Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия и её предмет




Философия органически связана с миросозерцанием и его продуктом – мировоззрением. Имея в основе ту или иную картину мира, исходя из естественно и стихийно происходящего в умах людей исторически определенного миросозерцания и мирочувствия, философия сознательно разрабатывает основы человеческого, т.е. индивидуального, общественного или научного (т.е. специфического лишь для той или иной определенной науки) исторически определенного чувственно-физического умозрительного (теоретического) мировоззрения. Одним из результатов миросозерцания, наряду с мирочувствием и миропредставлением, является то или иное, отличное от них миропонимание, мировоззрение и определенная картина мира.

Философия начинается там, где человек осознает свое мировоззрение и, стремясь его сделать истинным, очистить от заблуждений, по своей воле и желанию сознательно и самостоятельно превращает его в логически непротиворечивую, научно обоснованную систему.

Философия есть мировоззрение, возведенное в ранг теории, особый области знаний, сознательно превращенное его владельцем в единую целостную систему, где осознано, ставятся и решаются вопросы о сущности природы, общества и сознания, а ответы на них логически непротиворечивы и основаны на данных науки, хотя ими не исчерпываются и к ним не сводятся. Философия – осознанное мировоззрение, содержащие в себе свои доказательства и представляющее собой некую систему со своей, характерной для неё структурой.

Принципиальный вопрос философии – это природа сознания и бытия в их взаимосвязи. С.Н. Трубецкой (см. там же, с.696) в целом следует Энгельсу, когда в 1896 г., спустя год после смерти последнего пишет об «основном вопросе философии». Это – «все отношения нашего сознающего существа к совокупности сущего». С.Н. Трубецкой исходит из стремления философии к системе цельного знания, отчего предметом ее являются основные начала всего сущего, равно как и всякого знания и прежде всего самого разума. Поэтому основным вопросом философии может служить вопрос об отношении познающего разума к вещам или к существу или же, наоборот, об отношении самого сущего к разуму. «Философия, - продолжает С.Н. Трубецкой (см. там же, с.699-700), - есть рациональная переработка данных сознания. И поскольку основным данным сознания является соотносительность нашего существа с другими существами, основным вопросом теоретической философии – онтологии и теории познания – служит вопрос о том, что такое соотношение между существами, в чем оно состоит, как оно возможно и как оно познается нами? И соответственно этому основной вопрос практической философии может формулироваться как вопрос о том, каково должно быть мое отношение к сущему?»

Сегодня в одном из отечественных учебников по философии можно прочесть, что предмет философии это «универсальное отношение человека к миру и мира к человеку». «Данное отношение, - А.И. Ракитову (см. там же, с.21), - и составляет предмет философии, именно поэтому обоснование мировоззрения и синтез картины мира, фиксирующий отношения между человеком и окружающей средой, место человека во Вселенной и в обществе, были и являются философской по своей природе задачей». В отличие от философии ни одна из множества изучающих мир наук не имеет в качестве специальной «своей собственно» проблемы – отношение человека к миру и мира к человеку.

Иногда под предметом философия понимают сущность природы, общества и мышления, рассматриваемые в плане их познания и во внутреннем единстве (тождестве), взаимосвязи.

Согласно В. Виндельбанду, «предмет философии составляют те комплексы понятий, которые надолго послужили живыми формами мышления и нормами суждений и в которых нашла себе рельефное выражение имманентная (т.е. внутренне присущая, неотъемлемая – Л.П.) структура человеческого духа». Такое понимание предмета философии определялось тем, что для Виндельбанда философии есть критическое самопознание разума как рассудка, «рацио». В Париже во второй половине XX века вышла книга «История русской философии», автор которой – богослов, отец Вас. Зеньковский считал предметом философии «единство духовной жизни людей на путях ее рационализации». А задачу философии – в стремлении человеческой мысли понять свою жизнь, привлекая для этого рассудок, логику и другие науки; в систематизации своего знания о духовной жизни. По его мнению, философию нельзя сводить к учению о познании, как это делают кантианыы и неокантианцы (например, Виндельбанд), к учению о нашем опыте, практической деятельности. Ни теория познания или гносеология, ни опыт и его описание - т.е. теория человеческой деятельности – сами по себе ещё не образуют философии.

Представление о предмете философии проделало известную эволюцию. В отечественных учебниках по философии сначала говорилось, что предметом философии как науки являются «наиболее общие законы развития природы, общества и мышления». Позднее им стало «отношение человека к миру и мира к человеку». Но философия, как и любая мудрость, не терпит решительно никаких ограничений и требует если не абсолютной, то наивозможно большей полноты, всеобщности и свободы для себя и своего предмета, своего исследования и познания всего существующего. Поэтому, видимо, в определении предмета философии мы должны вернуться к Гегелю и, еще ранее, к Аристотелю, определившему предмет философии как все сущее, все существующее. «Задача философии – писал вслед за ним Гегель, - состоит в том, чтобы понять существующее».

Из предмета философии нельзя изъять сущность того, что развивается, сохранив в определении лишь законы «чистого» развития: к тому же «наиболее общие», открытие которых входит, якобы, в задачу философии. Такой же ошибкой было бы оставить предметом философии только человека и его отношение к миру (или наоборот), как будто вне того и другого вообще ничего нет.

Философия, как уже говорилось, это мировоззрение, ставшее теорией. Это теоретически осмысленное, или осознанное, мировоззрение, в отличие от эмпирического мировоззрения, основанного главным образом и преимущесвтенно на всем богатстве бытового, житейского, чувственного опята и обладающего единичной индивидуальной или групповой, коллективной, но отнюдь не всеобщей, универсальной, мировой и общечеловеческой значимостью.

Уже первобытные люди видели, что все вокруг, и они с ним, взаимообусловлено. Без дождя пшеница не уродится. Не будет хлеба – нечего будет есть и люди умрут. В мире все взаимосвязано друг с другом. Люди зависят от других людей и от природы, земли, от воздуха, солнца. Эту взаимосвязь, это общее, единое и необходимое для всего люди осознают на своем опыте, в эмпирическом, житейском мировоззрении и в продуманном, осознанном, тщательно осмысленном и разработанном теоретическом мировоззрении, т.е. в философии.

Между бытовым, эмпирическим, житейском, с одной стороны, и теоретическим, умозрительным, осознанным, логически непротиворечивым и абстрактным мировоззрением (т.е. философией) – с другой, существует не только существенное различие, но и глубокая сущность. Фактически в каждом, и в эмпирическом, и в теоретическом мировоззрениях есть много и поверхностного, бытового, формального, и истинно философских, порой очень глубоких воззрений. Гегель называл последние «философемами».

Что входит в мировоззрение, из чего оно состоит? Это самые разные, но часто одни и те же, вопросы (и ответы на них), которые в той или иной степени суть отвлеченности от действительности, и которые в той или иной форме задавали и задают себе все люди на земле, как бы далеко друг от друга во времени и пространстве они не находились.

Ещё первобытный человек, вероятно, спрашивал себя: «Кто я? Зачем я? Зачем живут люди на свете? Откуда появились самые первые люди? Что такое добро и зло? Есть ли начало мира? Что общего между красотой человека, красотой моря и красотой цветка? Что такое красота?»

И по сей день мы тоже вопрошаем себя, не надеясь получить удовлетворительный ответ: «Что происходит в нас, когда мы решаем, считаем, рассуждаем, думаем? Как человек думает? Как он чувствует? Как связаны между собой чувство и рассудок, как уживаются в нас эти противоположности, всю нашу жизнь борющиеся между собой и с нами?

Вещи, которые вокруг меня, - они на самом деле есть, или они мне только кажутся, что есть, а на самом деле их нет, как это бывает во сне? Чем отличается то, что происходит в сновидении, от того, что происходит наяву? Может быть, это только кажется, что тепло, а на самом деле холодно?

Думают ли животные и машины? Есть ли общее между действиями тех и других? В чем сходство и различие между живым и неживым, одушевленным и неодушевленным? Каковы вообще законы мысли?

Что вообще правильно и неправильно, и почему? Как надо думать и рассуждать, чтобы всегда приходить только к правильному выводу и не ошибаться? Можно ли никогда не ошибаться?

Как правильно, благополучно и достойно должен жить человек и все человечество?»

Философия есть человеческий дух, обращенный на самое себя и все иное, чем он как на свое, изменяющееся во времени и исторически развивающееся иное сущее. Это наш дух, интересующийся своими прошлым, настоящим и будущим, и самим собой тоже.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.