КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Создание группы и поддержка ее существования
Типы групп по И. Ялому Группа терапии искусством Метод терапии искусством (арттерапия) полезен: при выражении агрессивных чувств в социально приемлемой манере; ускоряет прогресс в терапии; при диагностической работе в процессе терапии; позволяет работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми; помогает укрепить терапевтическое взаимоотношение в группе; способствует возникновению чувства внутреннего контроля; развивает и усиливает внимание к чувствам; усиливает чувство собственной личностной ценности. 1. Основные понятия: а) Спонтанное рисование и лепка. Развивает воображение и творчество, как движущие силы человеческого существования. б) Сублимация - механизм защиты и перевод отрицательных эмоций в положительные. 2. Основные процедуры: а) Психодинамическая терапия искусством (по Фрейду): рисунок есть выражение бессознательного, и свободные ассоциации находят свое место в художественном творчестве. б) Гуманистическая терапия искусством (Гештальттерапия): искусство есть развитие творческой личности и служит средством осознания переживаний.
Литература:
Вопросы для самоконтроля:
Ведущий (групповой психотерапевт) – единственный человек, ответственный за создание и сбор группы, установление места и времени встреч, поддержание существования и завершение работы группы. Когда группа начинает свое существование, ведущий способствует созданию теплой атмосферы, следит за посещаемостью, предотвращает трения между участниками. Он должен распознавать и препятствовать силам, угрожающим сплоченности. Опоздания, систематические пропуски, образование подгрупп, внегрупповое общение и поиски "козлов отпущения" ставят под угрозу целостность группы и требуют вмешательства терапевта. Первая задача терапевта – способствовать созданию физической целостности группы. Когда группа стала физической реальностью, терапевт должен направить усилия на превращение ее в терапевтическую систему. Необходимо установить нормы группы. Также необходимо сформировать такую культуру группы, которая будет максимально способствовать эффективному взаимодействию ее участников. При работе в группе может возникнуть ловушка, когда терапевт из-за собственных амбиций и проблем допускает антитерапевтические высказывания и взаимодействия. Он может быть чрезмерно осторожным либо играть роль отстраненного мудреца. Тем не менее, терапевт остается для пациентов группы основной устанавливающей модели поведения фигурой. Следовательно, ему необходима уверенность в своей способности выполнять эту функцию. Проблема прозрачности терапевта, его самораскрытия перед пациентами имеет большое значение для терапевтического процесса. Для терапевта важно помнить о фокусировке на "здесь-и-теперь". Для эффективности фокус "здесь-и-теперь" должен состоять из двух слоев. Первый – это переживания, чувства, эмоции, испытываемые каждым пациентом здесь и теперь по отношению к терапевту и другим членам группы. Группа становится более живой, когда концентрируется на "здесь-и-теперь", все вовлекаются в интенсивную работу, обсуждение, оказание помощи. Однако переживания мимолетны, если у участников нет когнитивной схемы, которая помогает сохранить групповой опыт. Поэтому второй, не менее важный слой – когнитивное освещение процесса. Для запуска такого важного терапевтического фактора, как межличностное научение, группа должна распознавать, исследовать и понимать психотерапевтический процесс. Т.о., как говорит И,Ялом, группа должна не только жить здесь и теперь, но и проходить по своим собственным следам. Группа совершает "петлю самоотражения" и анализирует здесь-и-теперь поведение, которое только что здесь проявилось и которое наблюдала группа. Во время работы группы возможно два типа фокусировки: на процессе и на содержании. Процесс обозначает природу отношений между взаимодействующими индивидами. Существуют табу и запреты, препятствующие комментированию процесса, и терапевт должен их преодолеть. Содержание отражает основные проблемы, озвучиваемые участниками. Ялом упоминает 5 основных задач для ведущего: 1. Сдерживать тревогу группы. 2. Быстро установить терапевтическую атмосферу в группе. 3. Вести группу к проблемам, к которым можно обратиться в данное время. 4. Обеспечивать защиту от вредной закрытости и потери самоуважения. 5. Хорошо закончить.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |