КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предложение. Предложение не должно содержать лишних слов. Но этого недостаточно. Важно также, чтобы слова были организованы в правильном порядке, чтобы каждое слово стояло
Предложение не должно содержать лишних слов. Но этого недостаточно. Важно также, чтобы слова были организованы в правильном порядке, чтобы каждое слово стояло на своем месте. Текст должен читаться гладко. Читатель не должен «спотыкаться» о слова ни внутри предложения, ни при переходе от одной фразы к другой. Этот переход должен быть легким и незаметным. Длина предложения Прежде всего, важна длина предложений. Чтобы читатель мог сразу же понять смысл фразы, предложение не должно быть слишком длинным. При сложном построении фразы, при длинных синтаксических конструкциях фразу приходится часто прочитывать по несколько раз, чтобы понять, о чем идет речь. Предложение должно состоять не более чем из 20—25 слов. Считается, что «кратковременная память обычно в состоянии "схватывать" предложение длиной до 22 слов»[128]. Это не означает, конечно, что все фразы должны быть одинаковыми и состоять из одного и того же количества слов. Напротив, для того, чтобы текст читался легко, важно также, чтобы он не выглядел унылым. Поэтому желательно, чтобы фразы были разной длины, и 20 или 25 слов — это примерный ориентир. Однако построение длинной фразы таким образом, чтобы она читалась легко и ее мысль была ясна, требует усердия и мастерства. Вместе с тем громоздких фраз, состоящих из нескольких сложносочиненных или сложноподчиненных предложений, осложненных дополнениями, нанизанными одинаковыми падежными формами, деепричастными оборотами или цитатами, разделениями текста и авторскими вставками, следует избегать во всех случаях. Общее правило состоит в том, что одно предложение должно соответствовать одной мысли. Обычно, если в предложении больше 30 слов, оно отражает больше одной законченной мысли и следует подумать, каким образом его можно разделить[129].
Краткость versus ясность Часто громоздкие фразы — результат нашего стремления сделать текст как можно более коротким и вместить в одно предложение как можно больше информации. Сразу разобраться в такой фразе бывает нелегко. Получается обратный эффект. Порядок слов в предложении Напомню, что стиль письма — это надлежащие слова в надлежащем месте. Однако как определить, что является «надлежащим» местом выбранных нами «надлежащих» слов? Известно, что порядок слов в предложении в русском языке, в отличие, например от английского, свободный или, как говорят лингвисты, немаркированный. Это, однако, не означает, что слова в предложении можно расставлять, как придется. Выбор того или иного порядка слов определяется коммуникативно-смысловым наполнением фразы, а также некоторыми грамматическими особенностями русского языка. Поэтому несмотря на существующую у нас в этом отношении гибкость, некоторые правила все же соблюдать следует. Первое, о чем нужно помнить: порядок слов в русском языке выполняет коммуникативную функцию. Его главное назначение — позволить читателю быстро уловить основной смысл фразы. Порядок слов призван «указывать на развертывание мысли от данного к новому, от известного к неизвестному»[130]. Этому служит правило актуального членения предложения. Его суть заключается в делении предложения на две части. Одна часть — это отправная точка предложения — уже известная читателю информация, которая подлежит развитию; это тема или предмет предложения и, соответственно, нашего сообщения. Слова, с которых предложение начинается, дают нам представление о содержании предложения. Другая часть — главная; это новая информация, которую мы сообщаем читателю; ее именуют в лингвистике «рема». Мысль в предложении, как правило, движется от темы к реме. Поэтому слова, которые являются в информативном отношении наиболее значимыми, помещаются обычно в конце предложения.
В зависимости от контекста и синтаксической конструкции новая информация может содержаться и в начале фразы, но почти никогда внутри предложения, посередине фразы. В таком случае нарушается логика мысли и логика предложения; фраза становится трудной для понимания. Если предложение содержит условие или иное обстоятельство (места, времени, образа действия и др.), то его желательно располагать в самом начале фразы. Это позволяет читателю сразу же сориентироваться в содержании предложения. В зависимости от содержания фразы возможны ситуации, когда условие лучше расположить в конце предложения. Однако в соответствии с правилом актуального членения предложения условие нельзя располагать внутри предложения. В этом случае принципиально важные в смысловом отношении части предложения могут ускользнуть от внимания читателя. Возможны ситуации, когда мы сознательно изменяем порядок слов в предложении в целях стилистической выразительности. В зависимости от того, где находится то или иное слово, может изменяться смысл фразы или, по крайней мере, меняться акцент сказанного. В таком случае мы говорим об использовании стилистической фигуры инверсии. Примером является, известная строка из стихотворения А. С. Пушкина: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». При обычном порядке слов данное предложение выглядело бы как: «Я воздвиг себе нерукотворный памятник». Пропадает не только рифма, но также и патетика фразы. Соглашусь с возможным возражением, что для юридического письма, принадлежащего к деловому стилю речи, в силу его неэмоциональности не характерно использование стилистических фигур. Тем не менее, применение инверсии допустимо и здесь. Оно имеет целью акцентировать внимание читателя на каком-то определенном, как правило, основном аспекте фразы.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 590; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |