КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ресурсы успеха в менеджменте
Лекция №2
Успех управления зависит как от субъективных, так и от объективных предпосылок в каждой конкретной ситуации. Многое зависит от личностных качеств и умений менеджера, от его мыслительных способностей: умения видеть, анализировать ситуацию находить решения, а также от волевых качеств и силы личности. Настойчивость, смелость и ответственность в значительной степени влияют на достижение конечных результатов в бизнесе. С объективной стороны необходимо иметь в виду также ряд предпосылок эффективного управления: информированность людей в организации, ее адаптивность, т.е. приспособляемость к изменениям, обеспеченность ресурсами и прогрессивность методов, применяемых при управлении фирмой. Такой подход к предпосылкам успешного управления сложился у российских ученых. Но есть еще другие национальные школы менеджмента - американская, японская, европейская, которые по-своему рассматривают слагаемые успеха в управлении бизнесом. Согласно американской модели основными составляющими успеха считаются: § компетентность руководителя; § способность психически настроиться на восприятие и мышление партнера; § доверие, как переход от авторитарного и консультативного подходов к полному делегированию полномочий. Европейская модель также определяет три необходимых условия эффективного менеджмента: § положительный настрой руководителя (доверие к подчиненным и интерес к делу как установка на успех); § верно выбранный тон (условия коммуникации); § выбор правильной частотности влияния, так как для успешной мотивации необходима оптимальная частота влияния на долговременную (более двух суток) память в ассоциативном состоянии человека, когда он наиболее расположен чувствовать, желать, формировать впечатления. Японский менеджмент предполагает также три необходимых условия успеха в бизнесе: § единение, стремление к гармонии предприятия как единой семье, где недостаток одних компенсируется достоинствами других ее членов (особенно при принятии решения в группе); § восприимчивость прекрасного - эстетика, образность, этика, социальная ответственность менеджмента перед обществом; § гарантированность занятости (лояльность фирме, ее руководству, доверие как условие выполнения стратегических целей). Все эти подходы, не противоречащие друг другу, концентрирует внимание на совокупности профессиональных навыков и знаний, на их гармонии с духовным богатством личности руководителя, которые в целом составляют потенциальный ресурс менеджера. По мнению российских ученых успешность деятельности менеджера во многом связана с процессами саморазвития и самореализации этого потенциального ресурса, т.е. с самоменеджментом. Совокупность деловых, профессиональных и личностных характеристик, формируемых в процессе как обучения, так и работы, позволяет представить их в виде профессионально-личностной модели менеджера, которая раскрывает этапы формирования и этапы использования всех качеств руководителя. Так, в качестве основных ресурсов, определяющих успех менеджера, следует назвать профессионализм и все его составляющие: организационная и деловая культура, профессиональные и личные качества (экономическое мышление, умение общаться), личность менеджера и ее составляющие субъективного характера (темперамент, воля), а также свойства руководителя приспосабливаться к изменяющимся условиям работы организации, повышать качество знаний и умений управлять подчиненными. Среди объективных внешних ресурсов, которые могут быть использованы в качестве ресурса менеджмента, следует назвать прежде всего налаженность и качество информации, прогрессивность организационной структуры предприятия и применяемых методов управления. Прогрессивность методов управления, в свою очередь, исходит из практического использования современных психотехнологий на базе гуманистической психологии и личностно-ориентированной педагогики, а также на применении управленческих информационных технологий, современных каналов и способов коммуникации и контроля, персональных компьютеров, локальных и интернациональных информационных систем. Современный менеджмент обладает гораздо большими и качественно иными возможностями и ресурсами для эффективного управления сложными взаимоотношениями в условиях значительной неопределенности, характерной для переходного периода экономики. Бывшие на вооружении прежних руководителей методы социального управления (административное воздействие, стимулирование, социальная ориентация и др.) не обладали возможностью эффективно учитывать быстро изменяющиеся ситуации и человеческий фактор, потому сегодня они оказываются недостаточно эффективными, особенно для новых организационных структур. Поэтому возникли методы менеджмента, адекватные открытой организационной структуре рыночно ориентированных предприятий и фирм. Такие методы позволяют гибко реагировать на изменения потребительского спроса, быстро перестраиваться, приспосабливаться к новым формам и направлениям производства на основе имеющихся человеческих и технологических ресурсов фирмы. Спрос на товары и услуги необычайно быстро изменяется под воздействием развивающихся и обновляющихся потребностей населения, которые сами постоянно испытывают влияние научно-технического прогресса, образования, рекламы, моды. И предпринимателю, и менеджеру обо всех этих изменениях в потребностях населения нужно узнавать своевременно. С этой целью нужно организовать поступление информации в организацию по следующим каналам: • просматривать газеты, рекламы, объявления; • заказать информационные обзоры из разных источников: статистических изданий, прессы, научных журналов, монографий ученых и т.п.; • организовать самостоятельный поиск информации через интернациональные каналы с помощью ПК, проведение опросов, наблюдение за поведением людей. Поэтому для сбора и обработки информации на предприятии необходимо иметь подразделение или специалиста, осуществляющего функции маркетинга, который готовил бы предложения для руководителя по мере изменения ситуации на рынке. В противном случае организация будет просто слепа. Чтобы процесс производства товаров или услуг предприятия был непрерывным, необходимо своевременно подготавливать запасы ресурсов для изготовления продукции (материалы, энергия, технологии, рабочая сила, оборудование и т.п.), а также финансовые средства для приобретения всех этих ресурсов. Причем все это нужно заранее рассчитать, определить источники, заключить договоры о поставках, организовать своевременную доставку на фирму. Данными процессами также занимаются менеджеры, и все их возможности также формируют ресурс менеджмента данной организации. И наконец, нужен руководитель - специалист по организации не технологических процессов (это задача технологов, инженеров), а самих этих специалистов и рабочих. Для этой цели нужны менеджеры среднего и высшего уровня, которые своими профессиональными способами воздействия на людей смогли бы побуждать их к высокоэффективному труду. Тем самым они также создавали бы предпосылки успеха организации на своем уровне. Таким образом, ресурсы менеджмента создаются и реализуются на всех уровнях функционирования менеджеров и в целом создают предпосылки для достижения целей организации. П. Друкер, один из выдающихся теоретиков менеджмента, выделил семь категорий результативности менеджмента, которые также можно рассматривать как составные элементы ресурса менеджмента: 1. действенность; 2. производительность; 3. экономичность; 4. качество продукции; 5. инновации; 6. качество жизни работников; 7. прибыльность. Несколько другой подход к оценке эффективности менеджмента раскрывают Питерс и Уотерман в своей работе «В поисках эффективного управления». Они определили эффективность как систему «7С», которая обеспечивает эффективность управления фирмой: 1) структура; 2) системы (формальные и неформальные); 3) символика поведения (стиль, мотивации); 4) состав персонала; 5) совместные ценности; 6) стратегия; 7) сумма навыков - профессионализм работников по всем этим направлениям. Но, как показала практика современного менеджмента, для достижения хороших результатов, помимо установления критериев эффективности очень важно научиться использовать положительный опыт руководителей-предшественников. Безусловно, что управленческие ситуации не повторяются полностью, но основные проблемные моменты и способы их решения можно свести к определенным повторяющимся моментам: технологиям, алгоритмам, стратегиям.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1082; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |