Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы отбора участников




Прежде чем сформулировать различия трех модусов групповой психологической работы по принципам отбора участников, можно сделать важные предварительные замечания.

Каждый из модусов групповой работы имеет свои основные, ядерные формы существования, а также формы маргинальные, случайные, не основные. Например, для групповой психотерапии ядерными, сущностными формами будут психотерапевтические группы в психиатрических клиниках или диспансерах. А вот маргинальными формами будут «психотерапевтические группы», которые объявляют люди, в квалификации которых есть сомнения, и которые проводятся в подвалах и на чердаках, или даже в молодежных центрах.

Так какие же формы существования модусов групповой работы мы должны брать для анализа: ядерные, маргинальные, все? Есть ведь и какие-то промежуточные формы. В случае с групповой психотерапией это, несомненно, частная практика квалифицированного группового психотерапевта за пределами медицинского учреждения. С моей точки зрения, необходимо выбирать только ядерные формы существования модусов групповой психологической работы, только они обеспечат нам существенные критерии для понимания и различения.

Второе замечание касается отбора. Важно, кто принимает решение о назначении данной формы групповой работы данному субъекту (но не как оно принимается) и может ли субъект, которому «назначена» данная форма работы, отказаться от нее, т.е. какова его собственная роль в выборе.

Итак, как же обстоят дела с отбором участников на групповую работу?

Групповая психотерапия

Нет сомнения, что в случае с групповой психотерапией единственный принцип отбора участников группы — назначение врача. Групповая психотерапия здесь — что-то вроде лекарства, которое выписывает врач. В случае если терапия ведется в клинике, отказаться от нее практически невозможно. Конечно, как и лекарство, групповую терапию можно «только брать в рот, а потом выплевывать» (вспомните кадры из фильма «Пролетая над гнездом кукушки»), но это уже дело внимательности и мастерства терапевта.

Групповое психологическое обучение

Удивительно, но и здесь практически единственный принцип отбора участников — решение другого человека. В случае бизнес-тренингов — решение начальника, от которого нельзя отказаться. Да и не стоит отказываться, так как начальник обещал за успешное прохождение тренинга повышение твоего статуса или что-то другое. Причем не обязательно решение нынешнего начальника, но и будущего, который, например, сформулировал некоторые критерии социально-психологической компетентности к претендентам на вакантные места: если они хотят их занять, то позаботятся о своей компетентности и найдут тренинговые группы, в которых им помогут обрести ее.

В случае с тренингами общения также есть момент вынужденности. «Ты нуждаешься в тренинге общения: ищи, где в Минске его можно пройти», — говорит социальный педагог подростку. «Ваш сын должен пройти тренинг толерантности, он очень агрессивен», — говорит просвещенная завуч школы не менее просвещенной маме.

Итак, решение начальника, прямое или косвенное, принятое нами как руководство к действию, является основанием для отбора в группы в этом модусе работы.

Личностный тренинг

В личностном тренинге (тренинге личностного роста) принцип отбора также очевиден: добровольное решение человека. Это не решение нашего врача, не решение нашего начальника, не решение учителя или воспитателя, это всегда наше собственное решение.

Если группа не добровольная, то, например, в тренинге с подростками, она будет буксовать, разваливаться, «обтаивать». Останутся только те, кто примет самостоятельное решение об этом.

Может быть, единственное исключение здесь составляет личностный тренинг для будущих психологов, тренеров и психотерапевтов, который предусмотрен программой их подготовки. Здесь личностный тренинг выглядит просто как плановые занятия, уроки.

ОСНОВНАЯ МЕТАФОРА МОДУСА РАБОТЫ

Для групповой психотерапии это «врач—пациент».

Для группового психологического обучения — «учитель—ученик».

Для личностного тренинга — «личность—личность».

Отметим, что метафоры для трех модусов групповой психологической работы взяты из книги психотерапевта А.А.Александрова «Основы современной психотерапии», где они относятся соответственно: «врач—больной» — к психодинамической психотерапии, в центре которой стоит психоанализ, «учитель—ученик» — к поведенческой терапии, во многом базирующейся на бихевиоризме, и «личность—личность» — к гуманистической психотерапии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1373; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.