Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Включаемся в профессиональную деятельность 6 страница




- духовность (общечеловеческая исходная потребность человека в ориентации на высшие ценности);

- креативность (способность к созданию нового во всех сферах своей жизнедеятельности);

- целостность (в человеке взаимосвязаны разум и чувства, эмоции и интеллект, рациональное и иррациональное бытие, каждый человек всегда проявляет себя одновременно как организм, личность и индивидуальность);

- противоречивость (человеку свойственно жить одновременно и по рациональным законам, и по законам совести, добра, красоты, а они часто не совпадают и противоречат друг другу; развитие человека подчиняется определенным закономерностям, но не менее велико значение случайностей, поэтому его результат не может быть полностью предсказуемым).

Пути реализации данного принципа:

- организация социально-педагогической деятельности в соответствии с законами и закономерностями развития и воспитания человека;

- изучение и учет в социальном воспитании не только видовых, возрастных и индивидуальных особенностей, но и ближайших и перспективных возможностей его развития;

- при целеполагании и определении средств достижения целей развития каждой личности учитывать ее индивидуальные возможности, возможности самой природы в их реализации.

Принцип индивидуальной обусловленности (индивидуального подхода) основывается на идее о том, что развитие человека требует особых подходов (дифференцированного и акмеологического) в социально-педагогической деятельности, обеспечивающих наиболее полную реализацию индивидуального потенциала каждого воспитуемого, взрослого человека, достижение ими в этом процессе наиболее высокого уровня социальной зрелости. Акмеология (пик, вершина, высшая ступень чего-либо) – наука о более полном индивидуальном развитии взрослого человека, достижении им вершины социальной зрелости как гражданина, специалиста, профессионала.

Пути реализации принципа индивидуальной обусловленности воспитания, дифференцированного и акмеологического подходов:

- систематическое и всестороннее изучение особенностей, возможностей, характера поведения разных категорий детей и взрослых, их социального окружения, условий; специфики их социализации, характера освоения ими социальных ролей;

- дифференцированное социально-педагогическое сопровождение их гражданского, профессионального становления с учетом индивидуальных способностей, интересов, притязаний, уровня социализированности, а также, требований, возможностей макро- и микросоциума;

- определение динамики изменения в индивидуальном социальном (в том числе профессиональном) развитии каждого из них.

Дифференциация социального воспитания также требует также реализации гендерного подхода, предусматривающего формирование у детей (девочек и мальчиков) отношения к жизни, стиля, образа жизни в соответствии с их половозрастными особенностями (темпами, уровнем полового созревания, определенными эталонами мужественности, женственности, которые имеют специфику в различных этносах, регионах, возрастных и социальных группах).

Как отмечают ученые (И.С.Кон, А.В.Мудрик, Р.Сабирова, Л.В.Штылева, Н.Ю.Флотская), в современных условиях педагогика в целом и воспитание нуждаются в осмыслении своих позиций в вопросах поло-ролевой социализации подрастающего поколения, так как, с одной стороны воспроизводимые социальными институтами жесткие стандарты в отношении мужественности и женственности становятся объективным препятствием в процессе освоения социальных ролей (формируют представление о различном ролевом предназначении мужчин и женщин), с другой стороны, игнорирование гендерного подхода в социальном воспитании приводит к «нейтрализации полов», феминизации мальчиков и маскулинизации девочек, что и обнаруживается в их поведении, отношениях, ценностных ориентациях и образе жизни. Поэтому целью гендерного подхода в социальном воспитании является преодоление тех гендерных стереотипов, установок, которые мешают полноценной поло-ролевой социализации мальчиков и девочек; создание условий, способствующих проявлению и позитивному становлению индивидуальных маскулинных, феминных и андрогинных черт; относительно безболезненному приспособлению порастающего поколения к реалиям полоролевых отношений в обществе; эффективному полоролевому обособлению в социуме /5,с. 15-19/.

«Сущность гендерного подхода в воспитании заключается в том, что он являет собой индивидуальный подход к проявлению гендерной идентичности и полагает, что гендерная идентичность не является единообразной для всех мужчин и женщин в рамках своего пола и признает множественность и пластичность гендерных отношений» / 1, с.95/.

Принцип гуманизма требует:

- признания ценности, социального значения каждого человека как личности, его права на свободу, счастье, защиту и охрану жизни, здоровья в процессе его социализации и социального воспитания, что в свою очередь является условием реализации аксиологического подхода в педагогической деятельности;

- целенаправленного создания гуманных условий, которые соответствуют наиболее полной реализации индивидуальных способностей, возможностей воспитуемых, способствуют их развитию, самореализации, самосовершенствованию и не допускают саморазрушения личности.

Гуманизм не должен допускать гиперопеку и вседозволенность. Реализация данного принципа имеет специфику относительно воспитания трудновоспитуемых, педагогически запущенных детей и детей с девиантным поведением, которая заключается в необходимости создания для них жестких, но жизненно необходимых условий, способствующих их наиболее полному и целесообразному развитию, воспитанию и самореализации, проявляя при этом милосердие (3, с.23).

В современной педагогике аксиологический подход выступает как ее методологическая основа, определяющая систему педагогических взглядов, в основе которых лежит понимание и утверждение ценности не только человека и его жизни, но и воспитания, образования и социально-педагогической деятельности, как процессов, способствующих формированию каждой личности с учетом социального заказа и индивидуальных ее возможностей.

С идеей гуманизма (гуманистической направленности педагогического процесса) тесно связан рассматриваемый в социальной педагогике принцип центрации социального воспитания на развитии каждого человека исходя из признания приоритета личности. Социальное воспитание, воспитательные учреждения, организации в соответствии с этим принципом рассматриваются как средства развития личности. Ведущие пути реализации данного принципа: определение цели, содержания социального воспитания с учетом возможностей каждой личности; целенаправленное создание условий на общественно-государственном, регионально-муниципальном, локальном уровнях, направленных на развитие каждого человека. При его реализации ограничение приоритета личности возможно лишь настолько, насколько оно необходимо в целях обеспечения защиты прав и свобод других людей. Поэтому важным методологическим ориентиром в деятельности социального педагога является принцип гармоничного сочетания личностных и общественных целей социального воспитания и социализации. Он предусматривает необходимость учета общественно-государственных целей (социального заказа) и особенностей индивидуальной природы человека, его возможностей при целеполагании, определении содержания, форм, методов, технологий социального воспитания.

б) субъектный фактор, обуславливающий своеобразие профессиональной деятельности в зависимости от уровня профессиональной компетентности социального педагога; определяющий активную роль воспитуемого, его субъектность в социально-педагогическом процессе. К данной группе относятся: принцип личностной обусловленности процесса и результатов воспитания, принцип взаимосвязи профессионализма и эффективности деятельности социального педагога; принцип субъектности, организации активной жизнедеятельности воспитуемого

Принцип личностной обусловленности. Деятельность каждого социального педагога имеет личностную особенность (индивидуальный стиль), личностное содержание в зависимости от его отношения к профессиональной деятельности, социуму, воспитуемым; уровня общей культуры, профессиональной компетентности, что в свою очередь определяет позицию воспитуемых, их родителей и др. относительно его личности и профессиональной деятельности, его авторитет. Высококвалифицированный специалист, опираясь на теорию и практику социального воспитания, активно использует традиционные и инновационные технологии, вносит в их содержание изменения, значимые для совершенствования социально-педагогической деятельности с разными категориями населения. Творческая деятельность социального педагога индивидуальна, личностно обусловлена, ее результаты определяются педагогическим мастерством специалиста, своеобразием его личности, индивидуального стиля.

Реализация данного принципа предусматривает необходимость повышения уровня профессиональной культуры социального педагога; проявления им активности, творчества, самостоятельности и инициативы в проектировании, планировании и организации социального воспитания, опираясь на методологические знания, положительный опыт социально-педагогической деятельности и смело реализуя свой индивидуальный, профессионально значимый стиль воспитательной работы; поддержку своих коллег в их индивидуально-творческом процессе, корректную, научно обоснованную оценку, анализ их инноваций, сотрудничество с ними, что является основой стимулирования профессионального самосовершенствования субъектов всего педагогического коллектива; изучение, анализ, оценку характера, достоинств, недостатков индивидуального стиля деятельности педагогов в учреждениях и организациях.

Принцип взаимосвязи профессионализма и эффективности социально-педагогической деятельности социального педагога. Значимость принципа общеизвестна: чем выше уровень профессионального мастерства социального педагога, который определяется соответствующей компетентностью, общей культурой, личностными качествами, внутренней потребностью реализовать задачи социального воспитания, и богаче опыт работы, тем выше результаты его деятельности.

Пути реализации принципа: проявление ответственного отношения к своей профессиональной подготовке в условиях вузовского образования; систематическое самообразование на основе углубленного освоения теории и практики социального воспитания, социально-педагогической деятельности; активное участие в научно-методической деятельности; систематическая объективная оценка качества профессиональной деятельности каждого специалиста, стимулирование его стремления к качественным показателям в ней.

Принципы субъектности позволяют рассматривать человека как активного субъекта социального воспитания, способного к актуализации своей роли и значимости в этом процессе, системе межличностных отношений; готового познать особенности социальной среды, совершенствовать ее, проявлять инициативу, самоорганизацию и самостоятельность в преодолении жизненных трудностей, целенаправленно создать условия для самостоятельного преодоления неблагоприятных воздействий окружающей социальной среды.

В) средовой фактор, определяющий специфику субъект-объектного взаимодействия в социально-педагогической деятельности в зависимости от особенностей социальной среды и характера ее влияния. В процессе своей профессиональной деятельности социальный педагог использует позитивное влияние, минимизирует негативное воздействие средовых факторов, т.е. осуществляет работу по педагогизации социума.

В этой группе наиболее важными являются принципы культуросообразности; социальной ответственности общества за удовлетворение потребностей человека в творчестве, общении, приобретении опыта жизнедеятельности; дополнительности; расширения социальных связей и отношений с окружающим миром, нравственного обогащения социальной среды, социального закаливания и др.

Обосновывая значимость принципа культуросообразности, А.Дистервег отмечал, что в воспитании необходимо принимать во внимание время и условия места проживания человека, всю современную культуру в широком и всеобъемлющем смысле слова, в особенности культуру страны, являющейся родиной учащихся. Культуросообразность С.И.Гессен рассматривал как единство школы с обществом, предмет областной педагогики, который необходимо разрабатывать. В соответствии с современной трактовкой данной идеи в педагогике социальной воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры, строиться в соответствии с ценностями, нормами, условиями, традициями конкретных национальных и региональных культур.

Принцип дополнительности в социальной педагогике был предложен В.Д.Семеновым для обеспечения межведомственного подхода в социальном воспитании. Применение данного принципа позволяет выявлять и использовать возможности природных и социокультурных факторов, различных социальных институтов в социальном воспитании, социализации; корректировать, компенсировать социальные неблагоприятные обстоятельства, влияющие на социализацию различных категорий населения; рассматривать воспитание как совокупность взаимосвязанных процессов семейного, религиозного, общественного, адаптационно-коррекционного воспитания, что ведет к отказу от школоцентризма, как создание условий для реализации диапазона существующих интересов всех категорий детей, их обогащения и возвышения.

Принцип расширения социальных связей и отношений с окружающим миром предполагает обогащение сферы социального взаимодействия подрастающего поколения; развитие системы социальных отношений в разных сферах жизнедеятельности, определение (самоопределение) своей роли в ней; защиту, социально-педагогическую поддержку в процессе его взаимодействия с факторами, институтами социализации.

Принцип нравственного обогащения социальной среды - это постоянное внесение в жизнедеятельность разных категорий детей общечеловеческих ценностей, нравственных норм, образцов культуры; расширение, углубление их нравственных убеждений, привычек, социально одобряемого опыта; стимулирование, побуждение к нравственным поступкам; включение самих детей в активную деятельность по нравственному обогащению среды.

Принцип социального закаливания требует формирования у молодежи готовности к преодолению жизненных трудностей путем создания условий для собственного поиска способов преодоления неблагоприятных воздействий окружающей социальной среды, самооценки своих возможностей в процессе выбора способов поведения, самостоятельного освоения различных социальных ролей.

Реализация социально обусловленных принципов в современных условиях социализации молодежи должна способствовать «образованию в человеке такого характера, который противостоял бы напору всех случайностей жизни, спасал бы человека от вредного, растлевающего влияния и давал бы ему возможность извлекать отовсюду только добрые результаты» (К.Д.Ушинский); «приготовить нас воспитанием к внутренней борьбе, неминуемой и роковой, доставив нам все способы и всю энергию выдерживать неравный бой», «сделать нас людьми, воспитать не негоциантов, моряков, солдат, юристов, но людей и граждан» (Н.И.Пирогов).

г) содержательно-технологический фактор, определяющий принципы, касающиеся содержательного и технологического компонентов социального воспитания. К ним относятся:

- направленность воспитания на решение задач разностороннего гармоничного развития личности, на ее самореализацию, самоутверждение в социуме, системе социальных отношений; ориентация на ценностные отношения;

- связь воспитания с жизнью, социокультурной средой;

- комплексность, целостность воспитания (принцип целостного подхода);

- педагогическое руководство в сочетании с самостоятельной деятельностью, активностью воспитуемых;

- воспитание в труде;

- воспитание в коллективе и через коллектив;

- опора на положительное в личности ребенка;

- единство потребностно-мотивациооной сферы, сознательности и активности ребенка в педагогическом процессе;

- обеспечение радости успеха в процессе социально-педагогической деятельности;

- систематичность и последовательность;

принципы дифференцированного, синергетического, системного подходов и др. Они

подробно рассматриваются в курсе «Педагогика».

В педагогике установлены следующие требования к принципам социального воспитания:

1. Обязательность применения всех принципов в социальном воспитании.

2. Комплексность предполагает одновременное, а не поочередное и изолированное их применение на всех этапах социально-педагогического процесса.

3. Равнозначность. Принципы воспитания как общие фундаментальные положения, обеспечивающие эффективность социального воспитания, равнозначны, среди них нет основных и второстепенных.

4. Взаимообусловленность. Применение одних принципов социального воспитания в обязательном порядке обуславливает реализацию других.

Задания для самоподготовки:

1. Определите взаимосвязь закона, закономерностей, принципов и правил социального воспитания.

2. Раскройте сущность основных закономерностей и принципов социального воспитания.

3. Составьте схему принципов воспитания в соответствии с их принадлежностью к определенным группам.

Задания для обсуждения:

1. Охарактеризуйте социальное воспитание через описание его принципов, освоенных вами в процессе изучения общей педагогики (обусловленных содержательно- технологическим фактором).

2. Обоснуйте значимость требований к принципам социального воспитания для практики деятельности социального педагога.

Включение в профессиональную деятельность:

1. В Кодексе профессиональной этики особо выделены такие ценности социальной работы, как человеческое достоинство и толерантность, социальная справедливость и гуманизм, компетентность, социальная активность и гибкость. Определите пути реализации данных ценностей в вашей профессиональной деятельности через принципы социального воспитания.

2. На основе изучения и анализа опыта работы социальных педагогов определите пути реализации принципов социального воспитания в их профессиональной деятельности с детьми разных категорий.

Темы рефератов:

«Принцип целостности и пути его реализации в социально-педагогической деятельности».

«Педагогические условия реализации гендерного подхода в социальном воспитании».

«Взаимообусловленность акмеологического и аксиологического подходов в социально-педагогической деятельности».

Литература:

1. Актуальные проблемы социального воспитания: Сборник научных статей и материалов Всероссийской научно-практической конференции, г. Ульяновск, 16-17 мая 2006 г. / Под ред. Н.Н.Никитиной. – Ульяновск: УлГПУ, 2006.

2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Акакдемия», 2003.

3. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник.- М.: Гардарики, 2005.

4. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику: Учеб пособие для студентов. - М.: Институт практической психологии, 1997.

5. Мудрик А.В. О полоролевом (гендерном) подходе в социальном воспитании // Воспитательная работа в школе, - 2003. - №5, - с. 15 – 19.

6. Никитин В.А. Понятие и принципы социальной педагогики. – М., 1996.

7. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Авт.- сост. Л.В.Мардахаев.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.

8. Социальная педагогика /Под ред. В.А.Никитина.- М.,2000.

 

ЛЕКЦИЯ 12. Содержание, формы, методы, средства социального воспитания

 

  Характер средств должен быть таков, как характер цели, только тогда «средства могут вести к цели. Дурные средства годятся только для дурной цели». Н. Чернышевский

 

1. Сущность понятий «содержание», «методы», «средства» социального воспитания.

2. Уровни определения и реализации содержания, методов, средств социального воспитания.

3. Содержание воспитания как компонент педагогического процесса

4. Формы, методы, средства социального воспитания, их характеристика.

 

Социальное воспитание на практике реализуется на уровнях разных масштабов (социально-пространственных полей):

- на федеральном уровне (социализация, социальное воспитание, социальное формирование и развитие людей, социальная политика в области воспитания, социальное право (нормативная база воспитания), социальные аспекты экономики как ресурсное обеспечение воспитания как явления);

- на региональном уровне (социальное воспитание, региональная социальная политика в

области воспитания, социальное право субъектов федерации (региональная нормативная база социального воспитания); региональные концепции и модели социально-педагогической деятельности);

- на территориальном уровне (территориальные программы социального развития и воспитания людей, планы развития социальной, в том числе воспитательной, сферы конкретной территории, социальная ориентация экономического развития территории как ресурсная база социально-воспитательной деятельности);

- на муниципальном уровне (муниципальные социальные и социально-педагогические институты воспитания, муниципальные модели организации воспитательной деятельности, муниципальные экономические программы социально-воспитательной ориентации);

- на институциональном уровне (модели воспитательной и социально-педагогической деятельности конкретных институтов инфраструктуры социума);

- на межведомственном, межинституциональном и межорганизационном уровнях (межведомственные модели взаимодействия в решении социально-воспитательных задач различного характера в социуме);

- на внутрисемейном уровне (воспитательный потенциал семейных традиций, обычаев и привычек, уклад семейной жизни);

- на индивидуальном уровне (воспитание и самовоспитание как интериоризация внешних социальных воздействий всех вышестоящих уровней) (4; с.25-26).

На всех уровнях содержание, формы, методы социального воспитания имеют свою специфику.

Е.В.Бондаревской воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность педагогов по созданию системы жизнедеятельности детей и воспитательный процесс как овладение ребенком ценностями и смыслами, обретение им ранее отсутствующих свойств, качеств, жизненных позиций. «Соответственно следует различать содержание воспитания как компонент воспитательного процесса и содержание воспитательной деятельности как ее предметную основу» (1; с.124).

В содержание социального воспитания как его предметной основы (что должно быть освоено подрастающим поколением?) входят: «знание об общественных ожиданиях, касающихся социально-востребованных личностных характеристик и проявлений, эмоциональных и поведенческих реакций, отношений, связанных с понятием «воспитанность»; знание о культурных нормах и стереотипах поведения на уровне цивилизационных, национальных, региональных, «локальных» традиций и обычаев.

К ним примыкает круг умений и навыков, обеспечивающий воплощение этих знаний на практике, а также многообразный опыт деятельности, выражающий определенное ценностное отношение человека к действительности. Это эмоциональный, поведенческий, рефлексивный опыт, опыт волевых усилий и поступков, опыт продуктивной деятельности и общения в составе разномасштабных организаций и человеческих общностей…Представляется возможным сформулировать принцип персонализации содержания воспитания, отвечающий объективной необходимости его ориентации на действительную проблематику жизнедеятельности и актуальное состояние воспитанности конкретных людей» (1;с.126 -127). Таким образом, «в структуре содержания воспитания должны быть представлены: ценности, нормы, эмоционально-чувственный опыт, опыт ценностных и межличностных отношений, опыт социального (ролевого) поведения, опыт совместного бытия, опыт рефлексии…Воспитанному человеку мало знать нормы или правила жизни и уметь о них рассказать. Основным критерием воспитанности служат поступки человека, характер отношений, которые он создает вокруг себя в контексте определенного социокультурного опыта. Поэтому речь идет не о прямом усвоении, а о присвоении и воплощении содержания воспитания в системе жизнедеятельности»(1, с.147)

Основными источниками содержания воспитания в этом смысле являются: культура (культура человечества, национальная культура, культура региона, учреждения, семьи, социальной группы); социально-психологические эталоны, стандарты, стереотипы поведения, ритуалы, выступающие в роли своеобразных нормирующих алгоритмов; социальный опыт (И.А.Колесникова, Н.М.Борытко, С.Д.Поляков, Н.Л.Селиванова), а также сам педагогический процесс.

Содержание воспитания как компонент социально-педагогической деятельности отражает ее цели, задачи и направлено на их достижение. Это содержательный аспект деятельности социально-педагогических учреждений и социального педагога как субъектов социального воспитания. Традиционно в отечественной педагогике в содержании воспитания выделяют такие направления работы, как умственное, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, экономическое, экологическое воспитание, взаимосвязанные в целостном социально-педагогическом процессе. В связи с усложнением требований к социальному воспитанию, разработкой разнообразных концепций воспитания, определились вариативные подходы к рассмотрению его содержания (см. тему «Концепции социального воспитания»).

В соответствии с Государственным образовательным стандартом содержание профессиональной деятельности социального педагога должно быть направлено на личностное и социальное развитие обучающихся; обеспечение их успешной социализации; формирование общей (базовой) культуры личности; содействие осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; гармонизация социальной сферы образовательного учреждения, охрана жизни и здоровья подрастающего поколения; защита прав и свобод детей, предусмотренных Конвенцией о правах ребенка; систематическое повышение своей профессиональной квалификации; участие в деятельности методических объединений и в других формах методической работы; осуществление связи с родителями (лицами, их заменяющими). В стандарте также выделены виды деятельности (социально-педагогическая, учебно-воспитательная, развивающая, культурно-просветительная, научно-методическая, организационно-управленческая), имеющие специфику в свом содержании, но в комплексе определяющие целостное содержание социального воспитания, осуществляемого социальным педагогом. Данные виды деятельности предусматривают выполнение им множества профессиональных функций (диагностической, прогностической, научно-исследовательской, проектировочной, коммуникативной, посреднической, коррекционно-реабилитационной, предупредительно-профилактической, правозащитной, эмоционально-стимулирующей, функцию социального контроля), содержание которых также имеет свою специфику.

Сложность содержания деятельности социального педагога по воспитанию подрастающего поколения заключается и в том, что оно включает содержательные аспекты взаимодействия не только с конкретными детьми, их родителями, социальными группами с учетом специфики функционирования разных типов социально-педагогических учреждений, но и работу с социумом, его педагогизацию.

Реализация содержания социального воспитания предусматривает использование социальным педагогом комплекса форм, методов, средств. При их выборе необходимо придерживаться педагогического требования смысловой и эмоциональной их адекватности целям и содержанию.

Педагогическим сообществом накоплено множество форм, методов социального воспитания. Но непрерывное усложнение задач социального воспитания требуют совершенствования традиционных и внедрения новых форм, методов, средств их решения. В разных вариантах типологии форм социального воспитания выделяются мероприятия, воспитательные (коллективные творческие) дела, педагогические события, ритуалы, праздники, ключевые дела, игры и др. Формы отличаются друг от друга по времени их подготовки и проведения (кратковременные, продолжительные, традиционные); субъекту организации (инициаторами являются или педагоги, или учащиеся, или родители, или деятельность организуется на основе сотрудничества); результатам (информационный обмен; выработка общего решения, мнения; общественно-значимый продукт); количеству участников (массовые, индивидуальные, групповые).

Индивидуальные формы: беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями как форма общения и др.

Групповые формы работы: деятельность советов коллективных воспитательных дел, творческих групп, органов самоуправления, кружковая деятельность, коррекционно-реабилитационная групповая работа, волонтерская деятельность и т.д.

К коллективным формам работы относятся:

Мероприятия – организованные воспитателями массовые формы работы (лекция, митинг, концерт, линейка, собрание, диспут, беседа, встречи с выпускниками, участниками войны и т.д., которые призваны оказывать на воспитуемых прямое педагогическое воздействие. Часто педагогическая эффективность мероприятий снижается благодаря тому, что в них активное участие принимают немногие, выполняющие заданные сверху функциональные роли, остальные участники – пассивны, являются просто «слушателями».

Воспитательное дело (коллективное творческое дело) – основополагающий элемент макаренковской коммунарской методики, адаптированный И.П.Ивановым к условиям жизнедеятельности современных социально-педагогических учреждений. По мнению автора КТД «воспитание можно осуществить успешно только в общем деле: вместе улучшая окружающую жизнь, вместе думая над тем, как это сделать». Воспитательное дело (коллективное творческое дело) направлено на решение значимых для коллектива (группы) проблем, поэтому при педагогически грамотной его организации активность участников в нем значительна. Этапы его полготовки и проведения: определение и принятие идеи; выделение совета дела, творческое коллективное выполнение, коллективный анализ и оценка, принятие идеи нового дела. Каждый этап требует приложения совместных коллективных усилий; принятия всеми участниками воспитательной идеи «дела», значимой для них, коллектива и всего социума (она должна иметь гуманистическую и альтруистическую направленность, цель); активного участия всех членов коллектива на добровольных началах и на основе реализации своих творческих возможностей в процессе подготовки и проведения коллективного воспитательного дела.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 468; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.