Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Включаемся в профессиональную деятельность 9 страница




Передача инициативы по спасению подрастающего поколения от нищеты, нравственного и психического вырождения в руки неофициальных структур носила и вынужденный характер, так как в условиях роста числа беспризорных и иных категорий детей государственные институты (например, Ведомство учреждений императрицы Марии) не справлялись со своей миссией. К категории дезадаптивных детей в этот период относили:

- оставленных без надлежащего надзора и приюта их родителями и находящихся в условиях, пагубно влияющих на их нравственность и здоровье;

- занимающиеся нищенством, проституцией, бродяжничеством;

- в отношении которых родители или опекуны злоупотребляют своей властью, принуждая или склоняя их к преступной или порочной жизни, нищенству, разврату и, или отдают их в распоряжение нищих, преступников, бродячих певцов и т.д.;

- с которыми родители или лица их заменяющие обращаются жестоко, подвергая их наказаниям, превышающим разумные исправительные меры;

- родителя которых отбывают наказание в виде лишения свободы и которые не находятся на попечении родственников или благонадежных лиц;

- нравственность и здоровье которых подвергается явной опасности вследствие преступной жизни, пьянства, порочных наклонностей, проституции окружающих.

Ввиду того, что дети-сироты в основном находились под влиянием неблагоприятных для развития условий, они так же, как и другие категории нуждались в особом призрении. Именно поэтому для них создавались закрытые учреждения, в том числе Гатчинский сиротский институт, деятельность которого связана с именем К.Д.Ушинского. Воспитание детей-сирот было предметом его особого внимания и заботы. Перед сиротскими учреждениями он поставил высокую гуманную цель - «заменить по возможности родителей детям, дать им воспитание и поставить их на такую дорогу в жизни, на которой они могли бы быть деятельными, честными и полезными членами государства», подготовить воспитанников к разнообразным назначениям в жизни, сообразно их способностям и наклонностям (4; с.52).

Идеологией в организации системы общественной профилактики отклоняющегося поведения данных категорий детей в 70 – 80-е годы было оказание им такой помощи, которая способствовала бы постижению ими последующей хозяйственной деятельности, развитие у них способности к самообеспечению просоциальными средствами. К данной системе относились две группы общественных организаций:

- организации, которые занимались только призрением детей, ограждением их от социально опасных влияний (Дамское попечительство о бедных, Общество поощрения трудолюбия, Братолюбивое общество, Общество распространения технических знаний, Человеколюбивое общество и др.;

- организации, для которых призрение является одним из направлений в системе благотворительных инициатив. Их деятельность отличалась полифункциональностью (охрана детства в целом и предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних).

В целях защиты детей от разрушающего влияния улицы ими создавались дневные убежища, приюты-ясли, детские сады, приют для сирот и детей, родители которых призваны в армию, «кризисный» приют для временного призрения подростков, оказавшихся в сложной социально-психологической ситуации, школьный очаг для беднейших учащихся городских школ, бюро труда, детский сад по системе М.Монтессори для детей беженцев, загородные колонии, детские площадки и специальные курсы просветительского характера и др. Во многих их них кроме питания и гигиенического образа жизни осуществлялось физическое, умственное и нравственное воспитание детей. По составу детей различались следующие типы приютов:

- приюты для нравственно запущенных детей, цель которых спасение данной категории детей от вступления на путь правонарушений и их подготовка к нормальной жизни в обществе;

- приюты закрытого типа, в которых находились дети, осужденные судом (Рукавишниковский приют);

- приюты для детей, уже отбывших наказание и нуждающихся в материальной и нравственной помощи (Убежище в Санкт-Петербурге). (3; с.35-36).

Работа приютов осуществлялась в соответствии с «Положением о детском приюте», разработанным В.Ф.Одоевским. Рост приютов способствовал накоплению положительного опыта возвращения данных категорий детей к нормальной жизни, его осмыслению. Опыт и социально-педагогические идеи возрождения юных правонарушителей обсуждались на съездах представителей приютов.

В преддверии Октябрьской революции обозначилась тенденция к взаимодействию общественных организаций в контексте гуманистически ориентированной идеологии профилактической деятельности с дезадаптированными детьми. Ценным в деятельности обществ защиты детей было и то, что, являясь посредниками между страдающими детьми и государственной властью, они пришли к осознанию необходимости консолидации усилий официальных и неофициальных структур, частных лиц на базе сотрудничества в рамках единой стратегии социальной помощи молодежи в процессе ее социализации (3; с.65).

«Дореволюционное педагогическое наследие, которое не было в полной мере осмыслено и оценено в советское время, при творческом к нему подходе может оказать неоценимую помощь современному образованию в поиске адекватных условий реабилитации детей, лишенных родителей, семьи и воспитывающихся преимущественно в учреждениях интернатного типа» (7;с.51).

После Октябрьских событий в России радикально изменился подход к защите, воспитанию дезадаптированных детей: дело защиты детства было подчинено государственно-партийным интересам, минимизировались, внеинституциональные формы влияния на них (деятельность благотворительных обществ и частных лиц). Уже в 1918 году был создан централизованный орган социальной защиты детства – Наркомат Государственного Призрения. «Власти не подпускали к данной работе неформальные структуры, полагая без их помощи и в предельно сжатые сроки решить проблему детской деструктивности (исключение составляла только деятельность организованной в 1918 г. в Полтаве В.Г.Короленко самодеятельной организации под названием «Лига спасения детей» (3; с.74), деятельность которой была приостановлена в 1920 г., несмотря на растущий ее авторитет. «Лигой» были созданы детские колонии, площадки, сады, санатории, содержание которых поддерживалось российской интеллигенцией, а также значительными финансовыми средствами из-за рубежа.

Однако масштабность детской преступности и беспризорности способствовало признанию официальными органами необходимости привлечения общественности к работе по профилактике данных социальных явлений. Выступая на первой Московской конференции по борьбе с беспризорностью, Н.К.Крупская отметила, что ликвидация беспризорности, как показатель «здоровья общественного организма», «возможна только путем организованной общественности».

В этот период проводились акции, кампании, принимались меры (Всероссийская «Неделя беспризорного и больного ребенка», создание по всей стране отделений общества «Друг детей», увеличение ассигнований на патронат и пропаганда этого вида социальной помощи в сельской местности, привлечение учительства к агитационно-пропагандистской деятельности), направленные на пробуждение инициативы родителей, общественности в области охраны детства, профилактики уличной беспризорности и других асоциальных проявлений детей.

Большое социально-педагогическое значение имело принятое в 1926 г. постановление правительства «О мероприятиях по борьбе с детской преступностью в РСФСР», которое давало санкцию на создание общественной детской инспекции. Детскими социальными инспекторами (педагогами, активистами общества «Друг детей», пионервожатыми) на добровольной основе проводилась следующие виды работы: обследование условий жизни маргинальных групп несовершеннолетних; оказание им необходимой социально-педагогической помощи и поддержки; защита прав детей в комиссиях по делам несовершеннолетних; оказание юридической и психолого-педагогической помощи населению; минимизация вредного влияния семьи, окружающей социальной среды; борьба с распространением пьянства и наркотиков среди молодежи.

Особое значение для становления теории и практики социально-педагогической деятельности с детьми девиантного поведения имели 20-30-е годы. В этот период опыт и педагогические идеи А.С.Макаренко, С.Т.Шацкого, В.Н.Сороки-Росинского, В.П.Кащенко были направлены прежде всего на помощь детям с отклонениями в развитии. Еще в 20-х гг. Кащенко В.П. высказал мысль, что коррекция недостатков личности – проблема большой социальной значимости и решать ее необходимо в рамках государственной политики. Им разработаны научные основы воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии, которых он называл «исключительными детьми». Ученый считал, что использование данного термина взамен понятия «дефективные дети» помогает избежать унижения ребенка. В качестве серьезного по своим последствиям признака исключительности характера он отмечал страсть к бродяжничеству и предлагал пути его коррекции.

В настоящее время молодежь переживает кризисную социально-экономическую ситуацию, в условиях которой, вступая во взрослую жизнь и сталкиваясь с существующими социальными проблемами, испытывает трудности в приобретении здорового стиля жизни. Именно поэтому сегодня остро встает вопрос о повышении эффективности социального воспитания, направленного на успешную адаптацию и интеграцию детей, в том числе с девиантным поведением, в обществе.

Однако, несмотря на глубокие исторические корни, сегодняшнее социальное воспитание в силу различных причин оказалось не в состоянии эффективно решить проблему адаптации детей группы риска. Об этом свидетельствует тенденция количественного и качественного роста детей с различными типами социальных отклонений (склонных к бродяжничеству, наркомании, алкоголизму, табакокурению, проституции, совершению преступных деяний разного характера, имеющих такие социально обусловленные болезни, как туберкулез, ВМЧ-инфекция и др., имеющих асоциальную, в ряде случаев и антисоциальную направленность). В документах Министерства образования РФ отмечается, что в современных условиях угрожающие масштабы приобрела безнадзорность, беспризорность детей; быстро растет число не обучающихся и не работающих подростков; увеличивается доля детей младшего возраста и девочек подростков среди несовершеннолетних правонарушителей; наблюдается тенденция роста детской преступности, укрепление ее связей с организованной преступностью; особую тревогу вызывает распространение наркомании среди учащейся молодежи, а высокий уровень социальной патологии в детской и молодежной среде является мощным дестабилизирующим фактором длительного действия, угрожает социальной безопасности (8; с.10). Сегодня к группе асоциальных отклонений в поведении подрастающего поколения следует отнести также проявления национализма, экстремизма, которые все шире проявляются в молодежной среде. «В этих сложных условиях образовательное учреждение было и остается основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс и реальную интеграцию различных субъектов воспитания, особенно в сельской местности. Большинство образовательных учреждений стремиться реализовать все имеющиеся возможности для достижения основной цели современного образования – развития физически, нравственно здоровой личности, ее гражданского потенциала» (8; с.11).

С 90-х гг. в социальной педагогике возрос интерес к проблемам социализации детей с девиантным поведением, профилактической деятельности с ними. Учеными (Б.Н.Алмазов, С.А.Беличева, Бестужев-Лада И.В., М.А.Галагузова, А.Е.Личко, А.В.Мудрик и др.) ведется активный поиск причин различных видов девиантного поведения, особенностей их проявления в обществе, молодежной среде, а также условий, направлений, содержания профилактической деятельности с детьми данной категории.

Социально-экономические и педагогические причины девиантного поведения в молодежной среде достаточно полно отражены в Программе развития воспитания в системе образования России на 1999 – 2001 гг. В ней отмечается, что «воспитание детей и молодежи в современном российском обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого:

-существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, функционирование образовательных учреждений, средств массовой информации, молодежных и детских общественных объединений, религиозных организаций; --- реформирование вызвало социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня большинства населения и другие негативные последствия;

- изменения отрицательно сказались на российской семье. Отмечаются резкая дифференциация доходов, массовое обнищании семей. Многие люди не сумели приспособиться к новым условиям, сформировать защитные механизмы;

- происходит дальнейшая дезорганизация жизни семей, разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции семейного уклада;

- вследствие правовой, моральной, экономической незащищенности усилилась конфликтность отношений между супругами, родителями и детьми.

Отмеченные негативные тенденции сопровождаются резким снижением воспитательного воздействия семьи, ее роли в социализации детей. Неблагополучие многих семей, высокий уровень безработицы, а с другой стороны – чрезмерная занятость родителей во многих благополучных семьях, неблагоприятные семейные отношения обуславливают отчужденность детей, проявление жестокости и насилия по отношению к ним, рост социального сиротства влекут за собой резкие формы асоциального поведения…

Современное развитие средств массовой информации и коммуникаций, введение конституционного запрета на цензуру резко расширили и преобразили информационное поле, в котором происходит воспитательный процесс. В условиях высокой доступности информации и материалов, распространяемых через прессу, телевидение, радио, Интернет и др., на детей и молодежь обрушивается поток низкопробной продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, насилие, преступность, проституцию, наркоманию, секс…

Но главной проблемой сегодняшнего дня является отсутствие государственной стратегии в вопросах воспитания детей и молодежи, что становится существенным сдерживающим фактором в развитии наметившихся положительных тенденций. Государство несет ответственность за состояние воспитания детей также, как и за реализацию прав человека и гражданина, а это предполагает необходимость разработки и реализации государственной политики в области воспитания подрастающих поколений (8; с.10–11).

В числе причин формирования девиантного поведения у детей в Программе также отмечаются: возрастание роли этнического фактора, в ряде случаев порождающего межнациональную напряженность; невостребованность государством в полном объеме социально-педагогического потенциала молодежных и детских объединений, как важнейшего фактора социализации молодежи; ослабление воспитательной деятельности образовательных учреждений, их недостаточная материально-техническая и учебно-методическая оснащенность, недостаточность условий для организации досуговой деятельности молодежи, межведомственная разобщенность в осуществлении социального воспитания подрастающего поколения.

В социально-педагогической и психологической литературе (С.А.Беличева, М.А.Галагузова, Мустаева Ф.А. и др.) выделяются также:

- биологические (наследственные) факторы - психофизиологические и анатомические особенности детей, затрудняющие их социальную адаптацию (отклонения органического характера; внешняя непривлекательность ребенка, часто вызывающая негативное отношение со стороны окружающих и ответную его защитную реакцию);

- психологические факторы (наличие у детей психопатологии или акцентуации отдельных черт характера, особенности подросткового возраста и др.).

Рассмотренные предпосылки и причины девиантного поведения лежат в основе концепций, теорий девиаций. В социально-педагогической литературе (Галагузова М.А.) рассматриваются биологическая, психологическая и социологическая теории девиаций.

Сторонники биологической теории (Ч.Ломброзо, У.Х.Шелдон и др.) доказывают связь криминального поведения с биологическими особенностями человека. Так, например, Ломброзо считает, что такие характерные особенности человека как выступающая нижняя челюсть, пониженная чувствительность к боли являются показателями его склонности к преступлениям. По мнению представителей биогенетической ориентации, индивидуальное развитие человека – это реализация конкретной генетически заданной программы, определяющей целостное его становление, в том числе и поведения. В.М.Русалов обнаружил ценный ряд врожденных программ поведения, отличающихся у разных людей в соответствии с морфологическими особенностями их организма. Им выявлено 12программ мужского поведения; программы, определяющие продолжительность сохранения детских форм поведения и др. (6; с.39–40). В настоящее время сторонники данной концепции не отрицают значимость социокультурной ситуации для развития конкретного человека, но, с их точки зрения прежде всего генотип детерминирует его чувствительность к тем или иным влияниям факторов среды.

В психологических и психиатрических концепциях предусматривается связь девиантного поведения человека с его личностными факторами. Согласно концепции преступникам свойственны определенные психологические черты (агрессивность, эгоцентризм, стремление к самоудовлетворению своей психологической потребности в оправдании своих поступков и др.), отличающие их от законопослушных граждан.

Социологическая (социогенетическая) теория включает несколько направлений. По мнению сторонников одного из направлений (теория научения) в процессе своей адаптации человек получает и усваивает информацию о социальных ценностях, ролевом поведении, социальных позициях и т.д. Преодолевая трудности, существующие в виде противоречий между культурой социума, субкультурой и культурой его конкретного носителя, человек определяет нормы, правила, способы своей жизнедеятельности, не всегда соответствующие принятым в обществе ценностям. Как отмечает М.А.Галагузова, «ребенок в процессе социализации должен овладеть наиболее значимыми для него ролями, но если этот процесс нарушен, может начать работать компенсаторный механизм. Ребенок все равно будет овладевать ролями, но уже не социальными, а антисоциальными» (11; с.223).

Cегодня для социально-педагогической теории и практики актуальны персоналистская и историко-эволюционная, а также медицинские теории. Согласно первой теории развитие человека – это процесс сознательной реализации им врожденной специфической человеческой активности, «духовного стремления» (по К.Д.Ушинскому). Для реализации личностной активности в процессе социализации в обществе, социальных институтах должны быть созданы соответствующие условия, в противном случае человек начинает искать возможности для проявления своей активности во внеинституциональной, часто асоциальной среде.

Историко – эволюционная теория рассматривает развитие человека как процесс преобразования и воспроизводства им общественно-исторического опыта, культуры человечества и своих собственных свойств (физических данных, психофизиологических систем, темперамента, знаний, статусов, ролей и т.д.), как процесс со-действия с другими людьми и с собой. Со - действие с другими людьми ведет ребенка к принятию норм поведения от подражания к самоконтролю поведения. «Образ жизни окружающего ребенка социально-предметного мира предоставляет ему потенциальные возможности для развития. Реализуются же эти возможности в той мере, в какой сам ребенок воспринимает ценности, нормы, мотивы, выработанные обществом, как субъективно значимые, как цель, ради которой он живет…» (6; с.42).

Медицинские теории сегодня рассматривают «патологические» варианты девиантного поведения. В них такие формы девиантности, как суицид, формы наркотизма, сексуальные девиации, к которым относится и проституция, проявляются благодаря различного рода психическим расстройствам.

Проблема девиантного поведения рассматривается различными школами и направлениями исследований в рамках таких понятий, как «отклоняющееся поведение», «делинквентное (криминальное) поведение», «аутоагрессивное поведение», «аддиктивное поведение», «асоциальное (антидисциплинарное) поведение», «антисоциальное поведение», «педагогически запущенные дети» и т.д. В каждом случае они характеризуются системой поступков или отдельными поступками, противоречащими принятым в обществе правовым и нравственным нормам, но отличающимися по силе, направлению и характеру социально не одобряемого поведения. В соответствии с этим в исследованиях ученых выделяются следующие виды девиантного поведения:

- уклонение от учебной и трудовой деятельности;

- систематическое пребывание в антиобщественно настроенных неформальных группах;

- антиобщественные насильственные действия;

- антиобщественные действия сексуального характера;

- злоупотребление алкоголем;

Употребление наркотических и токсических веществ;

- уходы из дома, бродяжничество;

- азартные игры (1, 9) и прочие виды отклоняющегося поведения, к которым сегодня относятся национализм, экстремизм, суицидальное поведение, психологические виды насилия в семье, школе, социуме.

Обобщение опыта профилактической деятельности социально-педагогических учреждений, изучение научных трудов ученых в этом направлении позволяют актуализировать значимость целостной профилактической деятельности с детьми разных категорий. Под профилактикой понимается система научно обоснованных и своевременно предпринимаемых действий, направленных на предотвращение возможных физических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов групп риска, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей (5;с. 143). Учеными выделяются уровни профилактической деятельности:

- решение социально-экономических, культурных и других задач общегосударственного масштаба по более полному удовлетворению материальных и духовных потребностей людей;

- меры по педагогической ориентации ифраструктуры микросоциума, направленные на оздоровление микросоциума;

- индивидуальная воспитательно-профилактическая работа, направленная на предупреждение и коррекцию противоправных действий и отклонений отдельных лиц (5; с.143).

В социально-педагогической практике применяются следующие виды профилактической деятельности:

Первичная профилактика – комплекс мер (их своевременность, полнота и систематичность), целью которых является предотвращение негативного воздействия негативных факторов, способствующих формированию отклоняющегося поведения у молодежи.

Вторичная профилактика – комплекс медицинских, социально-педагогических, психологических, юридических и др. мер, направленных на работу с несовершеннолетними, имеющими девиантное поведение, задачами которых являются: недопущение совершения ими более тяжелых проступков, правонарушений, преступлений; оказание им своевременной социально-педагогической и медико- психологической поддержки в условиях сложной жизненной ситуации, то есть вторичная профилактика предусматривает коррекционную работу. Коррекционно-педагогическая деятельность – специально организуемый с группой детей или отдельной личностью с девиантным поведением педагогический процесс, направленный на сиправление и реконструкцию индивидуальных качеств личности, создание необходимых условий для ее формирования и развития, полноценной интеграции в социум (10; с.133).

Третичная профилактика (реабилитационная работа) – меры социально-педагогического, медико-психологического и юридического характера, целью которых является предотвращение совершения повторного преступления подростками и иными лицами, в том числе освобожденными из мест лишения свободы. Реабилитационная работа предполагает восстановление доброго имени и юридических прав в силу отмены ранее признанной виновности (юридическая реабилитация); потерянных способностей личности (психологическая реабилитация); утраченных социальных функций и связей со средой жизнеобеспечения; самоуважения и жизнерадостности, веры в свои силы, адаптационных способностей, активности личности как субъекта своей жизнедеятельности, своей социальной значимости и на этой основе выстраивание социально-ценных жизненных планов, а также утраченных возможностей, потенциала воспитательного процесса и др. (социально-педагогическая реабилитация); нарушенных функций организма и трудоспособности (медицинская реабилитация) (4; с.26). В социально-педагогической практике обеспечивается целостность профилактической деятельности, включающей все три вида (направления) профилактики, что является условием обеспечения ее эффективности.

Задания для самоподготовки:

1. Охарактеризуйте роль негосударственных организаций в воспитании дезадаптированных детей в дореволюционной России. Обоснуйте актуальность и возможности возрождения направлений их деятельности в современных условиях.

2.На основе изучения хрестоматийных источников раскройте деятельность социальных институтов по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних в советскую эпоху.

3. Определите причины детской преступности в России в разные периоды ХХ века: начало столетия, 20-е годы, 40-е годы, 90-е годы.

4. Охарактеризуйте существующие классификации поведенческих отклонений в молодежной среде.

Задания для обсуждения:

1. Раскройте сущность понятий «девиантное поведение», «делинквентное поведение», «антисоциальное поведение», «педагогически запущенные дети», «трудные дети», определите логическую и процессуальную связь между ними.

2. Выявите отличия теорий девиации. Определите свое отношение к ним.

Включаемся в профессиональную деятельность:

1. Охарактеризуйте опыт отечественных педагогов, деятельность которых носила профилактический, корреционно-реабилитационный характер. Обоснуйте их актуальность для совершенствования профилактической деятельности социального педагога с детьми девиантного поведения в настоящее время.

2. На основе изучения существующих моделей разработайте модель профилактической деятельности с детьми девиантного поведения.

Темы рефератов:

«Взаимосвязь реабилитационной, коррекционной и специальной педагогики».

«Тенденции и причины развития отклоняющегося поведения детей в современной России».

«Особенности призрения детей в Древней Руси и Русском государстве».

«Возможности использования опыта общественных организаций дореволюционной России по работе с дезадаптивными детьми в современной воспитательной и образовательной практике».

«Виды социальных отклонений детей и модели профилактической деятельности».

Литература:

1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии.- М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1993.

2.Воспитание несовершеннолетних с девиантным поведением: история, теория, опыт. Учебно-методическое пособие для студентов вузов {А.А.Романов и др.}; под ред. А.А.Романова, С.А.Завражина; Ряз. Гос. Ун-т им. С.А.Есенина.- Рязань,2006.

3. Гордеева А.В. Реабилитационная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. – М.: Академический проект; Королев: Парадигма, 2005.

10. Социальная педагогика: Курс лекций /Под общей ред. М.А.Галагузовой.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

4. Загвязинский В.И., Зайцев М.П., Кудашов Г.Н., Селиванова О.А., Строков Ю.П. Основы социальной педагогики: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей /Под ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2002.

5. Максакова В.И. Педагогическая антропология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.

6. Морозов В.В. Антология реабилитационно-педагогического опыта: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей, - М.: Академический проект; Королев: Парадигма, 2005.

7. Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 гг.: Документы Министерства образования Российской Федерации. – Н.Новгород, Департамент образования и науки администрации Нижегородской области, 1999.

8. Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков: Интегративная социально-педагогическая деятельность учреждений дополнительного образования и общеобразовательной школы: Учебное пособие //Под ред. А.Б.Фоминой.- М.: Педагогическое общество России, 2003.

9. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. уче. Заведений /Авт.-сост. Л.В.Мадахаев. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

 

-

 

 

-

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 480; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.