший на себе последствия негативного влияния окружающей среды. В социально-педагогической теории и практике выделяются следующие типы жертв социализации:

- реальные жертвы – люди с психосамотическими отклонениями, инвалиды;

- потенциальные жертвы – люди с пограничными психическими состояниями (неврозами, акцентуациями и др.); мигранты; члены семей «группы риска», в том числе с низким экономическим благосостоянием и пр.;

- латентные жертвы – люди, ставшие или могущие стать жертвами социализации, которые в процессе своей социализации не получили возможностей для реализации заложенных от природы задатков (например, дети с признаками одаренности).

Среди жертв влияния внешних негативных факторов условно определяются такие группы лиц (4;с. 150):

- категории людей, для которых характерно преобладание отрицательных нравственно-психологических свойств (психопатии, неврозы, склонность к аффектам, повышенная демонстративность и др.), обуславливающих их виктимогенное поведение;

- люди, характеризующиеся в целом положительно, но ставшие жертвами посягательств (целенаправленных действий другого лица) в результате своего неосторожного поведения, слабого знания опасностей, рисковых особенностей современного социума и недостаточности своего жизненного опыта;

- люди, ставшие жертвами обстоятельств объективного характера.

В современных условиях рост количества людей-жертв социализации в результате влияния виктимогенных факторов объективного и субъективного характера актуализирует необходимость виктимологической, социально-педагогической профилактической деятельности с разными категориями населения, особенно с молодежью, направленную на выявление и устранение различных виктимогенных факторов, явлений, процессов. Неслучайно в настоящее время разрабатываются и реализуются межведомственные модели, проекты, программы социально-педагогической деятельности на уровне страны, региона, конкретного микрорайона, типа учреждения, организации, предусматривающие поддержку, помощь, защиту тех категорий населения, семей, которые могут стать или уже являются жертвами социализации.

«Осознание и (или) конституирование тех или иных типов жертв связано с особенностями культуры общества, уровнем развития и мерой гуманизации общества; отношение к жертвам определяется социокультурными установками и стереотипами общества, связано с характером преобладающих в нем конфессий, с мерой его секуляризации, а, скорее, атеистичности» (5;с. 195-196). В разных культурах, в том числе религиозной, исторических условиях по- разному относились к разным типам жертв неблагоприятных обстоятельств социализации, поэтому жертва – понятие, имеющее историческую и культурную специфику. Например, юродивые в культуре средневековой Руси и странах Востока обладали достаточно высоким социальным статусом. В различные исторические периоды одна и та же характеристика человека рассматривалась по- разному: как признак жертвы или нет (например, неравенство в сфере образования и социальный статус разных категорий населения). Более того, как отмечает А.В.Мудрик, «жертвы социализации в нашем понимании по-разному отражаются в праве. Так, инвалидность квалифицируется в юридических актах многих государств как объект государственной охраны и заботы, а неравенство в жизненном старте – лишь в ряде наиболее развитых стран» (5;с. 194).

В религиозном и общественном сознании также по-разному воспринимаются жертвы социализации. Если сирота везде заслуживает внимания, то бедный человек, человек из бедной семьи, безработный, мигрант, переселенец, участник афганской или чеченской войны, человек с отклоняющимся поведением и др. вызывают разное отношение в религиозном и общественном сознании, разное отношение в различных социальных слоях населения. В разных культурах по-разному относятся к наркоманам: если в некоторых странах терпимо (в Голландии, например), то в других наркоманы осуждаются. В религиозных организация наркоманы рассматриваются как больные люди, которые нуждаются в лечении, в том числе духовном. Именно поэтому одним из направлений деятельности некоторых религиозных организаций является открытие приютов для наркоманов, в которых они проходят курс профилактики, коррекции и реабилитации религиозно-духовными средствами и на основе организации здорового образа жизни, в том числе трудовой деятельности.

Разные типы, группы жертв имеют общие и специфические особенности, обусловленные влиянием разных по характеру неблагоприятных условий социализации. Например, мигранты, вынужденные переселенцы часто испытывают дискомфорт в процессе своей жизнедеятельности в социуме из-за интолерантного, а иногда и агрессивного отношения к ним со стороны окружающих, а дети с отклоняющимся поведением стали таковыми по разным причинам, в числе которых особое место занимает насилие в семье, школе. Именно поэтому социально-педагогическая помощь, поддержка и защита, касающиеся разных категорий жертв, должны носить адресный (индивидуализированный) характер. Индивидуальную помощь детям, испытывающим влияние неблагоприятных условий социума, оказывает прежде всего созданная в обществе социально-педагогическая инфраструктура, которая включает в себя учреждения образования (в том числе дополнительного образования), культуры и спорта, здравоохранения, социальной защиты, пенитенциарные учреждения и др.

В настоящее время расширяется сеть различных специальных образовательных учреждений закрытого или полузакрытого типа, специализированных воспитательных центров, создаваемых как комитетом по делам молодежи, так и на общественных началах, в которых проводится перевоспитательная и реабилитационная работа с дезадаптированными детьми и подростками. В целях их перевоспитания, исправления поведения, отношений используются различные направления, формы, методы, средства социально-педагогической деятельности, в том числе трудотерапия, образовательный процесс, культурно-досуговая деятельность, коллективные творческие дела, индивидуальная работа.

В современных условиях все шире практикуется деятельность следующих центров по преодолению социально-педагогических проблем детей, подростков, юношества:

- центры медико-социально-педагогической коррекции, которые должны работать с учетом проблем конкретных детей. В них должна осуществляться профессионально- компетентная индивидуальная помощь детям на основе их комплексной диагностики. «Диагностика позволяет выявить глубину недуга, отклонения в развитии ребенка, а также резервы, несущие в себе, как отмечал Л.С.Выготский, компенсаторные возможности при опоре на которые обеспечивается индивидуальное развитие и коррекция» (8; с.148);

- центры педагогической реабилитации, деятельность которых ориентирована на реабилитацию различных категорий населения и разного возраста, что требует особой индивидуальной и групповой диагностики и использования групповых и индивидуальных методик реабилитации для дезадаптированных детей, жертв насилия, наркозависимых людей разного возраста, мигрантов, безработных и др.;

- общественные центры, организации (негосударственные, общественные и коммерческие): спортивные, культурно-досуговые, туристские, театральные, центры знакомств и др.

«Современная практика свидетельствует о необходимости создания специальных реабилитационных центров для адаптации лиц, вышедших после завершения срока нахождения в специальных образовательных учреждениях, пенитенциарных учреждениях» (8; с.149). Работу с ними ученые рекомендует организовать с учетом степени их исправления (8; с. 158-159). По степени исправления осужденных ученые выделяют следующие их группы:

Первую группу составляют бывшие осужденные, вставшие на путь исправления, которые характеризуются позитивным отношением к труду, требованиям режима, воспитательным мероприятиям, стремлением к повышению общеобразовательного и профессионального уровня, участием в общественной жизни учреждения, организации.

Вторую группу – твердо вставшие на путь исправления, которые в отличие от первой группы характеризуются дополнительно положительным влиянием на других бывших осужденных, непосредственным участием в проводимых мероприятиях, признанием своей вины.

Третью группу – доказавшие свое исправление, которые в отличие от предыдущих групп отличаются активным самовоспитанием и самообразованием.

Четвертую группу составляют осужденные, для которых свойственно неопределенное поведение («болото»).

Пятую группу – грубые нарушители установленного порядка.

Шестую группу – злостные нарушители (8; с.158-159).

Рекомендуется организовать дифференцированно-индивидуальную работу также с учетом характера совершенных преступлений, степени криминальной зараженности, общественной опасности преступления, возрасту, полу, уровню образования, степени исправления, характеру общественной активности правонарушителя и т.д.

Таким образом, содержание коллективной, групповой и индивидуальной социально-педагогической деятельности во всех названных социально-педагогических учреждениях, центрах строится с учетом специфики, возможностей конкретного учреждения и особенностей воспитуемых, клиентов. Одним из условий совершенствования деятельности учреждений, центров является создание в них психолого-медико-педагогических комиссий, координирующих деятельность не только сотрудников учреждения, центра, но и семьи, учреждений, организаций микросоциума, района, города и т.д. Социальный педагог, являясь членом ПМПК, выявляет благоприятные и неблагоприятные условия социума, определяющие характер социализации ребенка (подростка), составляет карту социального обследования, которая становится основой проектирования индивидуальной социально-педагогической деятельности с ним, разработки индивидуальной программы его социально-педагогического сопровождения в учреждении, организации, центре. Содержание индивидуального социально-педагогического сопровождения, предусмотренного программами, должно включать такие блоки, как устойчивые социокультурные нормы и традиции, необходимые для усвоения,позволяющие адаптироваться в обществе «здесь и сейчас» (функция адаптации), «творчество самого воспитанника по отношению к своему человеческому образу (креативная функция), содержание, восполняющее пробелы воспитания (корректирующая функция), четвертый блок «формируется в ответ на вызовы времени и окружающей среды, помогая культивировать идеальные личностные свойства и поведенческие характеристики, обращенные в будущее (прогностическая функция). Таким образом, в содержании воспитания тесно переплетаются нормативное и творческое начала» (1; с. 126).

Одной из причин отклоняющегося поведения детей и подростков является несоответствие условий и методов воспитания их индивидуальным особенностям, что в свою очередь диктует необходимость организации индивидуальной работы с ними, ориентированной на сдерживание у них отклонения или стимулирование развития тех или иных возможностей в познавательной, чувственной и волевой сферах, развитие компенсаторных механизмов, позволяющих преодолеть недостатки и т.д. (8; с. 135-136).

Сложность и своеобразие подросткового периода обуславливает необходимость оптимального социально-педагогического воздействия на них с учетом проблем, характерных для данного возраста в целом и для конкретного подростка.

Ожидаемыми результатами реализации программ индивидуального социально-педагогического сопровождения могут быть (1; с.132-133):

-репродуктивное поведение – поведение по образцу, при частом повторении которого формируется культурно-поведенческий стереотип;

- ритуальное поведение, осуществляемое в типичных ситуациях. Оно достигается путем освоения традиций, подражанием старшим, выработкой устойчивых стереотипов действий, формированием привычек поведения;

- осознанное поведение, основанное на понимании сути, причин, значимости проявления того или иного типа поведения. Такое поведение может быть вынужденным (надо, но не хочется) или внутренним органичным. Осознанность поведения предусматривает основательное знание социально одобряемых норм и правил поведения, наличие критериев выбора между возможными поведенческими моделями, проявление волевых усилий при совершении выбора;

- концептуальное поведение, основанное на творческом участии в построении нормативов поведения и форм их реализации. Воспитанники с подобным типом поведения отличаются способностью к созданию ярких поведенческих образцов, совершению запоминающихся поступков, свидетельствующих о наличии позитивной жизненной позиции.

Задания для самоподготовки:

1. Охарактеризуйте объективные и субъективные неблагоприятные условия социализации и характер их влияния на социализацию разных категорий населения, разных типов жертв.

2. Определите задачи виктимологии как отрасли социальной педагогики в современных условиях.

Задания для обсуждения:

1.Пользуясь кейс-методом, выявите связи между такими понятиями, как «виктимность», «виктимогенность», «виктимизация», «жертва».

2. Разработайте и готовьте к дискуссии в группе «карту причин» виктимизации разных категорий населения.

Включаемся в профессиональную деятельность:

1.Охарактеризуйте типы жертв неблагоприятных условий социализации, определите возможные пути их социально-педагогической поддержки и защиты.

2.На примере конкретных типов жертв определите причины их возникновения и возможные варианты оказания им помощи со стороны общества, государства, социально-педагогических учреждений, социального педагога.

3.Раскройте сущность и содержание коррекционной и реабилитационной деятельности социального педагога с разными типами жертв социализации.

4.Охарактеризуйте типы поведения, которые могут быть сформированы в процессе индивидуальной социально-педагогической деятельностью с детьми разных категорий. Какие типы поведения чаще всего проявляются в молодежной среде? Обозначьте требования, пути формирования осознанного и концептуального типов поведения у детей – жертв неблагоприятных условий социализации.

Темы рефератов:

«Тема человека – жертвы социализации в литературе».

«Деятельность социального педагога по ресоциализации разных типов жертв социализации».

«Жертвы социализации в современной России и за рубежом».

«Влияние исторических традиций на характер отношений к различным типам жертв социализации».

«Система адресной помощи разным категориям жертв социализации».

«Социальная политика государства, основные направления ее реализация в конкретном регионе (по выбору студента)».

Литература:

1. Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /{ И.А.Колесникова, Н.Б.Борытко, С.Д.Поляков, Н.Л.Селиванова]; под общ. Ред. В.А.Сластенина и И.А.Колесниковой, -М.: Издательский центр «Академия», 2007.

2 Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка: учебное пособие для студентов высших учебных заведений,- СПб.: Речь, 2004.

3. Нижегородский областной проект «Дворовая практика – 2007» /Мин-во образования Нижегородской обласьти.- Н.Новгород: ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования, 2008.

4. Загвязинский В.И., Зайцев М.П., Кудашов Г.Н., Селиванова О.А., Строков Ю.П. основы социальной педагогики: учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей /Под ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России,2002

5. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. Учебное пособие для студентов. – М., Институт практической психологии, 1997. ности: Учебное пособие /Под общ. Ред. проф.С.А.Расчетина. – СПб: Издательство Буковского, 2005.

6. Подросток и улица: стратегия профилактики безнадзор

7. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Авт.-сост. Л.В.Мардахаев. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

8. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Под ред. В.А.Никитина. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2000.

 

 

ЛЕКЦИЯ 14. Дети с девиантным поведением как жертвы неблагоприятных условий социализации

  «Чем богаче запас практической мудрости у людей, одаренных широкой и великодушной натурой, тем снисходительнее такие люди к недостаткам других, ибо они знают, как велика сила обстоятельств при образовании характера и как ограничена у людей слабых и лишенных твердых принципов способность противостоять искушению и заблуждениям». (С.Смайлс)

 

1. Развитие теории и практики социально-педагогической деятельности с детьми девиантного поведения в России. Тенденции развития девиантного поведения в современной России.

2. Концепции девиаций.

3. Общая характеристика типов отклоняющегося поведения несовершеннолетних

4. Социально-педагогическая деятельность по профилактике, коррекции и реабилитации детей девиантного поведения.

 

В любом обществе независимо от стадии и уровня его развития имеются категории людей, нуждающиеся в особом подходе, внимании к себе со стороны социальных институтов. К ним относятся «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации; дети, оставшиеся без попечения родителей; дети – инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом, и (или) физическом развитии; дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи» (1;с.26). Данные категории детей относят к группе риска, так как они находятся под воздействием нежелательных условий, факторов, которые могут сработать или не сработать. Риск в данном случае имеет место как для общества (их жизнедеятельность, поведение представляет потенциальную опасность для окружающих и общества в целом), так и для самих детей (риск потери жизни, здоровья, условий для полноценного развития, социализации и т.д.). Именно поэтому проблемы, связанные с деятельностью с детьми группы риска, в том числе девиантными детьми, актуальны во все времена для социально-педагогической теории и практики.

Развитие практики, в дальнейшем и теории социального воспитания детей девиантного поведения ученые (Романов А.А., Завражин С.А., Воронова Е.В., Сова Б.Л.) условно разделяют на пять периодов: 1) до середины!Х века; 2) вторая половина Х1Х столетия – начало ХХ века; 3) постоктябрьский этап (1918 – 1929 гг.); 4) 1930 – 1991 гг.; 5) конец ХХ – начало ХХ1 века (3;с.40–77). По их мнению, в России помощь детям, склонным к девиантному поведению, рассматривалась как охранно-спасательная деятельность. Еще в 11 веке в Новгороде Ярославом Мудрым было учреждено сиротское училище для мальчиков; проявляли заботу об обездоленных детях Владимир Мономах, Александр Невский, Дмитрий Донской и др. князья. Во времена Ивана Грозного одним из направлений социальной политики было оказание помощи нуждающимся детям, но оно носило бессистемный характер, существенно не влияло на масштабы сиротства, ввиду того, что этот вид деятельности не был законодательно подкреплен.

При Алексее Михайловиче была предпринята попытка ввести государственное начало в дело призрения: были приняты приказы общественного призрения, предусматривающие надзор за нищенствующими, бездомными детьми; законодательным путем регулировались правовые отношения детей, рожденных в браке и вне брака, права последних значительно ограничивались по сравнению с первыми; в Уложение Алексея Михайловича были внесены коррективы, согласно которым дети до 7 летнего возраста освобождались от уголовной ответственности, детям старше 7 лет смягчалось наказание за преступление, предусматривающее смертную казнь, но они не нашли адекватного отражения в судебной практике, которая в тот период носила репрессивно-карательную направленность.

В период правления Федора Алексеевича был подготовлен, но не принял форму закона и поэтому не был реализован указ об организации специальных государственных школ для беспризорных детей, в которых задачи воспитания и обучения предполагались связывать с целями предохранения детей от преступного пути.

В петровский период профилактика отклоняющегося поведения детей и подростков, которая осуществлялась через создание системы особых воспитательных домов (гошпиталей), школ интернатного типа (школ математических и навигационных наук, Морская академия и др) и отдачи беспризорных детей на производство, приобретает институциональные очертания.

В послепетровский период остро встал вопрос о законодательном определении ответственности малолетних преступников, число которых с каждым днем возрастало, которому способствовало и то, что после кончины Петра 1 созданные им гошпитали прекратили свое существование.

В екатерининскую эпоху был принят указ о малолетних преступниках, который устанавливал возраст совершеннолетия (17 лет); лицам, обвиняемым в преступлении, не достигшим данного возраста, предусматривал применение дифференцированной системы наказаний, подчеркивал необходимость научного изучения социально-психологических особенностей личности несовершеннолетних преступников при этом, организации особых судов для малолетних. «В этот период усиление предупредительного начала в государственной социальной политике выражалось как в отношении к малолетним преступникам, так и детым, которые стояли на пороге тюрьмы: сиротам, внебрачным, бездомным, покинутым родителями. Их стали не только пытаться спасать от нужды и порока, но и целенаправленно воспитывать, создавать из них совершенно «новую породу людей», свободных граждан, готовых служить отечеству» (3; с.48). Концепция данного грандиозного эксперимента была разработана Бецким Н.И., известным педагогом и общественным деятелем того времени («Генеральный план Императорского Московского Воспитательного Дома») Анализируя западные модели призрения детей (государственную - через воспитание сирот в заведениях, попечительствах и семейную - помещение детей в семьи), он выбрал первую, полагая, что она больше соответствует российской действительности. Концепция была одобрена императрицей, которая в 1763 году издала Манифест «Об учреждении в Москве воспитательного дома с особым гошпиталем для неимущих родильниц». Подобное учреждение было открыто и функционировало в Москве, а в дальнейшем (спустя шесть лет) такие учреждения стали создаваться в других городах России. Наиболее способные воспитанники могли продолжить свое образование в Академии художеств, фельдшерской школе, школе коновалов. Педагогические идеи Бецкого Н.И. нашли отражение в руководстве учителям, наставникам и надзирательницам.

В воспитательных домах основными педагогическими задачами и принципами, имеющими мощный воспитательно – превентивный импульс, признавались: гуманное отношение к призреваемым детям независимо от их социального положения, конституциональных особенностей, наклонностей и т.д.; нравственное воздействие на воспитанников через личность педагогов, их честное отношение к делу; формирование у детей трудолюбия, необходимых профессиональных навыков; воспитание у них независимости, чувства собственного достоинства; организация педагогического процесса с учетом интересов и способностей малолетних.

Однако социально-экономическая и политическая обстановка в России и обусловленные с ней проблемы организации деятельности воспитательных домов (острая нехватка стабильных источников финансирования; нехватка квалифицированных педагогов, способных учитывать специфику воспитания отверженных и брошенных детей, многие из которых имели многочисленные отклонения в психическом, физическом и социальном развитии, и др.) не позволяли в полной мере реализовать данную концепцию.

«Убедившись в слабой эффективности социальной политики в области обездоленного детства, основанной на доктрине государственного монополизма, Екатерина 11 попыталась ввести в нее существенные коррективы» (3; с. 49) путем принятия специального указа, в соответствии с которым часть полномочий по призрению передавалась благонадежным частным лицам, при сохранении рычагов контроля и управления этим процессом у государства. Таким образом, в этот период в России существовала государственно – семейная модель призрения. В целях совершенствования работы по ее реализации Павел 1 – сын Екатерины 11 издал указ, гуманный по своей сути, о выдаче пособий бедным матерям, что способствовало предотвращению подкидывания детей. Таким образом, впервые в мировой практике призрения ставился вопрос об охране материнства и социально-правовой защите обездоленного детства.

Особо следует остановиться на следующих направлениях подвижнической деятельности Марии Федоровны – супруги Павла 1 в сфере призрения, которые принесли ей заслуженное уважение и любовь разных слоев населения:

- распределение младенцев из воспитательных домов на попечение в благонадежные крестьянские семьи «доброго поведении» с установлением пристального контроля за их развитием со стороны инспекторов Приказов общественного призрения (они отбирались самой императрицей), полномочия которых в изданном в 1820 году законе уточнялись: предполагалось осуществить прием-передачу детей на воспитание частным лицам за определенную плату (патронат), дальнейшая судьба детей определялась в зависимости от их способностей (для одаренных Приказом предписывалось открывать специальные училища, после окончания которых они обучались в привилегированных учебных заведениях, в таких, как медико-хирургическая академия). Менее способные определялись в те ведомства, в которых состояли их матери или попечители;

- открытие в воспитательных домах «латинских классов» (для детей, стремящихся получить дальнейшее образование в Медико-хирургической академии), а для девочек – «французских классов» (для подготовки учительниц и гувернанток), музыкальных – для подготовки преподавательниц музыки), а также «Повивального института», где они обучались акушерскому искусству. Позже в столичные воспитательные дома принимались только «безродные» дети, а для остальных бедных детей создавались учреждения, организуемые «Человеколюбивым обществом» - общественным объединением.

Политика государственного протекционизма, осуществляемая администрацией императора Николая 1 в области призрения всех категорий дезадаптированных детей и подростков, стала носить более дифференцированный, сословно-ограниченный характер, что не могло не волновать русскую общественность, которая стремилась внести свою лепту в дело спасения обездоленных детей от физического и нравственного вырождения. Именно поэтому в этот период для данной категории детей сословными обществами (ремесленными, купеческими, мещанскими), церковно –-приходскими попечительствами и другими благотворительными учреждениями, частными лицами активно стали создаваться благотворительные учреждения – приюты, которые содержались за счет частной и общественной благотворительности, а женское патриотическое общество в 1812 году открыло училище для детей, лишившихся родителей вследствие войны с французами. Предпринятые попытки «Попечительного общества о тюрьмах» привели к созданию в городах России школ-интернатов для детей арестантов. На средства частной благотворительности создавались также такие учреждения, как «Спасительно-воспитательное заведение» (Рига, Нарва, Ревель) для нравственно- испорченных детей, малолетних преступников.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 598; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.