Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воззрения, убеждения и идеи




Мировоззрение индивида и общества, а, следовательно, и философия как особое мировоззрение, которое само себя осознало и систематизировало, - состоит из образующих это мировоззрение «взглядов», или воззрений, и «убеждений». Последние, в свою очередь, связаны с «интересами» людей, с их «действиями (деятельностью)» и «поведением». Слово «интерес» (от «inter esse» - быть между) – это присутствие, наличность, желание узнать или овладеть какой-либо вещью; в первом случае он тесно связан со вниманием, является источником знания на, так сказать, чувственном, феноменологическом уровне последнего.

Взгляды, или воззрения, выражают определенные отношения людей к действительности (т.е., грубо говоря, к природе, обществу, мышлению), а также полученные в рамках этих отношений знания и чувства. Напротив, убеждения выражают личную или общественную уверенность в правоте, истинности своих воззрений; даже в тех случаях, когда они ложны. От убеждений один шаг до фанатизма, догматизма, мистики и слепой веры. Вы можете логически непротиворечиво, глубоко и блестяще излагать свои либо чужие воззрения и убеждения. Однако далеко не все, а лишь какие-то определенные воззрения являются на самом деле только вашими, а не чужими. Между воззрениями и убеждениями большая разница.

«Взгляды (воззрения)» могут быть свои либо чужие, заимственные. «Убеждения» могут быть только свои собственные, личные. «Убеждения» других людей – чужие, не твои. Моя сверхзадача, как у Станиславского, так передать свои убеждения и воззрения, так изложить и обосновать их, чтобы они перестали быть для вас чужими и стали бы вашими, оставаясь моими. Конечно, на экзамене по философии не будет иметь значения, чьи воззрения и убеждения вы излагаете: чужие или свои собственные. Главное, чтобы они вами были логично, полно и доказательно изложены. Но хотелось бы, чтобы мои воззрения у вас, мои читатели, стали бы вашими личными убеждениями, вошли в состав вашего мировоззрения. Для такого превращения, или обращения, необходимы условия.

Условием для превращения моих взглядов в ваши убеждения является ваша, основанная на вашем житейском и ином опыте вера в истинность этих взглядов (воззрений), в их относительное соответствие действительности, которую эти взгляды воспроизводят. Эта вера питается доверием ко мне и моим словам в той мере, в какой эта вера возникает и крепнет, стимулируемая и подтверждаемая вашим жизненным опытом, вышей житейской мудростью; словом – соответствует, отвечает действительности, адекватна ей, а потому способна предвидеть ее последующие изменения, логично объяснить и обосновать то, что происходило в прошлом.

Есть доверие и, следовательно, уверенность в истинности – и тогда мои взгляды становятся вашими убеждениями. Нет подтверждения вашим внутренним и внешним опытом того, что мной высказано, - значит, нет уверенности, нет доверия – и мои взгляды, хотя вы их помните, вы их знаете, накапливаете, теряете (забываете), так и остаются для вас моими или чужими, не превращающимися в ваши личные убеждения. Они не выдержали проверки, им нет веры.

Вы можете на экзамене прекрасно излагать некие воззрения, полученные от меня, или из прочитанных вами книг, но совсем необязательно, чтобы они были вашими убеждениями. Со своей стороны, я мечтаю о том, чтобы именно мои личные философские убеждения, выражения в моих воззрениях, в результате моих выступлений перед вами стали вашими личными убеждениями. Для этого, прежде всего, нужно, чтобы вы все или кто-либо из вас поверил для вас чужим, например, льцу себя надеждой, моим взглядам. Причем поверил потому, что эти мои взгляды хорошо укладываются в ваш жизненный опыт, отвечают сложившемуся к этому времени вашему мировоззрению, склонностям, симпатиям, антипатиям, вашему мировоззрению, мирочувствию и миропониманию, вашим интересам, религиозным или научным взглядам, нашему пониманию жизни своей личной и общественной. Вера в чужие воззрения, наступающая после их «проверки» или «подгонки» под ваш собственный опыт и знания, делает мои взгляды вашими убеждениями.

А уж после того, как они станут вашими, расставаться вам с ними будет очень трудно, почти невозможно. Став вашими, они стали вами, а вы – ими. «Человек с убеждениями» обязательно повинуется им, будь он даже самим Рембо. Он их слуга, они его неизбежно вынуждают совершать даже такие поступки и действия, которые противоречат инстинкту самосохранения. Ваши убеждения – это вы сами, и наоборот.

Необходимость осуществить на практике свои убеждения подавляет ваши личные интересы, любовь к родным и близким; ваши материнские или отцовские чувства, интересы вашей семьи – все это отходит на второй план, в тень по сравнению с вашими убеждениями, с вашими мировоззрениями. Интересы человеческой особи уступают место интересам вида, личное уходит на задний план, а общественное (политическое, идеологическое, религиозное, классовое, национальное) – необходимо выдвигаться вперед. Социальное, коллективное подавляет и ущемляет личное, индивидуальное. Но куда только не заводила и не заводит увлеченных людей овладевшая ими идея!

Завороженные ею, они впадают в крайность, к которой она их неизбежно ведет; забывают, что всякая мера, и только она, разумна. А потому, следуя той или иной определенной (и уже, поэтому ограниченной, чрезмерной, односторонней) идее, ее фанатичные приверженцы эту меру преступают, выходя за ее пределы, т.е. совершают преступления. История такого рода преступлений – это история всего человечества. Каждый успокаивает себя тем, что у него «своя голова на плечах». Но нельзя надеяться только на ум. Ум – наш обманщик, чья профессия – ложь. Когда люди преступают меру, «белые одежды» становятся кровавыми, энергичные люди становятся жестокими, агрессивными, поверив чужому призыву «действовать энергичнее!». И тогда по призыву «вступать в рыночные отношения!» начинает за бесценок продаваться бесценное и купле-продаже не подлежащее общечеловеческое; заботы об экономической выгоде, если только на ней одной настаивать, превращают людей в бессовестные и безнравственные существа, незаметно для себя перестающие быть людьми. Это происходит даже в тех случаях, когда эти люди совершенно искренне и честно действуют исходя из столь же искренних и, казалось бы, правильных убеждений. «Благами намерениями вымощена дорога в ад».

Значит, надо любые убеждения и воззрения, а особенно свои собственные, подвергать жесткой и суровой критике и самокритике, проверяя их на «всегда больной зуб практики», на ее суд. Неверные или скороспелые, несвоевременные, но привлекательные убеждения убийственны для дела и жизни людей, ибо формируют ложное, безответственное, безнравственное мифологическое и утопическое мировоззрение. А оно, в качестве ложного толкования общих, то есть философских вопросов индивида и общества, не дает возможности правильно решать неизбежно возникающие в жизни частные вопросы.

Мировоззрение, которое, как правило, соотносят с индивидом отдельным человеком, неразрывно связано с обществом. Ведь каждый из нас не только живое, неповторимое, но и социальное, коллективное существо. «Я» и «мы» содержатся в каждом из нас нераздельно. Духовную деятельность и ее продукцию, если речь идет об обществе, часто называют «общественным сознанием». В известном смысле «общественное сознание», вероятно, может рассматриваться как «мировоззрение общественного бытия» в самом широком, предельно общем, а не только в производственно-экономическом смысле слова. Духовная деятельность общества и ее продукция, или «общественное сознание», состоит, как известно, из таких особых «форм» или, если угодно «особых мировоззрений» общества, как «мораль», «право», «политика», «наука», «искусство», «религия» и «философия». Это как бы семь пар очков. Наденешь «религиозные» и видишь, что во всем сущем таится «Бог», функционирует «рай» и «ад»; наденешь очки права – во всем лишь законность и беззаконие; наденешь очки искусства – повсюду «прекрасное» либо «безобразное» и т.д.

Мировоззрение неразрывно связано с человеком, индивидом. Нет человека без мировоззрения. Мировоззрение обусловлено не только воззрениями, основанными на тех или иных убеждениях людей, но и соответствием этих воззрений и убеждений: идеалом и, следовательно, интересам индивида и общества.

Идеал обозначает то, что образцово, совершенно (и в этом смысле не соответствует норме; ненормально, ибо превосходит норму) и есть трудно достижимая или вообще не достижимая цель деятельности. Эстетическим идеалом или вообще не достижимая цель деятельности. Эстетическим идеалом является прекрасное, красота. Идеал противополагается действительности, либо является ее наиболее полным выражением. Каждый человек имеет свои особые идеалы и свое представление о них. Кант определял идеал как представление единичного существа, адекватное идее. Гегель видел в идеале «идею», в которой выражена действительность, соответственная понятию». Однако не ошибочно понимал под «понятием» сущность предмета и источник развития.

Идеальный – соответствующий идеалу, не встречающийся в опыте и вообще в действительности, нереальный, т.е. неосуществимый.

Мировоззрение может быть у отдельного человека или группы людей (класса, партии, секты, общины, вообще у коллектива) и общества. Поэтому говорят об индивидуальном, классовом и общественном мировоззрении. Мировоззрение может быть самим различным: научным или антинаучным, мистическим или атеистическим, регрессивным или оптимистическим, эйфорическим или эсхатологическим.

Мировоззрение есть даже у тех. Кому совершенно незнакомо само это слово. А если кто-нибудь из вас заявит: - «Не хочу иметь мировоззрения и не буду! Отстаньте, нет его у меня и никогда не было!» - этот «крик души» и будет представлять собой мировоззрение данного человека, от которого он желает избавиться. Люди не могут не иметь мировоззрения.

Некоторые даже не знают, что обладают мировоззрением. Они живут, как мольеровский Журден, мещанин во дворянстве, которой всю жизнь не догадывается, что говорит прозой. Ясно, что у таких людей мировоззрение складывается стихийно, как бы само собой вследствие того или иного стечения обстоятельства и не контролируется, не регулируется, не осознается осознанием, а потому протекает почти вне контролирующего рассудка, преимущественно под случайным воздействием чувств, инстинктов, неосознанных страстей, желаний и волеизъявлений.

Есть люди более образованные, но и они не уделяют почти никакого внимания своему мировоззрению, миросознанию, не работают над ним, ибо не осознают его. Нам всегда некогда поразмышлять над самим собой, над правильностью своих поступков, над истинностью своих представлений и понятий о чем-либо. Мы редко, или почти никогда, не спрашиваем себя: - «Тем ли я стал человеком, которым мечтал стать? Достиг ли я того, чего хотел, и почему нет? Что мне помешало? Что мне сделать, чтобы жить счастливо и благополучно, чтобы исправить свои промахи и недостатки? Какие уроки я могу извлечь из всегда горького опыта своей жизни?».

Это – мировоззренческие вопросы, но их задает нам не просто наше мировоззрение, а наше мировоззрение как философия. Философия поэтому может рассматриваться как особая форма вопрошания.

Нам некогда остановиться, взглянуть назад, на прошлое. Поэтому мы не можем сравнить, сопоставить, а значит, понять то, что нас неосознанно мучает. Зачастую мы не понимаем окружающее и окружающих, мы не понимаем самых родных, близких и любящих нас, мы не понимаем даже самих себя.

Вечно торопясь, мы перекладываем «на потом» решение самых общих вопросов своей собственной, а значит, и всечеловеческой жизни. Раньше мы перекладывали их на «классиков марксизма-ленизма», ещё раньше на царя-батюшку. В итоге, не решив общие вопросы, мы не можем решить и частные, ибо их решение опирается на «общие» и исходит из них. Например, мы знаем, что те, кто «за реформу» - очень хорошие люди, а кто против – столь же плохие. Но что такое эта «реформа», в чем суть ее и цель, каковы ее концепция, план осуществления, этапы, их последовательность, - этого нам не сказали и мы этого не осознаем, уговорив себя, что столь общего «оторванного от жизни» и знать нам вовсе не надо; что может быть «мальчика-то и не было…?».

Мировоззрение неразрывно связано с философией. Философия есть воззрение не только на мир, но и на людей, на человека, общество и век, на индивидуальное и общественное познание и сознание (самосознание), на мышление, живую и неорганическую природу, а также на самое себя как философию.

Иметь мировоззрение, а его нельзя не иметь, - значит иметь то или иное, практически никогда не нулевое осознание действительности. В мировоззрении осуществляется интеграция знания, самосознание и целеполагания, дохода до философского сознания на своем предельно широком и глубоком уровне обобщения. Философия как мировоззрение – это способ самосознания человеком и обществом сущности мира в целом и, в частности, самого себя, своего отношения к миру, своему обществу и веку, к своей эпохе. И – отношения их к исторически определенному человеку и обществу.

Независимо от степени своей осознанности, мировоззрения, прежде всего благодаря устойчивости убеждений, изменяется чрезвычайно медленно и постепенно, если только изменяется. Изменения мировоззрения незаметны для индивида или общества – его носителей. Во всяком случае, эти изменения осознаются лишь после того, как мировоззрение уже изменилось. Как правило, мировоззрение меняется один, либо – очень редко – два раза на протяжении жизни отдельного человека, его владельца и носителя. Мировоззрение – это осознание действительности, но далеко не всякое ее осознание есть философия. Лишь мировоззрение, достаточно хорошо теоретически осознание, разработанное, логичное и обоснованное, называется «философия».

Философия – мировоззрение относительно самодостаточное, самое себя и все иное осознающее, содержащее в себе свои собственные доказательства и представляющее собой систему со своей структурой.

Философия – это особого рода мировоззрение, «особый вид осознания действительности». Философия – это не совокупность разнообразных сведений, знаний, а особая форма духовной деятельности, особая форма общественного сознания, особый элемент человеческой культуры.

Всякая философия есть мировоззрение, но отнюдь не всякое мировоззрение есть философия. Всякая селедка рыба, но не всякая рыба – селедка.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 825; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.