КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие территории с особым эколого-правовым режимом
Лекция 13. Охрана территорий с особым эколого-правовым режимом
План 1. Понятие территории с особым эколого-правовым режимом 2. Общая характеристика правового режима особо Охраняемых природных территорий 3. Государственные природные заповедники 4. Национальные и природные парки 5. Государственные природные заказники 6. Памятники природы 7. Дендрологические парки и ботанические сады 8. Лечебно-оздоровительные местности и курорты 9. Правовой режим зон экологического бедствия Под «правовым режимом» в юридической науке понимается «установленный законодательством особый порядок регулирования, представленный специфическим комплексом правовых средств, который при помощи оптимального сочетания стимулирующих и ограничивающих элементов создает конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности в целях беспрепятственной реализации субъектами права своих интересов». Правовой режим может быть определен для различных по своей юридической природе объектов: имущества юридических лиц, выборов в органы публичной власти, земельных участков, лесного фонда, объектов недвижимости, территорий, в отношении которых федеральным законом установлен особый порядок использования и охраны (например, территории Крайнего Севера, закрытых административно-территориальных образований, территорий с особым эколого-правовым режимом) и т.д. Суть особого эколого-правового режима заключается в установлении порядка использования и охраны определенной четко локализованной территории, особенностей управления ею, финансирования и проведения специальных экологических мероприятий. Особый эколого-правовой режим охраны природных объектов и комплексов устанавливается при создании двух разновидностей территорий: ООПТ и зон экологического бедствия. Целью установления особых стимулов и ограничений по использованию и охране таких территорий является создание дополнительных гарантий достижения главной задачи экологического законодательства обеспечения благоприятного качества окружающей среды. Другими словами, установление особого эколого-правового режима является необходимым, если общие экологические требования (лицензирование, нормирование и т.д.) не позволяют положительно решить вопрос о сохранении и восстановлении конкретных природных объектов в надлежащем состоянии. Перечень соответствующих стимулов и ограничений содержится в федеральном и региональном экологическом законодательстве, а также в земельном, водном, лесном законодательстве, законодательстве о природном и культурном наследии и т.д. Определенные дополнительные меры в рассматриваемом направлении могут быть приняты и на муниципальном уровне соответствующими органами местного самоуправления. Правовой статус обоих разновидностей территорий с особым эколого-правовым режимом (ООПТ и зоны экологического бедствия) обладает рядом схожих и отличных черт. Сходство правового статуса особо охраняемых природных территорий и зон экологического бедствия в том, что совершение деяния на их территории является квалифицирующим признаком в ряде составов УК РФ (например, см. ч.2 ст. 250 УК РФ). Одинаковы и цели установления особого статуса территории - обеспечение права каждого на благоприятную окружающую среду. Существенные отличия между этими территориями в задачах, стоящих перед ними. ООПТ создаются в целях консервации отдельных экосистем для будущих поколений и изучения уникальных природных территорий; зоны экологического бедствия создаются для восстановления нарушенных экосистем. В связи с этим, доступ иностранных граждан, в пределы ООПТ не запрещен (и даже поощряется), в то время как для въезда в зону экологического бедствия им необходимо. специальное разрешение. Следовательно, особый эколого-правовой режим устанавливается в целях особой охраны двух противоположных по экологическому состоянию территорий. Несмотря на очевидную разницу в состоянии природных объектов и комплексов на соответствующих территориях, обе они являются двумя сторонами «одной медали», обе выходят за рамки «стандартного» состояния окружающей среды на вполне локальной территории. В обоих случаях предполагается ограничение либо прекращение хозяйственной и иной деятельности (отдельных ее видов) па соответствующей территории и бюджетное финансирование природоохранных программ и мероприятий. В условиях отсутствия в России зон экологического бедствия - территорий с четко определенными границами и столь же четко определенным правовым статусом, разработка последнего носит пока чисто теоретический характер.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1568; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |