КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Включаемся в профессиональную деятельность 7 страница
Событие – «значимая, спонтанно возникшая или специально «сконструированная» ситуация, которая обеспечивает ее участникам своеобразный «психологический прорыв», выход за пределы существующего жизненного опыта. Событие становится принадлежностью субъективного мира вовлеченных в него людей. Совместное событие происходит как встреча духовных миров его участников, которая объединяет их в ценностно-смысловом и эмоциональном отношении на определенном пространстве и вовлекает в переживание включенности в целостность со-бытия» (1, с.167). В контексте воспитательной деятельности можно считать событием только то, «что обеспечивает воспитаннику встречу с реальностью, имеет высокую степень внутренней значимости и (или) новизны для участников педагогической ситуации. Подобную значимость дают осознание преодоления определенного этапа в развитии; ярко выраженный эмоциональный фон происходящего; решение важной проблемы; встреча с удивительно интересным человеком и др.» (1, с. 172). Ритуалы – обряды, исторически сложившиеся социально-нормативные формы упорядоченной системы действий, сложного символического поведения, выражающие определенные социо-культурные взаимоотношения, ценности. Правильно выполненные ритуальные действия (ритуалы,связанные жизнедеятельностью молодежных объединений, проведение государственных, религиозных праздников) оказывают на людей большое воспитательное влияние. Праздники - культурно–эстетические, коллективные формы организации совместной деятельности их участников, отражающие духовные связи между людьми и общие идеальные устремления. «Праздник включает комплекс специфических жизненных, культурных, эстетических проявлений, которые вне его пределов не существуют. Тем самым он способен на время преобразовывать течение обыденной жизни, оставляя участникам яркие впечатления и переживания. Праздники (традиционные, периодически повторяющиеся, разовые; праздники, проводимые в масштабе страны, региона, города, села, семьи, социально-педагогического учреждения, клуба, двора, улицы; праздники, обращенные к памятным или событиям в жизни планеты, страны, этноса, города, клуба; карнавальные праздники и т.д.) – культурно-эстетические, коллективные формы организации совместных действий их участников. «Праздник включает комплекс специфических жизненных, культурных, эстетических проявлений, которые вне его пределов не существуют. Тем самым он способен на время преобразовывать течение обыденной жизни, оставляя участникам яркие впечатления и переживания. Праздники сочетают в себе отдых и развлечения. В любом празднике – народном, политическом, религиозном, профессиональном, семейном – человек в какой-то мере освобождается от повседневных забот, ощущает эмоциональный подъем и получает возможность открытого выражения своих чувств. Праздник – особая жизненная ситуация ребенка, подростка, юноши или девушек, когда без назидательности и упреков они они проходят уникальную практику социального общения» (1;с.168). Огромный воспитательный потенциал праздников выражается и в том, что они создают возможности для самовыражения, творческого личностного самоутверждения молодежи в обществе. Ключевые дела (по В.А.Караковскому) – системообразующие общешкольные дела, охватывающие учебную и внеучебную сферы, через которые интегрируются воспитательные влияния на коллектив и личность школьника. Идея ключевых дел широко практикуется в социально-педагогических учреждениях, работающих в русле построения воспитательных систем. В подготовке (разработке, планировании), проведении и оценке их результатов активное участие принимают педагоги, учащиеся, их родители, выпускники, представители общественности. Они предусматривают педагогически целесообразное взаимодействие людей всех возрастов на основе равноправных, партнерских отношений, имеющее воспитательное значение для каждой возрастной категории. Игра – вид деятельности, форма организации социального воспитания и социализации подрастающего поколения. Игры имеют большое социально-педагогическое значение. Они способствуют развитию ребенка как творческой, самостоятельной, готовой к самореализации личности; тех сторон его психики, от которых в дальнейшем зависит успешность его жизнедеятельности, общения в социуме; являются полигоном для социальных проб, подготовки молодежи к выполнению социальных ролей, конструктивному самостоятельному решению своих личностно значимых проблем и т.д. Общими особенностями всех видов игр являются: свободная развивающая деятельность, доставляющая ребенку удовольствие (процедурное удовольствие); творческий, активный характер участия детей в них (поле творчества); эмоциональная приподнятость деятельности, состязательность, аттракция и т.п. (чувственная природа игр, эмоциональное напряжение); наличие прямых и косвенных правил, отражающих содержание игр, логическую и временную последовательность их развития (8, с. 96). В педагогической литературе (10;с.99-101, 6;с.256-257) выделяются следующие группы игр: игры с готовыми (жесткими) правилами; игры (вольные), правила которых устанавливаются по ходу игры; игры, в которых присутствуют свободная игровая стихия и правила – условия игры, принятые по ходу игровых действий. Все они отличаются по таким внешним (содержание, форма, место проведения, состав и количеству участников, степень регулирования и управления, характер аксессуаров) и внутренним признакам (обособление, подражание, состязание, имитация, импровизация, степень активности). Для деятельности социального педагога значимы группы игр, рассматриваемые С.А.Шмаковым, М.И.Рожковым, Л.В.Байбородовой: - физические и психологические игры и тренинги (двигательные; экстатические, экспромтные игры и развлечения; освобождающие игры и забавы; игротерапия); - интеллектуально-творческие игры (дидактические, трудовые, технические, конструкторские, компьютерные и т.д.); - социальные /социально-ориентирующие/ игры (творческие сюжетно-ролевые, деловые игры); - комплексные игры (коллективно-творческая, досуговая деятельность) (10; с.103, 6; с.256-257). Главный педагогический смысл социально-ориентированных игр – «создание условий для социальных проб детей в имитируемой социальной деятельности, то есть создание ситуаций выбора, в которых ребенок должен найти способ решения той или иной социальной проблемы на основе сформированных у него ценностей, нравственных установок и своего социального опыта» (6, с.257). Требованиями к организации проведению игр являются: их сориентированность не на массу детей, а на конкретного ребенка с его потребностями, интересами, мировоззрением, установками, социальным статусом в различных социумах; использование возможностей, особенностей конкретного социума (семьи, образовательного учреждения, микрорайона), что позволяет ребенку ориентироваться в быстро меняющихся жизненных ситуациях; стимулирование детей к анализу собственных действий, их результатов; оптимальное соотношение управления и самоуправления в процессе подготовки и проведения игры. Операциональная сторона социального воспитания включает в себя следующий понятийный ряд: цель – задачи – содержание – формы – средства – методы и приемы – результат. Следовательно, эффективность воспитания зависит также от условий выбора его средств, методов и приемов. Классификация средств социального воспитания может быть различной в зависимости от положенного в ее основу признака, например: - по характеру воздействия объектов: материальные, в их числе культура; законы; факты, факторы среды воспитания (социально и природной), которые будут подробно рассмотрены в следующей теме; учебная, трудовая, игровая, досуговая деятельность, общение и идеальные (пример, визуальные, аудивизуальные); - по носителю информации (бумажные, слово, магнитооптические /фильмы/, электронные, лазерные, средства массовой информации; - по отношению к технологическому процессу (традиционные /слово, наглядные пособия, музеи театры, библиотеки и т.д./, современные /средства массовой информации, компьютеры, мультимедийные средства/, перспективные /веб-сайты, локальные и глобальные компьютерные сети и др./). Ввиду того, что воспитание предусматривает взаимодействие, сотрудничество педагогов и воспитуемых, под методами воспитания понимаются способы совместной целенаправленной деятельности взрослых и детей, направленные на организацию детской жизни, деятельности, отношений, общения; стимулирование их активности; регулирование поведения. Ученые (И.А.Колесникова, Н.Б.Борытко, С.Д.Поляков, Н.Л.Селиванова, В.А.Сластенин) в структуре метода воспитания рассматривают не только средства, но и позиции участников педагогического процесса и приемы. По их мнению, позиции участников «задают степень активности и функциональные роли каждого из них относительно средств и друг друга…Смысловая линия «средство – воспитанник» в рамках метода может получить разное развитие при целенаправленном использовании разных по степени активности и функциональным ролям позиций. Показатели продуктивности позиции воспитанника и воспитателя по отношению к происходящему в рамках воспитательного процесса расположены в следующих позициях: добровольность-вынужденность, осознанность-неосознанность, активность-пассивность, субъектность-объектность, открытость-закрытость, подлинность-имитация» (1; с. 183). Прием в педагогической деятельности – способ действий в определенных условиях, элемент метода, отдельный, значимый в воспитательном плане, шаг в его реализации. Социально-педагогическая деятельность предусматривает использование множества методов, приемов воспитания, соответствующих ее этапам и логике получения ожидаемого результата в этом процессе: - формирование у воспитанников правильных понятий, оценок, установок, суждений, мировоззрения на основе их информирования и убеждения; - развитие у детей положительной мотивации поведения, стремления, готовности к сознательному улучшению своего поведения на основе стимулирования и организации разнообразных видов деятельности и опыта поведения; - получение информации об эффективности воспитания и самовоспитания, полученной на основе использования диагностических методов. В соответствии с этим в педагогической литературе выделяются следующие группы методов социально-педагогической деятельности: Методы формирования сознания — методы воспитания, направленные на формирование правильных понятий, оценок, суждений, мировоззрения, к числу которых относятся: - Анализ воспитывающих ситуаций — способ демонстрации и анализа путей преодоления моральных противоречий, трудностей, проблем, реально возникающих в тех или иных жизненных ситуациях и конфликтах; способ специального, целенаправленного создания ситуации, в которой воспитаннику предлагается возможность сделать нравственный выбор и на его основе совершить соответствующие поступки. - Беседа — вопросно-ответный, диалоговый способ, предусматривающий активное включение воспитанников к обсуждению и анализу поступков, явлений, процессов и выработки нравственных оценок и поведения в разных сферах социума. - Дискуссия — активный метод, предполагающий коллективное обсуждение какой - либо проблемы или круга вопросов с целью нахождения правильного ответа. Дискуссии формируют умения рассуждать, доказывать, отстаивать свою точку зрения, формулировать проблему, находить способы ее решения и т.д. - Диспут – активный метод воспитания, способствующий мобилизации активности воспитанников для выработки правильных социально и личностно значимых суждений и установок, умения - Конференция — метод коллективного обсуждения книг, спектаклей, фильмов с целью выявления нравственных норм, ценностей, декларированных в произведении, и формирования у воспитуемых определенного к ним отношения. - Лекция — способ последовательного, доступного и научно-обоснованного изложения системы нравственных идей на основе их доказательности, наглядности и т.п. - Пример — метод формирования сознания человека, предусматривающий иллюстрацию личностных идеалов, показ социально одобряемых и личностно-значимых программ, образцов поведения, жизнедеятельности людей. Данный метод основан на склонности детей к подражанию. - Рассказ — небольшое по объему связное изложение (в повествовательной или описательной форме) событий, содержащих иллюстрацию или анализ тех или иных нравственных понятий и оценок. - Объяснение – метод воспитания, предполагающий пояснение, анализ, доказательство и истолкование различных явлений, процессов, происходящих в социуме, характера их влияния на жизнедеятельность, поведение разных категорий населения. Методы организации деятельности и опыта поведения — способы определения, формирования и закрепления в опыте детей положительных способов и форм поведения и нравственной мотивации. Осуществляются посредством поручений, упражнений, создания воспитывающей ситуации, КТД (коллективное творческое дело). Методы стимулирования деятельности и поведения — способы побуждения воспитанников к совершенствованию своего поведения, развития у них положительной мотивации поведения. К ним относятся: - «Взрыв», как метод воспитания, внедренный в социально-педагогическую деятельность А.С.Макаренко. Его сущность заключается в использовании педагогом резкой и неожиданной меры, способной «взорвать», преодолеть ложную позицию воспитанника в возникшей конфликтной ситуации, доведенной до последнего предела. Успешное применение этого метода возможно при безоговорочной поддержке коллектива, высоком мастерстве педагога и крайней осторожности, чтобы не причинить вреда воспитаннику (3; с.81). - Метод естественных последствий — метод воспитания, предложенный Ж.Ж.Руссо и достаточно широко используемый в современной социально-педагогической практике. Его суть заключается в том, что воспитаннику дается возможность ликвидировать последствия своего негативного проступка (насорил — убери, сломал — почини и т. п.). - Наказание — способ торможения негативных поведенческих проявлений личности, порождения чувства вины и раскаяния на основе негативной оценки ее поступков. - Поощрение — метод стимулирования положительных проявлений в жизнедеятельности личности с помощью высокой оценки ее поступков, способствующей порождению у нее чувства удовольствия и радости от одобряемых и признаваемых в социуме усилий и старанний. - Принуждение — способ педагогического воздействия, основанный на активном проявлении воли воспитателя в отношении воспитанников, не обладающих достаточной сознательностью и игнорирующих нормы общественного поведения. К видам принуждения. относятся: составление характеристики на школьника, в которой фиксируются негативные личностные качества, поведенческие проявления и последствия его деятельности; запреты на интересующие воспитанника действия и поступки; его побуждение к «нежелаемому» поведению. - Требование — метод педагогического воздействия на сознание воспитанника с целью вызвать, стимулировать или затормозить отдельные виды его деятельности, поведенческие проявления. Требования бывает непосредственными — прямыми (приказ, запрет, указание) и косвенными (совет, просьба, намек, условие) — и опосредованными, выраженными через актив (инициативную группу) и общественное мнение. Методы контроля и самоконтроля — способы получения информации об эффективности педагогических воздействий. К ним относятся: педагогическое наблюдение, беседа, педагогический. консилиум, опрос, анализ результатов деятельности воспитанников, создание контрольных воспитывающих, социально-ролевых ситуаций, психодиагностика, тренинг, метод обобщения независимых характеристик и др.. Методы самовоспитания — способы, направленные на сознательное изменение человеком своей личности в соответствии с требованиями общества и личностно значимой траектории развития. К ним относятся: самонаблюдение,самоконтроль, самоанализ, самоприказ, самоотчет, самоодобрение, самоосуждение и др.. К самовоспитанию воспитатель ведет воспитанника путем осознания им собственных действий через внешнюю оценку, затем — через формируемую самооценку и потребность ей соответствовать и далее — через деятельность по самовоспитанию и самоусовершенствованию (3; с. 81). В социальном воспитании также используются: Методы коммуникации ненаправленные - это способы, заключающиеся в использовании метафор, историй, сказок, пословиц, поговорок, анекдотов и т. п. с целью уточнения проблемного поля ребенка и оказания ему помощи в выборе и педагогическом сопровождении путей решения проблем. Методы психотерапии – способы психического воздействия на человека с целью его лечения, изменения его отношений к социальному окружению и своей личности. К данной группе методов относятся: арттерапия – терапия средствами искусства (рисунки, лепка, аппликации на свободную тему; совместное разнонаправленное творчество детей и взрослых; анализ и интерпретация произведений искусства и т.д.); библиотерапия – метод воздействия на детей, основанный на использовании содержания литературных источников с целью влияния на их эмоциональное состояние, коррекции поведения и норм жизнедеятельности, расширения социальной компетенции; имаготерапия – метод использования различного рода игр в социально-педагогической деятельности; психодрама (социодрама) - метод, суть которого заключается в вовлечении членов группы в процесс моделирования и проигрывания жизненных ситуаций, в которых они попеременно выступают в качестве исполнителей ролей (актеров и зрителей), что позволяет устранить у них неадекватные поведенческие и эмоциональные реакции, глубже оценить свои возможности, наладить взаимоотношения с другими; танцевальная психотерапия – метод, используемый для снятия эмоционального напряжения; катарсис – метод, основанный на феномене освобождения, очищения личности от травмирующих его эмоций путем рассказа, воспоминаний, сильной эмоциональной разрядки и раскрепощения; моритатерапия – метод, с помощью которого ребенок ставится в положение, вынуждающее его производить хорошее впечатление на окружающих, что помогает ему корректировать свое поведение в дальнейшем; логотерапия – метод лечения смыслом основан на положении о том, что движущей силой развития человека, его поведения является его стремление к поиску и реализации смысла своей жизни. Назначение данного метода заключается в том, чтобы в системе, спектре жизненных смыслов, отражаемых в любой социальной ситуации в рамках семьи, школы, микросоциума, региона, общества в целом, оказать помощь ребенку найти свой смысл, идеал жизни, соответствующие его возможностям, интересам, формировать у него потребность в самоактуализации (3; с.126 – 127); Методы специальные – совокупность методов, приемов, которые используются в социально-педагогической работе с детьми, имеющими нарушения в развитии, и направлены на их индивидуальное, индивидуально-коррекционное, коррекционно-компенсаторное развитие и воспитание, применяемые в разных типах специальных образовательных учреждений с учетом особенностей развития данных категорий детей (7; с. 154). Эффективность форм, методов, приемов и средств воспитания зависит от соблюдения следующих требований к их применению: -адекватность форм, методов и приемов цели и содержанию воспитания; -соответствие конкретным задачам и условиям их реализации; -соответствие возрастным и индивидуальным особенностям воспитуемых, возможностям, особенностям коллектива (группы); -комплексное и оптимальное их применение в целостном педагогическом процессе; -профессиональная компетентность педагога, его готовность к их творческому использованию. Задания для самоподготовки: 1. Охарактеризуйте содержание, формы, методы,предусмотренные изученными вами концепциями социального воспитания. 2. По мнению О.А.Газмана содержание социального воспитания направлено на формирование базовой культуры личности. Что вы понимаете под базовой культурой личности? Охарактеризуйте ее составляющие. 3. Дайте определение понятий «содержание», «формы», «методы воспитания», выявите их взаимосвязь. Задания для обсуждения: 1.Ученые определяют содержание воспитания как освоение системы социальных ролей или как развитие всех сущностных сфер ребенка, его базовой культур; содержание воспитания как компонент социального воспитания или его предметная основа. Охарактеризуйте данные научные подходы и докажите многоаспектность содержания социального воспитания. Какой подход к определению содержания воспитания вы хотели бы взять за основу при составлении программы своей социально-педагогической деятельности? Обоснуйте свой ответ. Включаемся в профессиональную деятельность: 1. На основе изучения «Программы воспитания школьников» Н.Е.Щурковой, разработайте проект программы социального воспитания в клубных объединениях, загородных лагерях отдыха детей и других социально-педагогических учреждениях и организациях, определите методологические основы его разработки и реализации. 2. Познакомьтесь с планом работы социального педагога, классного руководителя, руководителя кружка, секции и т.д. (по выбору), определите на какие концепции и насколько целостно они опирались на них при отборе содержания социального воспитания. 3. Раскройте сущность и особенности методов социально-педагогической деятельности, требования к их применению. Составьте методические рекомендации по их применению. 4. Подготовьте реферат на одну из тем: - Содержание целостного педагогического процесса; - Традиционные и инновационные методы социального воспитания, их соотношение в современном социально-педагогическом процессе; - Формы социального воспитания, их сущность, преимущества и недостатки; - Взаимосвязь методов воспитания в целостном педагогическом процессе Литература: 1. Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, Н.Б.Борытко, С.Д.Поляков, Н.Л.Селиванова; под общ. Ред. В.А.Сластенина и И.А.Колесниковой.- 3-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. 2. Гребенюк О.С. Педагогика индивидуальности. Калининград, 1995. 3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. 4. Липский И.А. Социальная педагогика. Методологический анализ: Учебное пособие, - М., ТЦ Сфера, 2004. 5. Поляков С.Д. Технология воспитания. – М., 2002. 6. Рожков М.И.. Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. 7. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Авт. – сост. Л.В.Мардахаев. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. 8. Социальная педагогика: курс лекций /Под общ. Ред. М.А.Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 9. Титова Е.В. Если знать, как действовать: разговор о методике воспитания.- М.,1993 10. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. – М., 1994. 11. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьников. – М., 1998
ЛЕКЦИЯ 13. Человек как жертва неблагоприятных условий социализации
1. Человек – жертва неблагоприятных условий социализации. Виктимность разных категорий населения. 2 Объективные и субъективные виктимогенные факторы, Социально-педагогические условия их минимизации и устранения. 3.Влияние культуры, исторических традиций, религии и социальных установок на отношение к различным типам жертв неблагоприятных условий социализации 4. Индивидуальная помощь жертвам социализации в различных институтах социального воспитания.
Проблема человека как жертвы неблагоприятных условий социализации не является новой для социальной практики. В российской социальной практике уже давно существовали определенные направления работы (призрение) с детьми-сиротами, с детьми отклоняющегося поведения, в том числе несовершеннолетними преступниками. В современных условиях объектами внимания государства, общества, социально-педагогических учреждений становятся все новые группы людей, которых можно в той или иной мере рассматривать как жертв неблагоприятных условий социализации. Однако, как отмечает А.В.Мудрик, социально-педагогическая практика по оказания помощи разным типам жертв в силу следующих обстоятельств не имеет системного характера: - сравнительно недавнее признание наличия многообразных типов жертв неблагоприятных условий социализации; - недавнее осознание наличия этого явления обществом, конституированием их государством в законодательных актах; - отнесение к жертвам неблагоприятных условий социализации тех категорий людей, которые ранее таковыми не считались; - объективное увеличение многообразия типов жертв в результате кардинальных изменений, происходящих в мире, стране; - отсутствие специальной отрасли знания, ориентированной на исследование и решение проблем, характерных для жертв неблагоприятных условий социализации в целом и специфичных для каждого типа жертв в отдельности (5). Хотя частные вопросы, касающиеся отдельных типов жертв, рассматриваются в социологии, социальной психологии, психиатрии, коррекционной педагогике и др. науках, в настоящее время назрела необходимость развития социально-педагогической виктимологии как самостоятельной отрасли научного знания, направленной: - на изучение развития людей с физическими, психическими, социальными и личностными дефектами на междисциплинарном уровне; - на выявление и разработку общих и специальных принципов, цели, содержания, форм и методов профилактики, минимизации, коррекции тех обстоятельств, вследствие которых человек становится жертвой социализации; - выявление типов жертв неблагоприятный условий социализации, их особенностей и на этой основе разработка социально-педагогических рекомендаций по профилактике превращения людей в жертв социализации. Сегодня социально-педагогическая виктимология (в переводе с латинского означает «жертва», «учение», т.е. учение о жертвах, об их поведении, жизнедеятельности) является отраслью знания, входящая в социальную педагогику как ее составная часть, изучающая различные категории жертв неблагоприятных условий социализации (5;с.189-191). Социализация человека в любом обществе происходит под влиянием благоприятных и неблагоприятных (рисковых, виктимогенных) условий социализации. «Виктимогенность означает наличие в тех или иных обстоятельствах социализации характеристик, черт, опасностей, влияние которых может сделать человека жертвой этих обстоятельств» (5;с.196). Виктимогенные факторы (обстоятельства) носят объективный и субъективный характер. К объективным относятся природно-климатические, экологические условия (неустойчивость климатических условий может негативно отразиться на физическом развитии человека, его здоровье и психике); уровень социально-экономического развития государства, общества (чем выше уровень экономического развития и социальной политики государства, тем выше степень социальной защиты населения и тем меньше возможностей, чтобы стать жертвой неблагоприятных условий социализации); нестабильность в обществе, которая привела не только к экономическим трудностям, но изменениям ценностных ориентаций и жизненных устремлений населения, особенно молодежи; миграции из других стран, из деревни в город, из одного региона в другой регион; катастрофы (природные, техногенные), войны, специфические особенности регионов, конкретных поселений, микросоциумов, которые отличаются экономическими культурными условиями жизни населения, уровнем развития производственной, рекреационной инфраструктуры, социально-профессиональной и демографической ситуацией; группы сверстников, имеющие асоциальный или антисоциальный характер; особенности семей, условия формирования детей в и т.д. Виктимизация во всех этих случаях связана с возникновение не только психических травм и пограничных состояний, но и таких социальных и социально-психологических явлений, как появление «потерянных поколений», т.е. массовой утратой социальной и личностной идентичности, смысла жизни и перспективы, «афганского синдрома», комплекса вины, комплекса жертвы (5; с. 198-199). «Социальные барьеры» в жизненном пространстве ребенка устанавливаются традициями семьи или школы, с помощью личностного авторитета взрослого, его общественного положения и власти. Они действуют опосредованно в области межличностных отношений. Ребенок редко позволяет себе излишнюю поведенческую вольность, если заранее знает, что это огорчит авторитетного для него отца или учителя, рассердит строгого директора» (2;с. 60). В данном случае ребенок рассматривается как жертва влияния социальных барьеров. Но следует помнить, что если целью создания этих барьеров является предостережение детей от пагубного влияния уличной среды, то эти барьеры выступают как профилактические, личностно-смысловые меры, направленные на то, чтобы они не стали жертвами неблагоприятных условий социума. Минимизации последствий влияния объективных неблагоприятных условий отчасти зависит от специальных усилий общества и государства, от его экономической и социальной политики, направленной на защиту и поддержку разных рисковых категорий населения и людей, уже ставших жертвами социализации.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 525; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |