Одно из значений слова «франчайзинг» - право, привилегия; «франшизы» (франц-franchise) - место, где разрешена торговля. Корнями эти понятия уходят во времена средневековья, когда король предоставлял баронам право собирать налоги на определенной территории, а гражданам была дана франшиза продавать товары на рынке определенного города.
Франчайзинг - это тип организации бизнеса, предполагающий создание широкой сети однородных предприятий, это ВМС потребительских товаров, предусматривающая долгосрочные договорные отношения, создающаяся, как правило, для сбыта.
Фирма-франшизер (франчайзер):
1) предоставляет другой фирме (франчайзи) право (лицензию, франшизу) на ведение определенного бизнеса:
а) на ограниченной территории;
б) при соблюдении установленных правил (контроля за качеством ведения бизнеса и т.д.);
в) под определенной маркой (принадлежащей или ассоциирующейся с франчайзером).
3) является собственником нематериальных активов предприятия, принадлежащего
франчайзи.
Покупатель франшизы (франчайзи):
1) уплачивает франшизеру некоторую начальную сумму и отчисления от валовой выручки (gross receipts) или прибыли (gross profit) или обязуется выкупать товары на сумму, не менее определенной за период;
2) остается юридически самостоятельным и несет ответственность за свои действия;
3) получает право на:
а) использование коммерческой марки;
б) постоянную поддержку;
в) использование опыта организации бизнеса.
Таблица 7.13 Функции франчайзера
Начальные функции
- исследование рынка; -анализ расположения торговой точки; - поддержка при переговорах об аренде помещения; - советы по интерьеру; - подготовка персонала; - модели бухгалтерского учета и финансового анализа.
Текущие функции
- наблюдение за ведением дел; - рекламные материалы; - переподготовка менеджеров и персонала; - контроль качества; - реклама в масштабах страны, централизованное снабжение; - маркетинговая информация, аудит, коллективное страхование.
Таблица 7.13 Классификация франшиз
Критерий классификации
Содержание
По сферам взаимодействия
1) франшизы первого поколения: - изготовитель и розничный торговец; - изготовитель и оптовик; - оптовик и розница. 2) франшизы второго поколения (бизнес-формат) - торговая марка (имя); - лицензиар; - розница.
По размерам первоначальных инвестиций (для франшиз бизнес-формата)
- адаптация существующего товара для франчайзинга (из другой страны);
- преобразование фирменной сети во франчайзинговую;
- импорт.
Условия применения франчайзинга:
- благоприятная экономическая и политическая ситуация;
- географические факторы;
- бизнес-фактор;
- товарный фактор.
Таблица 7.15 Преимущества франчайзинга как системы сбыта
Для франчайзера
1. Создание нового источника дохода, основанного на коммерческом ноу-хау. 2. Доступ к источнику капитала без потери контроля над МС, увеличение торговой сети без дополнительных инвестиций. 3. Быстрое расширение продаж с использованием начального успеха для создания эффекта «снежного кома». 4. Реализация принципа «экономии на масштабе», отсутствие накладных расходов по содержанию собственных магазинов, оплату персонала и др. 5. Независимые посредники мотивированы на успех дела. 6. Сотрудничество с посредниками, интегрированными в местную среду, воспринимаемыми населением как местные. 7. Долголетняя привязанность франчайзи к франчайзеру
Для франчайзи
1. Использование опыта, известности, гарантий имиджа (марки) франчайзера. 2. Возможность начать дело с малым капиталом. 3. Снижение риска и неопределенности, успех проекта уже доказан. 4. Создание собственного дела с одновременным вхождением в крупную организацию. 5. Повышение рыночной силы в связи с созданием сети. 6. Удешевление и проверка на качество поставки. 7. Возможность идти в ногу со спросом, возможность использовать научные технологические разработки. 8. При обширном территориальном рынке возможность управлять дополнительной торговой точкой, не ограничивая первое предприятие.
Для потребителя
1. Как правило, одно из условий контракта - продленные часы работы, высокий уровень обслуживания. 2. Общая торговая марка позволяет рассчитывать на определенные стандарты качества. 3. Франчайзинг гарантирует от бесследного исчезновения какой-либо точки, дает возможность обращения в головную организацию. 4. Поддерживает разнообразие выбора благодаря поддержке малого бизнеса в период растущей концентрации бизнеса.
Традиционной системой является франшиза розничного торговца под эгидой производителя. Так, компания Ford выдает дилерам лицензии на право торговли своими автомобилями, а дилерами являются независимые коммерсанты, согласные придерживаться определенных условий продаж и предоставлять определенные услуги. Привилегии могут предоставляться оптовым компаниям и под эгидой производителя. К примеру, компания Coca-Cola выдает лицензии на право торговли на различных рынках владельцам заводов по розливу напитков (а они и являются оптовиками), которые закупают у нее необходимый концентрат, производят напиток, разливают его в бутылки и реализуют местным розничным торговцам.
Таблица 7.15 Недостатки франчайзинга как системы
Для франчайзера
1. репутация одного франчайзи сильно влияет на всю систему при отсутствии полного контроля (управления) 2. нет уверенности в правдивости отчета о деятельности франчайзи 3. в случае противоречий в целях (франчайзера и франчайзи) невозможность воздействия на деятельность франчайзи, пока не нарушен договор 4. отсутствие гибкости в перемещении точек, изменении стратегий и т.п. 5. проблемы информационной связи 6. проблемы с набором франчайзи 7. торговые точки франчайзи приносят меньше прибыли, чем если бы они были собственностью франчайзера 8. противоречие: собственность предполагает личную заинтересованность и участие, но товар должен быть стандартизован для создания у потребителя чувства надежности
Для франчайзи
1. Мало возможностей для самовыражения, самостоятельности. 2. Возможность пострадать из-за ошибок франчайзера или других франчайзи. 3. Привязанность к франчайзеру чревата невыгодной структурой затрат. 4. Продажа франчайзером всей франшизы как уже работающего предприятия может вызвать радикальное изменение в политике предприятия и неуверенность франчайзи. 5. В контракте может оговариваться необходимость продажи фирмы после смерти франчайзи (ущемляются права родственников на наследование). 6. Базирование на узкоспециализированном товаре, отсутствие диверсификации повышает вероятность того, что НТП, изменения законодательства, вкусов потребителей отрицательно скажутся на бизнесе.
Для потребителя
1. Ограничивает конкуренцию между франчайзи 2. Административная неэффективность франчайзи разрушает потребительские ожидания, основанные на отношениях с другими франчайзи.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление