Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подготовка групповых психотерапевтов




ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПЕВТ

ГТ – одно из наиболее эффективных средств психологических воздействий, поэтому ее негативные результаты могут быть значительны. Профессиональное обучение ГТ в противоположность дикой, несистематической подготовке может снизить вероятность негативных последствий этого метода.

А.Александров представляет подготовку ГТ как прохождение ряда этапов:

1. Получение информации, касающейся понятий малой группы и групповой динамики.

2. Участие в качестве члена группы в работе тренинговых групп.

3. Самостоятельная работа в качестве ГТ под наблюдением супервизора.

И.Ялом считает, что, помимо дидактического и теоретического, в обучающей программе должны присутствовать 4 основных компонента:

1. Наблюдение за работой опытных ГТ. Лучше всего наблюдать через одностороннее зеркало. Возможен просмотр видеомагнитофонной записи. Участники группы должны быть полностью осведомлены о присутствии наблюдателей и их целях. Лучше всего сразу после сессии обсудить наблюдения обучающихся, выслушать их вопросы и объяснить причины интервенций.

Реакции пациентов на наблюдение могут быть разными. Ялом предлагает различные варианты включения, например, участие группы в последующем наблюдении.

2. Тщательная клиническая супервизия первых учебных групп. Без постоянной супервизии первоначальные ошибки усиливаются из-за повторений. Американская Ассоциация ГТ рекомендует для обучения ГТ как минимум 300 часов клинического опыта ГТ и 75 часов супервизии. Удобнее всего, если супервизор записывает темы каждой сессии ("скелет") и переходы между темами, вклад участников в обсуждение каждой темы, интервенции терапевта, критические точки в сессии, требовавшие вмешательства терапевта. Возможно наблюдение за сессией (90 мин) или за последними 30 минутами сессии. Важно, чтобы супервизор сосредоточился на поведении начинающего терапевта в группе: насколько конгруэнтны вербальные и невербальные интервенции студента его чувствам; что нужно было сделать в кризисные моменты в группе. Хорошо, если супервизорский час превращается в постоянно действующий семинар для психотерапевтов.

3. Личный опыт участия в группе. В группе можно на эмоциональном уровне постичь то, что знал лишь на когнитивном. В некоторых программах обучения предлагаются симулированные группы, в которых один или двое обучающихся назначаются ко-терапевтами, а остальные играют роль пациентов группы. Более эффективны добровольные группы. Хорошо, если в самом начале обучающиеся четко сформулируют то, чего они хотят добиться в результате этого обучения в личном и профессиональном плане. Разумно обсудить свои взгляды на соотношение обучения и терапии для разграничения терапевтической и обучающей группы. Желательно разграничить терапевтическую и терапевтичную группы. Обучающая группа, хотя и не является терапевтической, терапевтична в той своей части, которая предполагает возможность терапевтической работы. Т.О., эти цели перерываются, но основная задача – обучение, а не терапия. Одна из самых частых проблем в этих группах – проблема конкуренции.

4. Личная психотерапевтическая работа. Знание терапевтом самого себя имеет важное значение для каждого аспекта терапии.

 

Литература:

  1. Рудестам К. Групповая психотерапия / К. Рудестам. – СПб.: Питер, 2000. – 384с.
  2. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками / Р. Смид. – 2-е изд. – М.: Генезис, 2000. – 272с.
  3. Ялом И.- Групповая психотерапия. / И. Ялом - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.- 416с.
  4. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Г. Лидерс. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 256с.
  5. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе / А.С. Прутченков. - М.:ЭКСМО-Пресс, 2001.- 640с.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите этапы подготовки групповых терапевтов (тренеров).

2. Перечислите компоненты. Присутствующие в обучающей программе.

3.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 555; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.