Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Строение мира культуры




Понимание культуры как особой формы бытия, производной от человеческой деятельности, открывает путь к анализу ее строения. Поскольку деятельность людей выступает в трех основных формах — материально-практической, духовно-теоретической и практически-духовной — художественной, постольку в целостном поле культуры исторически дифференцируются три соответствующие подсистемы — материальная культура, духовная культура и художественная культура (последнюю неправомерно отождествлять, как это часто делается, с эстетической культурой, потому что определенным эстетическим потенциалом обладают все сферы деятельности человека — и труд, и игра, и наука, и техника, и медицинская практика, и военная, и речь человека, и его манеры — все, что человек делает, он может делать красиво и некрасиво, изящно и грубо, и плоды его деятельности могут быть величественными и пошлыми, оцениваться как трагические и комические, художественная же деятельность есть особый — образный — способ воссоздания реальности, обращенный к нашему переживанию и тем самым дополняющий ваш жизненный опыт, позволяя каждому пережить то, чего он не может пережить в своей реальной жизни).

Деятельность человека должна осмысляться философски как всесторонне-целостное пространство действенных отношений человека и мира. Этот вывод также можно представить наглядно.

Рис. 4. Три подсистемы культуры

Эта схема разрушает декомпозицию материальной и духовной культуры: в культуре нет и не может быть ничего чистоматериального, неодухотворенного интересом людей, замыс­лами, проектами создателей «второй природы», и нет и не может быть ничего чистодуховного, нематериализованного в речи и музы­ке, в мимике и жесте, в письме и рисунке. В реальном бытии культуры ее духовные формы, религиозные и светские, эмоционально-мистические и рационально-научные обретают независимость от выражающих их материальных средств, а созданные людьми вещи, подобно человеческому телу, живут по законам бытия, уходящего в небытие. Выделение художественной культуры как подсистемы культуры обосновывается ее амбивалентностью: искусство является «и тем и этим», т.е. и духовной деятельностью, и материальной; причем две стороны — поэтическая идея и звучание стиха, песни или симфонии, пережива­ние природы и красочное полотно картины, динамическое чувство и жесто-мимическая материя танца, и т.д. — во всех видах искусст­ва слиты воедино и не могут быть разъединены. Ни та, ни другая сторона не может быть заменена: слово в стихе — другим словом, рисунком или жестом, актерское движение — рисунком, словом или напевом, фортепьянная партия в концерте Чайковского — скрипич­ной, и наоборот; более того, роль, сыгранную И. Смоктуновским, нельзя заменить той же ролью в исполнении В. Высоцкого, и даже одно исполнение произведения искусства актером, музыкантом, балери­ной — другим.[23]

Такое нерасторжимое единство двух начал на философском языке называется тождеством. Именно взаимное отождествление ду­ховного и материального и отличает художественную деятель­ность от духовной и материальной, а тем самым служит основанием для различения трех подсистем культуры.

Однако в пределах самой культуры духовное, материальное и ху­дожественное содержание существенно неоднородно. Содержание духовной культуры определяется строением духовной деятельно­сти человека. Как показал ее системный анализ, она охватывает три способа освоения субъектом объективной реальности, которые яв­ляются необходимыми и достаточными для обеспечения подлинно­го и полноценного человеческого бытия, — это три вида субъектно-объектного отношения: 1) познание мира; 2) его ценностное ос­мысление; 3) идеальное преобразование (проектирование желаемого); 4) необходимое для всего этого межсубъектное взаи­модействие людей — их духовное общение (рис. 5).

Рис. 5. Строение духовной культуры

Материальная культура включает в себя,

во-первых, техни­ческую культуру, рождающуюся в процессе преобразования человеком природной материи.

Эта форма материальной культуры, которую часто неправомерно отождествляют с материальной культурой как таковой, представляет собой творимый людьми мир тех­нических средств воздействия на природу и на самих себя: от здания собственных искусственных органов (ножа и пилы, ло­паты и серпа, рычага и колеса, копья и меча и т.д.), компенсирую­щих природную, физическую слабость человека, до изобретения хитроумнейших машин, приборов, средств передвижения и связи.

Во-вторых, физическую культуру, т.е. способы преобразования человеческого тела. Это поня­тие долгое время трактовалось в русле свойственного всем постязыческим религиям презрительного и ханжески-стыдливого от­ношения к телу как сопернику духовных устремлений человека к Богу и к бесплотному вечному бытию в потустороннем мире. Однако в наше время оно начинает приобретать адекватные ос­мысление и оценку, основанные на понимании того, что формиро­вание собственного тела — это не только так называемая «физ­культура» и спортивные игры, но и медицина, питание, сексуаль­ные отношения, создание благоприятных экологических условий для здоровой жизни. Есть все основания полагать, что чем дальше будет развиваться цивилизация, тем более значительное место станет занимать в ней физическая культура, так как в конечном счете идеальный образ человеческого бытия, который, говоря язы­ком синергетики, должен служить аттрактором — силой притя­жения из будущего — нашей деятельности, складывается из рав­новесия, гармонии и взаимного опосредования духовной и ма­териальной жизни человека.

В-третьих, социально-организационную культуру - со­циальную форму материальной культуры в силу того что материальный мир предстает в трех формах — природы, человека и общества.

«Социальная материя» отличается от природной, но это не лишает общественное бытие своеобразного материального субстрата. При всей метафорично­сти употребления понятий «материя», «материальное» примени­тельно к общественным явлениям, сам факт такого применения говорит о несомненной существенной общности между социаль­ной и природной, телесной материей человека. Общность состоит в том, что общественные отношения — и производственные, и социально-политические, — чтобы быть прочными и независимы­ми от функционирующих в них людей должны иметь определен­ные организационные формы: государственные органы, суд, уни­верситеты и все другие учреждения и организации, которые суще­ствуют предметно, объективно, независимо от того, кто их создал и кто в них работает. Таким образом, культура выступает в данном случае как форма опредмеченного бытия общественных отношений, что оправдывает использование понятия-бинома «социокультурное», обозначающего единство содержания и формы в этой сфере бытия.

Так, социально-организационная форма материальной культуру (в отечественной литературе ее обычно называют «политической») обеспечивает ей полное осуществление возможностей «окультуривания» бытия человечества, неизвестного природе.

В-четвертых, материальное общение. Оно подобно выделенному в духовной культуре меж­субъектному взаимодействию, однако осуществляется практически а не духовно. Речь идет о тех формах коллективной практики — в труде, военном деле, спортивных играх, сексуальной жизни — участники которых выс­тупают как равно свободные и равно активные субъекты общей деятельности (рис. 6).

Рис. 6. Строение материальной культуры

Строение художественной культуры аналогично структуре обеих рассмотренных подсистем культуры: в одном измерении оно опре­деляется различиями художественной предметности, т.е. произве­дений разных видов искусства, в другом — межсубъектными отно­шениями в данной сфере культуры. Своеобразие ее строения обус­ловлено тождеством духовного и материального в художественной творчестве. В первом измерении это выражается в различиях между конкретными проявлениями духовного содержания и в различиях между соответствующими данным содержаниям материальными средствами художественной формы. Так отличаются друг от друга три класса искусств, определяемых по материальной структуре как пространственные, временные и пространственно-временные, а по особенностям духовного содержания — как воссоздающие пережи­ваемый художником материальный мир — природу, человека, вещи (живопись, графика, скульптура, художественная фотография), выра­жающие внутренний, эмоциональный мир человека (музыка и хоре­ография) и соединяющие интеллектуально-духовное изображение (осмысление) реальности с выражением эмоционально-оценивающего отношения к ней художника (литература, театр, кино и телевизион­ное искусство). Таким образом, искусство использует все возможно­сти, которыми располагают природа и культура, для художественно-образного освоения полноты бытия (рис. 7).

Рис. 7. Строение художественной культуры

Особенность художественного общения как формы межсубъект­ных отношений состоит в тотальном охвате отношениями обще­ния всех, кто вступает или уже вовлечен в своеобразное «заколдованное царство» субъектности. Именно общением являются отно­шения художника и зрителей, читателей, слушателей, так как они не просто воспринимают передаваемую им информацию, но по-своему переживают и осмысливают произведение искусства, тем самым соучаствуя в выработке этой информации и оказываясь своего рода соавторами художника. Общением же являются

v отношения между художниками в коллективных формах творчества и между зрите­лями-слушателями в массовых формах восприятия искусства;

v от­ношение художника к создаваемым им образам и отношение к ним зрителей, читателей, слушателей, а также

v отношения между самими образами в «художественной реальности». Вследствие этого искусство предоставляет людям — не только творцам «художе­ственной реальности», но и аудитории, «живущей в ней» силою воображения, — такую степень свободы, какую не раскрывает пе­ред ними ни одна другая сфера культуры.

Мы определяем искусство как способ моделирования действительности и жизненного опыта чело­века, служащий получению специфической познавательно-оце­ночной информации, ее хранению и передаче с помощью особого рода образных знаковых систем (художественных языков).

Следует отметить, что отличие художественной культуры и от духовной, и от материальной сфер культуры не мешает искусству в необходимых ситуациях органически соединяться и с духовными, и с материальными предметами: в первом случае соединение про­исходит в мифах, религиозном искусстве, государственных гимнах, революционных песнях, военных маршах, в научно-художественных жанрах литературы и художественно-философских притчах, стихах, диалогах; во втором — в архитектуре, дизайне, прикладных искус­ствах, а также в художественной гимнастике и других формах син­теза искусства и спорта.

Объединение в одной схеме итогов анализа строения всех под­систем позволяет добиться главной цели системной деконструкции культуры — выявить, с одной стороны, полноту и всеохватность ее содержания, с другой — целостность, обеспечиваемую спектраль­ным характером переходов от одной формы культурной деятель­ности к другой (рис. 8).

Рис. 8. Обобщающая схема строения культуры

Как видно из схемы, границы между тремя зонами культуры являются переходными — в них происходит спектральное соеди­нение соседних секторов, так сказать, взаимное наложение духов­ной культуры и материальной, художественной и духовной, а также художественной, духовной и материальной.

Действительно, архитектура, прикладные искусства, дизайн синтезируют техническое и художественное творчество, причем так, что на одном краю ряда двойственных в своей основе образований доминирует техника, на другом — искусство, в центре же оба вида деятельности уравновешиваются, образуя гармоничную технически-художественную «ткань». Аналогичная шкала переходных форм образуется на границе художественной культуры и духовной, в таких, например, двусторонних жанрах, как религиозное искусство (живопись, скульптура, храмовая музыка, ораторское искусство проповедника), политическое искусство (государственный гимн, революционная песня, военный марш, ораторское искусство политика), синтез философии и искусства (от мифов до философских пьес, притч, стихов мыслителей Нового времени); в переходной зоне оказываются испробованными все градации соотношения философского и художественного потенциалов, т.е. происходит движение от доминирования одного к преобладанию другого через их относительное равновесие. Существует также третья ситуация, при которой культура соединяет духовное и материальное начала без посредства художественной образности. В качестве примера можно привести обозначение в знаковой, символической форме связи здания с происходящими в нем духовными процессами: атрибуты государственной власти указывают на работу парламента, знаки церковной иерархии — на деятельность религиозного учреждения и т.д.

Так культура заполняет все «пустоты», образующиеся между ее различными формами, демонстрируя тем самым действие одного из главных законов ее функционального бытия — все, что человек создает и что он привносит в обустраиваемую им бытийную «нишу» из природной и социальной среды, необходимо как можно более полно осмысливать, ценностно осваивать, одухотворять, очеловечивать.

Культура есть системная, исторически образовав­шаяся и исторически изменяющаяся многосторонняя целостность спе­цифически человеческих способов деятельности и ее опредмеченных плодов — материальных, духовных и духовно-материальных, художе­ственных (поскольку в искусстве духовная содержательность и мате­риальная форма взаимно отождествляются, образуя специфический информационно-семиотический текст)» [24].

 

Получив, таким образом, общее представление о культуре, можно перейти к анализу ее отношений с другими формами бытия, а именно с природой, обществом и человеком. Взаимодействие с ними обусловливает ее функционирование и развитие.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1135; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.