Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура, ее сущность и строение. Общество и культура, их взаимоотношения




При социологическом изучении общественных явлений бросаются в глаза две уникальные особенности общественной жизни. Первая выражается в групповом характере жизни людей, вторая – в координации и регуляции поведения людей в группах с определенными ценностями и нормами. Эти два аспекта жизнедеятельности людей теснейшим образом взаимосвязаны, взаимно обусловлены и в отрыве друг от друга существовать не могут. В социологии их обозначают как «социальная система» (общество) и «система культуры» (культура). Выделение этих ключевых понятий имеет большое значение для социологической науки и во многом определяет специфику социологического видения общественных явлений.

Понятие «культура» принадлежит к числу слов, значение которых размыто. Это объясняется тем, что этим понятием обозначается столь широкий круг явлений, процессов, свойств, что сущность культуры теоретики да и обыкновенные люди могут видеть то в одном, то в другом ее проявлении: так, выражение «это культурный человек» свидетельствует о ее понимании как определенного человеческого качества; лозунг «Берегите памятники культуры!» предполагает ее понимание как совокупность созданных людьми прекрасных вещей; названия «Институт культуры», «Дворец культуры» или «Министерство культуры» имеют в виду определенные общественные организации; понятия «художественная культура» или «физическая культура» обозначают определенные формы деятельности, а термин «сельскохозяйственные культуры» определяет выведенные людьми злаки, отличающиеся от дикорастущих растений (замечу, что именно в этом значении понятие «культура» и было введено в обиход в Древнем Риме, как противоположное слову «натура», т.е. «природа»).

Понятие «культура» родилось в Древнем Риме как оппозиция понятию «природа» («натура»). Оно обозначало «обработанное», «возделанное», «искусственное», в противоположность «естественному», «первозданному», «дикому» и применялось, прежде всего, для различения дикорастущих и культурных (одомашненных) растений («агрикультура»). Уже у Цицерона мы встречаем выражение: «философия есть культура души». Подобно тому, как плуг, взрыхляя почву, готовит ее к посеву, философия возвышает и просветляет душу человека, делая ее восприимчивой к истине, добру и свету.

Слово «культура» во всех ранних формах его употребления являлось существительным, обозначающим процесс возделывания чего-либо и ухаживания за чем-либо. Вплоть до XVIII века слово «культура» употреблялось в родительном падеже, как функция чего-то:

- как выработка правил поведения,

- как приобретение знаний, опытности,

- как совершенствование письменности,

- как совершенствование языка,

- как культура ума, культура духа и т.д.

И лишь с XVIII века слово «культура» появляется в качестве самостоятельной лексической единицы (в именительном падеже), прежде всего благодаря Пуфендорфу (1632-1694). Наряду с понятием культура в XVIII веке появляется и понятие «цивилизация». Как самостоятельные[21] оба понятия («культура» и «цивилизация») формируются на идеях Просвещения: понятие культуры — в Германии, понятие цивилизации — во Франции. В русской лексике то, что мы сегодня обозначаем словом «культура», передавалось словами «образованность», «гуманность», «просвещение», «разум», «воспитанность». В XIX веке в России имело хождение немецкое слово Bildung (образование, воспитание).

Как видим, в ходе истории понятие «культура» приобретало все более широкий смысл, став в конечном счете синонимом «искусственного», «созданного человеком». Правда, и ныне существуют сторонники более узкого понимания культуры –

Ø аксиологического, которое сводит культуру только к духовным ценностям;

Ø технологического, которое сводит ее, напротив, к способу (технологии в широком смысле) деятельности людей во всех ее проявлениях;

Ø информационного, которое видит в культуре транслируемую внегенетическим путем информацию;

Ø семиотического, которое видит в культуре систему языков, эту информацию хранящих и передающих из поколение в поколение;

Ø сохраняют влияние и «классические» представления о культуре как системе символов, вырабатываемых человечеством и специфических у каждого народа, как форм игровой деятельности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 509; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.