Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение в теорию урока 10 страница




Идея всеобъемлющего контроля при индивидуальном опросе реализована в педагогической системе учителя-мастера В.Ф. Шаталова[43]. На его уроках все ученики включены в устный и письменный индивидуальный опрос посредством работы с опорными сигналами. Поскольку через публикации учителя русского языка Ю.С. Меженко, последователя и ученика В.Ф. Шаталова, опорные конспекты пришли во все уголки нашей страны, постольку и опыт В.Ф. Шаталова – Ю.С. Меженко может быть использован при организации индивидуального опроса на уроках русского языка. Десять-двенадцать минут урока, отведённых на индивидуальный опрос, В.Ф. Шаталов использует очень продуктивно. Все учащиеся класса за это время должны воспроизвести опорные сигналы прошлого урока. Вслед за В.Ф. Шаталовым учителя русского языка стали использовать «тихий опрос». Пока класс воспроизводит опорные конспекты, последовательно вызываются 4 ученика, которые по опорному конспекту, лежащему на столе учителя, рассказывают ему потихоньку содержание части опорного конспекта, характеризуют один блок из четырёх. А затем садятся за парту и воспроизводят письменно остальные три четверти опорного конспекта. Каждый из них получает две оценки: одну за устный комментарий к опорному конспекту, другую за его воспроизведение. В углу классе у В.Ф. Шаталова стоит стол, на котором помещён магнитофон и лежит лист с опорными сигналами. К нему приглашаются по очереди еще 4 ученика, которые комментируют по одному блоку опорных конспектов, записывая свой ответ на магнитофонную ленту. Потом они сядут за парту и продолжат ответ письменным образом. Одновременные ответы учителю и магнитофону увеличивают время активной речи каждого ученика на уроке. Кроме того, устные ответы показывают, осмыслен ли опорный конспект или ученик ограничился механическим запоминанием. Если ответ магнитофону нехорош, его никто не услышит, если же слабый ученик ответил удачно, то назавтра его ответ услышит весь класс. Поощрение окрыляет.

Не следует думать, что стоит войти в класс и применить шаталовскую систему индивидуального опроса по опорным конспектам, как всё получится сразу само собой. Такая организация индивидуального опроса требует от учащихся всего класса хорошей ежедневной подготовки к уроку и чёткого знания того, какие действия и в какой последовательности нужно совершить каждому за двенадцать минут, отведённых на весь такой опрос. Работа начинается с того, что В.Ф. Шаталов постепенно приучает всех школьников без исключения учить дома урок. Проверка идёт через обязательное воспроизведение каждым опорного конспекта. Привлекая родителей, привлекая общественное мнение учащихся (листы учёта с оценками за воспроизведение опорных сигналов висят в классе), В.Ф. Шаталов постепенно разрушает сложившиеся у некоторых учеников неблагоприятные стереотипы. Ставя ученика под неусыпный контроль, шаталовская система сначала заставляет его каждодневно трудиться и получать плоды этого труда, а потом ученику начинает нравиться, что у него хорошо получается. На это у В.Ф. Шаталова уходит 3-4 месяца работы. Лишь после этого вводится «тихий опрос».

Трудно согласиться с абсолютизацией положения, что в момент индивидуального опроса классу всегда необходимо слушать отвечающего. Представьте, что к доске вызваны слабые ученики. Их ответы, вялые и медлительные, для сильных и средних учеников томительны и неинтересны, а обучающее воздействие весьма сомнительно. Такой опрос часто оборачивается для класса потерей времени. Что же делать? Никогда не вызывать слабых для индивидуального опроса? Некоторые учителя так и поступают, обрекая слабых учеников на дальнейшее отставание в атмосфере бесконтрольности. Опыт В.Ф. Шаталова убедительно показал обратное: именно через тщательный и постоянный контроль за работой пролегает путь ученика из категории слабых в категорию благополучных. Отсюда вывод: слабые ученики должны участвовать во всех видах опроса, в том числе и в индивидуальном, ибо он учит связным устным развернутым ответам. Однако пока школьник не научится отвечать качественно, слушателем его ответов будет учитель, а класс в этот момент целесообразнее переключить на выполнение письменной самостоятельной работы. При этом выигрывает и класс, и учитель. Класс поработает самостоятельно, а учитель сможет спокойно выслушать спрашиваемого, поправить ошибки, объяснить неясное, даже чему-либо научить, не волнуясь из-за того, что класс простаивает. При опросе слабоуспевающих надо создавать атмосферу доброжелательности и объективности в оценке. Рекомендуется предупреждать их перед индивидуальным опросом, разрешать им пользоваться составленным дома планом ответа, давать на дом упражнения того же типа, который будет использоваться при опросе, и предупреждать об этом. Все это поможет создать ситуацию успеха, которая очень нужна этим ученикам.

Ответ ученика у доски окончен. Необходимо оценить его сразу, не откладывая, пока все участники индивидуального опроса: опрашиваемый, учитель и класс – находятся под живым впечатлением от происшедшего, помнят все детали ответа. В условиях сотрудничества учащимся предлагают высказать свое мнение об ответе, оценить его. В обсуждение имеет право включиться и отвечающий, который дает оценку своего ответа. Окончательное решение оставляет за собой учитель. Его краткая рецензия обязательно сопровождает оглашение отметки. Реплики типа «Садись, три», «Подай дневник, четыре» не способны повлиять на учащихся. В них учитель – бесцветная личность. Нужно чётко показать, за что в шкале ценностей, предлагаемых учителем, «три», за что – «четыре», за что – «пять», чтобы у ученика появлялось стремление преодолеть ту планку, которую поднял учитель. В мотивации оценки ясно проявляется личность учителя: его профессиональные качества (глубина или поверхностность владения предметом, сумма требований к ученикам), черты характера (справедливость или необъективность, строгость или либеральность). Краткость момента не снимает его значимости для воспитательного воздействия. На крайних полюсах, постигая своего учителя, ученики либо стремятся соответствовать высоким, но справедливым требованиям уважаемого человека, либо пренебрегают им и его предметом.

Подведём итог: индивидуальный опрос у доски – самый глубокий вид опроса. Чтобы пройти через него благополучно, ученик должен иметь системные, а не разрозненные знания, суметь дать связный, развёрнутый ответ по теории, продемонстрировать умение логически мыслить, строить монологическую речь в научном стиле, обладать практическими умениями и навыками.

Разновидностью индивидуального опроса является опрос по карточкам.

В карточке для опроса могут быть представлены вопросы по теории и практические задания или только практические задания. Работать с карточкой ученик может либо на доске (лучше на той стороне, которую не видят ученики, чтобы они не отвлекались от своих дел), либо в своей тетради или на листе бумаги (это удобнее, т.к. работу нужно сдать по её окончании, а тетрадь нужна на последующей части урока). Пять-семь минут для подготовки ответа получает тот, кто выполняет задание на доске, до 10 минут – тот, кто остается за партой. Разница во времени объясняется тем, что первый часть ответа даёт устно, а часть – письменно, в то время как второй весь ответ должен представить в письменном виде. Заканчивая опрос, учитель собирает карточки и письменные ответы на них у всех сидящих за партой. Молодой учитель совершит оплошность, если забудет о тех, кто отвечает по карточке на своём месте. Вот уже и объяснение состоялось, а ученик, пользуясь бесконтрольностью, всё работает со своей карточкой. Он порой успевает и в учебник посмотреть, и обсудить свои вопросы с товарищем. В таких случаях опрос по карточке теряет смысл.

Карточка может быть тематической, т. е. содержащей теоретический и практический материал на определённую тему. Например, карточка на тему «Прямая речь» (5 класс) предлагает ученику записать три предложения, которые даны в ней без знаков препинания, расставить необходимые пунктуационные знаки и составить схемы этих предложений. Тематические карточки могут быть использованы в ходе текущего или итогового опроса по теме, а также при ликвидации пробелов в подготовке того или иного ученика.

Карточка с комбинированным заданием проверяет не только знания, умения и навыки по текущей теме, но широко включает разнообразное повторение. От учащихся требуется вставить пропущенные орфограммы и пунктограммы и графически объяснить их выбор, выписать словосочетания и установить их тип, составить схемы предложений, определить морфемный состав и способ словообразования указанных слов, подобрать к ним однокоренные, произвести грамматический разбор различных видов и т.д. Через карточку с комбинированным заданием удобно проверять умения и навыки, которые ученик получает при изучении раздела «Развитие связной речи». В этом случае в карточке даётся связный текст, вокруг которого группируются задания типа: определить тему текста и его главную мысль, озаглавить его, составить план, доказать, что этот отрывок является текстом, указать стиль и тип речи текста и т.д.

Посредством карточек удобно осуществлять принцип индивидуального подхода к ученикам при опросе. Карточки для слабых учеников могут содержать консультацию, подсказку: образец рассуждения, алгоритм, опорную схему. Например, в карточке помещено обычное упражнение на раскрытие скобок: «Он говорил (не) правду, а ложь, (не) красивый поступок, (не) ряшливый вид, (не) глубокая речонка, (не) навистный враг, отошёл (не) далеко, выглядел (не) весело, слушал (не) внимательно»[44].

Необычно в ней то, что перед упражнением стоит вопрос: «Какие из перечисленных приемов вы использовали при определении выбора слитного и раздельного написания не с существительными, прилагательными, наречиями на О:

1. Найти противопоставление.

2. Выяснить, употребляется ли слово без не.

3. Установить, можно ли заменить слово синонимом.

4. Над каждым словом с не напиши номер ответа».

Это только один пример из содержательного пособия Г.А. Богдановой, в котором можно найти много образцов разнообразных карточек-информаторов для работы со слабыми учениками: карточки с правилом, карточки с таблицей, карточки с образцами рассуждений. Молодому учителю полезно изучить это пособие, так как оно вводит во все тонкости составления карточек для слабых. Слабый ученик – это во многих случаях ученик со сниженным уровнем природных данных: памяти, способности к анализу и синтезу и др. Карточка как бы восполняет отсутствие этих данных, напоминает о тех теоретических положениях, на основе которых можно провести анализ и сделать правильные выводы. Это снимает стресс и помогает усвоить способ действия.

В карточках для средних учащихся подсказка убирается. Задания проверяют не только знания и умения, но и рассчитаны на сообразительность для развития мыслительных способностей средних учеников. В карточки наряду с обычными упражнениями постоянно включают задания типа: исправьте ошибки, сделайте выборку, произведите классификацию, поработайте со схемами, найдите общее и различное, переконструируйте предложения и т.п. Вот карточка для среднего ученика, предложенная Г.Р. Старовойтовой в 8 классе:

1. Исправьте ошибки.

Школьники, учите уроки добросовестно.

Журнал принесли утром.

2. Прочтите схему предложения и охарактеризуйте его и и

3. Расставьте знаки препинания1.

Сильным ученикам готовят карточки с творческими заданиями, с большим объёмом самостоятельных мыслительных операций. Например:

1. Какую службу выполняет ь?

2. Какой общей мыслью связаны пословицы: Две руки сильнее одной, Друзьям не поможешь — сам пропадешь?

3. Подберите глаголы, в состав которых входят следующие буквенные сочетания: жься, нь, ешь, чься. Назовите грамматическую форму таких глаголов2.

Из года в год педагоги-мастера накапливают разнообразные карточки для опроса сильных, средних и слабых учащихся. Они придумывают их сами, используют для этой цели упражнения учебника, «Дидактические материалы» к учебнику, публикации учителей и методистов. В создании карточек могут принимать участие сильные ученики, ассистенты учителя и консультанты учащихся. Карточки пишут на плотной бумаге или их наклеивают на картон, тогда они служат долго и освобождают учителя от труда в последующие годы. Постепенно формируется картотека, в которой карточки систематизированы по темам, по классам и по способностям учащихся. Это облегчает труд учителя.

Кто и когда проверяет ученика, выполнившего задание по карточке? Если задание выполняется на доске, то проверкой занимается весь класс под руководством учителя. Если карточка дается сидящему за партой, то результаты можно проверить следующими способами:

· учитель проверяет работу после урока или на уроке в момент, когда все ученики заняты самостоятельной письменной работой;

· карточку проверяют ассистенты и консультанты из сильных учеников и сами выставляют оценку;

· осуществляется самопроверка при помощи карточек-информаторов, т.е. карточек справочного характера. Получив в конце работы такую карточку, ученик сравнивает с ней свой ответ и выставляет себе оценку;

· учащиеся обмениваются работами и проверяют задание взаимно.

Уплотнённый опрос. Индивидуальный опрос у доски можно объединить с опросом по карточкам. Такая ситуация получила название уплотнённого опроса, т.к. увеличивается количество опрошенных за единицу времени. Три-четыре ученика получают карточки и работают, сидя за первыми партами. Еще двое-трое отправляются с карточками к доске и выполняют свои задания на тех её частях, которые не видны классу (створка доски ставится под углом, а за ней помещается опрашиваемый). Это уберегает класс от рассеивания внимания. Вместо того, чтобы слушать отвечающего или участвовать в проверке домашнего задания, некоторые ученики «болеют за своих» и не работают по программе учителя. Чтобы дать возможность вызванным к доске подготовиться к ответам по карточкам, учитель на пять минут занимает класс другой работой: проверяет домашнее задание, проводит устный индивидуальный опрос ученика у доски или задаёт небольшое упражнение (словарный диктант, разбор одного предложения и т.п.). Если для индивидуального опроса без карточки был вызван ученик, то работа идёт в таком порядке. Класс прослушивает его ответ, участвует в обсуждении оценки, а затем обращается к проверке написанного на доске учащимися, получившими карточки. Она должна идти в быстром темпе, так как результаты очевидны. Ошибки исправляются, от опрашиваемого требуют пояснения. Если у него есть вопрос по теории, он отвечает. Оценка за ответ мотивируется. Так же проходит ответ второго и третьего ученика с карточкой. При этом важно не сбиться с темпа, иначе опрос у доски вместо 12 минут может занять все 25, а это катастрофа для класса, так как программа работы на уроке окажется урезанной на треть. Уплотнение опроса требует от учителя развитого внимания: он слушает ответ одного ученика, следит за тем, что делают вызванные к доске с карточками, наблюдает, самостоятельно ли выполняется задание по карточке работающими за партами, и вовлекает в прослушивание ответа класс. Не всякому начинающему это под силу. Молодому педагогу лучше освоить сначала каждый вид индивидуального опроса в отдельности, чтобы постепенно подойти к уплотнённому опросу.

Уплотнённый опрос имеет сторонников и противников среди педагогов. Первые видят в нем возможность экономно использовать время урока, так как за те же 12 минут можно поставить не три оценки, а шесть (трём у доски и трём работавшим за партами). На ответ по карточке у доски, как правило, уходит меньше времени, чем на устный связный развернутый ответ при собственно индивидуальном опросе. Все это увеличивает объём контроля на уроке.

Задание на карточке легко дифференцировать. Посредством карточки можно поставить под контроль ликвидацию пробелов в умениях и навыках слабых учеников, получающих индивидуальные задания на дом.

Противников уплотнённого опроса не устраивает то, что существует постоянный риск затянуть опрос, перейти границы отведённого на него по плану времени и деформировать урок. Не удовлетворяет их работа класса в момент уплотнённого опроса: не все слушают ответы и участвуют в проверке написанного на доске. Такая работа представляется им неэффективной. Из-за недостатка времени у учителя на уроке проверка письменных работ по карточкам у сидящих за партами часто переносится за пределы урока. Лишь на следующем уроке они возвращаются ученикам. Это снижает интерес учащихся и класса к оценке. Думается, что при учёте опасностей, подстерегающих учителя при организации этого вида опроса, он может приносить пользу, сочетаясь с другими видами опроса.

Групповой опрос представляет ещё одну разновидность индивидуального опроса. Ученики работают в малых группах (от двух до четырёх человек). Задание для коллективной подготовки к опросу им может быть дано прямо на уроке или накануне опроса в качестве домашнего. Оно включает вопросы по теории, ответы на которые не всегда можно найти в школьном учебнике. Тогда для углубления знаний рекомендуется дополнительная литература, из которой следует извлечь новую информацию и ознакомить с ней класс. Вторую часть группового задания составляют разнообразные упражнения типа: подобрать примеры из художественных произведений, иллюстрирующих то или иное языковое явление (например, обращения в творчестве А. С. Пушкина, прилагательные в произведениях К. Паустовского), провести комплексный анализ связного текста, составить схемы и наполнить их примерами, путём личных наблюдений собрать материал для сочинения, составить план предполагаемого сочинения, подобрать тексты различных стилей и типов речи, доказать их принадлежность к стилям и типам речи и т.д. Задания могут сопровождаться конкретными указаниями учителя о том, какие вопросы нужно проработать коллективно, чтобы любой из малой группы готов был к ответу, какие вопросы следует подготовить кооперативно. Ребята распределяют между собой творческие задания и планируют композицию ответа: кто и в какой последовательности будет отвечать на уроке. При индивидуальном групповом опросе желательно локализовать ответ и выслушать всех членов группы, чтобы получить полное представление о подготовке каждого. Полагаем, что наряду с индивидуальными оценками должна быть поставлена и общегрупповая, характеризующая взаимодействие членов группы в процессе подготовки к опросу. Групповой индивидуальный опрос обостряет внимание всех учащихся класса к ответу товарищей. Членам группы разрешается дополнять и исправлять друг друга. Идёт соревнование за лучшие ответы, ребята заботятся о престиже своей группы. Никому не хочется подвести согруппников, поэтому появляется ответственность, заинтересованность в общем успехе. При групповом опросе возможна коллективная подготовка в паре. Двое учеников садятся на отдельной парте, обсуждают предполагаемый ответ и договариваются, кто и о чём будет рассказывать при опросе.

Они вместе появляются у доски и, сменяя друг друга, представляют полный ответ по заданию, данному им на карточке.

Общеклассный письменный индивидуальный опрос. На уроках вторичного закрепления, обобщающего и систематизирующего повторения всю проведённую работу по приобретению знаний, умений и навыков венчает итоговая письменная проверочная работа, посредством которой осуществляется итоговый опрос. С её помощью проводится срезовый контроль, т. е. устанавливается качество знаний, умений и навыков по пройденной теме у каждого ученика. Длительность работы от 10 минут до целого урока. Посвятить целый урок контролю учитель может лишь в конце значительной по объёму темы, раздела или курса – недостаёт времени. Зато для десятиминутных контрольных и проверочных работ всегда найдется время на уроках вторичного закрепления, систематизирующего и обобщающего повторения, на уроках-зачётах. Путем мини-контрольной работы учитель устанавливает обратную связь со всеми учащимися класса одновременно и обнаруживает, каково качество овладения очередными умениями и навыками, кто отстаёт, кому и как надо помочь. При выборе материала для мини-контрольной работы и формы её проведения задача состоит в том, чтобы краткость не уничтожила содержательность проверки. Предотвратить это помогают формы экспресс-контроля. К их числу относятся:

1. Контролирующие вопросники (по терминологии разработавшей и предложившей их Р.М. Златкиной-Фельдман[45]) или тестовые задания с выборочным ответом (по терминологии Г.А. Богдановой[46]). Все ученики получают карточки с пятью или десятью заданиями (для удобства выставления оценок одному или двум заданиям соответствует балл) и листок для ответа. Каждое из заданий обозначено римской цифрой. К заданию дано 4-5 примеров, пронумерованных арабскими цифрами. Из этих примеров только один или два соответствуют правильному решению. Ученик на листке записывает сначала свою фамилию, затем столбиком начинает записывать номер вопроса (римская цифра) и на этой же строке – номера правильных ответов. Например: тема «Односоставные предложения» (8 класс). В карточке-вопроснике:

I. Найдите двусоставные предложения.

Умную голову почитают смолоду.

С горы открывался чудесный вид.

Дымом щипало глаза.

И понесла вперед пехота своё родимое ура.

Люблю грозу в начале мая.

II. Найдите неопределенно-личные предложения.

Взрывом раздробило скалу.

Завтра уходим в море.

Цыплят по осени считают.

Жмурюсь от яркого света.

Водой залило подвал и т.д.

На листке ученика ответ:

I- 2,4

II- 3...

Учитель даёт для контрольной работы не менее двух вариантов контролирующих вопросников, чтобы учащиеся работали самостоятельно. К каждому варианту учитель готовит цифровой код – правильный ответ на все вопросы программы, который помогает ему и ученикам-ассистентам очень быстро проверить все работы и тут же объявить результат. В содержательности проверки сомнений нет.

В нашем примере ученик рассмотрит в десяти вопросах пятьдесят предложений и обнаружит умение определять все типы односоставных предложений, отграничивать их от двусоставных и т.д. Проверка моментально покажет, кто ошибается, носят ли ошибки индивидуальный или коллективный характер. Массовость ошибок даст знать учителю, что к материалу необходимо вернуться всем классом: он плохо усвоен, при обучении были допущены просчёты. Индивидуальный характер ошибок укажет, кому нужно дать домашнее задание повторить материал и научиться разграничивать различные виды предложений, кого следует пригласить на консультацию. Затем потерпевшие неудачу вторично пишут работу по другому варианту.

2. Экспресс-контроль помогают осуществить перфокарты. Это карточки из плотной бумаги величиной с лист или пол-листа тетради. Они в упорядоченном порядке покрыты круглыми отверстиями, достаточными для того, чтобы в них можно было вписать 2-3 буквы. Г.А. Богданова предлагает перфокарты с 27 отверстиями1. По горизонтали располагается 3 ряда отверстий, по вертикали в каждом ряду по 9 отверстий, т. е. всего 27 отверстий.

Ученик кладет под перфокарту лист чистой бумаги и под диктовку учителя заполняет его орфограммами. Если диктант посвящён проверке усвоения правописания букв о и я на конце наречий, то работа протекает так: учитель диктует слово слева – ученик в первое отверстие вписывает букву я, учитель диктует слово направо – ученик во второе отверстие по горизонтали вписывает букву о. Когда ряд по горизонтали заполнен, ученик переходит на следующий по вертикали ряд. Таким образом, за короткое время он может дать ответ о правописании 27 слов. Г.А. Богданова придумала удобный приём проверки. Собранные листы (они должны быть одинаковыми по размеру, так же как и перфокарты) складывают стопкой, сверху помещают контрольный лист и насквозь прокалывают все листы шилом на месте буквы я. Проверка убыстряется. Если прокол всюду совпадает с буквой я, то задание выполнено правильно. Если прокол приходится на букву о, то ученик ошибся. В отверстия перфокарт можно вписывать не только одну букву, но и сочетания букв, например суффиксы -ек, -ик, -енн, -онн, -ян, -ян, -нн или окончания -ите, -ете, поэтому некоторые педагоги предпочитают перфокарты величиной с тетрадный лист, их можно использовать более широко.

3. К карточкам интенсивного контроля относятся перфоконверты. На их изготовление приходится затратить время, зато потом они служат долго и могут применяться как при выборочном, так и при коллективном индивидуальном опросе. Два листа склеиваются между собой сверху и внизу, а по бокам оставлены отверстия, чтобы можно было вложить чистый лист вовнутрь конверта. На обеих сторонах конверта в 3-4 столбца даны слова, а на месте орфограмм в этих словах сделаны прорези. Ученик вставляет лист в перфоконверт и заполняет прорези орфограммами. Количество слов на перфоконверте соответствует средним нормам слов для словарных диктантов: от 15 слов в 5 классе до 30 в 9 классе. С помощью перфоконвертов можно как проверять качество усвоения одного или нескольких правил (например, правописание приставок пре- и при-), так и результаты работы с непроверяемыми орфограммами в словах, которые заучиваются.

4. Экспресс-контроль можно осуществить с помощью линокарт [47] . Это карточки в 1/2 тетрадного листа, разлинованные в соответствии с интересами проверки. К их изготовлению можно привлечь ассистентов и консультантов. Ряд по вертикали содержит 9-10 строк. В ряду по горизонтали указывается признак, обосновывающий правописание, а затем – орфограмма. Так, если нужно проверить, усвоили ли школьники правописание гласной буквы в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени, то линокарту по горизонтали оформляем следующим образом: первая графа нумеруется цифрой 1, которая обозначает «первое спряжение», вторая графа цифрой 2 – «второе спряжение», третья графа содержит те суффиксы, которые употребляются при образовании причастий от глаголов первого спряжения, четвертая – суффиксы, употребляемые при образовании причастий от глаголов второго спряжения. Учитель читает первое слово «строящий» – ученик ставит точку в графу вторую и точку в графу с суффиксом -ящ- Проверка производится путём прокалывания контрольного листа шилом.

5. Проверка с помощью матрицы. Матрица – разлинованный на клетки листок, каждая клетка пронумерована.

Номер в матрице соответствует порядковому номеру примера. Существует предварительная договорённость о том, что нужно заштриховать: заштриховываем цифру, соответствующую предложению с необособленным определением или соответствующую написанию ы после ц.

Таковы основные формы экспресс-контроля, помогающие быстро (за 7-10 минут) провести и быстро проверить мини-контрольную работу.

Однако проверочная или контрольная работа может быть рассчитана на более длительное время: на половину урока, на целый урок. Для этой цели можно использовать подходящие упражнения учебника, насыщенные орфограммами и пунктограммами. Учащиеся вставляют пропущенные орфограммы и пунктограммы, графически обозначают орфограммы и пунктограммы, их признаки, условия выбора. В ходе текущего контроля в качестве проверочных работ удобно применять различные виды обучающих диктантов: предупредительный, объяснительный, выборочный, распределительный, творческий, свободный, восстановленный, диктант «Проверяю себя». Итоговую проверку по теме, разделу или курсу венчает контрольный диктант, рассчитанный на урок и содержащий, как правило, грамматическое задание, которое помогает выявить осмысленность знаний, умений и навыков. Грамматическое задание лучше давать повариантно, чтобы ученики были более самостоятельными при его выполнении. Например, к диктанту, проводимому после изучения темы «Служебные части речи», Т.А. Костяева предлагает следующее грамматическое задание:

Указать служебные части речи, заключив в квадрат частицы, в круг – союзы, в треугольник – предлоги. (Первый вариант анализирует первый абзац, второй вариант – второй абзац во всех типах заданий.)

Разбор по членам предложения одного предложения с указанием, какой частью речи является каждое слово.

Разбор слов по составу (3 слова).

Найти сложное предложение, подчеркнуть грамматические основы, начертить схему[48].

Дополнительное грамматическое задание может быть заменено указанием обозначить орфограммы и пунктограммы определённых видов в тексте диктанта. Это значит, что ученики должны не только подчеркнуть орфограммы и пунктограммы, но и обозначить их признаки и условия выбора по общепринятой в учебниках системе. Школьники признают полезность этого задания: оно помогает им совершать проверку своей работы. Например: Личиком бел, да душою чёрен.

К общеклассному письменному индивидуальному опросу относятся также такие классные работы по развитию речи, как изложения и сочинения различных видов.

Фронтальный опрос

Индивидуальный опрос предполагает локализованный в какой-либо части урока полный устный или письменный ответ ученика с результатом в конце ответа в виде мотивированной оценки. При фронтальном опросе ученик отвечает в несколько приёмов. Его ответы рассеяны по уроку. Они сопровождают ход урока: проверяется домашнее задание – участвуют 2-3 ученика, качество ответов фиксируется; пошли упражнения или вопросы по накануне изученному материалу и вторичное его закрепление – вновь привлекаем уже отвечавших и новых учеников, осуществляется повторение с целью актуализации опорных знаний, умений и навыков или сопутствующее повторение – снова поднимаем тех, кому хотим поставить оценку. И так в течение всего урока. Фронтальный опрос ведется как бы между делом, попутно. Главное внимание учитель направляет на решение очередных задач урока, а не на ответ ученика, поэтому фронтальный опрос предполагает сжатые аналитические ответы. Меняется характер вопросов по теории. При индивидуальном опросе один ученик представляет полный и систематизированный ответ по всему теоретическому материалу. Например: «Сформулируйте правила слитного и раздельного написания не с именами существительными, прилагательными и наречиями на -о». При фронтальном опросе на этом материале может быть опрошено трое учеников, каждый расскажет по одному правилу, приведёт примеры и объяснит их. Существует опасность чрезмерного дробления вопросов или их подсказывающей конкретизации: «Какую гласную букву надо писать в корне кос/кас, если за ним находится суффикс -я-?» Ученик отвечает: «я». Как ни странно, некоторые педагоги такими ответами удовлетворяются.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 645; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.