Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Девиация: сущность, причины и функции




Девиация: моральные и внеморальные различия. Начиная с самого детства, повседневная жизнь содержит множество восприятий нами людей, которые тем или иным образом отличаются друг от друга. В классе белых детей есть один черный ребенок; есть девушка, подпирающая стену на вечеринке; есть физически увечные и психически неуравновешенные. Однако имеется и другой тип различий. Есть мальчик, который выражает свое возмущение, когда остальные в группе смеются над грязной шуткой; есть голубь в офисе, наполненном ястребами, или, коли уж на то пошло, — ястреб на вечеринке с коктейлями, устроенной голубями. Эти различия не похожи на упомянутые прежде (или кажутся таковыми), поскольку являют собою преднамеренное отрицание ценностей или норм группы. Быть черным, или застенчивым, или калекой — это условие, налагаемое на индивида. С другой стороны, быть жеманным или политическим нонконформистом — это акт выбора. Именно этот второй тип различий мы и рассмотрим в настоящей главе.

Термин, который обычно используют сегодня социологи для такого типа различий, именуется девиация. Как мы увидим далее, девиацию определяли и объясняли по-разному. Однако среди социологов существует широко распространенное согласие по поводу этого базового понятия: девиация всегда относится к такому поведению, которое является нарушением прибил, выработанных данным обществом или группой. Другими словами, понятие девиации подразумевает, прежде всего, моральное отличие. Оно относится к отказу или, может быть, неспособности индивида или группы придерживаться тех моральных норм, которые превалируют в том социальном контексте, о котором идет речь.

Коль скоро осознается относительность социальных понятий нормальности, а потому и девиации, можно прийти к простому, но важному взгляду: девиация находится «в уме». Выразим иначе: девиация — это дело социального определения. Мы можем еще раз вспомнить знаменитое утверждение У.И. Томаса: «Если люди определяют ситуацию как реальную, она должна быть реальна по своим последствиям». В этом смысле нормальность и девиация — это важные компоненты «реальности». Таким образом, перефразируя того же Томаса, если общество определяет конкретный тип поведения как девиантный, тогда те, кто вовлечен в него, должны претерпевать последствия того, что их рассматривают как девиантов, нравится им это или нет. Общества всегда бывают обеспокоены своими определениями реальности. Когда индивид проявляет преднамеренный отказ признавать реальность в том виде, как она социально определена, он рассматривается как опасный. Ни один социолог не будет отрицать, что фактически он и есть опасный в данном вопросе. Это в особенности справедливо для тех случаев, когда девиация носит «непростительный» характер.

Отсюда следует также, что понятие девиации может считаться значимым лишь в том случае, если говорить о социальной ситуации, которая существует в высокой степени консенсуса о том, какими надлежит быть правилам социальной жизни. Чем более стабилен этот консенсус, тем более «достоверны» указания на девиацию, — то есть «достоверны» в умах указывающих. В тех областях социальной жизни, в которых не существует такого консенсуса, в буквальном смысле невозможно быть девиантом. В таких областях нет типичных ожиданий, или еще не установлено, какими эти ожидания должны быть, и поэтому может происходить практически все, что угодно. В шутку можно сказать, что нет никакой забавы в том, чтобы быть плохим, когда больше никто не знает, что означает быть хорошим. Философы давно утверждали, что порок паразитирует на добродетели. В несколько ином ключе социологи могут сказать, что девиация зависит от конформности. В ситуации, в которой почти все мужчины чисто выбриты, индивид может что-то сообщить, отращивая бороду. Однако в ситуации, в которой волосатое украшение мужского лица простирается от щепетильного лишения всякой растительности через бакенбарды, усы и эспаньолки до пышных джунглей спутанных волос, значение наличия или отсутствия бороды становится весьма туманным. При этом больше не имеет смысла говорить о девиации.

Во времена быстрых социальных изменений или в ситуациях, в которых существует плюралистичность стандартов, социальные экспектации становятся неопределенными и лишенными силы консенсуса. Как следствие этого, люди приходят в замешательство по поводу того, что же считать «нормальным», а что нет. В таких ситуациях имеют место быстрые изменения в определениях реальности. Поведение, которое считалось девиантным вчера, сегодня становится приемлемым, и наоборот. Такова сегодня в большей или меньшей степени ситуация в большинстве областей социальной жизни. Это влечет за собой курьезные последствия. Прежде, во всяком случае, было весьма ясно, кто девиант, а кто нет, и нервничать приходилось главным образом девианту. Теперь, когда все эти разделительные линии стали нестабильными, нервничать склонны все, потому что каждый имеет причины беспокоиться о том, что его собственная «нормальность» завтра может быть радикальным образом поставлена под вопрос. Безумие подстерегает на каждом углу, и те, кто специализируется на изгнании своих ужасов, имеют процветающий бизнес.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1318; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.