КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Полномочия органов общей компетенции
Принимая правовые акты, включающие нормы права о компетенции определенных органов управления, государство тем самым определяет границы действия органов управления в сфере охраны окружающей среды. Эти органы могут быть классифицированы по нескольким критериям: по содержанию и объему присущих им властных полномочий — на органы общей и специальной компетенции. Общей компетенцией наделены Президент РФ, Правительство РФ, исполнительные органы власти субъектов РФ, органы местного самоуправления. В отдельных работах среди органов общей компетенции упоминается Федеральное Собрание РФ, а также представительные органы субъектов РФ. На наш взгляд, такой подход не оправдан, поскольку представительные органы РФ и субъектов РФ осуществляют законотворческие, а не исполнительно-распорядительные (управленческие) функции. Кроме того, подобная позиция противоречит установленному Конституцией РФ принципу разделения властей. Органы общей компетенции выделены в особый вид органов государственной власти потому, что решение вопросов охраны окружающей среды не является их специальной и единственной функцией, а осуществляется наряду с решением иных государственных задач. Закон об охране окружающей среды не устанавливает четкого распределения экологических управленческих полномочий между федеральными органами исполнительной власти или между органами исполнительной власти субъектов РФ, оставляя детальное распределение таких полномочий другим федеральным законам и иным нормативно-правовым актам. Например, распределение полномочий в сфере охраны окружающей среды между представительными и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, а также возможное наделение экологическими полномочиями специально создаваемых региональных органов оставлено на усмотрение субъектов РФ. Закон лишь определяет перечень вопросов федерального и регионального значения, не исключая при этом возможности взаимного делегирования соответствующих полномочий между органами исполнительной власти Российской Федерации и субъектов РФ. В настоящий момент на федеральном уровне решение экологических задач осуществляется следующими органами общей компетенции. Согласно ст. 80 (ч.2) Конституции РФ, Президент РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина, в том числе и права на благоприятную окружающую среду. Поэтому для нас представляют интерес следующие полномочия Президента Российской Федерации. Во-первых, Президент РФ определяет основные направления внешней и внутренней политики государства, в том числе и экологической политики. В целях ее реализации Президент Российской Федерации утверждает по представлению Правительства РФ систему и структуру органов исполнительной власти Российской Федерации, в которую входят органы государственной власти, решающие вопросы охраны окружающей среды, а также определяет компетенцию некоторых таких органов и назначает их руководителей. Во-вторых, Президент РФ определяет государственную стратегию РФ в области охраны окружающей среды, выступает субъектом законодательной инициативы по экологическим вопросам, подписывает международные документы по вопросам охраны природы и реализации права человека на благоприятную окружающую среду. В соответствии с перечисленными документами Президент РФ своими указами разрабатывает механизм имплементации международных норм по правам человека в национальную правовую систему. В-третьих, Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти, противоречащих Конституции России и федеральным законам. Так, например, указом Президента РФ от 15 мая 2000 г. было приостановлено действие постановления главы администрации Смоленской области от 26 июня 1998 г. «О взимании платежей за загрязнение окружающей природной среды от иностранных юридических лиц и граждан, эксплуатирующих автотранспортные средства на автодорогах Смоленской области». Задача осуществления мер по обеспечению экологических прав граждан входит в компетенцию Правительства Российской Федерации. Свое конституционное закрепление это положение находит в п. «в» ч.1 ст. 114 Конституции РФ, согласно которому Правительство России обеспечивает проведение единой государственной политики в области экологии. Согласно п. «е» указанной статьи, Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению прав и свобод граждан, куда входит и право на благоприятную окружающую среду. Указанные полномочия конкретизированы в Федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. (ред. от 1 июня 2005 г.). Согласно ст. 18 данного закона, Правительство РФ обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, принимает меры по реализации права граждан па благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия. Для этого Правительство РФ занимается разработкой и реализацией государственных экологических программ, координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды, принимает решения об организации особо охраняемых природных территорий, организует деятельность но охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации, координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий. Аналогичные полномочия присущи и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их юрисдикции. Они осуществляют правовое регулирование охраны окружающей среды с учетом специфических социально-экономических, природно-климатических, экологических, исторических и иных особенностей регионов и требований Конституции РФ и федеральных законов в области охраны окружающей среды. К полномочиям органов исполнительной власти субъектов РФ относится: участие в реализации федеральной политики в области экологического развития; участие в осуществлении государственного мониторинга Природоохранные полномочия органов Местного самоуправления представляют собой определяемую федеральными и региональными законами, уставом муниципального образования и специальными соглашениями совокупность прав и обязанностей этих органов по осуществлению деятельности, направленной на сохранение и восстановление окружающей среды, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на эту среду и ликвидацию последствий такого рода деятельности. Целью экологической деятельности органов местного самоуправления является создание, исходя из конкретных местных условий (исторических, географических, природно-климатических и т.д.) дополнительных гарантий реализации права человека и гражданина на благоприятную окружающую среду. Такими гарантиями могут выступать, например, образование особо охраняемых природных территорий местного значения, направление ходатайств в органы государственной власти РФ о придании территории города (района) статуса зоны экологического бедствия с выделением соответствующего финансирования для восстановления надлежащего качества окружающей среды, выделение средств местного бюджета на природоохранные нужды и т.д. Экологическими проблемами в городских и районных, муниципальных образованиях может заниматься либо специальная экологическая служба, входящая в состав местной администрации, либо различные подразделения исполнительного органа, осуществляющие управление в конкретных отраслях муниципального хозяйства, и решающие вопросы охраны окружающей среды в комплексе с другими. Представляется, что возможность создания специальных экологических служб в системе органов местного самоуправления зависит как от экологической обстановки в муниципальном образовании, так и от наличия у соответствующих органов местного самоуправления необходимых финансово-экономических ресурсов. Установленные законами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации полномочия органов местного самоуправления по охране окружающей среды реализуются в практической деятельности этих органов по-разному. Это происходит в силу ряда причин, имеющих как объективный, так и субъективный характер. С одной стороны, деятельность органов местного самоуправления в рассматриваемой сфере может зависеть от трех групп объективных факторов. Во-первых, от того, является ли муниципальное образование городским или сельским. В городских поселениях с развитой промышленностью состояние окружающей среды часто обусловливает создание отдельных комитетов по охране окружающей среды в структуре городской администрации. Для населения сельских муниципальных образований более актуальны вопросы, связанные с ведением сельскохозяйственного производства. Экологические вопросы (например, в части загрязнения сельскохозяйственных земель пестицидами и агрохимикатами) могут решаться в рамках управления сельским хозяйством, в связи с чем отдельных экологических служб не создается. Во-вторых, даже в рамках одинаковых по территориальной принадлежности (например, два городских или два сельских) муниципальных образованиях, экологическая обстановка на их территории может существенно различаться. Поэтому мы обнаружим принципиальные различия в первоочередности экологических проблем, например, для органов местного самоуправления города Череповца, признанного государственной экологической экспертизой зоной чрезвычайной экологической ситуации, и деятельностью органов местного самоуправления большинства других городских поселений. В-третьих, городские (сельские) муниципальные образования, даже при наличии примерно одинакового состояния окружающей среды, отличаются по экономическому положению и, следовательно, по возможности финансирования природоохранных мероприятий. Существуют и субъективные факторы, связанные с опытом, эколого-иравовой культурой муниципальных служащих и депутатов представительных органов местного самоуправления, иными обстоятельствами, не имеющими прямого отношения к охране окружающей среды. Если же говорить о непосредственных полномочиях органов местного самоуправления, то следует иметь в виду, что Закон о местном самоуправлении различает четыре вида муниципальных образований и, соответственно, закрепляет вопросы местного значения поселения, муниципального района и городского округа (вопросы местного значения внутригородской территории определяет город федерального значения самостоятельно). К числу экологических вопросов местного значения поселения закон относит организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; организацию благоустройства и озеленения территории поселения, использования и охраны городских лесов, создание, развитие-и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения (п.п.18,19, 27 ч.1 ст.14). Среди экологических вопросов местного значения муниципального района закон называет организацию мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; организацию утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального района (пп.9,14, 22 ч.1 ст. 15). К экологическим вопросам местного значения городского округа отнесены организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования и охраны городских лесов, расположенных в границах городского округа; создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории городского округа (пп.11, 24, 25, 30 ч.1 ст. 16). Данный перечень не является исчерпывающим и может быть дополнен федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1146; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |