Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие территории с особым эколого-правовым режимом




Лекция 13. Охрана территорий с особым эколого-правовым режимом

 

План

1. Понятие территории с особым эколого-правовым режимом

2. Общая характеристика правового режима особо Охраняемых при­родных территорий

3. Государственные природные заповедники

4. Национальные и природные парки

5. Государственные природные заказники

6. Памятники природы

7. Дендрологические парки и ботанические сады

8. Лечебно-оздоровительные местности и курорты

9. Правовой режим зон экологического бедствия

Под «правовым режимом» в юридической науке понимается «уста­новленный законодательством особый порядок регулирования, пред­ставленный специфическим комплексом правовых средств, который при помощи оптимального сочетания стимулирующих и ограничива­ющих элементов создает конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности в целях беспрепятственной реализации субъектами права своих интересов».

Правовой режим может быть определен для различных по своей юридической природе объектов: имущества юридических лиц, выбо­ров в органы публичной власти, земельных участков, лесного фонда, объектов недвижимости, территорий, в отношении которых федераль­ным законом установлен особый порядок использования и охраны (например, территории Крайнего Севера, закрытых административно-территориальных образований, территорий с особым эколого-право­вым режимом) и т.д.

Суть особого эколого-правового режима заключается в установлении порядка использования и охраны определенной четко локализованной территории, особенностей управления ею, финансирования и проведе­ния специальных экологических мероприятий. Особый эколого-правовой режим охраны природных объектов и комплексов устанавливается при создании двух разновидностей территорий: ООПТ и зон экологи­ческого бедствия. Целью установления особых стимулов и ограничений по использованию и охране таких территорий является создание дополнительных гарантий достижения главной задачи экологического законодательства обеспечения благоприятного качества окружаю­щей среды. Другими словами, установление особого эколого-правового режима является необходимым, если общие экологические требования (лицензирование, нормирование и т.д.) не позволяют положительно решить вопрос о сохранении и восстановлении конкретных природных объектов в надлежащем состоянии.

Перечень соответствующих стимулов и ограничений содержится в федеральном и региональном экологическом законодательстве, а также в земельном, водном, лесном законодательстве, законодательстве о природ­ном и культурном наследии и т.д. Определенные дополнительные меры в рассматриваемом направлении могут быть приняты и на муниципальном уровне соответствующими органами местного самоуправления.

Правовой статус обоих разновидностей территорий с особым эколого-правовым режимом (ООПТ и зоны экологического бедствия) обладает рядом схожих и отличных черт. Сходство правового статуса особо охра­няемых природных территорий и зон экологического бедствия в том, что совершение деяния на их территории является квалифицирующим признаком в ряде составов УК РФ (например, см. ч.2 ст. 250 УК РФ). Одинаковы и цели установления особого статуса территории - обеспечение права каждого на благоприятную окружающую среду.

Существенные отличия между этими территориями в задачах, сто­ящих перед ними. ООПТ создаются в целях консервации отдельных экосистем для будущих поколений и изучения уникальных природных территорий; зоны экологического бедствия создаются для восстанов­ления нарушенных экосистем. В связи с этим, доступ иностранных граждан, в пределы ООПТ не запрещен (и даже поощряется), в то время как для въезда в зону экологического бедствия им необходимо. специальное разрешение.

Следовательно, особый эколого-правовой режим устанавливается в целях особой охраны двух противоположных по экологическому состоянию территорий. Несмотря на очевидную разницу в состоянии природных объектов и комплексов на соответствующих территориях, обе они являются двумя сторонами «одной медали», обе выходят за рамки «стандартного» состояния окружающей среды на вполне локаль­ной территории. В обоих случаях предполагается ограничение либо прекращение хозяйственной и иной деятельности (отдельных ее видов) па соответствующей территории и бюджетное финансирование приро­доохранных программ и мероприятий. В условиях отсутствия в России зон экологического бедствия - территорий с четко определенными гра­ницами и столь же четко определенным правовым статусом, разработка последнего носит пока чисто теоретический характер.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1568; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.