КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение. Многоликость философии
Философия — настоящий хамелеон. На первый взгляд, она может показаться чем-то неуловимым: читаешь одно определение философии и соглашаешься с ним, настолько оно представляется безупречным, читаешь другое – и оно тоже же; читаешь остальные, с первым и вторым никак не связанные и даже противоположные, - тоже не к чему придраться. А как много разновидностей философии! В античном обществе, в древности, существовала натурфилософия, то есть философия природы. В Англии после Ньютона в XVIII в. употребляли термин «натуральная философия». Он обозначал совокупность различных, основанных на наблюдении, наук. С точки зрения французского философа XIX в. Огюста Конта (основателя позитивизма), сюда же входят и социальные науки. Сегодня в англоязычных странах под «философией» понимают, в сущности, общие теоретические проблемы, смежные с вашей областью знания. Поэтому неудивительно появление в каком-либо сугубо техническом журнале на электронике таких статей, как например, «философия частно-фазовой модуляции» и т.п. В нашем отечестве под философией в большинстве случаев понимается «мировоззрение», т.е. теоретически сформулированное воззрение, знание о мире и месте в нем человека. Но философия есть нечто гораздо более сложное. Само воззрение на «мир» или, как уточняют (хотя в данном случае никакого уточнения, строго говоря, вовсе нет, а есть лишь нечто, требующее дополнительных разъяснений), «мир в целом» как объект исследования (пусть мир даже не является объектом) подразумевает объективное существование необходимо присущих «миру в целом» таких свойств, особенностей, как, во-первых, цельность, или целостность мира; во-вторых, единство мира и, в-третьих, причину или причины такого единства, или цельности, т.е. допускает существование общей, универсальной сущности («субстанции») у мира как объединения (или множества) сущностей отдельных явлений, процессов и предметов, образующих мир. В последнем случае философия выступает уже не только как теоретически осмысленное «воззрение на мир», или «мировоззрение», но и как учение о субстанции как сущности «мира в целом», т.е. определение философии коренным образом изменяется. То, что первоначально рассматривалось как сущность («мир» или «мир в целом»), теперь оказывается явлением, представлением другой сущности. А именно – «субстанции мира». Грубо говоря, получается, что «субстанция мира» как бы объединяет мир, делает его «миром в целом» и выражается в мириадах частностей и отдельностей мирового целого. Благодаря ей, мир как объект исследования для философии есть лишь один из бесконечного множества аспектов рассмотрения мира, один из возможных и плодотворных подходов к нему. Но это означает, что философия вовсе не только учение о «мире в целом». Она имеет бесчисленное множество граней, сторон и, соответственно, подходов и определений для «мира и его вещей», как говорили в старину. Философия, как следует из сказанного, есть, кроме того, учение о «единстве мира», т.е. о том, каково это единство. По сути, философия – это учение об устройстве, строении мира, о его «структуре (организации)», о соотношении, взаимосвязи и взаимообусловленности того, что делает мир единым – с тем, каково это единство по своей сущности и устройству во всем том, что этот мир образует. Мысль о недостаточности какого-либо одного из этих и многих других аспектов мира, равно как и критика одностороннего сведения философии (и «мира в целом») к той или иной определенной и потому органиченной точке зрения, стороне, к тому или иному подходу, аспекту, - справедливо высказывалась в отечественной философии философом-экзистенциалистом, литератором Л. Шестовым, С.Н. Трубецким и др. Многоликость. Многоаспектность и вообще подобного рода расчленность философии со временем, по-видимому, все более и более увеличивается. «Древнейшая философия вообще не знала расчленения», - справедливо считал В. Виндельбанд (см. его: История философии. СПб, 1898, с.16-17). Позже «стало распространенным разделение на логику, физику и этику. В средние века и ещё более в новое время логика и физика часто объединялись под категорией теоретической философии, которой, с одной стороны, противопоставлялась философия практической». В теоретическую часть, к теоретическим проблемам философии относятся все те, которые связаны с познанием действительности и анализом самого познания. При изучении действительности, в свою очередь, различают общие вопросы, касающиеся действительности вообще, - от частных вопросов, которые затрагивают лишь отдельные области и фрагменты действительности и изучаются физикой, биологией, математикой и другими науками. Именно эти общие вопросы как высшие принципы общего мирознания и покоящегося на них общего мировоззрения и являются, по Виндельбанду, предметом философии. Когда-то Аристотель первой основной наукой считал философию, которую называл «метафизикой». См же термин «метафизика» появился потому, что в древнем собрании сочинений Аристотеля философия стояла «после физики». В теоретическую часть философии Виндельбанд помимо «общих вопросов» относил также философию истории (история жизни народов), теорию познания (его происхождение и сущность), в логику (учение о постижении истины вопреки заблуждениям). Разумеется, все это связано с положительным знанием, естественным, с рассудком. Однако философия не только учение, но и поучение, назидание и даже пророчество. Она связана не только с рассудком, положительным знанием, но и с чувством, эмоциями, интуицией, инстинктами, страстями: не только с мировоззрением, но и с мирочувствием и миросозерцанием, другими словами, философия органически, по происхождению связана со своими творцом-философом, его личностью и характером, с его религиозным и моральным чувством. Причем не с личностным, индивидуальным, каким является, например, любовное или родительское чувство, а с религиозным чувством, входящим за пределы внутреннего мира индивида. Поэтому, опираясь на свое цельно-религиозное (монотеистическое) мировоззрение. Аристотель называл философию теологией (учением о боге). Позднейшие философы тоже включали в философию («метафизику») рациональную естественную теологию. Поэтому и Виндельбанд считал, что в практическую часть философии (в ряд её практических проблем) входит нравственная философия (этика), рассматривающая поступки человека с точки зрения норм нравственности. Всякий поступок имеет отношение к обществу и морали. А поскольку под моралью в узком смысле слова понимают обычно «установление и обоснование правил нравственности» не только индивидов, но и общества, то к морали (этике) примыкает философия общества (социология) и философия права. В практическую часть философии надо отнести и все проблемы искусства и религии. Философским изучением сущности прекрасного и искусства занята эстетика. Философия изучает религиозное чувство в его связи с жизнью человека. Но не с целью создать свое собственное учение о божестве или новую религию, хотя и такие попытки были, а чтобы «выяснить отношение человека к религиозным воззрениям». Эту дисциплину называют философией религии. Вероятно, «ликов» у философии чрезвычайно много. Сегодня мы далеко не все из них достаточно хорошо знаем. Мы не всегда знакомы с их прошлым, а потому не замечаем их в настоящем времени и не можем предвидеть, в каких именно отношениях и как философия выступает завтра, в недалеком или далеком будущем. Но, во всяком случае, я должен остановиться на некоторых из них, на тех, которые, по моему мнению, в своей совокупности позволят более определенно судить о том, что такое «философия». Мы радуемся, когда чужое мнение совпадает с нашим, или когда наше мнение о чем-либо или о ком-либо во всех отношениях незыблемо. Очень хотим, чтобы наше мнение постоянно подтверждалось, и было бы, если можно, вечным. Поэтому чем больше разных определений мы можем дать объекту нашего рассмотрения, тем они кажутся сомнительней, а он подозрительней. Поэтому многим людям «многоликость» философии кажется её недостатком. Между тем нетрудно заметить, особенно в споре между философами о сущности философии, что объектная, исторически сложившаяся многоликость философии уже изначально является причиной существования такого спора. Каждый из спорящих судит о философии лишь со «своей точки зрения», «со своей колокольни», под определенным углом зрения, в определенном аспекте; видит философию лишь с той стороны, в том плане, который каждому из спорящих представляется наиболее примечательным, самым главным. Основным и существенным, а к тому и наиболее для всех общезначимым и приемлемым. Поэтому каждый бесконечно удивлен тем, что после его выступления спор не прекращается сам собой. Но, как следует из приведенной ниже схемы, философия многолика и можно указать, по крайней мере, на следующие лики философии: мировоззрение, учение (наука), метод (методология), индивидуализированное самосознание эпохи, продукт всей человеческой культуры, духовное наследие человечества.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1018; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |