Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ресурсы успеха в менеджменте




Лекция №2

 

Успех управления зависит как от субъективных, так и от объективных предпосылок в каждой конкретной ситуации. Многое зависит от личностных качеств и умений менеджера, от его мыслительных способностей: умения видеть, анализировать ситуацию находить решения, а также от волевых качеств и силы личности. Настойчивость, смелость и ответственность в значительной степени влияют на достижение конечных результатов в бизнесе.

С объективной стороны необходимо иметь в виду также ряд предпосылок эффективного управления: информированность людей в организации, ее адаптивность, т.е. приспособляемость к изменениям, обеспеченность ресурсами и прогрессивность методов, применяемых при управлении фирмой. Такой подход к предпосылкам успешного управления сложился у российских ученых. Но есть еще другие национальные школы менеджмента - американская, японская, европейская, которые по-своему рассматривают слагаемые успеха в управлении бизнесом.

Согласно американской модели основными составляющими успеха считаются:

§ компетентность руководителя;

§ способность психически настроиться на восприятие и мышление партнера;

§ доверие, как переход от авторитарного и консультативного подходов к полному делегированию полномочий.

Европейская модель также определяет три необходимых условия эффективного менеджмента:

§ положительный настрой руководителя (доверие к подчиненным и интерес к делу как установка на успех);

§ верно выбранный тон (условия коммуникации);

§ выбор правильной частотности влияния, так как для успешной мотивации необходима оптимальная частота влияния на долговременную (более двух суток) память в ассоциативном состоянии человека, когда он наиболее расположен чувствовать, желать, формировать впечатления.

Японский менеджмент предполагает также три необходимых условия успеха в бизнесе:

§ единение, стремление к гармонии предприятия как единой семье, где недостаток одних компенсируется достоинствами дру­гих ее членов (особенно при принятии решения в группе);

§ восприимчивость прекрасного - эстетика, образность, этика, социальная ответственность менеджмента перед обществом;

§ гарантированность занятости (лояльность фирме, ее руководству, доверие как условие выполнения стратегических целей).

Все эти подходы, не противоречащие друг другу, концентрирует внимание на совокупности профессиональных навыков и зна­ний, на их гармонии с духовным богатством личности руководителя, которые в целом составляют потенциальный ресурс менеджера.

По мнению российских ученых успешность деятельности менеджера во многом связана с процессами саморазвития и самореализации этого потенциального ресурса, т.е. с самоменеджментом. Совокупность деловых, профессиональных и личностных характеристик, формируемых в процессе как обучения, так и работы, позволяет представить их в виде профессионально-личностной модели менеджера, которая рас­крывает этапы формирования и этапы использования всех качеств руководителя.

Так, в качестве основных ресурсов, определяющих успех ме­неджера, следует назвать профессионализм и все его составляющие: организационная и деловая культура, профессиональные и личные качества (экономическое мышление, умение общаться), личность менеджера и ее составляющие субъективного характера (темпера­мент, воля), а также свойства руководителя приспосабливаться к изменяющимся условиям работы организации, повышать качество знаний и умений управлять подчиненными.

Среди объективных внешних ресурсов, которые могут быть ис­пользованы в качестве ресурса менеджмента, следует назвать преж­де всего налаженность и качество информации, прогрессивность организационной структуры предприятия и применяемых методов управления. Прогрессивность методов управления, в свою очередь, исходит из практического использования современных психотехно­логий на базе гуманистической психологии и личностно-ориентированной педагогики, а также на применении управленче­ских информационных технологий, современных каналов и спосо­бов коммуникации и контроля, персональных компьютеров, ло­кальных и интернациональных информационных систем.

Современный менеджмент обладает гораздо большими и качественно иными возможностями и ресурсами для эффективного управления сложными взаимоотношениями в усло­виях значительной неопределенности, характерной для переходного периода экономики. Бывшие на вооружении прежних руководите­лей методы социального управления (административное воздейст­вие, стимулирование, социальная ориентация и др.) не обладали возможностью эффективно учитывать быстро изменяющиеся ситуации и человеческий фактор, потому сегодня они оказываются недостаточно эффективными, особенно для новых организацион­ных структур.

Поэтому возникли методы менеджмента, адекватные открытой организационной структуре рыночно ориентированных предпри­ятий и фирм. Такие методы позволяют гибко реагировать на изме­нения потребительского спроса, быстро перестраиваться, приспо­сабливаться к новым формам и направлениям производства на ос­нове имеющихся человеческих и технологических ресурсов фирмы. Спрос на товары и услуги необычайно быстро из­меняется под воздействием развивающихся и обновляющихся по­требностей населения, которые сами постоянно испытывают влия­ние научно-технического прогресса, образования, рекламы, моды. И предпринимателю, и менеджеру обо всех этих изменениях в по­требностях населения нужно узнавать своевременно. С этой целью нужно организовать поступление информации в организацию по следующим каналам:

• просматривать газеты, рекламы, объявления;

• заказать информационные обзоры из разных источников: статистических изданий, прессы, научных журналов, монографий уче­ных и т.п.;

• организовать самостоятельный поиск информации через интернациональные каналы с помощью ПК, проведение опросов, наблюдение за поведением людей.

Поэтому для сбора и обработки информации на предприятии необходимо иметь подразделение или специалиста, осуществляю­щего функции маркетинга, который готовил бы предложения для руководителя по мере изменения ситуации на рынке. В противном случае организация будет просто слепа.

Чтобы процесс производства товаров или услуг предприятия был непрерывным, необходимо своевременно подготавливать запасы ресурсов для изготовления продукции (материалы, энергия, технологии, рабочая сила, оборудование и т.п.), а также финансовые средства для приобретения всех этих ресурсов. Причем все это нужно заранее рассчитать, определить источники, заключить договоры о поставках, организовать своевременную доставку на фирму. Данны­ми процессами также занимаются менеджеры, и все их возможности также формируют ресурс менеджмента данной организации.

И наконец, нужен руководитель - специалист по организации не технологических процессов (это задача технологов, инженеров), а самих этих специалистов и рабочих. Для этой цели нужны менеджеры среднего и высшего уровня, которые своими профессиональ­ными способами воздействия на людей смогли бы побуждать их к высокоэффективному труду. Тем самым они также создавали бы предпосылки успеха организации на своем уровне.

Таким образом, ресурсы менеджмента создаются и реализуются на всех уровнях функционирования менеджеров и в целом создают предпосылки для достижения целей организации.

П. Друкер, один из выдающихся теоретиков менеджмента, выделил семь категорий результативности менеджмента, которые также можно рассматривать как составные элементы ресурса менеджмента:

1. действенность;

2. производительность;

3. экономичность;

4. качество продукции;

5. инновации;

6. качество жизни работников;

7. прибыльность.

Несколько другой подход к оценке эффективности менеджмента раскрывают Питерс и Уотерман в своей работе «В поисках эффективного управления». Они определили эффективность как систему «7С», которая обеспечивает эффективность управления фирмой:

1) структура;

2) системы (формальные и неформальные);

3) символика поведения (стиль, мотивации);

4) состав персонала;

5) совместные ценности;

6) стратегия;

7) сумма навыков - профессионализм работников по всем этим направлениям.

Но, как показала практика современного менеджмента, для дос­тижения хороших результатов, помимо установления критериев эф­фективности очень важно научиться использовать положительный опыт руководителей-предшественников. Безусловно, что управленче­ские ситуации не повторяются полностью, но основные проблемные моменты и способы их решения можно свести к определенным по­вторяющимся моментам: технологиям, алгоритмам, стратегиям.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1040; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.